Открытый урок по литературе Символы в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско» Цели урока: I. Обучающие: 1) рефлексивная – формировать умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; 2) поисковая – формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; 3) менеджерская – формировать умение планировать деятельность, время, ресурсы; 4) коммуникативная – формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; 5) презентационная – развивать навыки монологической речи, умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; 6) научно – практическая – совершенствовать навыки анализа литературного явления, умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации. II. Развивающие: 1) развивать ассоциативное мышление; 2) активизировать творческую деятельность; 3) развивать навыки работы в группе. III. Воспитательные: 1) воспитывать эстетический вкус; 2) воспитывать интерес к изучению творчества И. А. Бунина; 3) воспитывать толерантность (терпимость), умение выслушать другого и понять его точку зрения; 4) воспитывать нравственность и гуманизм. Тип урока: урок комплексного применения знаний. Ведущая педагогическая технология: проектная деятельность. Методы проектирования: ü метод аналогии; ü метод ассоциации; ü метод неологии (использование чужих идей с обязательным изменением прототипа); ü метод антропотехники (привязка свойств проектируемого объекта к удобству заказчика). Оборудование: три компьютера с колонками, экран, проектор, портрет И. А. Бунина, плакаты с цитатами, три папки с рабочими материалами, литературоведческие словари, текст рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», макеты словарей (брошюра, буклет, презентация). Технологическая карта проекта по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско» Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 1- погружение в проблему | Формулирует: · проблему проекта · сюжетную ситуацию · цель и задачи | Осуществляют: · личностное присвоение проблемы · вживание в ситуацию · принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи | 2 - организация деятельности (планирование) | Предлагает: · спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график») · при организации групповой работы - распределить амплуа и обязанности в группах · возможные формы представления результатов проекта | Осуществляют: · планирование работы · разбивку на группы и распределение ролей в группе · выбор формы и способа представления информации | 3 - осуществление деятельности (поиск) | Не участвует, но: · консультирует по необходимости учащихся · ненавязчиво контролирует · ориентирует в поле необходимой информации | Работают активно и самостоятельно: · по поиску, сбору и структурированию необходимой информации · консультируются по необходимости | 4 – осуществление деятельности (продукт) | Не участвует, но: · консультирует по изготовлению и презентации продукта проектной деятельности | Работают активно и самостоятельно: · подготавливают продукт и презентацию результатов | 5- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет: · обобщает и резюмирует полученные результаты · подводит итоги обучения Оценивает · глубину проникновения в проблему; · привлечение знаний из других областей; · доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; · активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; · характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; · эстетику оформления результатов проведенного проекта; · умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов | Демонстрируют: · понимание проблемы, цели и задачи · умение планировать и осуществлять работу · найденный способ решения проблемы Осуществляют · рефлексию деятельности и результатов · взаимооценку деятельности и ее результативности | Ход урока Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность. Бернард Шоу I этап. Погружение в проблему. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель. Накануне, проверяя ваши сочинения по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско», я прочитала в одном из них следующее: «Я не понял, о чем рассказ. Более того, я вообще не прочитал его до конца. Почему? Скучно! Непонятно! Для чего Бунин вдруг рассказывает о каких – то людях с волынками? Какое отношение к сюжету имеет старый рыбак Лоренцо? И где же символы? Пароход? Почему символ? Просто обычный пароход…» Вот такое сочинение. Получается, что даже после анализа рассказа не все смогли увидеть в нем образы – символы и понять их значение. Получается, что проблема, которую, казалось, мы решили на прошлом уроке, кое для кого, увы, так и осталась нерешенной. В связи с этим предлагаю еще раз обратиться к теме «Символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско» с тем, чтобы попытаться как – то помочь автору сочинения. Как по – вашему, эта проблема решаема? Учитель. Согласна. Идея интересная. предлагаю реализовать ее через практико – ориентированный проект. Во – первых, есть социально значимая проблема. Во – вторых, есть реальный заказчик, ваш одноклассник. В – третьих, есть желание решить проблему, т.е. выполнить заказ. Обсудим цель и сформулируем задачи. | Учащиеся. В учебнике на странице 138 есть задание № 5, в котором авторы предлагают составить словарик символических образов в рассказе и объяснить их. А что если попробовать составить такой словарь. Тем более мы уже на прошлом уроке собрали наиболее значимые символы и дали им толкование. Ученик. Цель проекта: создать учебное пособие, необходимое для более глубокого осмысления значения символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Задачи: -собрать и систематизировать символы, использованные писателем в рассказе; - изучить структуру литературоведческого словаря; - выбрать форму словаря; - издать словарь; - апробировать в практической деятельности. | II этап. Организация деятельности (планирование). Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель. Определимся с формой словаря. Учитель. Вижу – мнения разделились. Предлагаю разбиться на группы по убеждениям. И раз вы сами определили время, за 15 минут издать три словаря. Но есть одно условие: словарь должен полностью отвечать всем требованиям: обложка, аннотация, статья «От авторов», слова расположены в алфавитном порядке, каждое слово имеет словарную статью. И еще, хотелось бы, чтобы в статье «От автора» прозвучала мысль о роли символов в рассказе «Господин из Сан – Франциско». Времени у нас мало, поэтому предлагаю помощь: в папках, которые вы сейчас получите, есть много полезного материала. Если вы сумеете им воспользоваться, то с поставленными задачами справитесь быстрее. Кроме того, каждая группа получит технологическую карту (алгоритм). Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, и поставленная цель будет достигнута. | Ученик 1. Думаю, не надо изобретать велосипед. Давайте сделаем словарь в форме брошюры. Понятно, как пользоваться, привычно. Ученик 2. Лучше в форме буклета: можно использовать как закладку. Читаешь рассказ и сразу смотришь в словарь. Ученик 3. А если я, к примеру, буду читать рассказ не по книге, а в Интернете? Нет, лучше веб – сайт или мультимедийная презентация. Веб – сайт долго делать. Презентацию можно сделать за 15 минут. Учащиеся самостоятельно распределяют функции в группе, составляют план работы, работают с раздаточным материалом. | *** Работа со слабыми учащимися. Учитель. Пока проектные группы заняты делом, предлагаю вам самостоятельно поработать над тестом. Тест первого уровня сложности, с выбором правильного ответа. На выполнение теста – 15 минут. (Приложение 1.) III этап. Осуществление деятельности (поиск). Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель консультирует. Контролирует время. | Учащиеся самостоятельно выбирают макет будущего словаря, пишут аннотацию, статью «От автора», систематизируют в алфавитном порядке и по значимости образы – символы, работают в программах Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher. | IV этап. Осуществление деятельности (продукт). Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель консультирует. Контролирует время. | Учащиеся самостоятельно обсуждают макет, составляют текст презентации, вычитывают словарь. | *** Работа со слабыми учащимися. Предлагаю вам самостоятельно проверить правильность выполнения теста с помощью ключа и самостоятельно оценить результат. V этап. Презентация, самоанализ и самооценка результатов. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель. Время истекло. Наступил момент, когда вы должны представить заказчику и широкой общественности результаты вашей совместной деятельности. Итак, условия. Во – первых, постарайтесь доказать, что выбранная вами форма словаря самая удобная и актуальная. Во – вторых, ознакомьте публику с содержанием словаря, ведь чтобы оценить ваш продукт, необходимо рассмотреть его с разных сторон. Перед презентацией учитель раздает учащимся карточки с критериями оценки (по три каждой группе). Уважаемая публика, будьте внимательны и постарайтесь объективно оценить каждый словарь. | Группа «Бригада». I. Обоснование формы словаря. Творческое название раздела, над которым мы работали «Словарь – брошюра». Изучив имеющиеся в библиотеке литературоведческие словари и обсудив предложенные формы, структуру и содержание, пришли к выводам: 1. Словарь – это книга. Форма традиционная, привычная, всем известно, как таким словарем пользоваться. 2. Имеющийся материал решили использовать для издания брошюры, так как брошюра – это тоже небольшая книга в мягком переплете. 3. Словарь, изданный нами, имеет все необходимые структурные части: обложку, аннотацию, статью «От авторов». Слова расположены в алфавитном порядке. Для каждого слова написана словарная статья. С практической точки зрения наш словарь удобен тем, что он всегда может находиться в библиотеке или в банке проектов по литературе. Перед изучением рассказа учитель может порекомендовать учащимся воспользоваться им. Словарь не велик по формату, прост в обращении. Пользуйтесь нашим словарем и читать рассказ Вам будет не только легко, но и интересно. II. Чтение словаря. Группа «АБВГДешки». I. Обоснование формы словаря. Творческое название раздела, над которым мы работали, - «Словарь – буклет». Буклет – это не книга, но мы считаем, что для ученика 11 класса такая форма словаря символов наиболее приемлема, так как: во – первых, в буклете также можно разместить все структурные части словаря, что мы и сделали; во – вторых, по размеру буклет меньше брошюры и может быть использован как закладка в книге; в – третьих, такой словарь – закладку не нужно специально брать в библиотеке. Мы предлагаем растиражировать издание и вложить в сборник рассказов И. А. Бунина. Таким образом, взяв книгу в библиотеке, вы сразу получите словарь символов. Читая произведение, вы сможете использовать буклет и как словарь и как закладку одновременно. Пользуйтесь нашим словарем и постигайте глубокий смысл бунинского шедевра. II. Чтение словаря. Группа «Соседи». I. Обоснование формы словаря. Мы уважаем традиции, ценим удобство и рациональность, но убеждены, что словарь – компьютерная презентация наиболее актуален среди наших сверстников. Во – первых, презентация позволяет разместить все структурные элементы словаря в полном объеме на слайдах. Во – вторых, на бумажных носителях информацию можно разместить только в письменном виде, подкрепив её, по возможности, иллюстративным