Драматургический комитет Тхе Лы |
Намерение о создании официального драматургического комитета Тхе Лы вынашивал очень долго. Когда вспыхнула вторая мировая война, французская колонизаторская власть усилила требования цензуры. Газету «Новости» должны были закрыть, и Тхе Лы прекратил надеяться на сотрудничество с театральным кружком Дао Зуйки. Из-за того, что за драматургической труппой велось наблюдение, их творческая деятельность с каждым днем сталкивалась все с большими трудностями. Также им было отказано в дальнейшей аренде помещения, которое использовалось не только для проведения репетиций, Тхе Лы жил там. Коллега и добрый приятель, Тхать Лам, предложил другу и его жене пожить в скромной хижине недалеко от озера Хотэй. Спустя какое-то время, Тхать Лам скончался, причиной послужило воспаление легких. После этого события здоровье Тхе Лы тоже стало ослабевать. Ту Мо помог другу снять небольшое жилище рядом с домом своей семьи. Тогда же газета «Сегодня» была закрыта, и семья Тхе Лы оказалась в крайне трудном положении. Шон Ким пришлось разводить кроликов, чтобы прокормить семью и хоть немного улучшить финансовое состояние. А Тхе Лы тратил все свое свободное время на более глубокое изучение китайских иероглифов. Постепенно новый дом стал местом сосредоточения людей искусства. Среди них были Ту Мо, Май Лан, Хуен Киеу, Фам Ван Дон, были и художники, и музыканты, поэты. У Тхе Лы было большое желание основать профессиональный драматургический комитет, и он обладал всеми для этого необходимыми качествами. И в 1942 году его театр снова выходит в свет. Среди авторов пьес появились новые лица, такие как Ви Хуен Дак, Май Фыон, До Фон. Актерский состав также приумножился, что давало возможность справиться с большим количеством ролей. Каждый, кто сделал взнос пятьсот донгов, стал основателем. Ими стали Фам Ван Дон, Фам Ван Кхоа, Чан Динь Тхо и другие. Чтобы заплатить эту сумму денег, Тхе Лы пришлось заложить родительский участок земли, который он так и не выкупит. Он параллельно совмещал должность руководителя-постановщика и работу актером в труппе. Чинь Ны Лыонг распоряжался деньгами, Фам Ван Кхоа занимался различными сделками, а также закулисной техникой. В их комитете соблюдался порядок авторского права, были различные вознаграждения для актеров и остальных участников группы. Впервые драматургический кружок стал профессиональным, а не любительским. «Драма «Земные муки» открыла театральный сезон в 1942 году»[29]. Спектакль состоял из трех действий. Тхе Лы поменял жанр с драмы на прозу, а Лыы Хыу Фыок подобрал музыкальное сопровождение. Далее к репертуару добавили такие пьесы, как «Слезы сквозь смех», «Друг по несчастью» и другие. Актеры работали очень внимательно, вкладывая всю душу. И благодаря их мастерству исполнения, декорациям и гриму, сезон представлений получил настоящий успех. Для театрального искусства это был глоток свежего воздуха. Драматургический комитет Тхе Лы действовал недолго, потому что встретил препятствия и недовольство со стороны правительства. Организация цензуры повысила контроль по отношению к работе этого кружка. В некоторых сюжетах был замечен скрытый протестующий против власти характер, поэтому участники комитета были вынуждены заменить несколько спектаклей, а где-то убрать концовку. Отношения между правительством и драматургами становились все напряженнее. Тхе Лы и другие его коллеги решили поставить французский спектакль «Eveque D' Adran», что было разрешено только при условии, что им придется заплатить очень большую сумму денег. Спустя какое-то время, драматургический комитет Тхе Лы тихо распался. Несмотря на то, что театральная деятельность этого кружка длилась не долго, им удалось многого добиться и оставить заметный след в театральном искусстве. «Это была самая первая масштабная организация, благодаря которой в свет вышло много творческих людей»[30]. После того как театральный кружок Тхе Лы был расформирован, драматург