Экзаменационные ответы для экономики |
1. Ценообразование видов деятельности СКСТ В условиях рыночной экономики цена - важнейший экономи¬ческий параметр рыночной среды деятельности туристского пред¬приятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формиру¬ется под воздействием факторов, складывающихся на рынке неза¬висимо от предприятия, и в большинстве случаев является для туристского предприятия заданной. Необходимыми условиями рыночного ценообразова¬ния являются: • экономическая самостоятельность и свобода выбора поведе¬ния предприятий как собственников; • коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования; • содействие и защита договорно-контрактных отношений • наличие конкурентной среды и преодоление монополизма; • соотношение спроса и предложения на туристском рынке. При ценообразовании предприятия выбирают одну из трех стратегий установления цены на продукт: 1. Можно продавать свой продукт по рыночной цене. Продажа товаров по такой же цене, как и у конкурентов, позволяет предотвратить снижение цен и, таким образом, цена покрывает предельные издержки. 2. Можно назначить цену, более низкую по сравнению с текущими рыночными ценами. При использовании данной стра¬тегии ценообразования для достижения успеха предприятие долж¬но убедиться, что спрос на продукт (услугу) эластичен. 3. Можно установить цену выше рыночной. Высокая цена должна быть обусловлена наилучшим качеством продукта, различ¬ными привлекательными выгодами или уникальностью продукта. Изменяя цену, фирма может оперативно реагировать на изменение спроса. Среди факторов ценообразования выделяются две большие группы - внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся - цели турфирмы, стратегия ценообразования, выбор фирм-партнеров и умелое сотрудничество с ними, качество турпродукта, затраты на формирование и продвижение турпродукта, стадия жизненного цикла турпродукта. К внешним факторам ценообразования относятся - экономическая ситуация, цены конкурентов, соотношение спроса и предложения, сезонные колебания спроса, оценка потребителем соотношения между ценой и ценностью турпродукта, сезонность, география размещения туристских фирм, возможная реакция посредников, тип рынка, эффективность рекламы. Цена на услуги туризма включает следующие элементы: • стоимость сырья; • текущие расходы на производство, реализацию и организа¬цию потребления услуг; • косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, на¬лог на добавленную стоимость, акцизы); • прибыль. При разработке цен на турпродукт учитываются следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам: комиссия для оптовиков - туроператоров, которые разрабатывают прогр аммы и реализуют их самостоятельно или через посредников; розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператоров или сами бронируют гостиничные номера; комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей. Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле где Ц - цена турпакета на одного туриста в рублях; И - себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора; Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг; П - прибыль туроператора в рублях; С - скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет; К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет; Т - количество туристов в группе; Э - количество сопровождающих группу. Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее: - цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость турпакета - чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека; - цена тура зависит от возрастного состава туристов; - прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат. Калькуляция - это определение стоимости одной единицы услуг или товара. Смета расходов турфирмы по отправке туристов: перелет, проживание; услуги фирмы 10 % от величины расходов; прибыль фирмы - 10 % от величины расходов. Приведенный пример показывает, что на долю отправляющей туристской фирмы приходится лишь 16,7 % общей стоимости тура. Методы ценообразования: - ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции; - ценообразование с ориентацией на спрос; - ценообразование на основе издержек (затратный метод). 2.Понятие аккредитации количественные и групповые аккредитационные критерии и показатели Аккредитация - процедура, в ходе которой аккредитационный орган официально признает право юридического лица на выполнение работ в определенной сфере. Цели аккредитации просты: во-первых, обеспечивается доверие к аккредитованным организациям и их деятельности, во-вторых, в торговле устраняются технологические барьеры. И в-третьих, в результате аккредитации защищаются интересы потребителей в вопросах качества продукции или услуг. Аккредитуемые Организации должны отвечать следующим требованиям: • наличие свидетельства о государственной регистрации; • наличие лицензии и сертификатов, если они необходимы для осуществления заявленной деятельности; • наличие реального опыта в заявленной деятельности (не менее 2-х лет) и положительных отзывов партнёров и клиентов. Процедура аккредитации: • прием документов на аккредитацию; • экспертиза документов; • изучение деятельности организации; • рассмотрение вопроса; • принятие решение об аккредитации или мотивированном отказе; • в случае положительного решения - регистрация и выдача Свидетельства об аккредитации; • инспекционный контроль аккредитованной Организации. Аккредитация может быть постоянной и временной. В Российской Федерации аккредитация осуществляется Национальным органом аккредитации. Заявителем на аккредитацию могут стать любые российские юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание получить оценку своей компетентности в определенной области аккредитации и подавшие в Национальный орган по аккредитации заявку и необходимые документы, содержащие достоверную и достаточную информацию для оценки их готовности к аккредитации. Заявитель на аккредитацию может быть аккредитован для выполнения работ в определенной области аккредитации по оценке соответствия, если он соответствует критериям аккредитации. Критерии аккредитации, на основании которых оценивается компетентность субъектов аккредитации, установлены в Государственных стандартах Российской Федерации прямого применения Руководств ИСО/МЭК и нормативных документах. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам по аккредитации. На региональном и международном уровнях созданы механизмы равноправной оценки, благодаря которым обеспечивается соответствие функционирования органов по аккредитации требованиям настоящего стандарта. Те, кто прошел такую оценку, могут стать участниками соглашений о взаимном признании. Периодические повторные оценки обеспечивают постоянное соблюдение требований настоящего стандарта. Регулирующие органы могут устанавливать набор требований для продукции и поставщиков. • Оценка компетентности • Оценка соответствия Орган по аккредитации должен установить для каждой деятельности, связанной с процессом аккредитации, следующее: • требуемые квалификацию, опыт и компетентность исполнителя и • требуемую исходную и последующую подготовку. Показатели для предприятий могут быть следующими: • Содержание деятельности предприятия • Качество создания товаров и услуг: организация производственного процесса; соответствие уровня производства требованиям государственных стандартов; система управления и контроля качества на предприятии; востребованность товара; • Информационно обеспечение производственного процесса: • Материально-техническое обеспечение производственного процесса: наличие специалистов, специализированных помещений, производственного оборудования и технических средств, необходимых для производства профессиональных товаров и услуг в соответствии с требованиями государственного стандарта; наличие повышения квалификации для работников. • Социальная поддержка работников. 3. Интеллектуальная собственность Интеллектуальная собственность - юридический термин, обозначающий все временно переданные лицу эксклюзивные нематериальные права. Прежде всего, термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Основным Законом, регулирующим правоотношения в области интеллектуальной собственности, является Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая "Интеллектуальные права и средства индивидуализации". Интеллектуальная собственность включает в себя две основных области - промышленную собственность, авторское право. Виды интеллектуальной собственности • Авторское право (отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме) • Смежные права (Группа исключительных прав для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания) • Товарный знак (система норм, которые устанавливают охрану обозначений, служащих для индивидуализации товаров или услуг) • Промышленный образец (новое и оригинальное художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид) • Патенты (система норм, которые устанавливают охрану изобретений, промышленных образцов путем выдачи патентов) Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: • произведения науки, литературы и искусства; • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); • базы данных; • исполнения; • фонограммы; • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; • изобретения • полезные модели • промышленные образцы • селекционные достижения • топологии интегральных микросхем • секреты производства (ноу-хау); • фирменные наименования • товарные знаки и знаки обслуживания; • наименования мест происхождения товаров • коммерческие обозначения Право на результат интеллектуальной деятельности является нематериальным благом, которое для правообладателя является исключительным, что дает ему возможность беспрепятственно использовать РИД и защиту от недобросовестной конкуренции. Это право может быть передано другому лицу на платной основе или безвозмездно по усмотрению правообладателя. Защита прав и законных интересов авторов, обладателей патентов и других обладателей прав на РИД осуществляется в судебном и административном порядке. При оценке рыночной стоимости интеллектуальной собственности оценщик обязан использовать доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода. Комплексная охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности дает возможность монопольного использования продукции или услуги, индивидуализации производимых товаров и оказываемых услуг. Кроме того, объекты интеллектуальной собственности являются также и коммерческим инструментом. Причины, по которым государства принимают национальные законы и присоединяются в качестве подписавшихся государств к региональным или международным договорам, регулирующим права интеллектуальной собственности, обычно обосновываются стремлением: • посредством предоставления охраны создать побудительный мотив для проявления различных созидательных усилий мышления; • дать таким создателям официальное признание; • вознаградить творческую деятельность; • создать хранилища жизненно важной информации; • содействовать росту как отечественной промышленности или культуры, так и международной торговли, посредством договоров, предоставляющих многостороннюю охрану. |
« Пред. | След. » |
---|