Мировые судьи Введение.................................................................................... Глава 1. Мировые судьи.................................................................. 1.1. Полномочия и общая организация деятельности мировых судей........ 1.2. Ста¬тус мировых су¬дей............................................................... 1.3. Принципы деятельности судей.................................................... Глава 2. Районные суды.................................................................. 2.1. Районный народный суд - основное звено системы общих судов........ 2.2. Полномочия районного суда...................................................... 2.3. Основные права и обязанности районных судей.............................. 2.4. Состав суда............................................................................. 2.5. Организация работы в районном суде............................................ Заключение............................................................................... Библиография............................................................................... ..3 ..4 ..4 ..7 ..8 .12 .12 .13 .19 .21 .22 .27 .29 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы работы обусловлена появлением в гражданско-процессуальном законода¬тельстве института мировых судей, связанного с переходом России к рыночным отношениям, развитием экономических отношений, повышением коли¬чества заключаем
ых договоров, соглашений и сделок. Изменение политического курса страны на демокра¬тизацию деятельности государственных органов, повлекла соответствующие изменения и в судебной системе страны, в том числе и районных судов. В условиях построения правового государства в нашей стране к одним из факторов эффективного функционирования юридических институтов является создание наиболее адекватных рыночной экономике форм обеспечения прав и свобод граждан. Да¬вая об¬щую ха¬рак¬те¬ри¬сти¬ку рассматриваемых су¬деб¬ных ор¬га¬нов сле¬ду¬ет от¬ме¬тить что они яв¬ля¬ют¬ся по сво¬ему ха¬рак¬те¬ру пра¬во¬ох¬ра¬ни¬тель¬ны¬ми ор¬га¬на¬ми. Ко¬неч¬но, дан¬ный тер¬мин име¬ет в из¬вест¬ной ме¬ре ус¬лов¬ный ха¬рак¬тер. Под ним по¬ни¬ма¬ет¬ся за¬да¬чи и функ¬ции обес¬пе¬че¬ния за¬кон¬но¬сти и пра¬во¬по¬ряд¬ка, за¬щи¬ты прав и сво¬бод гра¬ж¬дан. Обос¬но¬ван¬ность вы¬де¬ле¬ния мировых судей и районных судов от¬дель¬ную ка¬те¬го¬рию со¬сто¬ит в том, что они в си¬лу пря¬мо¬го ука¬за¬ния в за¬ко¬не и спе¬ци¬фи¬че¬ско¬го ста¬ту¬са свои¬ми ос¬нов¬ны¬ми про¬фес¬сио¬наль¬ны¬ми за¬да¬ча¬ми и функ¬ция¬ми име¬ют обес¬пе¬че¬ние за¬кон¬но¬сти и пра¬во¬по¬ряд¬ка. Цель работы: изучение деятельности институтов мировых судей и районных судов. Задачи работы: 1. Исследование полномочий и общей организации деятельности мировых судей. 2. Характеристика ста¬туса и принципов деятельности мировых су¬дей. 3. Определение состава районного суда. 4. Исследование полномочий районного суда. 5. Изучение основных прав и обязанности районных судей, организации работы районного суда. ГЛАВА 1. МИРОВЫЕ СУДЬИ 1.1. Полномочия и общая организация деятельности мировых судей Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации. Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации . Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполне- нию на всей территории Российской Федерации. На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации. Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов и др.). Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются). Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью. Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъя- тия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей. 1.2. Ста¬тус мировых су¬дей Ста¬тус мировых су¬дей, как и всех су¬дей Рос¬сий¬ской Фе¬де¬ра¬ции, оп¬ре¬де¬ля¬ет¬ся Кон¬сти¬ту¬ци¬ей РФ, и За¬ко¬ном РФ "О ста¬ту¬се су¬дей в Рос¬сий¬ской Фе¬де¬ра¬ции". Все су¬дьи в РФ об¬ла¬да¬ют еди¬ным ста¬ту¬сом и раз¬ли¬ча¬ют¬ся ме¬ж¬ду со¬бой толь¬ко пол¬но¬мо¬чия¬ми и ком¬пе¬тен¬ци¬ей (ст.2 п.1). Без¬ус¬лов¬но, су¬дье да¬ют¬ся ши¬ро¬кие пра¬ва и пол¬но¬мо¬чия, но и тре¬бо¬ва¬ния предъ¬яв¬ляе¬мые к не¬му - не¬ма¬лые. Кон¬сти¬ту¬ци¬ей ус¬та¬нов¬ле¬но, что су¬дьи не¬за¬ви¬си¬мы и под¬чи¬няе¬мы толь¬ко за¬ко¬ну и Кон¬сти¬ту¬ции (ст.120 п.1). Со¬глас¬но ст.121 Кон¬сти¬ту¬ции су¬дьи не¬сме¬няе¬мы. Это важ¬ный шаг впе¬ред в по¬строе¬нии де¬мо¬кра¬ти¬че¬ско¬го об¬ще¬ст¬ва, осо¬бен¬но учи¬ты¬вая ма¬фи¬оз¬ные