с женой вернулись на ферму. Старые друзья с работы также появлялись там с единственным желанием снова вернуться в театр. В это время Тхе Лы написал драму из пяти глав «Вторая жена Императора». «В конце 1943 года Во Дык Зиен, богатый архитектор, разыскал Тхе Лы, чтобы предложить ему участие в создании драматического театра. Стороны договорились о том, что Во Дык Зием покупает театр и несет ответственность с финансовой стороны, а также приглашает в театр старых друзей Тхе Лы. А тот в свою очередь получает полное руководство над творческим процессом»[31]. Новый драматический кружок был создан на основе старого кружка Тхе Лы. Для драматического кружка сняли новое помещение. Наряду со старыми участниками, к союзу присоединились Доо Нюан, Буй Ком Ки, а также молодые реформаторы Тхо Шон, Тхуй Нга, Тхуй Ай, известные реформистские актрисы Ван Чун и Кхань Хой. И все это благодаря Тхе Лы, ему удалось уговорить их всех участвовать в спектаклях. Пьеса «Вторая жена Императора» положила начало драматическому сезону. В период действия драматического союза в Большом театре ставилось много спектаклей, после чего представления стабильно проходили в театре Hiep Thanh. В начале 1945 года, после государственного переворота, театральная деятельность в Ханое столкнулась с трудностями. Чтобы избежать чрезмерного внимания со стороны правительства, было принято решение о том, чтобы задержать представления в провинциях. Поездка предполагалась из Ханоя в Сайгон, из Сайгона в Камбоджою, а затем обратно на север Вьетнама. Во время гастролей поставили еще один новый спектакль «Жизнь артиста»,в котором рассказывалось о скитания бродячих актеров. После августовской революции спектакль был дополнен последней сценой : бродячие артисты радостно приветствуют революцию. Появилась небольшая театральная сценка «Героические страницы», сюжет которой основывался на вьетнамской истории и народных героях. До того как приехать с представления в город Винь, драматический кружок поставил исторический спектакль «đề thám», содержание которого было направлено против Франции. В это же время Тхе Лы написал драму «Слепой», где главным героем был слепой старик, об этой роли драматург мечтал уже очень давно. Из-за военных действий на юге, театральные гастроли не удалось продолжить, как это планировалось изначально. Вернувшись домой после длительной поездки, многие участники труппы оставили театральный путь. Некоторые обзавелись семьей, а кто-то принял участие в войне против Франции. Постепенно драматический кружок Тхе Лы расформировался. В апреле 1946 года писатель с женой вернулся в Ханой. Вернувшись в Ханой после турне, семья Тхе Лы столкнулась с разными трудностями, в том числе и с бедностью. Политическая ситуация в стране была довольно сложной, и Тхе Лы решил выразить свою поддержку правителю Хо Ши Мину. 24 ноября 1946 года состоялось первое собрание общенародного союза писателей, на котором Тхе Лы представил доклад «Вьетнамский театр и план создания новой драматической основы». В этом докладе он выделил важность и необходимость создания драматического фундамента, одновременно выдвинул тщательный план всех представлений, творений, организаций, исследований и пропаганды драматического искусства. Тхе Лы писал: «Новый драматический фундамент нашей страны так же, как и другая отрасль литературы нуждается в прогрессе. Любое творческое дело должно достигать великолепия. Нужно иметь сильное пристрастие, чтобы умело руководить, а также мастерски ставить представления. Актеры должны быть способными, владеть навыками речи, а также уметь вызывать различные эмоции у зрителей». К концу 1946 года напряжение между вьетнамской и французской армиями возрастало. По приглашению старого друга Тхе Лы с женой переехали в Hoa Xa. Власть призывала всех участвовать в войне сопротивления. В 1947 году Тхе Лы с женой уехали из Hoa Xa, чтобы приступить к задуманному. Городок Phu Tho был местом сосредоточения многих