Правовые отношения в сфере финансово-кредитной системы России |
План Введение 3 1. Операции коммерческих банков по доверительному управлению финансовыми активами 4 2. Понятие инвестиционной деятельности в банковском секторе 13 3. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка 15 Заключение 18 Список использованной литературы 19 Введение Актуальность контрольной работы определило то, что банковскую систему РФ, по существу, выделяет два ее уровня: 1) Банк России; 2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормативными правовыми актами исключительно федерального уровня, что предопределено положениями п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которым в ведении России находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Соответственно, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования банковской деятельности издаваться не могут. Предмет исследования - правовые отношения в сфере финансово-кредитной системы России, Объект исследования - деятельность коммерческого банка. Цель работы - изучить деятельность коммерческого банка. В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи: • Проанализировать операции коммерческих банков по доверительному управлению финансовыми активами; • Рассмотреть понятие инвестиционной деятельности в банковском секторе; • Изучить организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка. 1. Операции коммерческих банков по доверительному управлению финансовыми активами Банки выполняют следующие виды операций по доверительному управлению портфелем ценных бумаг: Покупка и продажа ценных бумаг на основании договоров комиссии или поручения, то есть за счет и от имени клиента или банка. При этом банк выполняет ряд операций, таких как: - получение инструкций от клиента в утвержденной форме; - исполнение сделки или передача поручения финансовому брокеру; - физическая или в бездокументарной форме поставка ценной бумаги; - осуществление денежных расчетов; - регистрация сделки, внесение изменений в реестр акционеров и пр. - Посредничество в организации выпуска ценных бумаг и их первичном размещении. - Осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами. - Перерегистрация прав собственности на ценные бумаги по указанию распорядителя траста. - Хранение, перевозка и пересылка ценных бумаг. < br />- Начисление и выплата дивидендов инвесторам. - Замена ценных бумаг при их порче, потери, включая юридические, документальные и организационные процедуры. - Методическое, информационное, консультационное обслуживание, услуги по сопровождению операций с ценными бумагами. - Посредничество в страховании рисков по операциям с ценными бумагами и т.д. В сфере управления активами коммерческие банки осуществляют операции с ценными бумагами, проводят инвестиции по поручению клиента, которые включает в себя куплю-продажу ценные бумаг, формирование их портфеля. Согласно Инструкции ЦБ РФ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» , общие фонды банковского управления (ОФБУ) - это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Учредитель доверительного управления, внесший долю имущества в ОФБУ является учредителем управления ОФБУ. Создание ОФБУ допускается при выполнении банком следующих условий: - с момента государственной регистрации кредитной организации прошло не менее одного года; - размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять не менее 100 млн. руб.; - кредитная организация на шесть последних отчетных дат перед датой принятия решения о создании ОФБУ должна быть отнесена к пер вой категории по финансовому состоянию (финансово стабильные банки), определяемой территориальным учреждением Банка России в соответствии с требованиями письма Банка России О критериях определения финансового состояния банков. Решение о создании ОФБУ принимается правлением или другим органом банка на основе разработанных и утвержденных двух документов: инвестиционной декларации и общих условий создания и управления имуществом ОФБУ. Общие условия должны содержать следующее: - описание прав и обязанностей доверительного управляющего и членов ОФБУ; - описание видов имущества, принимаемого в ОФБУ; - сроки и объемы представляемой отчетности; - размер вознаграждения доверительного управляющего; - порядок выплаты доходов выгодоприобретателям; - порядок ликвидации ОФБУ. На титульном листе общих условий создания и доверительного управления имуществом должна быть проставлена отметка регистрирующего органа о регистрации ОФБУ в региональном ГУ ЦБ РФ. После регистрации ОФБУ общие условия создания и доверительного управления имуществом должны быть опубликованы. ЦБ РФ установил ряд требований, соблюдение которых является для банка - доверительного управляющего обязательным: - операции по аккумулированию средств учредителей доверительного управления имуществом должны осуществляться банком после регистрации ОФБУ; - банк может вложить не более 15% активов ОФБУ в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением (настоящее ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги); - переоформление сертификата долевого участия на другое лицо или группу лиц должно производится банком только на основании заявления, подаваемого владельцем сертификата долевого участия; - операции со средствами, вложенными в ОФБУ, должны вестись банком в строгом соответствии с инвестиционной декларацией; - представленные ценными бумагами активы ОФБУ должны