Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности |
СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ 5 ВВЕДЕНИЕ 6 1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 8 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 17 3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 21 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 35 ССЫЛКИ 39 АННОТАЦИЯ Целью данной работы является определение важности, степени участия и роли таможенных органов России в деле защиты интеллектуальной собственности. На пути к достижению основной цели работы предстоит решить следующие задачи: во-первых, сбор и изучение нормативных источников указанной проблематики, в том числе Конституции РФ, Кодексов и законов, содержащих положения о правозащитной деятельности таможенных органов и, в частности, о деятельности их по защите интеллектуальной собственности, подзаконных актов, нормативных актов отраслевого и ведомственного характера; во-вторых, определение круга и изучение литературных источников; в-третьих, уяснение механизма (способов, средств, мер, процедур) защиты объектов интеллектуальной собственности в ходе работы таможенных органов России. Спектр литературных источников по изучаемой проблеме очень широк: здесь и учебные пособия, и справочная литература, и монографические исследования, а также статьи публикации в периодических изданиях таких авторов, как В.К. Андреев, Б.Н. Габричидзе, Э.П. Гаврилов, А.П. Сергеев, И.А. Близнец, Б.Д. Завидов и многие другие. ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день в России достаточно остро стоит вопрос о необходимости усиления роли государства в отношении такого ресурса национального богатства, как интеллектуальная собственность, которая принадлежит частным лицам, но, будучи включенной в экономический оборот, напрямую обеспечивает общенациональные интересы. Например, в западных странах реализация одних только авторских прав обеспечивает 4-7% валового национального продукта. В этой связи в послании Президента Федеральному собранию отмечено, что защита интеллектуальной собственности должна стать приоритетом государственной политики. Необходимость обеспечения надежной защиты и охраны интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией для страны как на международном, так и на национальном уровне, поскольку следствием этого является, в конечном счете, не поступление налогов в доходную часть бюджета, подрыв легальной индустрии, приостановление процессов создания объектов интеллектуальной собственности и их вовлечение в хозяйст венный оборот, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета государства, а также отказ иностранных компаний и государств от инвестиций, как в отдельные отрасли, так и в национальную экономику в целом. Кроме того, сегодня одним из ключевых вопросов является обеспечение надежной защиты принадлежащей государству интеллектуальной собственности при вывозе товаров и технологий военного, двойного и специального назначения. Внедрение же изобретений в области военного, специального и двойного назначения могло бы дать государству прибыль, превышающую один миллиард долларов в год. Для России - это реальный шаг к повышению ее конкурентоспособности. Очевидно, что актуальность и значимость проблемы защиты интеллектуальной собственности в настоящий момент не может вызывать сомнений. Также не вызывает сомнений тот факт, что таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты интеллектуальной собственности. Это вызвано тем, что интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования в последние годы привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией. Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне. Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Принятие Таможенного кодекса явилось важным шагом реформирования российского законодательства о защите интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны. 1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИПроисхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляет собой договор между обществом и изобретателем (автором): «общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью. Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь. Именно эти позиции занимает и современный российский законодатель при регулировании вопросов защиты интеллектуальной собственности. В XIX веке авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей, что «каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны . Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальном прогрессе, а также понимание того, что общество заинтересованно в их всесторонней поддержки. В 1886 году была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений - первая международная конвенция, устанавливающая общие правила защиты авторского права, основной целью которой стало обеспечение охраны в странах-участницах Конвенции произведений авторов-иностранцев. В настоящее время в ней участвует почти 150 стран. Россия присоединилась к этой конвенции 13 марта 1995 года . Основной лейтмотив принятия данной Конвенции - стремление унифицировать законодательство ведущих стран на основе следующих принципов: во-первых, любая страна должна охранять неопубликованные ин6остранные произведения, во-вторых, любая страна обязана предоставить авторско-правовую охрану тем иностранным произведениям, которые были впервые опубликованы в этой стране без какого-либо международного соглашения на этот счет; в-третьих, если произведение иностранного автора было впервые опубликовано где-либо за рубежом, то любая страна предоставляет охрану такому произведению лишь при наличии соответствующего международного договора, а при его отсутствии авторское право на это иностранное произведение прекращает действовать. Позже были заключены другие международные соглашения, договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности. Всемирная конвенция по авторскому праву была подписана в 1952 году (и пересмотрена в 1971). Она также гарантирует защиту авторов, но в меньшей степени по сравнению с Бернской конвенцией. Этот более низкий уровень защиты (например, что касается ее срока) был принят для стран, которые из-за особых местных условий или в отсутствие достаточных норм еще не были в состоянии присоединиться к Бернской конвенции. В некотором смысле, Всемирная конвенция по авторскому праву может рассматриваться как некая «ступенька», позволяющая достичь высших международных уровней защиты. В настоящее время Всемирная конвенция по авторскому праву насчитывает 90 присоединившихся государств, включая все страны-члены Европейского союза . Смежные права регулируются Международной конвенцией по защите артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиовещания (Римской конвенцией 1961 года) : присоединившиеся к этой конвенции государства предоставляют защиту трем категориям правообладателей в отношении неразрешенного воспроизведения исполнений, фонограмм и радиовещательных передач; большинство присоединившихся государств предоставляют право на вознаграждение артистам-исполнителям и производителям фонограмм за радиовещание или сообщение на публику фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. К конвенции присоединилось более 60 государств, включая все государства-члены Европейского союза. В 1971 году была подписана Конвенция по защите производителей фонограмм в отношении неразрешенного использования их фонограмм; таким образом, в распоряжение государств