Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете" |
ЕГЭ - Преподавание | |
Урок литературы в 5-м классе. "К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". "Дети и война" Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения. Наглядность: слайды с документальными фотографиями и песней "Тишина"; слайды к уроку. Эпиграф: Заря вставала над землёй, заря вставала. Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась. Фашизм без жалости шагал по всей планете. Застыли люди от беды, притихли дети: Ираида Мордовина Ход урока 1. Оргмомент 2. Слово учителя Просмотр слайдов. (Приложение 1.) -Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война) Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне. Запись темы урока в тетрадь. (Приложение 2. Слайд1.) Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 - 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. (Приложение 2. Слайд 2.) Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи Симонова. В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму "Павел Черный". Во время ВОВ он работает военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска. 3. Выразительное чтение учителем стихотворения К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете:" 4. Анализ произведения - Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.) - Назовите тему этого произведения (о чём оно)? - Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении? -Откуда везли мальчика? (Приложение 2. Слайд 3.) (Из Бреста) Запись в тетрадь: Брест - крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии. - На какую картину обращает внимание рассказчик особенно? ("Седой мальчишка") - Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"? (Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) (Приложение 2. Слайд 4) Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия. -Почему мальчик седой? (Приложение 2. Слайд 5) (Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.) - Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, ":За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"? (Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.) - Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..." (Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...) - К кому обращается автор со словами: "Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца"? (Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.) - "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои. Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и "поцелует горсть своей земли".) - Почему автор пишет, что "твой" мальчик спит "за тридевять земель, в горах Урала"? (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.) - О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах? (Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой. Но если не вернется, если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов.) -Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю? 5. Минутка релаксации -Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его. - А теперь перечитайте про себя стихотворение, последите внутренне за сменой интонаций: в середине четвертой строфы - повествовательная, многоточие указывает на долгую паузу; тон горьких размышлений в 5-6-й строфах и строгий пафос трех заключительных строф. 6. Заключительное слово учителя Стихотворение Симонова -это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...". Написать сочинение "След войны в моей семье". Приложение 1, приложение 2. |
« Пред. | След. » |
---|