Налоговая политика в сфере малого бизнеса |
Рефераты - Экономика | |
Актуальность темы обусловлена тем, что многие российские малые предприятия не владеют в полной мере технологиями грамотной и законной оптимизации налогообложения, поэтому и практика оптимизации налогообложения, осуществляемая в точном соответствии с налоговым законодательством, еще не нашла своего места в финансовом менеджменте организаций. Предметом исследования является изучение особенностей налогообложения малых предприятий. Объектом исследования является изучение порядка налогообложения деятельности малого предприятия. Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель, задачи, теоретическую новизну и практическую значимость. Целью исследования является разработка концептуальных подходов к формированию эффективного механизма оптимизации налогообложения малых предприятий и практических рекомендаций по его совершенствованию. В данной дипломной работе проведено исследование на тему: «Выбор оптимальной системы налогообложения в деятельности малого бизнеса (на примере ООО «Столмастер»)». В связи с тем, что в 2007 г. ООО «Столмастер» по прежнему применяло общую систему налогообложения, было рассмотрено, что могло бы произойти в налогообложении деятельности организации в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения. Проведенные расчеты показали, что упрощенная система налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расхода) ООО «Столмастер» в 2007 г. наиболее оптимальный вариант. Дипломная работа представлена на 85 страницах, содержит 3 раздела, 8 рисунков, 2 таблицы, 6 приложений, 50 использованных источников. ОГЛАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1 Основные направления налоговой политики в сфере малого бизнеса 7 1.2 Налогообложение субъектов малого бизнеса 18 1.3 Упрощенная система налогообложения, как оптимальная модель налогообложения 29 ГЛАВА 2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ООО «СТОЛМАСТЕР» 41 2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Столмастер» 41 2.2 Определение налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения ООО «Столмастер» 44 2.3 Определение налоговой нагрузки ООО «Столмастер» в случае применения упрощенной системы налогообложения 52 ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СТОЛМАСТЕР» 61 3.1 Переходные поло жения при смене режимов налогообложения ООО «Столмастер» с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения 61 3.2 Оптимизация налогообложения деятельности ООО «Столмастер» при применение упрощенной системе налогообложения 68 3.3 Применение схемы минимизации налогов при упрощенной системе налогообложения ООО «Столмастер» 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЯ 83 ВВЕДЕНИЕ Переход российской экономики к рыночным отношениям коренным образом изменил условия экономической и финансовой деятельности малых предприятий и организаций. Проблемы налогообложения заняли лидирующее место в системе финансового менеджмента. У хозяйствующих субъектов появилась необходимость быстро ориентироваться в оптимизации налогообложения своих доходов, стремясь снизить налоговое бремя, компенсировать финансовые риски хозяйственной деятельности и уменьшить неопределенность внешней бизнес-среды, поэтому рассмотрение вопросов налогообложения особо актуально в настоящее время. Налоги являются одной из главных статей расходов хозяйствующих субъектов и, одновременно, основным источником доходов государственного бюджета и внебюджетных социальных фондов. В результате правильно исчисленные и уплаченные в больших размерах законопослушными плательщиками налоги привели к необходимости снижения их размеров, что превратилось в обязательное условие и приоритетную цель финансового управления деятельностью организаций в России. Законная оптимизация налогообложения, являясь важной частью финансового менеджмента организации, представляет собой один из действенных механизмов повышения эффективности ее хозяйственной деятельности, что позволяет учитывать экономические интересы не только налогоплательщиков, но и государства. Обусловленное этим подходом усиление функций налогового администрирования является объективным основанием для того, чтобы налогоплательщики более ответственно подходили к решению практических задач налогового планирования, в противном случае штрафные санкции могут намного превысить сумму уплачиваемых налогов. Однако многие российские налогоплательщики не владеют в полной мере технологиями грамотной и законной оптимизации налогообложения, поэтому и практика оптимизации налогообложения, осуществляемая в точном соответствии с налоговым законодательством, еще не нашла своего места в финансовом менеджменте малых предприятий. В действительности существует множество законных методов и путей оптимизации налогооблагаемой базы. Кардинальное реформирование российского налогового законодательства сделало возможным практическое решение этих вопросов в рамках эффективного налогового планирования. Несмотря на большое практическое значение, проблема оптимизации налогообложения еще недостаточно глубоко представлена в специальной литературе. Не решены и практические задачи по разработке эффективных механизмов управления налоговыми рисками, формированию системы налоговой безопасности хозяйственной деятельности малых предприятий, эффективной реализации учетной политики. Решение данных задач позволит сформулировать основные положения концепции оптимизации налогообложения малых предприятий в Российской Федерации, предложить пути совершенствования механизма оптимизации налогообложения малого бизнеса. Предметом исследования является изучение особенностей налогообложения малых предприятий. Объектом исследования является изучение порядка налогообложения деятельности малого предприятия. Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель, задачи, теоретическую новизну и практическую значимость. Целью исследования является разработка концептуальных подходов к формированию эффективного механизма оптимизации налогообложения малых предприятий и практических рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: изучить основные направления налоговой политики в сфере малого бизнеса; рассмотреть налогообложение субъектов малого бизнеса; дать характеристику упрощенной системы налогообложения; проанализировать деятельность ООО «Столмастер»; провести сравнительный анализ режимов налогообложения, применительно к ООО «Столмастер»; рассчитать налоговую нагрузку в деятельности ООО «Столмастер» за 2006 г. и 2007 г.; обобщить итоги исследования и дать рекомендации по оптимизации деятельности ООО «Столмастер». Теоретической основой для написания дипломной работы послужили концептуальные работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области налогового регулирования, оптимизации налогообложения, налогового администрирования и других смежных проблем, связанных с налоговыми правоотношениями. Проблемам оптимизации налогообложения посвящены работы таких российских ученых, как Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, Г.Б. Поляк, Е.В. Акчурина, А.В. Брызгалин, В.В. Брызгалин, В.Р. Берник, СМ. Джаарбеков, Л.А. Злобина С.Н. Лео¬нова, Н.Н. Михеевой, В.И. Насыровой, И.А. Перонко, А.О. Полынева, Д.Р. Попенкова, Р.А. Саакяна, Е.В. Солдатовой и др. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его основные концептуальные положения, выводы и рекомендации ориентированы на практическое применение различных инструментов и схем оптимизации налогообложения с целью управления налоговыми рисками и обеспечения налоговой безопасности организаций, что позволяет сочетать интересы налогоплательщиков и государства в рыночных условиях. На разных этапах работы применялись анали¬тический, монографический, графический, экономико-статистический, аб¬страктно-логический, сравнительный, экономико-математические методы ис¬следования с их многообразными способами и приемами. Информационно-эмпирической базой дипломного исследования явились материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и Московской области, материалы научно-практических конференций и периодической экономической печати, монографические исследования отечествен¬ных и зарубежных ученых. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Основные направления налоговой политики в сфере малого бизнеса До 1 января 2008 г. вопросы поддержки и развития малого бизнеса регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ). Однако с 1 января 2005 г. из Закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные принципы. Таким образом, отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом. В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 г. и признающий утратившим силу положения Закона № 88-ФЗ. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на то, что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер. Для того чтобы нормы данного Закона работали и предприятия малого бизнеса в РФ могли получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная работа на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном). Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого предпринимательства, которые должны быть еще разработаны, а также к постановлениям Правительства РФ, которые должны быть приняты во исполнение норм Закона № 209-ФЗ . Принятый Закон, в отличие от Закона 1995 г., не только регулирует сферу развития малого предпринимательства, но и распространяет свое действие на средний бизнес. К субъектам малого предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона № 209-ФЗ): потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов); физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства. Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Ограничение участия 25% перешло в новый Закон из Закона № 88-ФЗ. Для всех субъектов обязательными являются два критерия (ограничения). Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год: для малых предприятий - до 100 человек. Причем среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. В Законе № 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия. Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб. Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми предприятиями. Однако данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ) . Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации. Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона № 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона № 209-ФЗ). В ст. 7 Закона № 209-ФЗ обозначены правовые меры, с помощью которых государство может оказывать поддержку малому бизнесу. Так, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, например: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и иные меры (перечень открытый). Статьями 9, 10, 11 Закона № 209-ФЗ разграничиваются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в части оказания поддержки. В целом закрепленные за каждым уровнем власти полномочия должны способствовать динамичному развитию малого и среднего бизнеса, его интеграции в мировую экономику. Но во многом это будет зависеть от реализации программ в области развития поддержки малого предпринимательства. В Законе № 88-ФЗ до 1 января 2005 г. содержалось положение, в соответствии с которым в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. То есть это означало, что налоговая нагрузка для них не может быть увеличена. На основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ данная норма утратила силу. Вместе с тем в проекте закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" при принятии его в первом чтении указанная норма о неизменности налоговой нагрузки в течение первых четырех лет в случае увеличения налогового бремени была также закреплена. Но уже при подготовке текста законопроекта ко второму чтению данное положение было исключено. Поэтому норма, имеющая важное гарантийное значение, о нераспространении на субъекты малого бизнеса в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки, к сожалению, не вошла в окончательный текст Закона № 209-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2008 г. Таким образом, государство берет на себя обязательства по оказанию поддержки субъектам малого бизнеса в области налогообложения только в рамках правовых мер, определенных ст. 