была предоставлена конвенция, ограничивающаяся проблемами пиратства в области звукозаписи. Конвенция о распространении сигналов-носителей программ, передаваемых через спутник, была подписана в 1974 году и обязывает своих участников принимать соответствующие меры, чтобы воспрепятствовать распространению на своей территории или со своей территории любого сигнала-носителя программы распространителем (дистрибьютором), которому спутниковый сигнал не предназначался. Теперь уже около 20 стран присоединились к этой конвенции (в том числе Австрия, Германия, Греция, Италия, США). Европейская конвенция по авторскому праву и смежным правам в области трансграничного спутникового вещания была принята Советом Европы 16 февраля 1994 года. Два новых соглашения были приняты дипломатической конференцией ВОИС в декабре 1996 года: соглашение ВОИС по авторскому праву (специальный договор в рамках статьи 20 Бернской конвенции) и соглашение ВОИС в отношении исполнений и фонограмм. Эти соглашения улучшают защиту авторов, артистов-исполнителей и производителей фонограмм, учитывая появление новых форм информационных и коммуникационных технологий . Как и в других областях интеллектуальной собственности, законодательство по товарным знакам и знакам обслуживания является национальным по происхождению, но должно соответствовать положениям Соглашения ТРИПС. Предметом Соглашения ТРИПС (Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, англ. TRIPS) является регулирование торговли товарами, содержащими права владельцев интеллектуальной собственности. Для целей Соглашения термин «интеллектуальная собственность» относится к авторским и смежным правам, товарным знакам, географическим указаниям, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем и закрытой информации . Включение прав интеллектуальной собственности в переговорный процесс в рамках ГАТТ/ВТО началось фактически ещё в семидесятые годы и было вызвано тем, что уже в то время с особой остротой встала проблема торговли поддельными или контрафактными товарами, объем которых оценивался в несколько миллиардов долларов ежегодно. (Контрафактная продукция - товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение) . На первый взгляд может показаться странным регламентация прав интеллектуальной собственности отдельным соглашением ВТО, ибо охрана объектов интеллектуальной собственности в определенной степени уже регламентирована международными конвенциями под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Однако, конвенции ВОИС не предусматривают процедур по урегулированию споров и не содержат механизма охраны прав интеллектуальной собственности в случае нарушения этих прав. Поэтому ВОИС не располагает способами заставить различные страны соблюдать эти конвенции. В настоящее время ВТО, благодаря созданию механизма урегулирования, такие возможности приобрела. В первой части ТРИПС приводятся общие положения и базовые принципы, важнейшими из которых являются известный из Парижской конвенции принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования. Часть вторая предусматривает минимальные стандарты, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности. Часть третья, является самой важной частью ТРИПС, поскольку именно в ней зафиксированы обязательства подписавшихся сторон по разработке законодательных средств обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности и порядок рассмотрения вопросов в судах. Сформулированы нормы для включения в гражданско-процессуальный кодекс. Четвертая часть Соглашения ТРИПС регламентирует вопросы приобретения и поддержания в силе прав интеллектуальной собственности и относящихся к ним процедур. Пятая, шестая и седьмая части Соглашения ТРИПС, озаглавленные соответственно «Предотвращение и урегулирование споров», «Переходные договоренности» и «Институциональные мероприятия; заключительные положения» относятся к механизму взаимодействия стран-членов, страны-члена и собственно ВТО в рамках задач Соглашения. Обязательства, вытекающие из Соглашения ТРИПС, можно объединить по блокам, выделив из них три основных блока, выполнение которых должно взять на себя присоединяющееся государство. 1). Охрана прав интеллектуальной собственности должна быть обеспечена присоединяющимся государством в соответствии с определенными международными стандартами. 2) Присоединяющееся государство должно обеспечить меры гражданского, уголовного, административного производства в случае нарушения прав интеллектуальной собственности. 3) Таможенные органы присоединяющегося государства должны обеспечить охрану исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу . Кроме того, Россия ведет работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО), что обусловливает принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности), и именно предлагаемые изменения российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми аналогами . В отечественном законодательстве под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, изобретения, промышленные образцы и так далее, а также исключительные права на охраняемые законом фирменные наименования, товарные знаки и другие обозначения, то есть нематериальные объекты. Право же собственности относится к категории вещных прав, оно связано с имуществом . Подход к интеллектуальной собственности требует серьезного изучения, в ряде случаев принципы управления (владение, пользование, распоряжение) интеллектуальной собственностью как некоторым правом (исключительным правом) имеют сходные черты с управлением имуществом. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть переуступлено, правообладатель может предоставить другому лицу разрешение на использование его интеллектуальной собственности, исключительные права как нематериальные активы могут быть внесены в уставный капитал юридического лица и т.д. К продуктам интеллектуального и творческого труда законом отнесены, в частности, произведения науки и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные оценки, ноу-хау, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания. Результаты интеллектуального труда проявляются, в частности, в виде информации, под которой понимаются сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах. Правовая защита распространяется только на ту информацию, которая зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать различные материальные объекты, в том числе магнитные диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений или процессов и другие . Законы «Об информации, информатизации и защите информации» , «Об авторском праве и смежных правах» , «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» , Патентный закон и ряд других законов закрепляют за собственником объектов интеллектуальной собственности право по его усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Вместе с тем, необходимо учитывать, что созданные в процессе выполнения должностных заданий изобретения, промышленные образцы и полезные модели принадлежат работодателю. Передача сведений об этих разработках (в том числе и за пределы Российской Федерации) является противоправной. Ответственность за правонарушения и преступления в информационной сфере устанавливается соответственно, Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным Кодексом РФ, что еще раз подтверждает многогранность затрагиваемой проблематики. С 1993 года в России действует Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Однако