находиться на хранении в депозитарии (собственном или в других депозитариях); - банк как доверительный управляющий обязан регистрировать в государственных органах права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, осуществлять операции доверительного управления в интересах учредителя управления; - банк не должен инвестировать средства ОФБУ в ценные бумаги зависимых организаций, а также дочерних организаций от зависимых организаций. Каждый отдельный ОФБУ предварительно должен быть зарегистрирован в региональном ГУ ЦБ РФ. Основными целями создания ОФБУ для банка является: - дополнительное привлечение средств в обороты; - получение высоких доходов в результате эффективного вложения средств; - перераспределение возможных убытков между учредителями и доверительными управляющими. Как правило, банки создают несколько ОФБУ, реализуя собственную инвестиционную стратегию и исходя из необходимости обеспечить клиентам доходность и ликвидность ценных бумаг в процессе доверительного управления. Банк как доверительный управляющий заключает договоры с учредителями управления. При этом должны соблюдаться следующие требования: - договоры должны быть заключены со всеми учредителями управления; - договоры должны быть юридически правильно оформлены; - содержание договоров не должно входить в противоречие с общими условиями создания и доверительного управления имуществом; - передача имущества в управление оформляется сертификатами долевого участия. В договоре доверительного управления имуществом должны обязательно быть указаны: - состав имущества передаваемого в доверительное управление; - наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); - размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; - срок действия договора. Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества законом могут быть установлены иные предельные сроки договора. Обязательным приложением к договору банка и клиента должны быть инвестиционная декларация и сертификат долевого участия. Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестиционную декларацию по управлению имуществом ОФБУ. Декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Инвестиционная декларация - документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютных ценности, об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей эмитентов ценных бумаг). Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ, о доле каждого вида имущества, о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ. Сертификат долевого участия - документ, который свидетельствует о факте передачи имущества в доверительное управление банку и размере доли Учредителя управления в составе ОФБУ. Сертификат долевого участия, как правило, содержит: - стоимостную оценку доли Учредителя управления ОФБУ в составе управляемого имущества на дату передачи имущества в доверительное управление по Договору доверительного управления; - номер и дату регистрации Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ; - дату выдачи Сертификата долевого участия. Сертификат долевого участия выдается Учредителю управления ОФБУ Доверительным управляющим в день передачи имущества в ОФБУ. Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли продажи и иных сделок. Управляя денежными средствами или ценными бумагами клиента в составе ОФБУ, банк - доверительный управляющих не реже одного раза в год должен представлять учредителю управления отчет, дающий представление об эффективности доверительного управления в интересах клиента банка. В практике многих российских банков отчет о доверительном управлении представляется ежеквартально не позднее 5 -го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным по установленной форме и содержит следующую информацию: - о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета; - о размере доли других учредителей доверительного управления в этом же ОФБУ на дату составления отчета; - о расходах, понесенных доверительным управляющим по доверительному управлению имуществом за отчетный период, на дату составления отчета; - о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период, на дату составления отчета; - о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления; - о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией. Доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Подразделение банка, проводящее доверительные операции, составляет справку-ведомость о доходах, причитающихся выгодоприобретателям (за подписью управляющего ОФБУ), на основании которой осуществляется выплата доходов. Бухгалтерский учет операций доверительного управления осуществляется на отдельном балансе доверительного управления. Операции доверительного управления не проводятся по основному балансу банка (за исключением отнесения доходов и расходов в установленных случаях и проведения расчетов через счет 40701). Для ведения операций доверительного управления используются счета доверительного у правления: - аналитический учет операций ведется в разрезе учредителей и по каждому ОФБУ (по всем счетам), а также в разрезе видов активов и обязательств, расчетов и результатов управления, в зависимости от характеристики конкретного счета доверительного управления; - синтетический учет операций ведется на счетах 801810 и 851855. По каждому индивидуальному договору доверительного управления и по каждому ОФБУ ведется отдельный баланс. На основании отдельных балансов составляется