<
strong>Конспект урока по русскому языку. День науки Тема: Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях развитие умения графически обозначать орфограмму на письме; познакомить с устаревшими словами, фразеологизмами и значениями некоторых из них. Оборудование: проектор, выставка словарей (устаревших слов, толковый, фразеологический, словообразовательный), рабочие тетради, ручки, карандаши. Ход урока I. Орг.нач.урока. II. Языковая разминка. - Прочитайте предложение (на доске). - Спишите предложение, исправляя ошибки. Катюша кивнула и принялась писать Давайте не будим ссориться! Лучше помиремся! - Какие ошибки допустила Катюша? - Почему в словах не будем и помиримся Катя допустила ошибки? Как называется эта орфограмма? - Определите спряжение. Как нужно действовать? III. Формулировка темы урока. - Сформулируйте тему урока. IV. Сообщение темы, цели урока. V. Закрепление. Знакомство фразеологизмами. - В русском языке есть слова и выражения, которые мы редко произносим, но они встречаются в нашей речи. Это фразеологизмы и устаревшие слова. С некоторыми мы познакомимся на уроке. А) - Прочитайте фразу (на проекторе): «Воды не замутит» - Как вы понимаете эту фразу? Что значит «воды не замутит»? Кто-нибудь знает как она (фраза) называется? (Предположения детей). - Ребята, это фразеологизм. Сравните ваши предположения. (Показ на проекторе значения данного фразеологизма) «Воды не замутит» - очень смирный, кроткий, покорный. Сравните: мухи не обидит. Далее на проекторе даны два примера с данным фразеологизмом: 1. Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, воду не замут_т! (Некрасов «Зелёный шум») 2. Это моя-то Тасенька – преступница? Она и воды не замут_т, такая тихая, покорная. • Задание: спиши одно предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение. Б) - Прочитайте следующий фразеологизм. «НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ» (Успешно справиться с чем-либо, не оплошать) - Как вы понимаете? Сравните. (Показ на проекторе). Далее на проекторе дан пример с данным фразеологизмом и предложение. Пример: Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец! Ты вот, так сказать, примерно Сослужил мне службу верно, То есть будучи при всём, Не ударил в грязь лицом». (Ершов «Конёк-горбунок»). Предложение: Про него говорят: «Не удар_т в грязь лицом». • Задание: спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение. В) - Прочитайте третий фразеологизм. Что значит «ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА»? «ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА» Устар. Подкупить кого-либо, давать взятку кому-либо. Прочитайте пример: «Похлопочи, чтоб скорей…Денег не жалей; где придётся колёса подмазать - подмажь, только поскорей ворочайся.» (Мельников - Печерский «В лесах»). Далее слайд с заданием: Сравните пословицу: Не подмаж_шь - не поед_шь. • Задание: спиши пословицу, обозначь орфограмму, определи спряжение. VI. Физминутка VII. Закрепление. Знакомство с устаревшими словами. - Сейчас мы познакомимся с некоторыми устаревшими словами. (слайды) А) Прочитайте пример: «Там холёную доченьку Обве_т ветры буйные, Обгра_т чёрны вороны, Обла_т псы косматые И люди засме_т…» (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») - Все ли слова вам понятны? Значения каких слов у вас вызывают затруднения? Обграять – встретить граем, то есть криком ворон. Обграять граять грай (словообразование) Холёная (доченька) – изнеженная лаской и теплом. Пример с заданием: «Там холёную доченьку Обве_т ветры буйные, Обгра_т чёрны вороны, Обла_т псы косматые И люди засме_т…» • Выпиши глаголы, вставь пропущенную букву, обозначь орфограмму, определи спряжение. Б) Прочитайте следующий пример: «Иных времен, иных картин провиж_ я начало…» - Значение какого слова у вас вызывает затруднения? (провижу) Провидеть – предвидеть, представлять себе что-либо в будущем; разгадывать тайное. провидение Провидеть провидец провидица (словообразование) • Как вы понимаете выделенное слово? • Спиши предложение, обозначь орфограмму, определи спряжение. VIII. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Что понравилось? - Назовите фразеологизмы. Как вы их понимаете? «ВОДЫ НЕ ЗАМУТИТ» «НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ» «ПОДМАЗЫВАТЬ КОЛЁСА» - Назовите устаревшие слова. Каковы их понятия? ПОДМАЗЫВАТЬ ХОЛЁНАЯ ОБГРАЯТЬ ПРОВИДЕТЬ Оценивание Домашнее задание. Упр. 290, с. 92 Литература 1. Русский язык/ Здравствуй Дядюшка Глагол/ Т.Г.Рик. 2. Школьный словарь устаревших слов русского языка/ Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. 3. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ А.Н.Тихонов. 4. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина. 5. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В.П.Жуков, А.В.Жуков. |