ввиду недостаточной проработанности норм закона в сфере обращения интеллектуальной собственности начались многочисленные злоупотребления, и вскоре назрела острая необходимость приведения его в соответствие с требованиями Бернской конвенции . Положения Закона необходимо было увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения . Следует отметить, что работа по совершенствованию законодательства в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности ведется постоянно и во всех направлениях. Одним из важнейших направлений защиты интеллектуальной собственности стало регулирование международного ее оборота, что выражается в достижении межгосударственных договоренностей и совершенствовании отечественного таможенного законодательства. К примеру, важно учитывать положения Федерального закона от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене». В соответствии с ним ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации; общероссийскому национальному достоянию; архивному фонду; иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством России. Эти ограничения распространяются также на случаи перемещения с территории России документированной информации теми пользователями, которые находятся за ее пределами, несмотря на то, что у них есть законный доступ к таким данным . Целью упомянутого закона является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. При этом закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Наряду с международным сотрудничеством, направленным на регулирование межгосударственных отношений по поводу товарообмена и в том числе оборота информационной продукцией, в России ведется кропотливая работа по совершенствованию законодательства, регулирующего таможенные отношения. Ведущим нормативным актом является новый Таможенный кодекс Российской Федерации, имеющий целью определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела и направленный на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также предписывающий соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Проект нового Таможенного кодекса был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 1999 году, после чего многократно дополнялся, дорабатывался, был принят в последующих чтениях и вступил в силу с 1 января текущего года. Данный законодательный акт содержит отдельную главу, посвященную порядку таможенного контроля и таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В статье 10 Таможенный кодекс Российской Федерации определил, что одной из основных функций таможенных органов является пресечение незаконного перемещения через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. Государственный Таможенный Комитет России уже с 1998 года рассматривал обращения правообладателей о защите их интеллектуальной собственности и информировал таможенные органы в целях осуществления таможенного контроля перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенных в реестр ГТК России. С принятием новой редакции Таможенного кодекса, по словам специалистов, Россия сможет войти в первую десятку стран по качеству таможенного законодательства . Помимо Таможенного кодекса, занимающего определенно высшую ступень иерархии отечественного таможенного правотворчества, и наряду с ним, в России действуют другие законы и нормативные акты, конкретизирующие и дополняющие его содержание, которые отчасти сохранили свое действие и после принятия нового Таможенного кодекса. Законодательство Российской Федерации по интеллектуальной собственности содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу Российской Федерации. Так, несанкционированный ввоз, продажа, предложение к продаже, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является нарушением прав правообладателя. Подобные нормы отражены, например, в статье 40 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в статье 17 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и т.д. Помимо законов отношения в сфере таможенного контроля оборота объектов интеллектуальной собственности регулируются подзаконными нормативными актами, в том числе Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, а также нормативными актами ведомственного характера, такими как приказы, инструкции и распоряжения ГТК РФ и др. Так, Приказом ГТК РФ № 1199 от 27.10.2003 утверждено Положение о защите интеллектуальной собственности таможенными органами, разработанное на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности . Положение в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации определяет единый порядок обеспечения защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, Письмом ГТК РФ № 01-15/20508 от 28.10.1997 определен список мер, направленных на защиту прав на интеллектуальную собственность. Согласно данному письму, Управление тарифного и нетарифного регулирования (УТНР) ГТК РФ осуществляет составление и рассылку таможенным органам списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, с целью выявления таможенными органами в ходе осуществления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране интеллектуальной собственности. Указанные списки УТНР ГТК РФ формирует на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков. Перемещаемые для коммерческих целей товары, являющиеся объектами интеллектуальной собственности (товары, маркированные товарными знаками, наклейки, этикетки, ярлыки, информационные вкладыши, печатные издания, магнитные, оптические и механические носители информации (аудио- и видеокассеты, компакт-диски и т.д.)) при осуществлении таможенного контроля должны проверяться по признакам каждого из объектов, приведенных в рассылаемых списках. При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности таможенные органы направляют сообщения в органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 Уголовного кодекса РФ. Также при осуществлении таможенного оформления должна быть произведена детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях и отправителях и т.п.) в пределах сроков проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств. 27 октября 2003 года ГТК РФ было утверждено Положение о порядке взятия проб или образцов товаров при проведении таможенного контроля . Данное Положение определяет порядок взятия проб или образцов товаров, а также права и обязанности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, экспертов, специалистов, лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, при осуществлении этих операций, а также обладателей исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Методы отбора проб или образцов определяются международными и национальными стандартами, иными нормативными документами, а также методическими рекомендациями, разработанными на их основе. 