отрасли специализации Введение 3 1. Природные условия и ресурсы 4 2. Население и трудовые ресурсы 4 3. Ведущие отрасли специализации 7 4. Отрасли специализации Калининградской области 14 Заключение 18 Список литературы 19 Приложение 20 Введение В состав Северо-Западного района входят город Санкт-Петербург и области Ленинградская, Новгородская и Псковская. Это самый маленький район по числу составляющих его субъектов Российской Федерации. Площадь района - 196,5 тыс. км.2 Большую часть территории района занимает холмистая низменность, примыкающая к Финскому заливу. Из минеральных ресурсов в районе расположены месторождения горючих сланцев, торфа, бокситов, фосфоритов. Но запасы этих полезных ископаемых невелики и в значительно степени уже исчерпаны. Из неминеральных ресурсов имеются заметные запасы леса, а также водные и гидроэнергетические ресурсы. Значительная часть всех видов природных ресурсов сконцентрирована в Ленинградской области. Главным стимулом для социально-экономического развития района на всех этапах истории являлось его выгодное экономико-географическое положение. Он является связующим звеном между внутренними районами европейской части России и странами Европы. Благоприятно также соседство с богатым природными ресурсами Северным районом и промышленно развитым Центральным районом, высокоразвитыми европейскими странами. 1. Природные условия и ресурсы На территорию Северо-Западного района огромное влияние оказали неоднократные оледенения. На его низменных равнинах отчетливо выражен пересеченный моренно-ледниковый рельеф с разнообразными моренными холмами, озерными впадинами и ложбинами стока талых ледниковых вод. Район сильно заболочен, здесь около семи тысяч озер различной величины. Самые крупные - Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть - густая, но реки сравнительно короткие, молодые; среди них выделяется Нева - одна из самых многоводных рек в европейской части страны . Климат района характеризуется повышенной влажностью, изменяется от морского умеренного на побережье до умеренно-кон-тинентального. Почвы в основном подзолистые, повсеместно встречаются также торфяно-болотные. Естественная растительность (елово-сосновые леса с участием березы и др.) сильно вырублена (на 50%) и изменена. На северо-востоке леса сохранились лучше. Из полезных ископаемых значительны огнеупорные глины, кварцевые пески, горючие сланцы, фосфориты, известняки, соляные источники, бокситы. 2. Население и трудовые ресурсы В Северо-Западном районе, по данным переписи 2002 г., насчитывается 7,8 млн. человек. Плотность населения составляет около 40 человек на 1 км2, что в 5 раз выше среднероссийского показателя. При этом среди других экономических районов России Северо-Западный выделяется очень высокой концентрацией жителей в одном из регионов - около 60% его населения проживает в Санкт-Петербурге. Доля городского населения составляет 87% - самый высокий уровень урбанизации среди районов страны. Связана высокая доля городского населения с наличием в районе Са
нкт-Петербурга - второго по численности населения города России (4,7 млн. жителей), возглавляющего городскую агломерацию с населением более 5,5 млн. человек. Новгородская и Псковская области являются относительно слабо урбанизированными. Хотя исторически сеть городов района начала складываться именно в этих регионах: Великий Новгород и Псков являются древнейшими русскими городами. В 90-е годы в Северо-Западном районе сочетались естественная убыль населения (более 10%о, т.е. максимум среди всех районов России) и миграционный приток во всех регионах, но меньший по значению (до 7%о в целом по району). Поэтому численность жителей по сравнению с 1989 г. сократилась на 6%. В предыдущие десятилетия Новгородская и Псковская области характеризовались интенсивным миграционным оттоком жителей, что привело к формированию в этих регионах очень старой возрастной структуры населения. В Санкт-Петербург и Ленинградскую область люди приезжали, но рождаемость в городе и его окрестностях традиционно самая низкая в России (именно здесь раньше всего в стране начался демографический переход), поэтому возрастная структура населения также старая. Псковская область выделяется среди всех регионов России максимальной смертностью (до 23%о) и максимальной естественной убылью населения (до 15%о). Средняя плотность население колеблется от 75 человек на кв.