Психолого-педагогические составляющие процесса творчества тренера |
Рефераты - Психология | |
Введение 3 1. Понятие педагогического творчества 4 2. Особенности деятельности тренера 8 3. Творчество в деятельности тренера 10 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Современный учитель должен владеть не набором готовых знаний, а опытом творческой деятельности, быть готовым к отказу от привычных схем и стереотипов. Творческий характер педагогического труда обоснован в работах советских и зарубежных ученых (А.А. Бодалев, М.Я. Виленский, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, П.Ф. Кравчук, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.). Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач. Для развития творчества у преподавателей по физической подготовке и спорту необходимо соблюдать следующие условия: формирование достаточной мотивации; совершенствование общей и профессиональной культуры; наличие необходимого времени для творческого саморазвития. Цель работы - рассмотреть психолого-педагогические составляющие процесса творчества тренера. Задачи работы: 1. Определить сущность понятия «педагогическое творчество». 2. Проанализировать структуру творческого процессе тренера и учителя физической культуры. 1. Понятие педагогического творчества В научной литературе существует достаточно большое количество трактовок понятия «творчество», что приводит к необходимости качественного анализа и переосмысления существующих подходов. Основные исследования ведутся в двух направлениях: широком - творчество как атрибут материи, творчество природы, и узком - творчество как атрибут общественной жизни, форма деятельности, творчество как психический акт. Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творчество далеко не новый предмет исследования. Во все времена ценились люди, умеющие творчески, нестандартно подходить к решению любых проблем. Ещё древнегреческие учёные (Аристотель, Гераклит, Фалес, Эмпедокл и др.) стремились развивать в своих учениках творческое мышление, предпринимали попытки осмыслить отличия творческих начал человеческого поведения от нетворческих. На рубеже XIX и XX веков начала складываться как наука психология творчества, были открыты фазы и механизмы творческого процесса: «...любознательность перестала быть путеводной звездой, возникла потребность в управлении творческой деятельностью» [9]. В психологии творчество рассмат ривается двояко: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот. В педагогике до 30-х годов XX века мысли о творческой деятельности имели спонтанное, нецеленаправленное проявление и были отражены в концепциях Дж.Дьюи, Ж.-Ж.Руссо, Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцци и др. С середины 1950-х годов изучение проблем творчества связано в первую очередь с работами С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева по психологии мышления. В дальнейшем их ученики и последователи (Л.В. Брушлинский, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.М. Матюшин, Я.А. Пономарев, О.К.Тихомиров и др.) конкретизировали и развили основные положения психологии творческого мышления. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А.Пономарев. Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия (ВПД). Эта способность является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект» [2]. М.И.Махмутов пишет, что творчество направлено на создание объективно или субъективно новых ценностей [9]. В психологическом аспекте критерием творческой деятельности является субъективная новизна продукта деятельности. Субъективное творчество - деятельность или результат деятельности человека, обладающий новизной, значимостью и полезностью только для него как субъекта. В обучении важно учитывать субъективную новизну результата творчества, то есть новое для учащегося. В качестве еще одного направления в психологии творческого мышления можно отметить исследование креативности. Креативность является сравнительно новой психологической проблемой, появившейся в психологии в 50-60-х годах. Д.Б.Богоявленская единицей анализа креативности выделяет понятие «интеллектуальная активность», определяемое как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [3]. Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод о том, что в современной психологической науке на сегодняшний день не существует однозначной интерпретации термина творчество. Творчество рассматривается как особая психолого-педагогическая категория, как реализация человеком своей собственной индивидуальности; как «мотивация личностного роста» (А. Маслоу), где творчество проявляется в самоактуализации личности, основным признаком деятельности как формы активности является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Исследованием педагогического творчества занимались такие известные российские философы, психологи и педагоги, как Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.О.Ключевский и многие другие. Они отмечали, что педагогическая деятельность не приемлет шаблонных действий и требует от педагога проявления максимума индивидуальности. К.Д.Ушинский советовал педагогам творчески подходить к выбору средств для достижения поставленных в обучении и воспитании целей, а для того, чтобы развить в себе творческие способности, рекомендовал изучать педагогическую литературу. Он был убежден, что творчество есть проявление личности педагога, что учитель становится творцом лишь тогда, «когда всякая метода исчезнет в личности педагога и когда из этой личности появляется всякий раз совершенно самостоятельный тот прием, который нужен в данном случае» [7]. Индивидуально-личностный характер педагогического творчества подчеркивал и В.О.Ключевский. Он считал, что «творчество находится за пределами преподавательской деятельности и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только». Таким чем-то большим, по его мнению, «должно быть цельное миросозерцание, большая умственная и нравственная работа, исполненная человеком над самим собой». В начале XX века первые систематические попытки изучить педагогическую деятельность как творческий процесс предпринял П.К.