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИРоссийская Федерация на внешнеполитической и внешнеэкономической арене - молодое и перспективное государство с огромным опытом и богатейшей историей представительства на межгосударственном уровне. Составной частью внешнеэкономической политики государства является внешнеторговая политика, которая осуществляется посредством применения как экономического, так и административного методов регулирования. Руководит российской внешнеторговой политикой Президент РФ, который помимо этого регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, а также при необходимости вводит признанные международным правом экономические санкции. Проведение единой государственной внешнеторговой политики обеспечивает Правительство РФ. Им разрабатывается федеральная программа развития внешнеторговой деятельности, принимают временные меры по защите внутреннего рынка и решения об определении величины ставок таможенного тарифа, вводятся количественные ограничения экспорта и импорта, принимаются в пределах компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ. Разработкой предложений по государственной внешнеторговой политике, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров в области внешнеторговых связей, занимается Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ), на которое Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в частности с Федеральным законом «О внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ . Таможенная деятельность имеет своей целью защиту экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику . Таможенную деятельность (таможенное дело) в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля. При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации они подлежат обязательному таможенному контролю . Именно на этом этапе реализуются основные защитные функции таможенных органов, в частности осуществляется деятельность по защите объектов интеллектуальной собственности. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При этом используется система управления рисками. Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Исходя из системы мер оценки рисков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля. Наряду с этим таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями). Таможенный контроль осуществляется работниками таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, устного опроса, получения пояснений, таможенного наблюдения, таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля, таможенной ревизии. Для осуществления целей таможенного контроля, в том числе для защиты объектов интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, необходимо наладить четко обозначенную вертикаль власти - от ГТК России до подразделения таможенного органа основного звена, то есть непосредственно осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление. В связи с этим помимо других важных причин специалисты и законодатели высказывают намерение возродить в таможнях и таможенных управлениях отделы нетарифного регулирования, возложив на них дополнительно обязанности по организации и координации деятельности по обеспечению таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности . В вопросе организации таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности важен также и вопрос технического обеспечения с использованием современных средств связи и каналов обмена информацией, включая создание локальных сетей и использование возможностей глобальной сети «Интернет». Здесь ГТК России рассчитывает на помощь международных организаций (такие предложения уже поступали от Всемирной таможенной организации и от Европейской сети по борьбе с контрафакцией), а также на оказание содействия со стороны отечественных организаций, заинтересованных в защите интеллектуальной собственности . Немаловажной задачей в силу новизны проблемы для таможенных органов является подготовка соответствующих кадров. В этом направлении уже немало сделано, но предстоит активизировать эту работу с подключением таможенной академии, а также задействовать возможности сотрудничества с соответствующими государственными органами, организациями, управляющими правами интеллектуальной собственности, и правообладателями. Кроме того, в целях дальнейшей плодотворной работы, совершенствования отечественного законодательства и приведения российских реалий в соответствие с международными стандартами, необходимо и дальше развивать международное сотрудничество, как с таможенными службами иностранных государств, так и с иными зарубежными правительственными и неправительственными организациями . Интересно, так же посмотреть, как происходит защита интеллектуальной собственности на таможне другими странами, например в США. В Соединенных Штатах установлены правовые нормы, позволяющие Таможенной службе США и ее Управлению операций на местах помогать владельцам интеллектуальной собственности в США в предотвращении ввоза материалов, нарушающих права интеллектуальной собственности. Таможенная служба способствует защите любой интеллектуальной собственности, для которой федеральным правительством США предусмотрена регистрация, и действует от имени каждого. Кто владеет такой собственностью и добивается защиты. Важно иметь в виду, что такая защита предоставляется только по отношению к зарегистрированным объектам, таким как выданные патенты на изобретения, зарегистрированные товарные знаки и зарегистрированные авторские права. Таможня не имеет полномочий предотвращать ввоз товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, если только Таможенная служба не получила специальные указания об этом в форме приказа об исключении, изданного Комиссией США по международной торговле (ITC), на основании раздела 337 "Закона о тарифах" от 1930г. с внесенными в него поправками . Рассмотрение в ITC дел о нарушении прав интеллектуальной собственности имеют форму слушаний, подобных разбирательствам по искам в Федеральных окружных судах США. Существенное различие - количество времени, которое требуется этим двум инстанциям для вынесения решения; в ITC процедура занимает меньше времени. Использование Таможенной службы США для воспрепятствования ввозу товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, осуществляется в большинстве случаев на основе сотрудничества с владельцами таких зарегистрированных прав. Как правило, в качестве средства, позволяющего рациональным образом использовать возможности таможни для обнаружения и предотвращения импорта, нарушающего права интеллектуальной собственности, таможня использует данные промышленной разведки, собранные владельцами таких прав, заинтересованными в его защите. Поэтому после того как владелец прав интеллектуальной собственности получил приказ ITC об исключении или зарегистрировал свои права в Таможенной службе, необходимо постоянное и серьезное сотрудничество владельца интеллектуальной собственности с таможней . 3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров описан в методическом письме ГТК России от 16.11.2000 № 01-06/33259 «О защите прав интеллектуальной собственности». Одной из важнейших функций таможенных органов является защита внутреннего рынка от проникновения на него некачественных и потенциально опасных товаров. В качестве документа, подтверждающего безопасность ввозимой продукции, выступает сертификат соответствия системы обязательной сертификации, который является обязательным при принятии должностным лицом таможенного органа решения о выпуске импортируемой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Однако обязательная сертификация, которая в известной степени является инструментом государственного контроля безопасности товаров, реализуемых на внутреннем рынке, не обеспечивает защиту потребителя от такого распространенного явления как контрафакция. Нередко российский потребитель попадает в ситуацию, когда приобретаемый им товар якобы известной иностранной торговой марки на деле оказывается низкосортной подделкой. Необходимость активизации работы по защите интеллектуальной собственности при осуществлении контроля перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), была признана коллегией Государственного Таможенного Комитета России еще в 1997 году. Приоритетами ГТК России в вопросах защиты интеллектуальной собственности являются законотворческая работа, то есть совершенствование соответствующей законодательной базы, и осуществление практической защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля на основе законодательства. Деятельность таможенных органов по предотвращению поступления на территорию России некачественных товаров заключается в осуществлении документального контроля и, следовательно, является в известной степени формальной. Именно поэтому эффективность таможенного контроля безопасности импортируемой продукции напрямую зависит от того, насколько тесно и оперативно налажено взаимодействие таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти, непосредственно осуществляющими контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров, поступающих на товарный рынок страны из-за рубежа. Государственный Таможенный комитет России, учитывая российские масштабы и те требования, которые предъявляются государством к таможенным органам для решения задач, связанных с наполнением бюджета, считает необходимым совершенствовать систему государственного контроля безопасности импортируемой продукции. В этих целях необходим постепенный переход от тотального контроля всей продукции, подлежащей обязательной сертификации, к дифференцированному подходу в отношении конкретных видов продукции, конкретных производителей и поставщиков с учетом их присутствия и репутации на российском рынке. Это позволит сосредоточить усилия контролирующих ведомств на тех направлениях, которые представляют реальную угрозу для жизни и здоровья российского потребителя и, кроме всего прочего, избавит его от дополнительных расходов на приобретение высококачественной продукции. В свою очередь, такой подход к проблеме обеспечения безопасности внутреннего товарного рынка требует широкого использования во взаимодействии контролирующих ведомств современных информационных технологий, позволяющих при выявлении фактов, свидетельствующих о появлении на рынке опасных и некачественных импортных товаров, своевременно изъять эту продукцию из оборота и перекрыть каналы ее поступления. Вопросы создания межведомственных информационных систем для автоматизации процедуры таможенного контроля безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, являются приоритетными в работе ГТК России. Механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров основан на международной практике и предусматривает вмешательство таможенных органов в процесс перемещения товаров через границу для содействия правообладателю по защите прав интеллектуальной собственности в двух случаях . Первый - когда правообладатель интеллектуальной собственности (например, торговой марки) по своей инициативе заявляет об этом, второй - когда таможенные органы действуют по собственному усмотрению. Первый аспект в полной мере регламентируется положениями нового Таможенного кодекса. Второй - вызывает многочисленные споры у специалистов и законодателей. При этом функции таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности заключаются в том, что они, обладая соответствующими полномочиями, задерживают подозрительный товар и сообщают об этом правообладателю. В случае же инициативы таможенных работников импортеру никто издержек не возмещает. В подозрительных случаях таможенное оформление товара задерживается на 10 рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 дней). Если опасения таможенников оказываются напрасными, товар возвращается. По мнению ряда специалистов, таковые действия являются правомерными, и госорганы не несут за нее никакой ответственности, даже если ее необходимость не подтвердилась. Приведенное обстоятельство еще раз говорит в пользу того, что эффективность защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами напрямую зависит от полноты информации, предоставляемой правообладателем. Подход ГТК России состоит в том, чтобы минимизировать перечень документов и сведений, сопровождающих подачу заявлений на включение товарного знака в реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России. Итак, правообладатель, то есть лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности (или иное лицо, представляющее его интересы на законных основаниях), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу нарушаются его права на объект авторского права, смежных прав, товарный знак и др., вправе подать заявление в ГТК России. Заявление включает: а) письменное обращение о защите прав на объекты интеллектуальной собственности с кратким изложением сути вопроса; б) сведения о правообладателе или документы, подтверждающие наличие и принадлежность права интеллектуальной собственности (свидетельство, лицензионный договор или другие документы в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности), а в случае необходимости доверенность правообладателя, выданную заявителю; в) информацию о каждом подлежащем защите объекте интеллектуальной собственности, о сроке, в течение которого правообладатель предполагает, что ему потребуется содействие таможенных органов в защите его прав; г) описание товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности (при необходимости образец); д) иные сведения, позволяющие выявить контрафактные товары . При этом правообладатель может сообщить любые дополнительные сведения, которые могли бы оказать помощь таможенным органам в идентификации контрафактных товаров. Это могут быть, например, сведения о местах ввоза и таможенного оформления легальной продукции, сведения об экспортерах, импортерах легальной продукции, отличительные признаки контрафактных товаров и т.д. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков. В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. После рассмотрения заявления Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР) ГТК России вносит объект интеллектуальной собственности в реестр ГТК России или уведомляет заявителя о невозможности внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Реестр объектов интеллектуальной собственности, включающий объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, в том числе права на которые принадлежат Российской Федерации, наименования мест происхождения товаров ведет Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК России . Целью организации работы по ведению реестра является стремление систематизировать информацию, поступающую от физических, юридических лиц, органов государственной власти. Данная информация используется таможенными органами для выявления административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и статьей 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ . Реестр ведется в виде журнала, который может дублироваться в электронном виде. В Реестр вносятся следующие данные: 1) регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности; 2) вид объекта интеллектуальной собственности; 3) наименование (изображение) объекта интеллектуальной собственности; 4) дата внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр; 5) сведения о товарах, содержащих объект интеллектуальной собственности (наименование, класс товара по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ)); 6) сведения о владельце объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес); 7) наименование, номер