км. в Ленинградской области, без Санкт-Петербурга, до 13 чел в Новгородской области. По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосредоточено более 75% населения. Санкт-Петербург - второй по численности населения город в России -здесь проживает 4800000 чел. Людность сельского поселения мала - примерно 100 человек. По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время отставал от других районов из за Великой Отечественной войны. Таблица 1 Заселенность территорий района, % Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская область Новгородск. Область Городское население 100 66,1 64,3 70,5 Жители поселков и ПГТ 100 80,4 38,2 45 Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы как: карелы (финогорская группа), финны, вепсы, эльменцы. Таблица 2 Этнический состав населения, % Санкт- Петербург Ленинградс. Область Псковская Область Новгородск. Область Доля пришельцев 42,55 48 17,2 21,12 Доля коренн. Населения 87,2 58,6 60,2 63,9 Доля русских 88,9 89,8 94,8 94,5 Трудовые ресурсы района, в первую очередь Санкт-Петербурга и его агломерации, отличаются высоким уровнем квалификации. Это связано с тем, что с самого начала своего основания в качестве столицы Российской империи город являлся крупнейшим научным, культурным, промышленным центром. Это свое значение он сохранил и в советский период - после возвращения столицы в Москву, хотя и в меньших масштабах. Высокий потенциал социально-экономического развития позволяет удерживать в Санкт-Петербурге относительно низкий уровень безработицы. Тогда как в Псковской области, отличающейся максимальным спадом производства в 90-е годы, этот уровень постоянно выше среднероссийского. Во всех регионах Северо-Западного района преобладает русское население. Коренные финно-угорские народы (вепсы, ижорцы и др.) почти полностью ассимилировались, чему способствовали их изначально малая численность и давнее распространение православия. В Санкт-Петербурге, как в любом крупном городе с интенсивным миграционным притоком на протяжении многих десятилетий, имеются многочисленные диаспоры народов всего бывшего СССР: украинская, татарская, еврейская, эстонская и др. Наиболее распространенная конфессия - православие . 3. Ведущие отрасли специализации Сево-Запад - индустриальный район с мощным комплексом обрабатывающей промышленности котоРая в основном ориентируется на привозное сырье и топливо. Отрасли специализации - машиностроение, цветная металлургия, химическая, легкая. На рритории СЗФО производится 10% ВВП страны (5 место среди округов). По размеру среднедушевого ВРП округ занимает 3 место. Рис. 1. ВРП в % к общероссийскому Рис. 2. ВРП в расчете на душу населения, тыс. рублей Производство занимает ведущее положение в экономике Северо-Запада. В 2005 году в структуре валового регионального продукта округа доля производства превысила 35%. В округе абсолютным лидером среди видов деятельности являются обрабатывающие производства, где осуществляется 75% выпуска промышленной продукции (в России - 65%). Вклад СЗФО в формирование объема производства России различается по видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 6,2%, в обрабатывающих производствах - 12,1%, в энергетике - 10,4%. Рис. 3. Структура производства СЗФО В 2006 году Машиностроительный комплекс характеризуется развитием производств, требующих квалифицированного труда. Представлены энергетическое, электротехническое машиностроение, судостроение приборостроение, станкостроение, тракторостроение- В районе производятся также современные средства автоматизации и турбины. Основные центры машиностроения - г. Санкт-Петербург (генераторы и турбины для ГЭС, ГРЭС, АЭС, судостроение, приборостроение, радиотехника, электротехника, электроника), а также Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Выборг, Калининград. В Северо-Западном районе на местных тихвинских бокситах возникло первое в России производство алюминия- Металлургические заводы находятся так же в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске И Пикалеве (глиноземные заводы). Химическая промышленность развита, прежде всего в Санкт-Петербурге, который стал пионером в выпуск полимеров, пластмасс, а также является крупный фармацевтическим центром. В Кингисеппе (совр. - Куресааре) производятся минеральные удобрения из местных фосфоритов. Легкая промышленность - исторически высокоразвита. Выделяются обувная, текстильная отрасли. Агропромышленный комплекс района специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. На юге и юго-западе выращивается лен, который служит сырьем для заводов и комбинатов Пскова и Великих Лук. Топливно-энергетический комплекс района работает в основном на привозном топливе (нефть, газ, уголь). Электроэнергию вырабатывают мощные тепловые электростанции в Санкт-Петербурге и г. Кириши. На многочисленных реках района построены ГЭС малой и средней мощности. В районе действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС (мощностью 4 млн. кВт). Транспорт. Транспортный узел агломерации Санкт-Петербурга уступает по размерам грузооборота и пассажирооборота лишь Москве. Санкт-Петербург - крупнейший внешнеторговый морской порт Росси. Волга-Балтийский канал обеспечивает связь района с другими районами страны, а Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход в Белое и Баренцево моря. В Финском заливе ведется сейчас строительство трех новых российских портов, что связано с необходимостью восстановить свои позиции на Балтике после утери торговых и военных баз в ставших ныне суверенными государствами Эстонии, Латвии и Литве. В соответствии с имеющимися условиями и ресурсами, а также историческими особенностями развития в Северо-Западном районе сложился следующий набор отраслей межрайонной специализации: • в промышленности: машиностроение, химическая, лесная и пищевая; • в сельском хозяйстве: льноводство, молочно-мясное скотоводство; • в других отраслях: морской транспорт, наука и высшее образование, культура и искусство, туризм. Машиностроение производит более 30% всей промышленной продукции района. Особенно велико значение двух производств, по развитию которых район занимает лидирующее место в России. Во-первых, это судостроение, главным российским центром которого Санкт-Петербург является со времени своего основания. На многочисленных предприятиях (более 40) могут производиться морские суда всех типов, в том числе атомные ледоколы, подводные лодки и др. Главные предприятия подотрасли - «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейская верфь». Во-вторых, это энергетическое машиностроение, которое обеспечивает оборудованием (турбинами, генераторами, реакторами и др.) все основные типы электростанции - тепловые, гидравлические; атомные. Главными предприятиями подотрасли являются «Электросила» и «Ижорские заводы». Кроме того, в Санкт-Петербурге производятся мощные тракторы (на «Путиловском заводе», который раньше производил также танки), станки, вагоны для метрополитена, космические спутники, различные приборы и другая машиностроительная продукция. Другими важными центрами машиностроения в районе являются Выборг в Ленинградской области (производство платформ для добычи нефти и газа с морского шельфа) и Великий Новгород (производство телевизоров и другой радиотехники). Пищевая промышленность производит в районе около 30% продукции. В основном это предприятия рыбной, кондитерской, пивобезалкогольной промышленности, в том числе появившиеся в последние годы филиалы зарубежных фирм, для которых Санкт-Петербург и его окрестности являются удобной территорией для ввоза сырья и поставки продукции во внутренние районы России. В Новгородской и Псковской областях хорошо развита маслодельная и молочно-консервная промышленность, перерабатывающие местную сельскохозяйственную продукцию. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность производит около 9% продукции района. Лесозаготовки ведутся в основном в Ленинградской и Новгородской областях. В этих же регионах находятся многочисленные небольшие центры деревообработки. Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Ленинградской области (Светогорск, Сясьстрой и др.). Предприятия химической промышленности (около 6% продукции района) производят минеральные удобрения (фосфорные - в Кингисеппе и Волхове Ленинградской области, азотные - в Великом Новгороде), пластмассы, шины и бытовые товары (в Санкт-Петербурге). В соответствии с природными условиями главными подотраслями сельского хозяйства в районе являются молочно-мясное скотоводство и льноводство, развитые преимущественно в Псковской и Новгородской областях. В Ленинградской области сформировался комплекс пригородного сельского хозяйства, обслуживающий потребности Санкт-Петербурга . Район имеет развитую транспортную сеть. Плотность железных и автомобильных дорог с твердым покрытием здесь в 5 раз выше, чем в среднем по стране. Санкт-Петербург является вторым по значимости в России (после Москвы) железнодорожным узлом. Значение его возрастет еще больше после завершения реконструкции скоростных железнодорожных магистралей Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Хельсинки. Реконструируются также автомобильные магистрали в сторону Финляндии, Прибалтийских государств, Москвы, Урала. Заканчивается сооружение объездной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга. Сохраняет свое значение внутренний водный транспорт, который связывает Санкт-Петербург и с Центральной Россией (через Волго-Балтийский канал), и с Северным районом (через Беломорско-Балтийский канал). Но главное межрайонное значение имеет морской транспорт района. Петербургский порт даже после проведения намечающейся реконструкции не сможет обеспечить потребностей в морских перевозках. Небольшой порт Выборга специализируется в основном на экспорте лесных грузов. Поэтому на побережье Финского залива ведется строительство новых морских портов (Усть-Луга, Приморск и др.), которые ориентированы как на экспорт российской продукции, так и на разнообразный импорт. К новым портам намечается подведение линий трубопроводов. Важную роль в Санкт-Петербурге играют такие «столичные» отрасли, как наука и высшее образование, культура и искусство. По их значению город занимает второе место в России после Москвы, недаром имея названия «вторая столица» и «культурная столица» России. Большое значение в районе имеет туризм, в том числе иностранный, для развития которого имеются богатейшие историко-культурные ресурсы. По числу особо ценных объектов культурного наследия Северо-Западный район не уступает Центральной России. Для функционирования отраслей специализации района большое значение имеют также электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия. Ядро электроэнергетики района образует Ленинградская АЭС в городе Сосновый Бор - одна из мощнейших в России. Действует несколько крупных ТЭЦ и небольших ГЭС (Волховская, Свирская и др.). Из топливных ресурсов добываются горючие сланцы и торф, но основная