на¬клон¬но¬сти власть иму¬щих. Прин¬цип не¬сме¬няе¬мо¬сти су¬дей яв¬ля¬ет¬ся од¬ним из ос¬но¬во¬по¬ла¬гаю¬щих де¬мо¬кра¬ти¬че¬ских на¬чал дея¬тель¬но¬сти су¬да, а так¬же слу¬жит га¬ран¬ти¬ей под¬лин¬ной не¬за¬ви¬си¬мо¬сти и ста¬биль¬но¬сти в ра¬бо¬те су¬дей. В со¬от¬вет¬ст¬вии со стать¬ей 13 За¬ко¬на о ста¬ту¬се су¬дей пол¬но¬мо¬чия су¬дей пре¬кра¬ща¬ют¬ся в слу¬чае: 1) пись¬мен¬но¬го за¬яв¬ле¬ния су¬дьи об от¬став¬ке; 2) про¬дол¬же¬ния судь¬ей дея¬тель¬но¬сти, не со¬вмес¬ти¬мой с его дея¬тель¬но¬стью, не¬смот¬ря на пре¬ду¬пре¬ж¬де¬ние со¬от¬вет¬ст¬вую¬щей ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ной кол¬ле¬гии су¬дей или при¬ос¬та¬нов¬ле¬ния его пол¬но¬мо¬чий; 3) ис¬те¬че¬ния сро¬ка пол¬но¬мо¬чий - для су¬дьи, срок пол¬но¬мо¬чий ко¬то¬ро¬го ус¬та¬нов¬лен за¬ко¬ном (име¬ют¬ся вви¬ду ми¬ро¬вые су¬дьи, су¬дьи фе¬де¬раль¬ных рай¬он¬ных су¬дов, су¬дьи во¬ен¬ных су¬дов); 4) со¬сто¬яв¬ше¬го¬ся о нем и всту¬пив¬ше¬го в за¬кон¬ную си¬лу об¬ви¬ни¬тель¬но¬го при¬го¬во¬ра су¬да; 5) при¬зна¬ния его не¬дее¬спо¬соб¬ным ре¬ше¬ни¬ем су¬да, всту¬пив¬шим в за¬кон¬ную си¬лу; 6) ут¬ра¬ты судь¬ей гра¬ж¬дан¬ст¬ва РФ; 7) объ¬яв¬ле¬ния его умер¬шим в ус¬та¬нов¬лен¬ном за¬ко¬ном по¬ряд¬ке ре¬ше¬ни¬ем су¬да, всту¬пив¬шим в за¬кон¬ную си¬лу; 8) смер¬ти су¬дьи; 9) со¬вер¬ше¬ния по¬ступ¬ка, по¬зо¬ря¬ще¬го честь и дос¬то¬ин¬ст¬во су¬дьи; 10) от¬ка¬за су¬дьи от пе¬ре¬во¬да в дру¬гой суд в свя¬зи с уп¬разд¬не¬ни¬ем или ре¬ор¬га¬ни¬за¬ци¬ей су¬да. 1.3. Принципы деятельности судей Од¬ной из до¬пол¬ни¬тель¬ных га¬ран¬тий со¬блю¬де¬ния прав су¬дьи яв¬ля¬ют¬ся ста¬тьи За¬ко¬на "О вне¬се¬нии из¬ме¬не¬ний и до¬пол¬не¬ний в За¬кон о ста¬ту¬се су¬дей РФ". Из¬ме¬не¬ние к ст. 14 п.2, в ча¬ст¬но¬сти, ко¬то¬рое го¬во¬рит о том, что ре¬ше¬ние со¬от¬вет¬ст¬вую¬щей ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ной кол¬ле¬гии су¬дей мо¬жет быть об¬жа¬ло¬ва¬но судь¬ей в Выс¬шую ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ную кол¬ле¬гию су¬дей в те¬че¬ние 10 дней со дня по¬лу¬че¬ния ко¬пии ре¬ше¬ния. Кро¬ме то¬го, в со¬от¬вет¬ст¬вии со стать¬ей За¬ко¬на о ста¬ту¬се су¬дей, пол¬но¬мо¬чия су¬дьи при¬ос¬та¬нав¬ли¬ва¬ют¬ся ре¬ше¬ни¬ем ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ной кол¬ле¬гии су¬дей в слу¬ча¬ях, ес¬ли: 1) бы¬ло да¬но со¬гла¬сие со¬от¬вет¬ст¬вую¬щей ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ной кол¬ле¬гии су¬дей на при¬вле¬че¬ние су¬дьи к уго¬лов¬ной от¬вет¬ст¬вен¬но¬сти или на его за¬клю¬че¬ние под стра¬жу; 2) су¬дья за¬ни¬ма¬ет¬ся дея¬тель¬но¬стью, не со¬вмес¬ти¬мой с его долж¬но¬стью; 3) су¬дья был под¬верг¬нут при¬ну¬ди¬тель¬ным ме¬рам ме¬ди¬цин¬ско¬го ха¬рак¬те¬ра или ог¬ра¬ни¬чен в дее¬спо¬соб¬но¬сти со¬от¬вет¬ст¬вен¬но оп¬ре¬де¬ле¬ни¬ем или ре¬ше¬ни¬ем су¬да, всту¬пив¬шим в за¬кон¬ную си¬лу; 4) су¬дья был при¬знан без¬вест¬но от¬сут¬ст¬вую¬щим в ус¬та¬нов¬лен¬ном за¬ко¬ном по¬ряд¬ке ре¬ше¬ни¬ем су¬да всту¬пив¬шим в за¬кон¬ную си¬лу. Один из важ¬ней¬ших прин¬ци¬пов, за¬кре¬п¬лен¬ных в Кон¬сти¬ту¬ции (ст. 122), - не¬при¬кос¬но¬вен¬ность су¬дей. Этот прин¬цип - од¬но¬вре¬мен¬но га¬ран¬тия не¬за¬ви¬си¬мо¬сти су¬дей. В ста¬тье 16 За¬ко¬на о ста¬ту¬се су¬дей ус¬та¬нов¬ле¬на сис¬те¬ма га¬ран¬тий обес¬пе¬че¬ния не¬при¬кос¬но¬вен¬но¬сти су¬дей. Не¬при¬кос¬но¬вен¬ность распространяется не толь¬ко на лич¬ность су¬дьи, но так¬же на иму¬ще¬ст¬во, слу¬жеб¬ное по¬ме¬ще¬ние, жи¬ли¬ще, транс¬порт и кор¬рес¬пон¬ден¬цию (ст. 16 п.1). Кро¬ме то¬го, су¬дья не мо¬жет быть при¬вле¬чен к ад¬ми¬ни¬ст¬ра¬тив¬ной и дис¬ци¬п¬ли¬нар¬ной от¬вет¬ст¬вен¬но¬сти (ст. 16 п.2). Уго¬лов¬ное де¬ло в от¬но¬ше¬нии су¬дьи мо¬жет быть воз¬бу¬ж¬де¬но толь¬ко Ге¬не¬раль¬ным про¬ку¬ро¬ром, при на¬ли¬чии со¬гла¬сия со¬от¬вет¬ст¬вую¬щей ква¬ли¬фи¬ка¬ци¬он¬ной кол¬ле¬гии су¬дей (ст. 16 п.3). В За¬ко¬не о ста¬ту¬се су¬дей ста¬тья 9 от¬во¬дит¬ся под важ¬ней¬ший во¬прос - "Га¬ран¬тии не¬за¬ви¬си¬мо¬сти су¬дей". Независимость судьи, согласно этого Закона, обеспечивается: 1) пре¬ду¬смот¬рен¬ной за¬ко¬ном про¬це¬ду¬рой осу¬ще¬ст¬в¬ле¬ния пра¬во¬су¬дия; за¬пре¬том, под уг¬ро¬зой от¬вет¬ст¬вен¬но¬сти, чье¬го бы то ни бы¬ло вме¬ша¬тель¬ст¬ва в дея¬тель¬ность по осу¬ще¬ст¬в¬ле¬нию пра¬во¬су¬дия; 2) ус¬та¬нов¬лен¬ным по¬ряд¬ком при¬ос¬та¬нов¬ле¬ния и пре¬кра¬ще¬ния пол¬но¬мо¬чий су¬дьи; 3) правом судьи на отставку; 4) неприкосновенностью судьи; 5) системой органов судейского сообщества; 6) пре¬дос¬тав¬ле¬ни¬ем су¬дье за счет го¬су¬дар¬ст¬ва ма¬те¬ри¬аль¬но¬го и со¬ци¬аль¬но¬го