литераторов и артистов, участвующих в войне сопротивления. В 1947 году 19 августа, чтобы отметить вторую годовщину августовской революции, артисты поставили первый спектакль. Программа состояла из двух спектаклей «Женские руки» и «Сụ đạo». Тхе Лы получил роли в обоих постановках. Эта программа положила начало его театральной деятельности в драматическом кружке войны сопротивления. «В июле 1948 года на общенациональном художественном съезде был создан Союз литературы и искусства Вьетнама»[32]. Тхе Лы был избран в качестве постоянного члена исполнительного комитета союза, что не мешало ему руководить вьетнамским театром. Летом 1948 года он написал драму «đề thám xuất quân», на тот момент это было самое большое представление, в котором приняло участие больше 150 актеров. В спектакле воссоздали события восстания Yen The. «В 1952 году Тхе Лы становится руководителем центрального рабочего союза»[33]. Также он поставил спектакль из четырех действий по произведению Нгуен Хуй Тыон «Những người ở lại». А после победы вьетнамской армии Тхе Лы написал и поставил пьесу «Tin chiến thắng Nghĩa Lộ», в которой приняли участие его жена и мать. Позже Тхе Лы открыл для себя новый жанр - народную музыкальную драму. В годы индокитайской войны помимо театральных постановок на тему войны сопротивления Тхе Лы продолжает свою литературную и журналистскую деятельность. Он становится членом редакции ежемесячного журнала «Литература и Искусство», который являлся прототипом сегодняшней газеты «Литература и Искусство». После Женевского договора, снова установился мир, Тхе Лы с другими писателями и артистами войны сопротивления вернулся в Ханой. Он продолжил театральную деятельность, присоединился к центральной драматической труппе. «В 1955 году он становится руководителем вьетнамского театрального художественного исследовательского комитета. Также его назначают художественным руководителем центрального танцевально-музыкального ансамбля»[34], который дает свои представления и в Советском союзе, и в Польше, и в Китае. В 1957 году был создан вьетнамский театрально-художественный союз. Тхе Лы был назначен первым председателем этого общества и сохранил эту должность до 1977 года. Также он был членом союза писателей Вьетнама и заместителем председателя Ассоциации деятелей литературы и искусства Вьетнама второго собрания. «В 1962 году на третьем общегосударственном художественном съезде Тхе Лы был снова выбран постоянным членом исполнительного комитета. С 1960 по 1964 годы был представителем национального собрания»[35]. В личном деле секретариата парламента есть запись о том, что Тхе Лы был главным режиссером (постановщиком) в Ханое. В 1958 году во Вьетнаме был поставлен первый советский длинный драматический спектакль «Люба». Тхе Лы принял участие в совете режиссеров, одновременно сыграл небольшую роль профессора Горностаева. Помимо театральной деятельности, Тхе Лы имел страсть к искусству перевода. Он был автором переводов многих драм, а также театральных материалов. Для некоторых людей он был учителем, для кого-то советником, потому что часто помогал молодым артистам. Тхе Лы вышел на пенсию в 1977 году. В 1979 он переехал в Хошимин, чтобы жить с первой женой и детьми после долгой разлуки. «В 1984 году писатель и драматург был награжден званием Народный артист»[36]. Он прожил в Хошимине до 3 июня 1989 года и умер в возрасте 81 года. В честь Тхе Лы была установлена статуя рядом с Драматическим театром Вьетнама. В 2001 году ему посмертно была присвоена премия Хо Ши Мина по художественной литературе в театральной сфере. Посвятив большую часть своей жизни искусству, а именно театру, Тхе Лы удалось оставить немалый след в этой сфере. Благодаря помощи друзей и единомышленников он сумел вывести вьетнамский драматический театр на профессиональный уровень. А полученные звания и награды еще раз подтверждают огромный вклад Тхе Лы в национальную культуру. |
« Пред. | След. » |
---|