часть топлив поступает по трубопроводам из других районов страны. В городе Кириши действует мощный нефтеперерабатывающий завод. Металлургия производит и черные металлы (на крупных машиностроительных заводах Санкт-Петербурга), и цветные - медный прокат в Санкт-Петербурге, алюминий в Волхове, глинозем в Бокситогорске. Легкая промышленность до 90-х годов являлась отраслью специализации Северо-Западного района, но масштабы производства в ней сократились очень сильно. И в настоящее время это лишь обслуживающая отрасль, работающая для жителей района. Наибольшие масштабы имеют швейная и трикотажная подотрасли (в Санкт-Петербурге) и производство льняных тканей (в Псковской и Новгородской областях). Петербургский регион (Санкт-Петербург и Ленинградская область) имеет уровень развития выше среднероссийского - ВРП на 1 жителя в 2001 г. 56 тыс. руб. Главными в регионе являются отрасли непроизводственной сферы и морской транспорт. Но и промышленное производство хорошо развито. Ведущими отраслями являются пищевая промышленность (вышедшая на первое место в 90-е годы) и машиностроение. В перспективе ведущее место этих отраслей в промышленности сохранится, но отрасли непроизводственной сферы и транспорт еще более укрепят свое место в хозяйстве. Сельскохозяйственные производства скорее всего перестанут быть отраслями специализации, перейдя в группу вспомогательных и обслуживающих. Новгородскую область можно отнести к среднеразвитым по уровню социально-экономического развития (ВРП на 1 жителя в 2001 г. - 39 тыс. руб.). Связано это с тем, что основу экономики региона составляют предприятия отраслей, почти не сокративших объемы производства в 90-е годы (химическая промышленность -27% промышленного производства) или даже увеличивших выпуск продукции (пищевая промышленность - 22%) за счет выгодного географического расположения между Москвой и Санкт-Петербургом и местных налоговых льгот для иностранных инвестиций 4. Отрасли специализации Калининградской области Калининградская область имеет площадь 15,1 тыс. км2. Она расположена на крайнем западе страны и является анклавом, отделенным от основной части России территориями Белоруссии и Литвы. Калининградская область вошла в состав Российской Федерации в 1945 г. как часть территории германской провинции Восточная Пруссия, переданная СССР по решениям Ялтинской и Потсдамской конференций . Область небогата минеральными ресурсами, за исключением крупнейших в мире разрабатываемых запасов янтаря. Экономико-географическое положение Калининградской области выгодно, поскольку она является мостом между нашей страной и странами Европы, являясь частью Российской Федерации почти в центре Европы. Расстояние от Калининграда до Берлина и некоторых других европейских столиц в 2 раза меньше, чем до Москвы. Это позволяет развивать интенсивные связи с высокоразвитыми европейскими государствами. Но при этом для анклава затруднены связи с другими российскими регионами. Сильна зависимость хозяйства от поставок из соседних государств важных видов продукции: электроэнергии и нефтепродуктов из Литвы, многих видов продуктов питания из Польши. Население. Численность населения Калининградской области, по данным переписи 2002 г., составила 955,2 тыс. человек. По сравнению с 1989 г. она выросла почти на 10% благодаря значительному миграционному приросту (до 20%о в отдельные годы), перекрывающему естественную убыль населения (до 7%о). Доля городского населения составляет в области 78%. Но большой город только один - областной центр город Калининград (430 тыс. человек), который до 1945 г. назывался Кенигсберг и являлся столицей германской провинции Восточная Пруссия. Остальные города невелики, хотя ведут свою историю с XIII - XIV вв. и до 1945 г. имели большее число жителей, чем в настоящее время (и другие - немецкие - названия). После 1945 г. произошло не только изменение названий городов и других географических объектов, но и полное обновление населения региона. Все немецкое населения было вывезено в Германию, а вновь образованную Калининградскую область заселили люди из внутренних районов СССР, отличавшиеся сравнительно молодым возрастом (что типично для мигрантов). Благодаря этому возрастной состав населения области более молодой, чем в большинстве регионов европейской части России и соседних государствах. Национальный состав населения региона сложный, поскольку сюда переселялись люди из многих республик бывшего СССР. Преобладают русские, многочисленны также белорусы и литовцы. Наиболее распространенная конфессия - православие. Трудовые ресурсы отличаются высокой квалификацией. Более половины занятых работает в отраслях непроизводственной сферы, как и в наиболее развитых регионах страны (Москве, Санкт-Петербурге). В последние годы создано много новых рабочих мест коммерческими организациями, занимающимися торговыми и экспортно-импортными операциями, в том числе действующими в рамках созданной на территории области свободной экономической зоны «Янтарь». Уровень безработицы ниже среднероссийского. Ведущие отрасли. Имеющиеся условия и ресурсы, исторические особенности развития обусловили