обес¬пе¬че¬ния, со¬от¬вет¬ст¬вую¬ще¬го его вы¬со¬ко¬му ста¬ту¬су. На ста¬тус лю¬бо¬го го¬су¬дар¬ст¬вен¬но¬го чи¬нов¬ни¬ка, ка¬ко¬вым, не¬со¬мнен¬но, яв¬ля¬ет¬ся су¬дья боль¬шое зна¬че¬ние име¬ет де¬неж¬ное со¬дер¬жа¬ние. За¬кон о ста¬ту¬се судей, и За¬кон о вне¬се¬нии до¬пол¬не¬ний и из¬ме¬не¬ний вы¬де¬ля¬ет спе¬ци¬аль¬ную ста¬тью для это¬го "Ма¬те¬ри¬аль¬ное обес¬пе¬че¬ние су¬дей" (ст. 19). В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности: • дел о выдаче судебного приказа; • дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; • дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества; • иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, олишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; • дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; • дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; • дел об определении порядка пользования земельными участками, строени- ми и другим недвижимым имуществом; • дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»). В УПК РФ к подсудности мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых дан в ч. 1 ст. 31 УПК. Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством. Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами. Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации. ГЛАВА 2. РАЙОННЫЕ СУДЫ 2.1. Районный народный суд - основное звено системы общих судов В системе общих судов народный суд1 является основным звеном. Это обусловлено, прежде всего, широкой его компетенцией по осущест¬влению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответ¬ствующим образом разрешают несколько миллионов уголовными граж¬данских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю суда основного звена приходится подавляющее большинство та¬ких дел, все материалы об административных правонарушениях, под¬ведомственных судам, а также дела по жалобам на законность и обос¬нованность ареста или продления срока содержания под стражей. Он не рассматривает лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соот¬ветствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, обла¬стных, военных судов и т. п.). В связи с этим и определяется в основном его наименование: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ. Принципы его организации определены Конституцией РФ, Зако¬ном о судоустройстве. Законом о статусе судей и другим законодатель¬ством. Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имею¬щем районного деления, а кое-где (например, в Москве) - в недавно созданных административных округах. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возмож¬на организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Право образования таких судов принадлежит местной адми¬нистрации по представлению министра юстиции РФ или по согласова¬нию с ним. Надзор за судебной деятельностью народных судов осуществля¬ют верховные суды республик, краевые, областные, городские в Мо¬скве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автоном¬ных округов. Организационное обеспечение деятельности районных судов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону возложено на министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краевых, областных и город¬ских администраций. 2.2. Полномочия районного суда Основным полномочием суда данного уровня является разбира¬тельство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, кото¬рые затронуты в соответствующих делах. Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хище¬ний, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов. К их компетенции отнесено также разбирательство вопросов, кото¬рые возникают попутно, параллельно с уголовными делами. Как уже отмечалось выше, в последние годы на районные суды во все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в соверше¬нии преступлений, аресты, продления их сроков, прекращения органа¬ми расследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода делу. В соответствии с предписаниями новой Конституции РФ все суды, в том числе районные , стали играть активную роль и при приня¬тии решений правоохранительными органами о производстве следст¬венных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными), которые могут повлечь за собой нарушение некоторые важных конституционных прав граждан (к примеру, таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались. Около половины всех дел и материалов, рассматриваемых район¬ными (городскими) судами составляют