7 Закона № 209-ФЗ . Органы власти всех уровней, которые оказывают поддержку малому бизнесу, должны вести реестры получателей поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ), порядок ведения которых определяется постановлением Правительства РФ. В реестры заносятся следующие сведения о получателях поддержки: 1) наименование органа, предоставившего поддержку; 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица; 3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; 4) вид, форма и размер предоставленной поддержки; 5) срок оказания поддержки; 6) идентификационный номер налогоплательщика; 7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки; 8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Причем информация в реестр вносится после принятия решения об оказании или прекращении поддержки в течение 30 дней. Законом № 88-ФЗ в ст. 4 был определен иной порядок. Субъектам малого бизнеса необходимо предварительно зарегистрироваться в качестве субъектов, а только потом обращаться за получением привилегий и льгот от органов власти. Информация, содержащаяся в реестрах, будет открыта для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения, содержащиеся в реестре по конкретному субъекту, исключаются из него по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки. Поддержка оказывается на следующих принципах: 1) заявительный порядок обращения субъектов; 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов; 3) равный доступ всех субъектов, соответствующих критериям, к участию в программах, оказывающих поддержку; 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 5) открытость процедур оказания поддержки. В момент обращения субъектов за оказанием им поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие критериям субъектов малого предпринимательства и условиям, предусмотренным программами поддержки. Сроки рассмотрения обращений устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект должен быть проинформирован о решении в течение пяти дней со дня его принятия. Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 16 Закона № 209-ФЗ) , но поддержка будет оказываться не всем. Государство оставило за собой право отказать в поддержке следующим категориям субъектов: 1) по формальным критериям: а) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; б) являющихся участниками соглашений о разделе продукции; в) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; г) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; 2) в финансовой поддержке субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 3) субъектам, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, если: а) не представлены или представлены недостоверные сведения и документы, определенные программами развития малого и среднего предпринимательства; б) не выполнены условия оказания поддержки; в) ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; г) с момента признания субъекта допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Статьей 15 Закона № 209-ФЗ предусмотрено создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Под инфраструктурой понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства и оказания им поддержки. Требования к данным организациям устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Законом № 209-ФЗ поддержка малого бизнеса оказывается в следующих формах. 1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства. 2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки. 3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. 4. Консультационная поддержка (ст. 20) - осуществляется в виде: создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций; компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого предпринимательства, на оплату консультационных услуг. Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности: поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21); поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22); поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23); поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24); поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25). Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона № 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Резюмируя вышесказанное, хотелось бы подвести итог о том, что небольшие предприятия быстрее крупных реагируют на изменения экономических условий в стране и являются источниками занятости для значительной части населения. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ с нового года утратил силу. Его заменил Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Одно из важнейших новшеств - принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: впервые установлены понятия микропредприятия, а также определены виды и формы поддержки малого бизнеса. В ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие Закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Необходимое условие, которому должны соответствовать юридические лица, - ограничение участия в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Исключение - активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%. В зависимости от численности работников выделяются три категории субъектов малого предпринимательства. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ) . В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом Законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), а также определены основные меры по поддержке малого предпринимательства. 1.2 Налогообложение субъектов малого бизнеса В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране. Налоговая система характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогообложения является ее элементом. Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом наряду с федеральными налогами Налоговым кодексом могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами, и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения. Применение общей системы налогообложения предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, перечисленных в Налоговом Кодексе РФ, в том числе: налог на прибыль организаций; единый социальный налог; налог на имущество предприятий; транспортный налог; земельный налог; налог на добавленную стоимость. Рассмотрим отдельные налоги, которые уплачиваются организациями при общем режиме налогообложения: налог на имущество организаций. Налог на имущество организаций в соответствии с положениями гл. 30 "Налог на имущество организаций" части второй НК РФ взимается на территории Российской Федерации, где установлены все основные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставки налога), обязательные к применению на всей территории России. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки налога (не более 2,2%) могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества. Налог на прибыль. Налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации и некоторые иностранные организации. Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация (ст. 247 НК РФ). Налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ). Таким образом, налоговой базой является денежная величина, определяемая как превышение полученных вами доходов над учтенными для целей налогообложения расходами. Если доходы меньше расходов (т.е. вами получен убыток), налоговая база равна нулю (абз. 1 п. 8 ст. 274 НК РФ). Прибыль нужно определять нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) (п. 7 ст. 274, п. 1 ст. 285 НК РФ). Общая налоговая ставка составляет 20%. Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5% (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ). Налог на добавленную стоимость (НДС). Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ): 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Объект налогообложения. Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ . К таким операциям относятся: 1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). 2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд (п.п. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). 3. Выполнение СМР для собственного потребления (п.п. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). 4. Ввоз товаров на территорию РФ (п.п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговой базой по НДС является стоимостная характеристика объекта налогообложения, поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), которые реализует предприятие. Ставка НДС - 18 %,10 %, 0%. Единый социальный налог (ЕСН). Плательщики ЕСН подразделяются на две группы: тех, кто платит налог с выплат физическим лицам, и тех, кто платит налог со своих доходов (п. 1 ст. 235 НК РФ). В первую группу входят (п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ): организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся предпринимателями. Во вторую группу входят (п.п. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ): индивидуальные предприниматели; адвокаты; нотариусы, занимающиеся частной практикой. Объект налогообложения по ЕСН для каждой из двух групп плательщиков ЕСН разный. Более того, даже в рамках одной группы он может различаться в зависимости от того, кто платит налог (см. таблицу 1, приложение 1). Налоговая база для каждой из двух групп плательщиков ЕСН разная. Давайте рассмотрим изложенное в таблице 2 приложение 2 более подробно. Общая величина налоговой ставки ЕСН составляет 26%. Ее применяют все налогоплательщики, которые выплачивают доходы физическим лицам и не имеют права на специальные пониженные ставки. На это указывает п. 1 ст. 241 НК РФ. В то же время наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Специальными налоговыми режимами являются: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ ); упрощенная система налогообложения (гл. 26.2); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ). Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории субъектов Российской Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим каждую из них более подробно. Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке. (п. 2 в ред. Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ) Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) - это один из четырех действующих сейчас в РФ специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 18 НК РФ). Он предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов . Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (см. таблицу 3, приложение 3). Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2. При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2. Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 настоящего Кодекса. При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода. Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Рассмотрим преимущества субъектом малого предпринимательства. Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных способов стабилизации экономики. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса, при этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбрать систему налогообложения, учета и отчетности. Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе систем налогообложения и систем бухгалтерского учета, а также пользовались рядом льгот по налогообложению. Действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства обладает определенным набором характеристик, которые делают нецелесообразным ее применение на многих предприятиях из числа тех, которые формально имеют право ее использовать. При этом следует отметить, что существуют характеристики упрощенной системы, ограничивающие ее применимость: ограничения по численности персонала и по выручке. Упрощенную систему целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих небольшое число поставщиков и покупателей и не использующих сложные системы взаимных расчетов с поставщиками и покупателями. Поэтому ограничение по численности, заложенное в законе, представляется искусственным и излишним. Предприятия сами в состоянии определить для себя возможность и необходимость упрощенной системы. Экспертами высказываются мнения о том, что процедура перехода от упрощенной системы обратно к традиционной вообще не определена ни законодательно, ни нормативно. Причиной этому выступила методологическая недоработка, а именно: недостаточная определенность места и роли упрощенной системы в общей структуре системы налогообложения. Вторым (наряду с численностью работников) крупным ограничением по применению упрощенной системы является необходимость вести анализ хозяйственной деятельности предприятий. У многих предприятий хозяйственная деятельность является достаточно сложной и многоплановой (много поставщиков, много видов деятельности и т.