Рынок научных и производственных достижений |
П Л А Н Введение 1. Формирование рынка научных и производственных достижений. 2. Международный обмен научными и производственными технологиями. 2.1. Коммерческие и некоммерческие формы интеграции науки и производства. 2.2. Лицензионная торговля. 2.3. Поставки комплексного оборудования. 2.4. Новые формы инвестиций. 3. Российская политика интеграции науки и производства в миро-вое хозяйство. Заключение Литература В В Е Д Е Н И Е Высокие темпы научно-технического прогресса привели к тому, что в последние десятилетия для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот такого товара, как научные открытия и дос-тижения производства. Другими словами, между странами происходит активный технологический обмен и интеграция их научно-производственных потенциалов в мировое хозяйство. Исследование многими специалистами субстанции всемирного рынка показывает, что она является результатом длительного развития процесса обобществления науки и производства и выступает материально-вещественной первопричиной всемирных рыночных отношений. Анализ этих отношений позволил ученым определить содержание процесса всемирной интернационализации производства в современную эпоху. Важнейшей особенностью всемирного хозяйства является возникновение и развитие кооперации и интеграции производства и капитала, происходящих путем усиления международных взаимосвязей и взаимозависимостей научных и производственных достижений различ-ных стран. Вступление России во Всемирную торговую организацию обуслав-ливает выход на мировой рынок достижений отечественной науки, техни-ки и производства. Эффективность интеграции российской экономики в мировое хозяйство во многом зависит и от того, как будет изучаться и внедряться опыт экономически развитых стран, какие формы международной интеграции науки и производства можно применить с учетом особенностей и уровня развития экономики нашей страны. Актуальность данной работы обусловлена тем, что изучение этих форм позволяет соотнести имеющийся мировой опыт с возможностями отечественной промышленности и торговли; определить, как фор-мируется рынок производственных и научных достижений в нашей стране и как осуществляется его внедрение на рынок мировых технологий. Результаты анализа подобных соотношений и возможностей могут позволить определить основные принципы российской политики интеграции науки и производства в мировое хозяйство. 1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА НАУЧНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Научно-техническое развитие служит мощным средством для до-стижения конкурентоспособности. Но чтобы обеспечить «превращение» технологии в реальную экономическую выгоду, необходимы передаточ-ные механизмы. К ним в первую очередь относятся рынок, благоприятный для предпринимательства климат, тесная связь между производителем и пользователем, научно-техническое сотрудничество, внутренний трансфер технологии между предприятиями одного профиля. Таким образом, распространения новых технологий, а также эффективность их применения зависят от характера и уровня развития экономики. Проблема распространения тесно смыкается с проблемой трудовых знаний и навыков. Действительно, научно-техническая продукция не по-лучит сбыта, если потенциальные пользователи не умеют выбирать, не обладают способностями адаптировать, поддерживать и совершенство-вать новую технологию. Кроме рыночной конкуренции большое значение для предприятия имеют также многочисленные нерыночные формы взаимосвязи с конку-рентами. Поэтому с точки зрения научно-технической политики необхо-димо усиливать и нерыночный способ сотрудничества. Акцент в по-литике ставится на кооперацию, совместные вложения в сферу НИОКР, создание научно-исследовательских объединений. Технологическое обновление требует помимо конкуренции и прибыли консолидации научно-исследовательской базы и научно-производственной интеграции. Обращают на себя внимание получившие широкое распространение на Западе научно-исследовательские ассоциации по разработке фундаментальных направлений техники технологии. В рамках сложных форм консорциумов и ассоциаций преобладают совместные операции на этапе НИОКР, получившие название «предконкурентных связей». Они направлены не просто на разработку новой продукции и технологии, а на обеспечение корпораций «технологическим пакетом» новых принципов и решений. Предложение научно-технической продукции научно-исследовательским организациям и спрос на нее со стороны произ-водства не уравновешиваются автоматически. Главное здесь - установление двусторонних связей. В последние годы признана решаю-щая роль интересов потребителей в процесс разработки и внедрения результатов науки в производство. При этом у корпораций-потребителей возникает возможность выбора наиболее приемлемых и эффективных технических проектов и решений, определения партнеров, оценки продукции на стадии ее разработки, проектирования и выпуска. Чисто сбытовые контакты заменяются системой научных производственно-сбытовых связей, при которой под влияние потребителей попадают сфера НИОКР, технологический процесс, осуществляется быстрая переориентация в рамках гибкого производства. В условиях обострившейся конкурентной борьбы за потребителя упомянутые связи получают все большее распространение во многих сферах и отраслях экономики. В некоторых странах образованы банки технологического развития со специфическими функциями финансирования научно-технических проектов. Чтобы назначение таких банков было оправдано, необходимо соблюдение ряда условий. Финансирование должно охватывать все фазы технологического развития (причем как импорт, так и собственные разра-ботки) и направляться на нужды «высокой технологии», а также тех отраслей, где уровень развития недостаточно высок. Чем выше степень риска, тем более благоприятными должны быть условия. Стимулирование научно-технического развития неизбежно объеди-няет в одно целое научную, техническую и промышленную политику. В промышленно развитых европейских странах в настоящее время просле-живается две тенденции. Во-первых наблюдается тяготение к точному вы-бору областей (особое значение тут имеют информационные технологии), во-вторых, именно в этих областях разрабатываются главные националь-ные программы , причем центральная координация возрастает Применяемые в промышленно развитых странах инструменты сти-мулирования научно-технического прогресса представляют собой целый ряд мер, не поддающихся какой-либо конечной классификации, по-скольку соответствующая политика формируется в результате воздействия широкого набора факторов. Тем не менее, можно выделить меры, связанные, 1. с инвестициями в сферу НИОКР и инноваций; 2. с получением и распространением ноу-хау 3. с отношениями конкуренции. Первая группа мер, в свою очередь, включает в себя прямую финан-совую поддержку НИОКР и инноваций; налоговое стимулирование; меры по стимулированию рискового капитала. Под прямой финансовой поддержкой инноваций понимают обычный займ, целевой займ, акционерное участие и правительственные гарантии. При первой форме поддержки финансовая организация не разделяет риска от инноваций и технологического развития. Главным носителем риска является предприниматель, который должен вернуть занятые деньги независимо от того, имела ли успех инновация. Целевой займ представляет собой финансовый механизм, который обеспечивает раздел прибыли и риска между финансовой организацией и предпринимателем. Акционерное участие предполагает, что финансовая организация становится предпринимателем, разделяющим риск. Наконец, с помощью правительственных гарантий в случае неуспеха научно-исследовательского проекта обычно покрываются платежи по займам, предоставленным коммерческими организациями. При этом неизвестно, действительно ли государственная поддержка стимулирует увеличение средств на НИОКР, или она служит заменой собственных средств, которые предприятие сложило бы в научно-исследовательский проект. Если прямая финансовая помощь обычно направлена на определен-ные фазы в инновационном процессе, то при налоговом стимулировании создается благоприятный климат для инновационной деятельности. Глав-ное преимущество налоговых мер заключается в антидискриминаци-онном характере. Они касаются лишь тех позиций, которые уже ведут по-добные разработки. Для тех отраслей и предприятий, где НИОКР играют ограниченную роль в структуре инновационных расходов, эффект от этих мер ограничен. Налоговые льготы предназначены для стимулирования предприятий к увеличению вложений в НИОКР и инновации. Но льготы могут быть использованы только на малых пред-приятиях, поскольку крупное не будет менять объем или направление ис-следования ради налоговых преимуществ. Действенность налоговых мер в значительной степени зависит от структуры расходов отдельных производителей. Так, например, эффект льгот для предприятия может быть меньше ожидаемого, если его прибыль невелика или если налоги по другим позициям таковы, что льготы по НИОКР практически используются для улучшения финансового положения, ликвидности. По этим причинам политика, преследующая цели стимулирования