гражданские дела. Чтобы иметь представление о том, какие конкретно дела относятся к ним, нужно попытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать четыре: - дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, тру¬довых и земельных правоотношений; - дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которая производится по условиям, изложенным в международных договорах; - дела, возникающие из административно-правовых отношений; - дела особого производства. Наиболее распространенными гражданскими делами являются де¬ла первой группы. На рассмотрение районного (городского) суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе при¬знакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа). Сю¬да относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправны¬ми (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстанов¬лении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т.д. Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализация своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие дру¬гие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия односто¬роннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, даре¬ние, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав у части и ков сделки в судебном порядке. Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Характерным признаком указанных дел, существенно отличаю¬щим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмот¬рении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установления тех или иных фактов (со¬бытий), с которыми закон связывает наступление определенных пра¬вовых последствий. В жизни встречаются случаи, когда спор возникает между граж¬данином и административным органом. Например, человек не согла¬сен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возникаю¬щими из административно-правовых отношений, и решаются они в народном суде. Районный (городской) народный суд вправе рассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд дейст¬вии и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если счита¬ет, что неправомерными действиями (решениями) государственных ор¬ганов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц на¬рушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судо¬производства. Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает, как указывалось выше многочисленные материалы об административных правона¬рушениях (в целом их число составляет более двух миллионов). Такие материалы судьи рассматривают единолично. Значительную часть работы районных судов составля¬ет то, что они делают в связи с обеспечением надлежащего исполнения своих приговоров, всех решений по гражданским делам и по материалам об административных правонарушениях. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе ис¬полнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбы¬вания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.). На судебных исполнителях, состоящих в штатах этих судов и работающих под контролем судей, лежат непростые и весьма трудоемкие обязанности по обеспечению исполнения всех решений по гражданским делам и приговорам в части имущественных взысканий. Им приходится заниматься взысканием штрафов, налагаемых на лиц, допустивших административные пра¬вонарушения. Они также исполняют некоторые- решения арбитраж¬ных и третейских судов, исполнительные надписи нотариусов, иные документы. Как уже говорилось выше, современное законодательство измени¬ло состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном (городском), народном суде эти дела рассматриваются как судом в составе народного судьи (председательст¬вующего в данном судебном процессе) и двух народных заседателей, так и судьей единолично. Народные заседатели в этом случае, как и обычно, пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении вопросов, возникающих при рассмот¬рении дела, постановлении приговора или вынесении решения. Законом предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые может рассматривать судья единолично. Например, в УПК (ст. 35) предусмотрено два порядка принятия судьей дела к своему рассмотрению. По первому судья рассматривает уголовные дела в отношении более чем 60 преступлений, предусмотренных УК, без каких бы то ни было условий. Во втором случае судья может рассматривать лишь дела, по которым обвиняемый дал согласие на единоличное рассмот¬рение его дела. При этом по таким делам не может быть назначено