Энгельмейер. Проанализировав опыт различных педагогов, он пришел к выводу, что «хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина». Большое значение для исследования проблемы педагогического творчества имеют идеи, содержащиеся в работах классиков советской педагогики С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других. В частности, С.Т.Шацкий писал, что работа педагога будет «живой, деятельной, переходящей от одной формы к другой, движущей, ищущей», если в ее основе будет лежать высокая культура преподавателя. В работах А.С.Макаренко подчеркивается, что научить человека творческому труду - задача архисложная, поскольку «творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает ее пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой развития личности и таланта». Для В.А.Сухомлинского творческий труд учителя заключался в воплощении теоретических истин в живые мысли и дела. По его мнению, основы творчества педагог получает в стенах учебного заведения, однако творцом становится лишь в процессе педагогической деятельности, которая должна быть направлена на организацию полнокровной и осмысленной жизни воспитанников, стимулирование у них потребности стать лучше, установление таких духовных отношений с ними, которые ведут к расцвету личности каждого ученика и развитию их индивидуальности. Яркие образцы творчества содержатся в деятельности современных педагогов-новаторов - Е.И.Ильина, Т.И.Гончаровой, В.Ф.Шаталова и других. Целенаправленный анализ их работ показывает, что в основе новаторской педагогики лежат идеи сотрудничества, взаимопомощи, взаимодоверия, стремление максимально реализовать творческий потенциал обучающихся. В.И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс: наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство); наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств - знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Педагоги разных специальностей, выполняя профессионально-педагогическую деятельность, обязаны осуществлять ее общую структуру, соотнесенную со структурой педагогического процесса, с одной стороны, а с другой - они должны учитывать специфику, особенности того педагогического профиля, который соответствуют их специальности. 2. Особенности деятельности тренера Деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный педагогический характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Двусторонность педагогической деятельности объясняется особенностью ее объекта: ребенок не просто пассивно воспринимает воздействие, а сам активно действует, являясь субъектом своей деятельности. Педагогическая деятельность тренера детского и юношеского спорта, как и деятельность учителя физической культуры, имеет сложную структуру и значительные отличия от других педагогических профессий. Сочетание высокого уровня знаний в области биологических и психологических процессов, которые происходят в период активного роста и развития юного спортсмена, средств, методов и форм педагогического и тренировочного воздействия, высокая физическая и техническая подготовленность требуют от тренера детского и юношеского спорта комплекса педагогических и специальных способностей [4]. Деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют ее профессиональную специфику. Так, В.Н. Прохоров отмечает, что деятельность тренера при сравнении ее с любой педагогической деятельностью представляется весьма своеобразной [5]. Всякая педагогическая деятельность многообразна и сложна, однако деятельность тренера имеет особенности, которые еще больше ее усложняют. К этим особенностям следует отнести следующие: 1. У тренера сильнее, чем у учителя физической культуры, выражена его спортивная специализация. 2. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников. 3. Как отмечает А.Д. Ганюшкин, у тренера - неограниченный объем учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в воскресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. В.Н. Прохоров также отмечает, что в среднем тренеры работают гораздо больше, чем это предусмотрено. 4. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы. 5. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников. 6. Постоянная объективизация спортивных результатов в определенной степени не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, «здесь и сейчас». Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки. 7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических пе¬ренапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье. То есть при стремлении к максимальным достижениям сохранить здоровье спортсмена (Ш.А. Амонашвили называл это противоречие «основой трагедии воспитания»). 8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме. Для этого есть три причины: во-первых, спортивный вид тренера является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, в некоторых видах спорта тренеру иногда самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной элемент при его разучивании, демонстрационные умения. 3. Творчество в деятельности тренера Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на поиск оригинальных способов применения известных или выработки новых, ранее неизвестных методов и приемов решения педагогических задач. Обострение конкуренции на арене спортивной борьбы, постоянный рост спортивных достижений побуждает педагога к поиску новых подходов к технической, волевой, интеллектуальной и других видов подготовки спортсменов. Сильным мотивирующим фактором активности, добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность тренера. Творчество может возникнуть, по мнению В.А.Кан-Калика и Н.Д.Никандрова, только при условии профессионально-личностной мотивации, которая рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Энтузиазм тренера, его любовь к спорту, фанатичная преданность делу - положительный фактор для тренировочного процесса. Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки и соревнований. Особенно важным становиться в наиболее нагрузочные периоды спортивной тренировки, когда спортсмен заканчивает каждую тренировку на пределе своих возможностей [6]. Отношение педагога к собственному творчеству и творчеству воспитанников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми. Составляющими педагогического творчества учителя физической культуры и тренера-преподавателя являются: опыт творческой деятельности, придающий уверенность в правильности выбранного подхода в общении с детьми и непосредственного взаимодействия с обучаемыми (обусловлен творческим потенциалом личности), психолого-педагогические и специализированные знания, креативность, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные и нестандартные решения двигательный опыт, как специфический показатель, без которого невозможно говорить о пофессиональной пригодности спортивного педагога. Системообразующими компонентами саморазвития выступают самопознание, самоуправление и творческая самореализация личности тренера в его профессиональном становлении. Чтобы овладеть педагогическим творчеством, недостаточно научиться решать теоретические педагогические задачи и воплощать их решение во взаимодействии с обучаемыми. Это невозможно без умений управлять собственными психическими состояниями, своим творческим самочувствием, которое относится обычно к основным компонентам педагогического творчества и тесно связано с коммуникативной сферой. Творческое рабочее самочувствие педагога - это специфическое творческое состояние, имеющее свою психическую природу и складывающееся из определенных психических элементов. Элементы творческого самочувствия учителя: 1) сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей задачей урока, его идейно-познавательным и воспитательным замыслом; 2) прицел учителя на «сверхзадачу» - могущественный стимулятор творческой деятельности учителя; 3) видение учителем всех учеников и каждого в отдельности как бы "изнутри" - эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей; 4) способность контролировать себя, проводить самоанализ. Это дисциплинирует ум и чувство, что усиливает бодрое, творческое самочувствие, как в глобальных педагогических проблемах урока, так и в «мелочах». Личность педагога должна стоять в центре педагогического творчества, так как именно ему общество доверило формирование человеческой личности. А.Я. Корх предлагает оценивать индивидуальные свойства личности спортивного педагога по следующим качествам [9]: идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремлённость, принципиальность); нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие); волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе); поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость); отношение к работе (увлечённость, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу, фанатизм); личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения,построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность). Автор считает, что в зависимости от того в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере. В результате можно заключить, что личностные особенности спортивного педагога во многом определяют успешность его деятельности. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Творческая деятельность тренера немыслима без фантазии и воображения, импровизации, интуиции и вдохновения. Тренер должен быть психологом. Тренеры-мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависит усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Не менее важное значение имеет понимание тренерами спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Структура деятельности тренера, прежде всего, требует развития таких способностей - перцептивных, проектировочных и конструктивных, организаторских и дидактических, экспрессивных, коммуникативных, академических и специальных. В условиях продуктивной творческой позиции в центре внимания преподавателей - будущая судьба ученика, поиск разных эффективных способов подготовки его к самостоятельному решению задач образовательного процесса, обучаемые становятся активными соучастниками учебно-тренировочного процесса, делающими его продуктивным. Заключение Специалист по физической культуре и спорту - это, прежде всего, педагог, который не только занимается обучением технике движений и развитием физических способностей, но и формирует личность будущего гражданина, а основу этой деятельности составляют творческие способности. Отношение педагога к собственному творчеству и творчеству воспитанников зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми. Мотивы творчества тренера можно рассматривать как стремление к самовыражению и как желание решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи в работе с детьми. Составляющими педагогического творчества учителя физической культуры и тренера-преподавателя являются: опыт творческой деятельности, придающий уверенность в правильности выбранного подхода в общении с детьми и непосредственного взаимодействия с обучаемыми (обусловлен творческим потенциалом личности), психолого-педагогические и специализированные знания, креативность, новые идеи, позволяющие находить и применять оригинальные и нестандартные решения, двигательный опыт, как специфический показатель, без которого невозможно говорить о профессиональной пригодности спортивного педагога. Список литературы 1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.П. Андриади. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160 с. 2. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1990. -367с. 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991. - 118с. 4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 224 с. 5. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. - 375с. 6. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дисс. ... докт. псих. наук / В.А. Кан-Калик. - Л., 1985. - 37с. 7. Корепанова, М.В. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Ларинец. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 240 с. 8. Леонтьев, В.А. Педагогическое общение / В.А. Леонтьев. - М., 1979. - С.53-67. 9. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 206 с. 10. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Просвещение 1980.- 61с. 11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 480 с. |
« Пред. | След. » |
---|