ежедневный сводный баланс доверительного управления. Доходы, полученные доверительным управляющим в виде вознаграждения за оказанные услуги, связанные с управлением имуществом, подлежат обложению налогом на прибыль. Убытки, если они произошли не вследствие непреодолимой силы либо действий учредителей управления, а по вине доверительного управляющего, относятся на финансовые результаты деятельности банка доверительного управляющего. Расходы по организации доверительного управления имуществом, понесенные управляющим, включаются в себестоимость. Уплата налога на добавленную стоимость по всем операциям в рамках доверительного управления производится доверительным управляющим в соответствии с действующим законодательством. По доверительным операциям коммерческие банки получают комиссионное вознаграждение. Объем доверительных операций должен быть таким, чтобы окупить связанные с ними расходы и обеспечить банку получение прибыли. Таким образом, в России сложились хорошие предпосылки для развития трастовых услуг в коммерческом банке или созданной при нем трастовой компании. Особенно перспективны структуры, удовлетворяющие следующим условиям: 1. Наличие связей с большим количеством потенциальных крупных клиентов. 2. Опыт приватизации и оценки имущества предприятий. 3. Опыт регистрации предприятий по заказу клиентов. 4. Опыт выпуска ценных бумаг и торговли ими. 5. Приемлемость проекта для банка с точки зрения обеспечения ликвидности. 6. Прочные связи банка с коммерческими организациями, торгующими недвижимостью. 7. Наличие сервисных финансовых фирм в странах Запада (желательно - в Швейцарии, Люксембурге, Великобритании, Голландии). 8. Безупречная репутация в глазах граждан и органов государственной власти России. 2. Понятие инвестиционной деятельности в банковском секторе Инвестиционный портфель - совокупность, определенный набор ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.), являющийся целостным объектом управления. Типичный портфель кредитной организации имеет следующую структуру вложений: 1. Государственные долговые обязательства 2. Муниципальные ценные бумаги 3. Негосударственные долговые обязательства (векселя) 4. Акции предприятий (АО) Портфель может состоять из бумаг одного вида, но это слишком рискованно. Основная задача банка состоит в формирования портфеля из бумаг с такими инвестиционными характеристиками, которые обеспечивают инвестору устойчивый доход при минимальном риске. Доходы от портфельных инвестиций представляют собой валовую прибыль по всей совокупности бумаг, включенных в портфель. Главный принцип формирования оптимального портфеля состоит в диверсификации ценных бумаг по видам с учетом их ликвидности, доходности и риска. Рекомендуется наличие в портфеле от 10 до 15 различных ценных бумаг. Структура портфеля должна периодически изменяться в зависимости от изменения конъюнктуры РЦБ. На российском рынке ценных бумаг в настоящее время представ лены: 1. Государственные ценные бумаги: • федерального правительства; • субъектов федерации; • муниципальные ценные бумаги. 2. Долговые обязательства банков; 3. Долговые обязательства нерезидентов; 4. Акции: • банков; • предприятий (АО) - корпоративные ценные бумаги; • банков и акционерных обществ - нерезидентов. 5. Векселя: • органов государственной власти; • банков; • прочие. Сделки купли / продажи ценных бумаг осуществляются либо на фондовых биржах, либо во внебиржевом обороте. Торги по государственным ценным бумагам проводятся на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) или на других биржевых площадках. Торги на вторичном рынке проходят в основном в Российской торговой системе (РТС). В настоящее время в торгах участвуют ценные бумаги более 20 российских эмитентов, так называемые голубые фишки. В связи со снижением доходности по государственным ценным бумагам банки активизировали инвестиционную деятельность на корпоративном рынке. Однако этот рынок пока невелик по оборотам и не отличается стабильностью. Таким образом, на рынке ценных бумаг кредитная организация осуществляет инвестиции по поручению клиентов и свои собственные. Структура вложений в ценные бумаги должна обеспечить банку ликвидность и доходность активов при приемлемом для него уровне риска. Это может быть достигнуто при использовании метода портфельного инвестирования. 3. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные. Унитарные банки представляют собой образования, основанные на единовластии и единоначалии и имеющие единого собственника в лице государства или частного лица. Паевые банки основаны на коллективном, долевом участии различных физических и юридических лиц в формировании их собственного капитала. Они могут быть двух основных видов: товарищества и акционерные общества. Как известно, существуют следующие виды хозяйственных товариществ: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе с участием иностранного капитала в форме совместных предприятий; товарищество с дополнительной ответственностью; акционерное коммандитное товарищество и акционерное общество. Товарищество представляет собой объединение предприятий и организаций (а также граждан), построенное на основе соглашения и объединения на долевой основе части имущества участников, входящих в него на началах членства, в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли. Что касается различий между отдельными видами товариществ, то они заключаются в различных правах, обязанностях и ответственности их участников. Участники полных товариществ несут неограниченную солидарную ответственность по всем обязательствам и долгам товарищества. Коммандитные товарищества включают «полных товарищей», несущих неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, и вкладчиков, отвечающих за долги товарищества только в пределах величины их взносов (вкладов). Участники товарищества с ограниченной ответственностыо отвечают по обязательствам товарищества только в размере внесенного ими вклада в уставный фонд, а участники товарищества с дополнительной ответственностью (в случае недостатка этих сумм, т.