наказание более строгое, чем лишение свободы сроком до пяти лет. Единоличное рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолет¬них не допускается. Что касается единоличного рассмотрения гражданских дел, то для него установлены в ГПК несколько иные правила. Этот закон дает Довольно обширный перечень случаев, когда судья должен разбирать Дело единолично. К ним отнесены случаи, когда разбирательству под¬лежат: - споры между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующего на момент подачи искового заявления в суд; - дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключе¬нием дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об Установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях; - дела, возникающие из трудовых правоотношений за исключе¬нием дел о восстановлении на работе; - иски об освобождении имущества от ареста - независимо от суммы иска. Процессуальный порядок единоличного рассмотрения дел в на¬родных судах регламентирован уголовно-процессуальным и граж¬данским процессуальным законодательством и ничем не отличается от порядка рассмотрения, осуществляемого судьей с двумя народны¬ми заседателями. Действующее законодательство достаточно детально регламенти¬рует порядок разбирательства практически всех дел, рассматриваемых районными (городскими) судами. Подробные сведения о таком порядке (процедуре) будут даны при изучении других предметов, включаемых в учебные планы юридических вузов - гражданского процесса, уголов¬ного процесса и административного права (в рамках данного предмета усваивается порядок разбирательства материалов об административ¬ных правонарушениях, установленный КоАП и другими законодатель¬ными актами). Для общей ориентировки здесь достаточно отметить лишь некоторые положения процессуального законодательства, с по¬мощью которых обеспечивается законное, обоснованное и справедли¬вое разбирательство дел и материалов. Для примера среди таких положений можно было бы отметить хотя бы то, что все вопросы, рассматриваемые судом (главные из них - о виновности подсудимого по уголовному делу, обоснованности требова¬ний гражданского истца), решаются в присутствии и при активном участии подсудимых, истцов и ответчиков с предоставлением им необ¬ходимых прав. Они участвуют в исследовании всех материалов, имею¬щихся в деле, дают объяснения, представляют доказательства, заявля¬ют ходатайства. Как приговор по уголовному делу, так и решение по гражданскому делу выносятся лишь на основе тех фактов и обстоятельств, которые были предметом судебного разбирательства и с бесспорностью установлены в заседании суда. Чтобы оградить судей от посторонних веяний, закон предусматривает особый порядок совещания судей и вынесения приговора или решения по делу. Для этого судьи удаляются в совещательную комнату, где не может находиться никто, кроме судей, входящих в состав суда по данному делу. Нарушение этого правила (тайны совещания судей) влечет безусловную отмену приговора или решения. В наши дни активно идет процесс формирования порядка разбирательства упомянутых выше вопросов, которые суды стали рассматривать попутно или параллельно с уголовными делами. И это делается не произвольно, а с соблюдением определенных правил. Например, жалобы граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, их защитников или законных представителей на незаконные или необоснованные аресты или продления их сроков должны рассматриваться, как правило, в районных судах по месту содержания под стражей. Пода¬ются они непосредственно судье либо через должностное лицо, произ¬водящее дознание, следователя, прокурора или администрацию учреж¬дения, где содержится арестованный. Проверка должна быть завершена не более чем в трехдневный срок со дня получения жалобы и материа¬лов, послуживших основанием для заключения под стражу в качестве меры пресечения. Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника и законного представителя лица, находящегося под стражей. Судья вызывает в заседание находящегося под стражей. В результате судебной проверки судья либо освобождает подавшего жа¬лобу из-под стражи, либо оставляет жалобу без удовлетворения. 2.3. Основные права и обязанности районных судей Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и дру¬гих функций судьи и народные заседатели обладают властными полно¬мочиями, которые определяются в законодательном порядке. Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на ним обязанностей; вносить представ¬ления в государственные органы, общественные организации и должно¬стным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; запрашивать инфор¬мацию от государственных и общественных органов, научных учреж¬дений и информационных центров. В свою очередь государственные органы, общественные организа¬ции и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряже¬ния судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своев¬ременно отвечать на их представления и запросы. Судьи могут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства. В то же время судьи и народные заседатели имеют ряд обя¬занностей. При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об админист¬ративных правонарушениях судьи и народные заседатели обязаны точ¬но исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культу¬ру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справед¬ливыми и гуманными. Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изу¬чать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по правовому воспитанию граждан. При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслу¬жебных отношениях судьи и народные заседатели должны избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и бес¬пристрастности. Улучшению качественного состава судей, стимулированию рос¬та их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охраны интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе народные. Судьи обязаны своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательст¬вом и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществ¬лении их полномочий. Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совеща¬ния судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения своих функций. Вызов народного заседателя в суд обязате¬лен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель. Воспрепятствование должностным лицом, под каким бы то ни было предлогом явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей, влечет ответственность. Если срок полномочий народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются до окончания разбирательства данного дела. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанно¬стей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимо¬стью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. 2.4. Состав суда В состав народного суда входят все судьи и народные заседателя данного суда. В районах с большим количеством населения и значительным объемом работы в состав входят несколько народных судей и зна¬чительное число народных заседателей (примерно 30-40 народных за¬седателей на одного судью). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и необходимого количества народных заседателей. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу с народными заседателями, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушен закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей. Помимо этого председатель суда представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит аппаратом суда; организует работу по разъяснению законодательства, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда. Если в суде работает один судья, и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города. 2.5. Организация работы в районном суде Правильная организация работы народного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности и возлагается на председателя суда. Кроме него в этом участвуют все судьи и иные работники суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом. Обязанности по разрешению дел распределяются между судья по следующим принципам: 1) территориальный (зональный), при котором каждый народный судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории; 2) предметный (функциональный), когда один судья рассматривает Уголовные дела, другой - гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т. п.; 3) предметно-зональный, складывающийся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах за¬крепленной за ним зоны (микрорайона), территории; 4) беззональный - когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские - лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения. Организация работы основывается на ее планировании. В планах всего суда предусматриваются работа с кадрами, юриди¬ческая подготовка народных заседателей, изучение состояния законно¬сти в районе, обобщение практики судебного рассмотрения определен¬ных категорий