п.), требующей тщательного ведения аналитического учета, поэтому переход на упрощенную систему приведет к утрате контроля за деятельностью предприятия. Кроме перечисленных ранее объективных ограничений данный вопрос имеет существенные законодательные недоработки, препятствующие широкому распространению упрощенной системы в тех случаях, когда она экономически целесообразна. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход к ней или возврат к общему режиму осуществляется в добровольном порядке. Действие упрощенной системы налогообложения не распространяется на организации, имеющие филиалы и (или) представительства; на налогоплательщиков, занимающихся производством подакцизных товаров и минерального сырья; на ломбарды, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, игорный и развлекательный бизнес, частных нотариусов, плательщиков единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога, на участников соглашений о разделе продукции. 1.3 Упрощенная система налогообложения, как оптимальная модель налогообложения «Упрощенная система налогообложения представляет собой совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком. Эта система налогообложения создана для субъектов малого предпринимательства и призвана облегчить нагрузку на эту категорию налогоплательщиков». В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 6 июля 2007 года (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) . Субъектами являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25% и в которых средняя численность трудящихся от 15 до 250 человек. Субъекты малого предпринимательства подразделяются на юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для целей налогообложения используется показатель - средняя численность работников малого предприятия, он рассчитывается исходя из учета всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, работников представительств, филиалов и других подразделений. В налоговом законодательстве об упрощенной системе термин "малое предприятие" не упоминается. К налогоплательщикам, использующим упрощенный режим налогообложения относятся организации любой формы собственности и физические лица без образования юридического лица. При переходе на упрощенную систему налогообложения организации освобождаются от уплаты таких налогов, как: налог на прибыль; налог на имущество организации; единый социальный налог; налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию). Все иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах. К ним относится ряд федеральных, региональных и местных налогов, таких как: акцизы; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина; налог на игорный бизнес. Обязанность по уплате тех или иных налогов и сборов зависит от особенностей предпринимательской деятельности. Организации - налогоплательщики единого налога считаются налоговыми агентами, поэтому за ними сохраняется обязанность по исчислению и уплате налога и перечислению его в бюджет. В частности, к таким налогам относится налог на доходы физических лиц, налог на прибыль. Организации, применяющие упрощенный режим, считаются переведенными на общую систему налогообложения, если их доход в течение года превышает 20 млн. руб., при этом он может увеличиваться на коэффициент дифлятор. При этом доходом считается экономическая выгода в денежном или натуральном выражении (ст. 41 Налогового кодекса РФ ). Доход в данном случае определяется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. В доходы включается выручка от реализации товаров, работ, услуг имущества, а также прочие расходы. Таким образом, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, нужно соблюдать следующие ограничения: 1) организация не должна иметь филиалов и представительств; 2) доля участия других организаций не должна быть выше 25%; 3) средняя численность работников не более 100 человек; 4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб.; 5) доход организаций по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения не превысил 15 млн. руб. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в "упрощенном порядке", не имеют законодательного права использовать налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Налогоплательщики единого налога освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. В ст. 346.14 Налогового кодекса РФ выделены 2 объекта налогообложения по единому налогу в упрощенном режиме. Это: 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов (гл. 25 НК РФ), ранее предусмотренный для организаций, с 2006 года распространен и на индивидуальных предпринимателей. Организации и предприниматели пользуются единой классификацией доходов, а также для всех категорий налогоплательщиков (а не только для организаций) применяется ст. 251 НК РФ, в которой указан перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, то базой налогообложения признается денежное выражение доходов организации (предпринимателя). Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшаемые на величину расходов, налоговой базой считается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При выборе объекта налогообложения применяются правила учета доходов и расходов: 1) доходы, расходы в иностранной валюте учитываются с доходами, выраженными в рублях; доходы (расходы) пересчитываются в рублях по официальному курсу Центробанка; 2) доходы и расходы, полученные в натуральной форме, учитываются в соответствии с рыночными ценами; 3) при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Если объектом налогообложения считаются доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается ставка в 15%. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Если объектом налогообложения считаются доходы, устанавливается ставка в 6 %. Полученная сумма по ставка 6% подлежит уменьшению - на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени (в соответствии с законодательством РФ), и больничных листов, при этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом является период времени со дня создания до конца года. Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца года, следующего за годом создания. При реорганизации или ликвидации организации до конца календарного года последним налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации. Если организация была создана в период с 1 декабря по 31 декабря текущего года и реорганизована (ликвидирована) раньше следующего года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) организации. Одним из спорных моментов является зачет ранее уплаченных авансовых платежей по единому налогу в счет минимального налога. С этой проблемой бухгалтеры сталкиваются ежегодно. Организации и индивидуальные предприниматели не будут учитывать доходы, указанные в ст. 251 НК РФ , а также доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом на основании ст. ст. 214 и 275 НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Уточняется, что в состав доходов не будут включаться суммовые разницы, если по условиям договора обязательство выражено в условных денежных единицах (п. 3 ст. 346.17 НК РФ). Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы. Для организаций: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, учитываемые при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций; 2) прочие доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг), получения имущественных прав. Порядок определения доходов от реализации предусмотрен ст. 249 Налогового кодекса РФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной формах. В случае изменения договорных отношений, влекущих изменение величины дохода, налоговое обязательство также подлежит корректировке. В частности, данная ситуация касается возврата аванса. Доходами не могут считаться поступления от других юридических и физических лиц в виде: суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин; суммы по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам; суммы по предварительной оплате товаров, работ, услуг; авансов по оплате товаров, работ, услуг; задатков; залога; погашение займа, кредита. Доходы организации подразделяются на: 1) доходы от обычных видов деятельности; 2) прочие доходы; В 2006 г. коэффициент-дефлятор для индексации предельных величин доходов равен 1,132 , в 2007 г. - 1,241 , в 2008 г. - 1,34 . Организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Между тем они не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению этого налога (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Как налоговый агент организация, применяющая УСН и арендующая государственное имущество, обязана на основании п. 3 ст. 161 НК РФ исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет сумму НДС, рассчитанную исходя из суммы арендной платы. Поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, права на вычет они не имеют. Уплаченный, например, в составе арендной платы (перечисленный в бюджет) НДС учитывается ими в составе расходов в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16. Порядок применения упрощенной системы налогообложения при реорганизации юридических лиц Налоговым кодексом не регламентирован. Организации и предприниматели, которым запрещено переходить на упрощенную систему налогообложения, перечислены в ст. 346.12 НК РФ , с 2006 г. к ним добавились и бюджетные учреждения, филиалы иностранных компаний и адвокаты. Определяя объект налогообложения, организации не учитывают доходы, представленные ст. 251 Налогового кодекса РФ. В частности к ним относят: доходы в виде имущества, имущественных прав, работ, услуг, полученных в качестве предварительной платы плательщиками единого налога, определяющими доходы и расходы по методу начисления; доходы в виде имущества, имущественных прав (имеющих денежную оценку), полученных в виде взносов в уставный капитал организации; доходы в виде имущества, имущественных прав, полученные в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества (товарищества) при выбытии из этого общества или при распределении активов ликвидируемого товарищества; доходы в виде имущества, имущественных прав, полученные в качестве залога для обеспечения обязательств; доходы в виде имущества и имущественных прав, имеющих денежную оценку, полученные в случае выделения доли организации из имущества простого товарищества; доходы в виде основных средств и нематериальных активов, полученных в безвозмездном порядке; доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру от исполнения договора комиссии; доходы в виде имущества, полученного по принципу целевого финансирования. В таком случае налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования. Если раздельный учет не производится, указанные средства рассматриваются в качестве объекта налогообложения; доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций; доходы в виде положительной разницы в результате переоценки драгоценных камней; доходы в виде имущества, полученные по договорам кредита; доходы в виде кредиторской задолженности перед бюджетами, списанной в соответствии с решением Правительства, с законодательством РФ; доходы в виде имущества, безвозмездно полученного учреждениями, имеющими лицензионное право ведения образовательной деятельности; доходы в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг; иные доходы. Плательщики единого налога по упрощенному режиму, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, должны учитывать затраты в соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса РФ . Расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, к которым относятся денежные средства и другое имущество. При определении объекта налогообложения изначально величина доходов уменьшалась на следующие расходы: на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и нематериальных активов; ремонт основных средств; арендные платежи; материальные