материалом, а компьютерная программа POWER POINT даёт более широкие возможности: это фон, цвет, звук, анимация. Например: (демонстрируется слайд «АТЛАНТИДА»). Как видите, восприятие задействовано сразу на всех уровнях: визуальном, аудио, мыслительном. И наконец, более доступной формы нет. Разместив словарь – презентацию на школьном сайте, мы откроем секреты бунинских символов всем заинтересованным читателям, пользователям Интернет. Уверены: знакомство с рассказом «Господин из Сан – Франциско» вполне может начаться не с истории создания, не с текста произведения, а именно с иллюстрированного словаря символов. Надеемся, что любой, кто прочитает наш электронный словарь, захочет подробнее познакомиться с творчеством великого мастера. Адрес сайта МОУ Красненская СОШ: II. Чтение словаря. | ОЦЕНКА ПРОЕКТА Название продукта проектной деятельности | | Критерии оценки | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | Самостоятельность работы над проектом | | | | Актуальность и значимость формы продукта | | | | Полнота раскрытия темы | | | | Оригинальность решения проблемы | | | | Артистизм и выразительность выступления | | | | Как раскрыто содержание проекта в презентации | | | | Использование средств наглядности, информационных технологий | | | | Ответы на вопросы | | | | 16 баллов – «5» от 10 до 15 баллов – «4» от 6 до 8 баллов – «3» Заключительный этап. Рефлексия. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Учитель. Предлагаю подвести итоги нашей совместной деятельности. Итак, что же такое символ в художественной литературе? О чем с помощью символов говорит И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан – Франциско»? Учитель. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто так и не понял, для чего же И. А. Бунин использовал символы в рассказе «Господин из Сан – Франциско». Я рада, что таких среди вас наконец не оказалось. Прав был Б. Шоу, английский писатель первой половины ХХ века, утверждавший: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Сегодня в процессе совместной деятельности мы решили проблему, проявили внимание к человеку, постарались ему помочь. А помогая другому, обогатились новыми знаниями сами. Надеюсь, путешествие по океану знаний доставило вам удовольствие. Впрочем, сейчас узнаем. Перед вами карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник. Разместите (нарисуйте) свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние после проделанной работы. Учитель предлагает объяснить свой выбор. | Учащиеся. Символ в художественной литературе – это знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора. Учащиеся. ü И. А. Бунин говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу. ü И. А. Бунин говорит о добре и зле, о праведничестве, грехе и страшном суде. ü И. А. Бунин говорит о счастье. Не в деньгах счастье. Ведь счастливо не семейство Господина, не фальшивая пара влюбленных, а абруццские горцы и старый рыбак Лоренцо. У них нет миллионов, но они часть мира, благословенного Богом. Учащиеся рисуют кораблики. | Домашнее задание. Участники проекта: оформить портфолио. «Инкогнито»: написать сочинение о роли символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан – Франциско». Приложение 1. Тест И. А. Бунин. «Господин из Сан – Франциско» Внимательно прочитайте задание. Подумайте, отметьте правильный ответ знаком «+». Часть А А 1. Автор произведения «Господин из Сан – Франциско - … а) А. И. Куприн б) Л. Н. Андреев в) М. Горький г) И. А. Бунин д) А. А. Блок А 2. По жанру произведение «Господин из Сан – Франциско» - … а) роман б) повесть в) рассказ г) поэма д) пьеса А 3. Главный герой произведения а) «… рыжий человек чудовищной величины и грузности, похожий … на огромного идола…» б) «… был совсем не хорош собой и странен, - очки, котелок, английское пальто, … волосы редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа точно натянута … и как будто слегка лакирована…» в) «… стоя перед зеркалом, смочил и прибрал … остатки жемчужных волос вокруг смугло – желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело … кремовое шелковое трико, а на сухие ноги … - черные..носки» г) «… был громаден, как утес…» д) «…высокий старик…, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии». А 4. Имя главного героя а) Лоренцо б) Тиверий в) лишен имени г) Джузеппе д) Луиджи А 5. Образ в литературе – это… а) вид, облик б) живое наглядное представление о ком – либо в) обобщенное художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления г) порядок, направление чего – либо, способ д) то же, что икона А 6. Символ в литературе – это… а) предмет б) действие в) условный знак г) словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, выражающий настроение автора д) «зов другой души» А 7. Сколько символов в произведении «Господин из Сан – Франциско» а) 1 б) 2 в) 3 г) более 7 д) менее 7 А 8. Символы в произведении «Господин из Сан – Франциско» необходимы… а) для «сатирического разоблачения» буржуазного миропорядка б) для создания внешней красоты текста в) для создания картины сложного и драматического взаимодействия социального и природно – космического в человеческой жизни г) для выражения мысли о близорукости людских претензий на господство в этом мире д) для обличения фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждениями А 9. Художественное своеобразие произведения заключается… а) в переплетении лирического и эпического начал б) в кольцевом характере композиции в) в линейной последовательности событий сюжета г) в предельной открытости времени и пространству д) в предельной детализации А 10. В каком году появилось в печати произведение «Господин из Сан – Франциско»? а) 1914 б) 1915 в) 1916 г) 1917 д) 1918 |