промышленных инноваций, может превратиться в компенсацию налогового бремени. Кредитно-финансовый механизм, основанный на множественности источников и возвратных принципах, служит важным фактором организации и коммерциализации научно-производственных связей. Будучи очень гибким, вовлекая в оборот фонды корпораций, независимых фирм, венчурных подразделений, инвестиционных компаний, мелкого бизнеса, существующий налоговый механизм обеспечивает конкурентный характер распределения ресурсов и аль-тернативность выбора. Нехватка рискового капитала является проблемой, которая актуаль-на во всех развитых странах уже много лет. От этого особенно страдают малые и средние предприятия. Происходит вмешательство государства, т.к. банки, страховые. пенсионные фонды и другие возможные инвесторы не заинтересованы во вложении средств. Государственное участие в форме акций может дать многое, однако важно иметь в виду, что промышленность на основе предпринимательского капитала существует при различных формах собственности: как общественные предпринимательские компании, которые оперируют государственным капиталом, как независимые частные компании венчурного капитала и как объединения банковских и других финансовых организаций. Это означает, что наша научно-техническая политика Не должна ограничиваться определенными формами собственно-сти, когда речь идет о стимулировании предпринимательства. Второй комплекс мер, применяемых в промышленно развитых стра-нах в качестве инструмента стимулирования научно-технического разви-тия, связан с распространением и получением ноу-хау, включая образова-ние, политику по отношению к малым и средним предприятиям, регио-нальную инновационную политику. Как показывает опыт европейский национальных научно-исследовательских программ, поддержка НИОКР сама по себе недостаточна для улучшения рыночных позиций той или иной страны в определенных отраслях. Стало ясно, что гораздо больше внимания следует уделять распространению и более интенсивному участию пользователей технологии. Особенно необходим упор на распространение в случае информационных технологий. Как правило, неуспех научно-исследовательских проектов объясня-ется не недостаточностью уровня финансирования, а слабой взаи-мосвязью с рынком и просчетами в определении потребностей потенциальных пользователей. Ошибки часто происходят из-за того. что интересная с точки зрения техники идея разрабатывается без надлежащего учета ее потенциальной рентабельности или спроса со стороны покупателя. Основная проблема состоит в выявлении и оценке риска, связанного с коммерциализацией продукта. Наиболее эффективным средством, используемым в процессе принятия решения, является отчет рабочей группы, в котором дается характеристика нового продукта и содержатся рекомендации по коммерциализации. Кроме того применяется независимая экспертиза для получения всесторонних оценок. Наряду с анализом возможных ошибок, снижающих риск неудач новой технологии необходимо оценить факторы, повышающие вероятность коммерческого успеха продукта. Таким образом, очевидно, что научно-техническая политика не мо-жет ограничиваться лишь сферой НИОКР. Поддерживаемое ею распро-странение инноваций с экономической точки зрения важнее, чем сама ин-новация. Однако этот процесс нельзя ускорить с помощью одних бюджетных ассигнований. Попытаемся в этом разобраться. Прежде всего нужно учитывать, что развитие современной экономики существенно зависит от знаний, способностей и квалификаций рабочей силы. Так как недостаток знаний и квалификации может значительно замедлить процесс распространения инноваций, научно-техническая политика должна быть тесно связана с системой образования. Третий комплекс мер, стимулирующий научно-техническое разви-тие, связан с отношениями конкуренции. Влияние отрицательных факто-ров в условиях кризисной ситуации слишком сильно, чтобы нейтрализо-вать его лишь благодаря инновационной политике. Другими словами, прямой поддержки для решения проблемы конкурентоспособности и об-щего экономического климата недостаточно. Поэтому необходимо иметь в виду те области, которые важны для инновационной способности экономики, но остаются вне научно-технической политики. Налоговые меры стимулирования инвестиций. Налоговая политика может косвенно влиять на темпы инноваций путем освобождения от налога на инвестиции и ускоренной амортизации. Кроме последней используется также возможность создания инвестиционных фондов. Косвенный эффект на повышение инновационной способности экономики оказывает и привлечение с помощью налоговой политики