Открытый урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" |
ЕГЭ - Преподавание | ||||
Открытый урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но реализуется, надо признать, только в УМК «Перспективная начальная школа». Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его. Они знакомятся с лексическим значением слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфографическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Своей задачей считаю – научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Использование толковых словарей способствует знакомству со всеми сторонами слова: лексической, грамматической, этимологической, орфографической. Использование словарей способствует прочному усвоению знаний. Они вносят оживление в работу над словом и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Словари использую при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле. Приведу пример работы со словарями на уроке русского языка. Русский язык, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Цели урока: формирование умений делать словообразовательный анализ слов; учить образовывать слова с помощью приставки; развивать коммуникативные качества личности школьников с использованием словарей различного типа. Оборудование: учебники русского языка ч.2, ч.3, тетради для самостоятельных работ, ч.2, карточки словарных слов, книга «Большой толковый словарь русского языка», DVD запись. Ход урока. Организация класса. - Сегодня у нас необычный урок. А чем он необычен? - У нас сегодня праздничный урок. - А на праздник принято приглашать гостей. Вот и мы с вами сегодня пригласили на наш урок гостей. Вы рады нашим гостям? Поприветствуем наших гостей улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам сегодня успешного урока. Садитесь. Запишем дату сегодняшней работы. 2. Сообщение темы урока. Мы продолжим работу по разделу «Как делаются слова», сегодня вы познакомитесь еще с одним способом образования слов. 3. Чистописание: ааа - Вы будете сегодня красиво писать? Давайте поучимся это делать. Вспомним Кошкину азбуку. (DVD запись) А – глазастая Артистка Звать Артистку эту – киска. Даже в лютые морозы Дарят ей за пенье розы. - Какие соединения букв напишем в данном стихотворении? Аза, ая, ка, ва, да 4.Словарная работа. Знакомство с новым словарным словом алфавит. а) Прочитайте стихотворение про букву А в ваших тетрадях для самостоятельных работ ч.2, с.31. Вот буква вроде шалаша, Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, А начинает – алфавит. ) Работа над лексическим значением слова алфавит. Что обозначает слово алфавит? Где мы можем об этом прочитать? В толковом словаре этого слова нет. Значит, нам следует обратиться в большой толковый словарь русского языка. В нем очень много слов. Только на букву а – 382 слова. Я вам помогла записать словарную статью, а вы ее прочитайте сами. 1.Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-либо языка, расположенных в определенном порядке. 2.Порядок расположения чего-либо, соответствующий принятому порядку следования букв в какой-либо системе письма. в) Знакомство с правилом произношения словарного слова в словаре «Говори правильно», постановка ударения. г) Знакомство с правилом написания нового словарного слова по словарю «Пиши правильно», определение безударных гласных. д) Как образовалось это слово? Посмотрим в словарь происхождения слов. Такого слова нет, значит мы должны сами попробовать объяснить как получилось это слово. Я надеюсь на помощь членов клуба «Ключ и заря». Рассказ детей о создании русской азбуки Кириллом и Мефодием. Греческая азбука называлась первыми буквами альфа и вита. Определения способа образования слова алфавит (сложением двух основ) 5. Актуализация опорных знаний. а) Повторение способа образования слов с помощью суффикса. Фронтальная работа на доске и в тетрадях: лампочка, сынишка. б) Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям
в) Повторение о суффиксе как части слова. 6. Физкультминутка. Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладоши – Дружно, дружно, веселей! Застучали наши ножки – Громче, громче и быстрей! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем – Выше, выше, выше, выше. Завертели наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились. И остановились. Мы ножками топ – топ, Мы ручками хлоп – хлоп! Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик-чик! Раз – сюда, два – сюда, Повернись вокруг себя. Раз присели – два – привстали. Руки к верху все подняли. Сели – встали, сели – встали. Ванькой – встанькой дети стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч, Снова выстроились в ряд, Раз – два, раз- два, Заниматься всем пора! 7.Знакомство с новым способом образования слов на основе слов из обратного словаря. - Прочитайте новую тему нашего урока. (На доске запись «Образование слов с помощью приставки») а) Работа по учебнику ч.3, стр.59., упр.64. Выделение корня в словах бежать, забежать, добежать, пробежать, убежать, выбежать. На доске слова в помощь: бежать, бежит, пробежка, бег. б) Запись слов, выделение приставки. в) Чтение правила по учебнику стр.60. г) Дополнение словосочетаний подходящими по смыслу приставками с опорой на обратный словарь. 8. Обобщение знаний о способах образования новых слов. 9. Подведение итога урока, рефлексия, оценка учебной деятельности учащихся. 10. Задание на дом: тетрадь для самостоятельных работ стр.31. упр. 42., правило по учебнику стр.60. |
« Пред. | След. » |
---|