и дата документа, удостоверяющего охраноспособность объекта интеллектуальной собственности (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации); 8) сведения о лицах, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право использования объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, код ОКПО, ИНН); 9) срок, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр; 10) сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы владельца объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, телефон, факс); 11) номер и дата документа ГТК России о внесенном в Реестр объекте интеллектуальной собственности, направленного в таможенные органы Российской Федерации; 12) дополнительная информация, характеризующая подлинные и контрафактные товары и позволяющая выявлять и идентифицировать контрафактные товары. Объекты интеллектуальной собственности вносятся в Реестр с учетом срока, указанного в заявлении, но не более чем на 1 год, а в случаях отсутствия необходимых сведений, невозможности идентификации объекта интеллектуальной собственности в перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах сведения в Реестр не вносятся. Информацию об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр или исключенных из него, ГУТНР направляет в таможенные органы Российской Федерации не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений. При таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности представляется грузовая таможенная декларация (ГТД), которая должная быть соответствующим образом оформлена , в частности в графе 31 ГТД «Наименование товара» указываются товарные знаки, фирменные наименования. Предоставление правообладателем права на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждается лицензионным договором. Номер лицензионного договора указывается в графе 44 ГТД «Дополнительная информация / представляемые документы». Лицензионный договор на право использования товарного знака должен быть обязательно зарегистрирован в государственном патентном ведомстве - Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте). В тех случаях, когда товар, переправляемый через таможенную границу России, содержит признаки объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр ГТК России, во второй подраздел графы 33 ГТД проставляется буква «И». В настоящее время на основе действующего законодательства ГТК России уже рассматривает обращения владельцев товарных знаков о защите их интеллектуальной собственности и информирует таможенные органы с целью осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, маркированных товарными знаками известных товаропроизводителей. На сегодня в реестр ГТК России включены и подлежат охране товарные знаки таких известных фирм, как «Проктер-энд-Гэмбл», «Рон Пуленк», «Ондулин», «Фламагаз». На рассмотрении находятся заявки таких фирм США как «Форд», «Гесс», «Интел» и др. Следует отметить наличие заявок отечественных организаций «Кристалл», Союзплодоиморт, Ижевский механический завод, Чистопольский часовой завод, «Ассоциация производителей табачной продукции Табакопром», Глазьевский ликероводочный завод, Брянская кондитерская фабрика и т.д. Экономический эффект от внедрения подобного механизма трудно недооценить. Так, за принятие заявки от правообладателя о включении в Реестр объектов интеллектуальной собственности взимается сбор в размере до 200-кратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также 10-50-кратного размера МРОТ за каждый объект интеллектуальной собственности (конкретный товарный знак, авторское произведение, экземпляр фонограммы и т.п.). Кроме того, заявитель должен представить гарантийное обязательство и внести на счет таможенного органа обеспечение в размере от 1-кратной до 3-х кратной стоимости ввозимых товаров (но не менее 500 тысяч рублей), достаточном для компенсации возможных расходов и убытков. Помимо этого с достаточной степенью уверенности можно прогнозировать увеличение общего объема таможенных платежей за счет увеличения таможенной стоимости, а также ввиду изменения структуры импорта товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в сторону сокращения объемов ввозимой контрафактной продукции и «серого импорта» с увеличением доли легально ввозимой продукции. Чтобы понять о каких объемах работы идет речь, достаточно сказать, что одних товарных знаков в Российской Федерации подлежит охране порядка 200 тысяч, из них почти половина иностранных. Вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность посвящено также письмо ГТК России от 28 октября 1997 года № 01-15/20508. Здесь подчеркивается, что, в соответствии с законами Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Таможенным кодексом Российской Федерации, при выявлении в ходе проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров и транспортных средств нарушений законодательства по интеллектуальной собственности надлежит уведомлять прокурора или орган предварительного следствия, в компетенцию которого входит расследование соответствующих преступлений. Для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы составляют и рассылают списки товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации с целью выявления таможенными органами нарушений законодательства по охране интеллектуальной собственности. Эти списки формируются на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков. При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности (выявленных по соответствию ввозимых товаров или их маркировки признакам какого-либо из объектов, включенных в списки) таможенные органы информируют органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 УК России. Здесь подчеркивается, что при осуществлении таможенного оформления детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях или отправителях и т.п.) должна быть произведена в десятидневный срок . 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИКак показывает практика, нарушения прав интеллектуальной собственности в большинстве случаев сопровождаются нарушениями таможенных правил, таких как перемещение товаров через таможенную границу под видом товаров не для коммерческих целей; сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу; перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации; недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также другими таможенными правонарушениями, за которые предусмотрена серьезная административная, гражданская или уголовная ответственность. За последние годы в России значительно снизились объемы, так называемого, «серого» импорта и реализации контрафактной продукции. Согласно результатам исследования, проведенного экспертами, уровень подделок на сегодняшний день сократился до 10%, в то время как в 1999 году он составлял 60%. Однако при существенном улучшении ситуации потери государства и компаний остаются значительными. Так, в прошлом году федеральный бюджет недополучил как минимум 30,7 миллионов долларов из-за распространения в России поддельной продукции и 30,3 миллиона долларов - от «серого» импорта. Причем приведенные данные рассчитаны только по продукции 15 компаний, входящих в Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд». В целом же, по мнению экспертов, только в группе товаров народного потребления бюджет недополучил налогов на сумму не менее 600 миллионов долларов. Сократить объемы поддельной продукции и «серого» импорта удалось благодаря ужесточению контроля