Открытый урок по литературе ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ |
ЕГЭ - Преподавание | |||||||
Открытый урок по литературе ОБРАЗЫ БУРЛАКОВ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА «НА ВОЛГЕ» И В КАРТИНАХ И. РЕПИНА ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся со стихотворением Некрасова «На Волге» и с картинами И. Репина; показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков; сходство и различие их произведений, посвященных одной теме; продолжить работу над композицией стиха, его художественных образов и добиться эмоционального воздействия на учащихся, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портреты Н.А. Некрасова, И. Репина; картины «Бурлаки на Волге», «Бурлаки, идущие вброд». ХОД УРОКА Учитель Мы, ребята, на предыдущих уроках не раз говорили, что у разных видов искусства – живописи, музыки, литературы – одна цель: эмоциональное воздействие на зрителя, слушателя, читателя. Постараться обратить внимание людей на те проблемы, которые волнуют автора. Своим произведением затронуть душу человека, заставить его сердце учащенно биться, вызвать какое-то чувство, какой-то отклик. Сегодня на уроке мы обратимся к произведениям живописи и литературы. Послушайте стихотворение Некрасова «На Волге». ( несколько учеников наизусть читают это стихотворение ) Работа по тексту стихотворения - На сколько частей можно разделить это произведение? - На четыре. - Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части? 1 часть. Воспоминание (описание). 2 часть. Рассказ бурлаков (повествование). 3 часть. Состояние лирического героя (повествование). 4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение). - Какова система образов стихотворения?
Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина - Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге». (Опять мы видим противопоставление гармонии, красоты природы дикости, рабству, насилия человека над человеком. Человек в мир вносит дисгармонию, делает мир зловещим и диким.) - Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей? Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги песок («…он так глубок»). - Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде, а «говор милых волн» был далеко не мил. Давайте обратим внимание на 2 картину художника. Тема одна и та же – Бурлаки, но чем отличаются эти картины? Тем, что палитра разная: если в первой много ярких красок – преобладание ярко-желтых, что позволяет художнику на этом фоне показать четче, резко выделяя, «лохмотья жалкой нищеты»;то вторая картина написана в темных тонах. - Почему? Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная. - Какова система образов второй картины? Она почти такая же, как и в первой. Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра, люди -своей судьбе. - А могут люди изменить свою судьбу? Могут. - А что им надо для этого сделать? Захотеть изменить свою судьбу. - А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе? Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.») - А Репин? Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…») - В чем выражается обреченность бурлаков? В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…») - А почему Некрасов бечеву называет ярмом? И что такое ярмо? Ярмо – это старое слово, обозначает деревянный хомут для рабочего скота, а в переносном значении – бремя, тяжесть, иго. И поэтому Некрасов хочет напомнить им, бурлакам, что они не рабочие скоты, а люди и не должны впрягаться вместо рабочих волов или лошадей. - Ребята, описывая картину, вы постоянно цитируете стихотворение. Почему? Эти два произведения очень схожи. - А как вы думаете: Репин создал сначала свои полотна, посвященные бурлакам, или Николай Алексеевич написал стихотворение, а Репин, прочитав стихи Некрасова, постарался изобразить бурлаков так, чтобы вызвать жалость и сочувствие у зрителя? (Ответы детей) - А теперь послушайте историю создания этих картин. (Заранее подготовленный ученик рассказывает о работе Репина) Однажды на берегу Невы среди праздничной толпы гуляющих Репин увидел людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Вот что прежде всего поразило Репина в зрелище впервые встретившихся ему бурлаков. Художник едет на Волгу, чтобы там познакомиться с тем бытом, с типами настоящих волжских бурлаков, перетаскивающих огромные баржи с хлебом по великой русской реке для кого-то матушкой, а для кого-то «рекою рабств и тоски». - Да, ребята, оказывается жизнь бурлаков была настолько ужасной, что тот, кто соприкасается с этими людьми, уже не может быть равнодушным к их судьбе. - А чем все-таки отличаются эти произведения живописи и литературы? Образ лирического героя присутствует в стихотворении более ясно, мы даже слышим его голос, что проявляется в частом употреблении местоимения «я» и его падежных формах, а боль художника мы можем почувствовать через его мастерство, которое помогло ему так изобразить образы людей, что, глядя на картину, понимаешь: человек, если чужая боль его не затронула, не нарисует такой горькой реалистичной картины. Работа по третьей и четвертой части стихотворения - Прочитайте выразительно третью и четвертую часть стихотворения. - Каким предстает перед нами автор? Из первой и второй части мы знаем, что увиденное настолько его потрясло, что он даже изменил свое отношение к реке. ( выборочное чтение до и после встречи с бурлаками) «О, горько, горько я рыдал…» Но, вернувшись после долгих лет, лирический герой говорит: «Уж я не тот, но ты светла». И какое же его негодование мы слышим в словах: Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Всю ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица все та ж покорность без конца… - В стихотворении автор сам размышляет и своими размышления о судьбе бурлаков заставляет задуматься и читателя. А в картине идет воздействие на зрителя через образы, созданные художником. Но присутствие автора тоже ощущается. Как? Бурлаки написаны с таким чувством, выражают такую жалость к этим людям за их вековечное терпение, что каждый, глядя на «Бурлаков…», вспоминает и Репина как человека, неспособного пройти безразлично мимо чужих страданий и изобразить их так, чтобы эти страдания заставили зрителя задать риторический вопрос: «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» - Итак, какой вывод мы можем сделать после сравнительного анализа двух произведений? Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картины Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков, как бы подчиняясь творческой воле художника. Значит, картины и иллюстрации художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы. Д/з : чтение отрывка стихотворения. |
« Пред. | След. » |
---|