расходы; расходы на оплату труда, на обязательное страхование работников; НДС по приобретенным товарам; проценты, уплачиваемые за использование финансово-кредитных ресурсов; на обеспечение пожарной безопасности; таможенные платежи; содержание служебного транспорта; командировочные расходы; на аудиторские услуги; нотариальные услуги; на публикацию бухгалтерской отчетности; на канцелярские товары; почтовые и другие услуги; на право использования программ ЭВМ; расходы на рекламу; на освоение новых производств; суммы налогов и сборов; по оплате товаров для дальнейшей реализации. Организация и индивидуальные предприниматели имеют право уменьшать полученные доходы на величину затрат на приобретение основных средств. Начиная с января 2006 г. налогоплательщик уменьшает свои расходы на сооружение и изготовление этих активов. Расходы будут приниматься с момента ввода их в эксплуатацию. Стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимается к учету по первоначальной стоимости. Расходы по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему, признаются исходя из срока полезного использования. Срок полезного использования - это период, в течение которого объект приносит экономическую выгоду. Срок полезного использования устанавливается исходя из Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 N 415, от 08.08.2003 N 476, от 18.11.2006 № 697). Если некоторые виды средств не указаны в этом Постановлении , то применяются технические условия и рекомендации, указанные в технической документации. Для определения суммы налога необходимо определить налогооблагаемую базу, которая в соответствии с налоговым законодательством является элементом налогообложения. Налоговая база представляет собой основу для исчисления налога. При осуществлении предпринимательской деятельности налоговой базой признаются денежные выражения организаций и индивидуальных предпринимателей (если объектом налогообложения выбраны доходы) или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (если объектом выбраны доходы, уменьшенные на расходы). Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объект "доходы минус расходы" уменьшают налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, когда применялась упрощенная система налогообложения с таким же объектом. Величина убытка не должна уменьшать налоговую базу больше чем на 30%. Та часть убытка, которая осталась непокрытой, переносится на следующие налоговые периоды. Убытки должны документально подтверждаться. На налогоплательщика возлагается обязанность по хранению документов, подтверждающих сумму понесенного убытка и также суммы, на которые была уменьшена налоговая база за налоговые периоды. Налоговая база определяется нарастающим итогом доходов и расходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, может быть применен минимальный налог. Минимальный налог - порог, за пределы которого суммы единого налога не могут опускаться. Он исчисляется как один процент от налоговой базы. В данном случае налоговая база определяется денежным выражением доходов, определяемых ст. 346.15 Налогового кодекса РФ . Если за налоговый период размер доходов меньше расходов, уплачивается минимальная сумма налога. В случае превышения минимального налога над исчисленной суммой единого налога в обязательном порядке уплачивается минимальный налог. Организации, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на сумму расходов, вправе уменьшить по итогам налогового периода налоговую базу на убыток. Для рассмотрения вопросов, относящихся к налогообложению конкретного предприятия, необходимо было рассмотреть основные положения налоговой системы в целом. Для определения перспектив развития предпринимательства необходимо хорошо разбираться в существующей налоговой системе, знать нюансы ее несовершенства. Понимать дальнейшие шаги правительства, направленные на изменение налоговой политики государства с целью преобразования налоговой системы, и прогнозирование на дальнейшее развитие. Рассмотренные в данной главе специальные режимы налогообложения позволят в дальнейшем исследовать возможные перспективы налогообложения для ООО «Столмастер». ГЛАВА 2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ООО «СТОЛМАСТЕР» 2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Столмастер» Название предприятия: ООО «Столмастер». Московская область, г. Электросталь, ул. Карла Маркса, д. 20, оф. 18. Где и кем зарегистрирована фирма: фирма зарегистрирована в Администрации г. Электросталь. Основной банк фирмы: ОАО «Агрохимбанк». Год создания бизнеса: 21 марта 2005 г. В ООО «Столмастер» в 2006 г. применялась общая система налогообложения. ООО «Столмастер» является коммерческой организацией, уставный капитал который разделен на определенное число акций. ООО «Столмастер» является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Компания несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. ООО «Столмастер» имеет круглую печать, содержащую фирменное наименование, организационно-правовую форму, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированный товарный знак, самостоятельный расчетный и иные счета. Целью деятельности Компании является извлечение прибыли, предметом деятельности - производство столярных работ, организация оптовой торговли столярными изделиями. Освными направлениями деятельности Компании являются: производство столярных работ и оптовая торговля столярными изделиями. Компания вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение уставных целей, после получения соответствующей лицензии. Схема организационной структуры управления представлена на рис. 2.1. Рс. 2.1 Структура ООО «Столмастер» Высшим органом управления ООО «Столмастер» является общее собрание акционеров, действующих на основании надлежаще составленной и удостоверенной доверенности. Возглавляет ООО «Столмастер» общее собрание учредителей. Оно является единоличным распорядительным органом Общества, который возглавляет дирекцию, представляет во вне интересы Общества и действует от его имени без доверенности. Генеральный директор общества является исполнительным органом общества.
|
« Пред. | След. » |
---|