иностранных производств. Антимонопольное законодательство. Экономическая теория доказывает, что в условиях совершенной рыночной конкуренции научно-техническое развитие не было бы возможно. Оптимальной рыночной структурой является олигополия. Фирмы делают инвестиции в научно-техническое развитие, чтобы хотя бы на время получать монопольную прибыль. В этом смысле антимонопольное законодательство поддерживает конкуренцию. Политика государственных (общественных) заказов. В большинстве промышленно развитых стран правительственные договоры служат ин-струментом активизации инноваций, связанных главным образом с инве-стициями в совершенствование инфраструктуры. Благодаря госзаказам замещается импорт, что в комбинации со стимулированием экспорта представляет собой эффективное средство ускорения научно-технического прогресса. Обеспечивая рынок, правительство снижает рыночные риски инноваций, оставляя производителям лишь технический риск. Но если любой ценой поддерживать собственных производителей, то цена такого стимулирования может оказ0аться чрезмерно высокой. Патентное законодательство. Патенты - один из главных рычагов стимулирования инноваций. Территориальный принцип патентной защиты обеспечивает использование патентного законодательства в качестве инструмента научно-технической политики и экспортной стратегии. Внешнеторговая защита. Инструменты влияния на импорт техноло-гии могут быть прямыми (лицензионные регистры, иностранные патенты), косвенными (таможенные пошлины, импортные разрешения, валютные квоты) и комбинированными (прямые иностранные инвестиции, совместные вложения). Таможенная политика, режимы импорта и стимулирования экспорта преследуют обычно несколько целей, одна из которых - создание собственных технологий. Поэтому нереально ожидать, что внешнеторговая политика формируется лишь в аспекте потребностей научно-технического развития страны. Стандартизация, регистрационные процедуры и аттестаты. В след-ствие все большей комплексности и взаимозависимости технических эле-ментов современных научно-технических систем значение технических стандартов постоянно возрастает. С ними тесно связаны такие необходи-мые предпосылки международного обмена, как регистрационные процедуры и аттестаты. Навязывание специфических национальных стандартов способно значительно затруднить конкурентоспособный импорт. Длительные и сложные процедуры регистрации также могут практически сделать возможным импорт определенной продукции. Предпринятый анализ стратегии и методов формирования рынка производственных и научных достижений и продукции в западных странах имеет, на наш взгляд, не только познавательный интерес. Многие из описанных проблем встают и перед нашей страной, предопределяют особенности международной интеграции науки и производства. 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ 2.1. Коммерческие и некоммерческие формы интеграции науки и производства Под понятием международный обмен научными и производствен-ными технологиями подразумевается интеграция любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а также передача подобных знаний и опыта, относящихся к воспроизвод-ству конкретных технологических процессов. Международная интеграция науки и производства осу-ществляется в коммерческих и некоммерческих формах. Технологический обмен осуществляется, как правило, в следующих некоммерческих формах: публикации научных материалов и патентных открытий; проведение аукционов, фестивалей. выставок, научных конференций; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграция специалистов; обучение студентов и аспирантов; деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др. Технологический обмен осуществляется, как правило, в таких коммерческих формах как: передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации; оказание технической помощи; инжиниринговые услуги; экспорт комплектного оборудования; поставка машин и различного промышленного оборудования; подготовка и стажировка специалистов; управленческие контракты; научно-техническое и производственное кооперирование и т.д. Технологический обмен в коммерческих формах в коммерческих формах подразумевает, что научно-производственные открытия и дости-жения являются особым товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и созданные произ-водственно-технологические процессы. Использование подобных разработок, процессов или других научных достижений в качестве элементов капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью и получать существенную прибыль в течение периода устаревания /появления новой/ технологии. 