дел, организация делопроизводства и т. д. Текущие планы каждого судьи включают проведение судебных заседаний, прием населения, организацию выездных сессий, совмест¬ные мероприятия с другими правоохранительными органами, участие в совещаниях, семинарах и т. п. Прием посетителей проводится в каждом народном суде председа¬телем, всеми судьями и судебными исполнителями и осуществляется в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) устанавливаются стенды с образцами различных судеб¬ных документов. Председатель суда осуществляет подбор, прием на работу и увольнение неизбираемых работников суда: консультантов, секретарей, за¬ведующего канцелярией, бухгалтера, делопроизводителей, машини¬сток и др. Аппарат суда обеспечивает его работу по осуществлению правосу¬дия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, си¬стематизации и пропаганде законодательства, а также по выполнению других функций суда. Формы повышения квалификации судей и остальных работников суда разнообразны. Это, к примеру, направление судей на стажировку в вышестоящий суд, организация повышения профессионального мастерства на месте, обучение на заочном и вечернем отделениях юридических вузов и т. п. Работа с народными заседателями чаще всего проводится в двух основных направлениях: обучение их в плане юридической подготовки и привлечение к воспитательно-профилактической деятельности на¬родного суда. В судах этого уровня для оказания содействия в организации работы с заседателями должны создаваться советы народных, заседателей с подразделением на секции (пропаганды законов, контроля за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными, оказания помощи судебным исполнителям и т. п.), каждая из которых ведет свой участок работы. Народные судьи могут выступать с информацией о своей работе и работе суда перед коллективами организаций района (города), на тер¬ритории которого действует суд. Общение судей с населением представляет собой эффективное средство общественного контроля за работой суда. Вместе с тем это и конкретное средство пропаганды идей правосудия, информации о су¬дебной работе. Исполнение решений, определений и постановлений судов по гражданским делам и приговорам, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий производятся су¬дебными исполнителями. Кроме этого они, как сказано выше, испол¬няют, например, постановления судебных и административных органов в части имущественных взысканий за совершение административных проступков; мировые соглашения, утвержденные судом; исполнитель¬ные надписи нотариуса; решения арбитражных судов в случаях, пре¬дусмотренных законом; решения третейских судов; постановления ко¬миссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях; реше¬ния административных органов о взысканиях в случаях, предусмотрен¬ных законом. Судебный исполнитель облечен властными полномочиями по при¬нудительному исполнению судебных и иных актов. Его требования обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. В своей деятельности судебный исполнитель руководствуется гражданским процессуальным законодательством, соответствующими инструкциями, другими актами (см., например, Инструкцию об исполнительном производстве, утвержден¬ию приказом министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 года; Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации решений об обра¬щении взыскания на имущество организаций» от 14 февраля 1996 года и Утвержденное этим Указом Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций). Судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от обязанностей министрами юстиции республик, начальниками краевых, областных, городских, окружных управлений (отделов) юстиции по представлению председателя районного (городского) суда. При наличии в суде нескольких судебных исполнителей обязанности между ними распределяются обычно по зональному принципу. Это дает возможность каждому судебному исполнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны, которой он закреплен. Контроль за законностью действий судебных исполнителей осуществляется судьями. Общий контроль за деятельностью всех судебных исполнителей входит в обязанности председателя народного суда. Лица, не согласные с действиями судебного исполнителя могут подать жалобу в тот суд, при котором состоит судебный исполнитель. В каждом суде в целях улучшения его деятельности проводятся регулярные обобщения судебной практики. Эта работа включает опре¬деление предмета изучения, составление его программы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков. В народном суде ведется статистическая отчетность. В нее включа¬ется отчет о работе суда по разрешению гражданских дел, отчет о работе по рассмотрению уголовных дел, отчет о работе судебных исполните¬лей. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в веде¬нии учетно-статистической карточки на каждое уголовное и гражданское дело, на исполнительное производство и статистической карточки на подсудимого. В народном суде ведется справочная работа по законодательству и судебной практике. Она состоит в хранении контрольных экземпляров кодексов, официальных изданий других законов Российской Федера¬ции, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разъ¬яснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов и инструкции министерства юстиции, нормативных актов местных представительных я исполнительных органов и т.д. Судья, отвечающий за состояние справочной работы (или консультант суда), следит за официальными изменениями действующих зако¬нов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними остальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической литературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п. Делопроизводство в суде заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой документации в народном суде. Общее руководство делопроизводством осуществляет председатель суда. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудни¬ками канцелярии, контролирует ее исполнение, готовит материалы по статотчетности, хранит книги приказов и распоряжений по народному суду, оформляет служебную переписку народного суда с вышестоящими судебными органами и иными правоохранительными учреждения¬ми, общественными организациями, предприятиями. Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят дела, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив. Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседа¬ния, приглашает очередных народных заседателей к исполнению судебных обязанностей, вызывает участников судебного разбира¬тельства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначен¬ных к слушанию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Су¬деб¬ная власть это слож¬ное и мно¬го¬эле¬мент¬ное яв¬ле¬ние, ос¬но¬ву ко¬то¬ро¬го со¬став¬ля¬ет дея¬тель¬ность су¬дов по от¬прав¬ле¬нию пра¬во¬су¬дия. Пра¬во¬су¬дие реа¬ли¬зу¬ет¬ся пу¬тем рас¬смот¬ре¬ния в су¬деб¬ных ин¬стан¬ци¬ях гра¬ж¬дан¬ских, уго¬лов¬ных и ад¬ми¬ни¬ст¬ра¬тив¬ных дел в оп¬ре¬де¬лен¬ной, ус¬та¬нов¬лен¬ной за¬ко¬ном про¬цес¬су¬аль¬ной фор¬ме. Пра¬во¬су¬дие реа¬ли¬зу¬ет¬ся толь¬ко су¬да¬ми, при этом соз¬да¬ние чрез¬вы¬чай¬ных су¬дов не до¬пус¬ка¬ет¬ся. То¬гда вста¬ет во¬прос о су¬деб¬ной сис¬те¬ме, то есть о кон¬сти¬ту¬ци¬он¬но за¬кре¬п¬лен¬ном пе¬реч¬не су¬дов, осу¬ще¬ст¬в¬ляю¬щих су¬деб¬ную власть. Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти. Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена. Корпус мировых судей сформирован лишь наполовину. Необходима организация финансирования мировых судов во всех субъектах Российской Федерации. По имеющимся оценкам, это позволит снизить нагрузку на районное звено судов общей юрисдикции на 30 - 40 процентов. Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране, сдерживает развитие экономики. Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально - техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Нормативные документы 1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. 2. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»//СЗРФ., 1998. - № 51. 3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»//Энциклопедия российского права, 2003. 4. За¬ко¬н РФ "О вне¬се¬нии из¬ме¬не¬ний и до¬пол¬не¬ний в За¬кон о ста¬ту¬се су¬дей РФ" //Энциклопедия российского права, 2003. 5. За¬ко¬н РФ "О ста¬ту¬се су¬дей в Рос¬сий¬ской Фе¬де¬ра¬ции"//Энциклопедия российского права, 2003. 6. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы» от 20 ноября 2001 г. N 805. 2. Литература 7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. 8. Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. - N 9/10, сентябрь-октябрь, 2002. 9. Морщакова Т. Конституционная концепция судопроизводства//Российская юстиция, 2001. - N. 10. 10. Судоустройство: сборник нормативных документов. - М., 2001. 11. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть//Российская юстиция, 2000 - N 11. |