е. вкладов в уставный фонд) - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам в уставный фонд товарищества. При этом в учредительных документах может предусматриваться предельный размер дополнительной ответственности. В соответствий с подобным «коллективным» принципом формирования уставного фонда строится и система управления деятельностью товарищества. Оно осуществляется на демократических началах - советом либо правлением, состоящим из участников (пайщиков) или их представителей, и исполнительным органом в лице дирекции или директора. В учредительных документах стороны, договаривающиеся о создании товарищества, могут установить по своему усмотрению порядок, очередность, полномочия и сроки, на которые назначаются (или избираются) отдельные должностные лица и руководители. Весьма распространенным видом товарищества является акционерное коммандитное товарищество, уставный фонд которого делится на акции. Вместе с тем учредителями акционерного коммандитного товарищества являются один или несколько «полных товарищей», которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Остальные участники акционерного коммандитного товарищества - вкладчики обладают статусом акционера и отвечают за убытки в пределах своего вклада в имущество товарищества. Вкладчики (акционеры) доверяют ведение дел товарищества его полным участникам и сами не участвуют в управленческом процессе. Как правило, число вкладчиков не может быть меньше грех. Совокупный размер участия вкладчиков определяется в учредительных документах акционерного коммандитного товарищества. Обычно вкладчики привлекаются в форме покупки ими «безголосых» акций, нередко весьма крупного номинала, часть из которых может быть привилегированными. В настоящее время в хозяйственной практике появилась специфическая разновидность акционерного коммандитного товарищества - государственные организации, выпускающие «безголосые» акции для привлечения дополнительных средств (в большинстве своем в форме акций трудового коллектива). При этом не изменяется форма собственности - собственником остается государство. Держатели акций трудового коллектива практически кредитуют осуществление конкретных проектов, не становясь собственниками, на сумму купленных акций. В данном случае купленные ими акции по существу представляют собой свидетельства, сертификаты о внесении ими определенной суммы средств и праве на получение дополнительного дохода (даже не части прибыли, поскольку выплата доходов (дивидендов) по акциям трудового коллектива осуществляется за счет средств фонда оплаты труда). Причем нередко определяется и срок действия этого свидетельства (акции) - от 5 до 25 лет. Таким образом, в зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные. Заключение В России сложились хорошие предпосылки для развития трастовых услуг в коммерческом банке или созданной при нем трастовой компании. Особенно перспективны структуры, удовлетворяющие следующим условиям: 1. Наличие связей с большим количеством потенциальных крупных клиентов. 2. Опыт приватизации и оценки имущества предприятий. 3. Опыт регистрации предприятий по заказу клиентов. 4. Опыт выпуска ценных бумаг и торговли ими. 5. Приемлемость проекта для банка с точки зрения обеспечения ликвидности. 6. Прочные связи банка с коммерческими организациями, торгующими недвижимостью. 7. Наличие сервисных финансовых фирм в странах Запада (желательно - в Швейцарии, Люксембурге, Великобритании, Голландии). 8. Безупречная репутация в глазах граждан и органов государственной власти России. На рынке ценных бумаг кредитная организация осуществляет инвестиции по поручению клиентов и свои собственные. Структура вложений в ценные бумаги должна обеспечить банку ликвидность и доходность активов при приемлемом для него уровне риска. Это может быть достигнуто при использовании метода портфельного инвестирования. В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 24 июля 2009 г.)// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР . 1990. №27. ст.357 2. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»// СЗ РФ. 2009. №29. ст.3618 3. Приказ ЦБР от 2 июля 1997 г. № 02-287 «Об утверждении Инструкции «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» (с изменениями от 23 марта 2001 г.)// Нормативные акты по банковской деятельности. 1997. №10 4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (постатейный) - М., Волтерс Клувер, 2008 - 360 с. 5. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - М., ТК Велби, 2007 - 385 с. 6. Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. - М., ТК Велби, 2006 - 260 с. 7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. 3-е изд., перераб. /Под ред. Г.Б. Поляка - М., Финансы и статистика, Юнити-Дана, 2007 - 639 с. |
« Пред. | След. » |
---|