Государственного Таможенного Комитета за порядком определения таможенной стоимости, а также в связи с введением в действие механизма постановки товарных знаков под защиту таможни. В настоящее время таможенные органы в соответствии с обращениями правообладателей контролируют около 500 товарных знаков. На пользу делу идут и разработанные изменения и дополнения в законодательство об интеллектуальной собственности, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, об административных правонарушениях, в таможенное и уголовное законодательство. Новый Таможенный кодекс содержит отдельную главу, устанавливающую детальный механизм защиты прав интеллектуальной собственности. Таможенные органы получили право по подозрению в контрафактности задерживать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, передавать необходимую информацию правообладателю, допускать его к инспектированию товаров. С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащий нормы (ст.7.12 ч.1, ст.14.10), определяющие ответственность граждан, должностных и юридических лиц за незаконное использование товарного знака, нарушение авторских и смежных прав (в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации). Должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 настоящего Кодекса (п. 12 ст. 28.3). В настоящий момент Государственным Таможенным Комитетом России направлены предложения по рассмотрению вопроса о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих, в частности, отнесение правонарушений, связанных с так называемой «интеллектуальной контрабандой» (незаконное перемещение через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности) к нарушениям таможенных правил, что позволило бы таможенным органам применять действенные оперативные меры по их пресечению. Это соответствовало бы требованиям статьи 5 межправительственного Соглашения государств - участников СНГ от 6 марта 1998 года. По данному Соглашению стороны взяли на себя обязательства привести свое национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, а также ввести в действие процедуры, позволяющие таможенным органам приостанавливать пропуск через таможенную границу товаров, изготовленных или приобретенных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности, или содержащих в себе какие-либо нарушения указанных прав . Реализация довольно жестких (в соответствии с международными требованиями) экономических санкций за правонарушения, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности, с одной стороны позволит подорвать экономическую основу «интеллектуальной контрабанды» и, в конечном счете, организованной преступности в целом, с другой стороны, в силу колоссальной доли контрафактности ввозимой продукции (по оценкам западных специалистов в настоящий момент российский рынок более чем на 80% является контрафактным), может служить весьма существенным дополнительным источником развития таможенной системы. Весьма успешно осуществляются мероприятия по предотвращению ввоза контрафактной продукции во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами. Речь идет, прежде всего, о Министерстве внутренних дел, Министерстве по антимонопольной политике. Большую роль играет работа с правообладателями и их ассоциациями. Так, в 1999 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.12.98 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» совместно с РАО проводилась большая работа по вопросам формирования механизма реализации статьи 26 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Помимо мер ответственности за нарушения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности гражданско-правового и административно-правового характера, российское законодательство устанавливает также и уголовно-правовую ответственность за ряд правонарушений, имеющих преступный состав . Являясь товаром, информация выступает и предметом такого преступления, как контрабанда. В части 1 статьи 188 Уголовного кодекса России указано, что перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, если их стоимость превышает двести минимальных размеров оплаты труда, за исключением тех, которые указаны в части второй этой статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием, влечет уголовное наказание. Однако, часто при таможенном оформлении записанных носителей информации допускается исчисление таможенной стоимости товара исходя только из стоимости самого носителя этой информации. Между тем, предметом внешнеторговой сделки является совокупность как носителя, так и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять, как правило, вспомогательные функции. Это проблема, которую законодателю еще предстоит решить. В УК России уголовная ответственность за незаконный вывоз объектов интеллектуального труда наряду со статьей 188 УК России закреплена и в ряде других статей. Так, например, следует обратить внимание на положения статьи 189 УК России, в соответствии с которой незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, является преступлением и наказывается штрафом до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок от трех до семи лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕЗащита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности таможенных органов. В настоящее время основными направлениями деятельности таможенной службы России в этой области являются: практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля, разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности, международное таможенное сотрудничество по вопросам организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. За последние годы разработан и реализуется механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Необходимость активизации работы по защите интеллектуальной собственности при осуществлении контроля за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), была признана Решением Коллегии Государственного таможенного комитета Российской Федерации в июле 1997 года. Основными направлениями деятельности таможенной службы в этой области являются законотворческая работа, т.е. разработка, прежде всего, соответствующих изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации и на основании этого разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Другим, на наш взгляд, не менее важным направлением деятельности ГТК России является практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля на основе действующего законодательства. Новые полномочия таможенным органам предоставил вступающий в силу с 1 июля 2002 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором предусмотрена административная ответственность за нарушения авторских прав и незаконное использование товарных знаков. Процессуальной частью КоАП РФ определено, что таможенные органы вправе составлять протоколы при обнаружении в ходе таможенного контроля нарушений прав интеллектуальной собственности. За истекшее со вступления в силу КоАПа время заведено более 120 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Детальный механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами установлен отдельной главой вступившего в силу с 1 января 2004 г нового Таможенного кодекса РФ. Основными его положениями являются: предоставление таможенным органам права по подозрению в контрафактности задерживать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, до 20 дней; передавать необходимую информацию правообладателю, допускать правообладателя к инспектированию товаров и др. Положения, закрепленные в новом Таможенном кодексе Российской Федерации, согласуются с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) Всемирной торговой организации. Принятие данных изменений и дополнений в таможенное законодательство, разработанных на основе Соглашения ТРИПС и рекомендованной Всемирной таможенной организацией типовой модели национального законодательства, позволит повысить роль таможенных органов в деле защиты интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. 2. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ 5. Закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. 6. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 1993. № 147. 7. Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. 1992. № 229. 8. Закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный закон Российской Федерации» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. 9. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 // Российская газета. 1992. № 228. 10. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ // Российская газета. 1996. № 129. 11. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 157-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. 12. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» от 25.10.94 № 2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст.2855; 1999. № 38. Ст.4533. 13. Приказ ГТК РФ № 1203 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о порядке взятия проб или образцов товаров при проведении таможенного контроля» // Российская газета. 2003. № 196. 14. Приказ ГТК РФ № 1199 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 49. 15. Приказ ГТК России от 16.12.1998 № 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» // Российская газета. 1999. № 34. 16. Распоряжение ГТК России от 11.12.2002 № 758-р «Об утверждении Правил ведения Реестра объектов интеллектуальной собственности». 17. Письмо ГТК России от 16.11.2000 № 01-06/33259 «О защите прав интеллектуальной собственности». 18. Письмо ГТК РФ № 01-15/20508 от 28.10.1997 «О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность» // Таможенный вестник. 1997. № 24 (84).19. Авторское право: Сборник нормативных актов. - М.: Юрист, 1993. - 96 с. Андреев В.К. Право собственности в России. - М.: Издательство БЕК, 1993. - 139 с. 20. Гражданское право. В 2-х томах. Т.1: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. - М.: Издательство БЕК, 1993. - 384 с. 21. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Под общ. ред. А.Д.Корчагина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 112 с. 22. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справочное пособие / Под ред. А.Д.Корчагина. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 336 с. 23. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. - М.: Международные отношения, 1978. - 176 с. 24. Международные конвенции об авторском праве Комментарий / Под ред. Э.П.Гаврилова. - М.: Прогресс, 1982. - 423 с. 25. Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие / Под ред. Э.П.Гаврилова. - М.: Юридическая литература, 2000. - 288 с. 26. Российское таможенное право / Под ред. Б.Н.Габричидзе: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-Норма, 1997. - 520 с. 27. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. - М.: Проспект, 2000. - 752 с. 28. Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 416 с 29. Ашурков О. ИС. Промышленная собственность. - 2003 - №10 - С. 2-11. 30. Агашков В. Патентное дело: разъяснения юриста // Хозяйство и право. - 1994. - № 7. - С.102-110. 31. Бакаева О.Ю. Проблемы правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Юрист. - 2002. - № 4. - С.51-53. 32. Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. - 1997. - № 3. - С.82-88. 33. Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. - 1998. - № 1. - С.20-22. 34. Близнец И., Леонтьев К. Все на защиту интеллектуальной собственности // Российская юстиция. - 1999. - № 2. - С.17-19. 35. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских и смежных прав // Российская юстиция. - 1999. - № 11. - С.31-32. 36. Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. - 1995. - № 10. - С.32-37. 37.Витрянский В. Защита права собственности // Закон. - 1995. - № 11. - С.113-117. 38. Гаврилов Э.П. Права на интеллектуальную собственность в новом ГК РФ // Государство и право. - 1995. - № 11. - С.61-65. 39. Гаврилов Э.П. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. - 2001. - № 11. - С.46-47. 40. Городов О. «Собственность» и «интеллектуальная собственность» // Интеллектуальная собственность. - 1994. - № 9-10. - С.3-9. 41. Грибанов Д.В. Информация как объект правового регулирования. Теоретический аспект // Юрист. - 2003. - № 1. - С.14-16. 42. Дозорцев В.А. Развитие законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности // Экономика и жизнь. - 1996. - № 40. - С.20. 43. Еременко В.И. Гражданский кодекс РФ и интеллектуальная собственность // Государство и право. - 2003. - № 1. - С.35-49. 44. Еремин А. Теория и практика собственности в современной экономике // Экономист. - 1994. - № 10. - С.42-51. 45. Завидов Б.Д. Отдельные тенденции развития законодательства об интеллектуальных правах в России // Юрист. - 2003. - № 2. - С.47-50. 46. Залесов А. Охрана прав на интеллектуальную собственность по соглашению ТРИПС // 47. Интеллектуальная собственность. - 1997. - № 5-6. - С.46-51. 48. Концепция государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Проект Министерства юстиции Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. - 1997. - № 11-12. - С.23-27. 49. Кулагин А., Белов В., Денисов Г. Интеллектуальная собственность требует защиты // Российский экономический журнал. - 1996. - № 3. - С.37-43. 50. Максимова Л. На защиту прав автора // Российская юстиция. 1999. № 5-6. С.17-19. 51. Мамаев В.М. Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. - С.38-44. 52. Менар К., Вальцескини И. Создание и защита коллективных товарных знаков // Вопросы экономики. - 1999. - № 3. - С.74-86. 53. О защите прав интеллектуальной собственности // Закон и право. - 2002. - № 5. - С.51-54. Подшибихин Л., Леонтьев К. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. - 2001. - № 4. - С.20-22. 55. Прокш М. Проблемы уголовно-правовой защиты интеллектуальной собственности // Закон и право. - 2003. - № 11. - С.48-50. 56. Северин В.А. Правовое регулирование коммерчески значимой информации в торговом обороте // Юрист. - 2002. - № 10. - С.10. 57. Селезнев А. Интеллектуальная собственность и ее государственная защита // Экономист. - 1996. - № 11. - С.61-69. 58. Смирнов С. Правовое регулирование информации, информатизации, информационных технологий и средств защиты информации // Закон и право. - 2003. - № 12. - С.72-75. 59. Тернер А. Применение положений Парижской конвенции и соглашения ТРИПС, относящихся к товарным знакам // Интеллектуальная собственность. - 1997. - № 11-12. - С.8-12. 60. Трунцевский Ю.В. Гражданско-правовые меры защиты авторского права и смежных прав в аудио-визуальной сфере // Юрист. - 2002. - № 1. - С 17-22. 61. Цуканов Н. Правонарушения в сфере таможенного дела: характер и причины // Российская юстиция. - 2002. - № 12. - С.15-18. 62. Шурыгин С. Таможенные органы и защита исключительных прав владельцев объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. - 1997. - № 11-12. - С.19-22.1ССЫЛКИ |
« Пред. | След. » |
---|