формирование отраслей специализации: • в промышленности: топливная (нефтедобывающая), машиностроение, лесная (целлюлозно-бумажная), пищевая (рыбная); • в сельском хозяйстве: молочно-мясное скотоводство, птицеводство; • в других отраслях: морской транспорт, курортное хозяйство. Пищевую промышленность можно считать в Калининградской области главной, поскольку она производит более '/3 всей промышленной продукции региона. В основном это рыбная промышленность. Область обеспечивает 5-6% вылова рыбы и других морепродуктов в России. Рыболовство ведется преимущественно в Балтийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные мощности и соответствующая инфраструктура. Крупные рыбоконсервные комбинаты расположены в городах Калининграде, Пионерском, Светлом. Топливная промышленность обеспечивает около 20% производства в области. Ежегодно добывается около 750 тыс. т нефти, 100 млн. м3 газа, а также 30 тыс. т торфа. Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти. Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Главными производствами являются судостроение, производство грузовых вагонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприятия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих. Главный центр машиностроения - Калининград. Около 10% производства приходится на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Целлюлозно-бумажные комбинаты в городах Советске, Немане и Калининграде производят 5% бумаги и целлюлозы в стране, отправляя часть продукции на экспорт. Но перспектив эта отрасль не имеет, поскольку древесину приходится завозить из Северо-Западного и Северного районов. Вследствие трудностей с доставкой сырья, появившихся после распада СССР, производство в отрасли сократилось за 90-е годы более чем в 10 раз. В сельском хозяйстве в соответствии с природными условиями более развито животноводство, чем растениеводство. Оно специализируется на разведении молочного скота и птицы. Выращиваются в основном кормовые культуры, а также картофель. Урожайность сельскохозяйственных культур и производительность животных больше, чем по России в среднем. Но многих основных продуктов питания, в том числе зерна, мяса, не хватает и приходится их импортировать из соседних государств. Морской транспорт области имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн. т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт-Петербургом. Главными достоинствами порта являются те, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждение сосредоточены в основном на балтийском взморье в районе городов Зеленоградска, Светлогорска, Пионерского. Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим возможностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку она признана памятником природного наследия человечества. В Калининграде имеется также немало историко-культурных достопримечательностей: могила немецкого философа И. Канта, средневековые памятники архитектуры и др. Осбое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. Заключение Перспективы развития экономики Северо-Западного района будут связаны с более полным использованием возможностей имеющегося производственного и научно-технического потенциала, а также развитой инфраструктуры с выходом на западноевропейские транспортные коммуникации (морские порты Финского залива, железнодорожные узлы и международные аэропорты Санкт-Петербурга). Экспортная направленность многих производств при одновременном росте внутреннего потребления будет являться важным фактором для экономики района. Из продукции собственного производства большую роль будет играть экспорт машиностроительной продукции и древесины и изделий из нее, продукции химической промышленности, а, возможно, электроэнергии при благоприятных вариантах развития отрасли. Основными задачами будут являться: • восстановление научно-технического потенциала; • сохранение ведущей роли района в производстве отдельных видов транспортного машиностроения (судостроения и др.); • активизация приграничных торгово-экономических связей со странами СНГ, Балтии и Европейского Союза; • модернизация и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры; • развитие малых и средних предприятий в реальном секторе, сфере услуг и инновационного бизнеса с целью создания новых рабочих мест и сокращения безработицы (особенно в регионах с депрессивным состоянием экономики). Список литературы 1. Гохберг А.Г. Северо-Западный экономический район [России] // ЭКО. 1999. № 9. 2. Гранберг А.Г. Регионы в экономическом пространстве России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 1999. № 2. 3. Селин А.А., Малов Н.Д., Ефимов А.С. Региональная концепция стабилизации и развития минерально-сырьевого комплекса Северо-Запада // Разведка и охрана недр. 2006. № 7/8. 4. Сидоров М.К. Социально-экономическая регионика России. - М., 2006. 5. Шляпин В.А. О совершенствовании международной и внешнеэкономической деятельности регионов Северо-Запада: о новой роли ассоциаций экономического взаимодействия регионов // Пробл. региональной экономики. 2000. № 5/6/7. Приложение Северо-Западный экономический район |