2.2. Лицензионная торговля Основной формой интеграции науки и производства до последнего времени считается использование на определенных условиях в коммерче-ских (реже - некоммерческих) целях открытия и изобретения следующих видов: предметы, лицензией которых являются товарные знаки; запатентованные рационализаторские предложения и изобретения; сведения, которые имеют определенную ценность и не пользуются правовой охраной (ноу-хау); промышленные и научные образцы. Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освое-ния нового рынка и хотя бы частично возместить расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продавать лицензию на право их производства. Кроме того, проводимая правительствами некоторых стран протекционная политика, является иногда существенным препятствием для продажи изделий. Поэтому при продаже лицензий рассматриваются вопросы поставки материалов, узлов, деталей для выпуска продукции. Продажа лицензий может быть способом выхода продающей стороны на ноу-хау и другие достижения покупающей стороны, т.к. нередко стороны договариваются о взаимном обмене усовершенствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии при производстве. Другая сторона интеграции при продаже лицензий состоит в том, что лицензионная торговля позволяет выйти на местный рынок путем со-здания филиала предприятия (научного центра) в стране, покупающей ли-цензию. Организация лицензионной торговли осуществляется в зави-симости от вида лицензий. Их существует три основных вида: полная, исключительная и простая. При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми предприятиями. При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставляет-ся исключительное право на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Он уже не может предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может самостоятельно использовать объект лицензии или продавать их третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике. При продаже простой лицензии продавец оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии, как правило, предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет производимой продукции, потребность в которой столь велика, что наличие нескольких покупателей на одном рынке не приводит к столкновению их интересов. Продажа лицензий осуществляется через заключения лицензионных соглашений, по которым продавец предоставляет покупателю разрешение или право на использование объекта лицензии за определенную цену. Формирование цены происходит в ходе взаимодействия лицензиара и лицензиата, и она определяется исходя из соотношения сил партнеров. Цена лицензии, выраженная в форме периодических платежей, представ-ляет собой отчисления от доходов покупателя в течение периода действия соглашения. А цена лицензии, не связанная со временем ее использования, представляет собой единовременные платежи, которые устанавливаются заранее на основании экспертных оценок. На практике нередко используются комбинированные платежи, а также платежи на компенсационной основе за счет поставки продукции, произведенной по лицензии. Используется и обмен эквивалентными ли-цензиями, а также - платежи в виде процентной доли акций предприятия или фирмы, купившей лицензию. 2.3. Поставки комплексного оборудования Широкое распространение сооружения объектов при поставках комплексного оборудования связано с тем, что смонтировать, наладить и освоить эксплуатацию современного сложного оборудования и технологии не под силу без помощи поставщика даже высокоразвитым в техническом отношении покупателям. Сегодня ни один поставщик не продает покупателю решение всех организационно-технических проблем, возникающих на строящемся объекте, посредством описаний, инструкций и т.п. Освоение новой технологии на строящемся объекте осуществляется только путем обучения местного персонала и проведения на месте НИОКР. Основным преимуществом поставок комплексного оборудования является то, что: импортное оборудование и технологические процессы, как правило, уже отработаны на заводах поставщика и доказали свою эффективность и надежность; наряду с основным оборудованием в объем поставок входят также современное строительное оборудование, а состав передаваемой техниче-ской документации и ноу-хау - передовые методы строительства объекта, монтажа и эксплуатации оборудования; вся ответственность за строительство и ввод в эксплуатацию объекта возложена на одно юридическое лицо - генерального подрядчика. Заказчик обычно не несет ответственности за неполадки, возникшие в ходе строительства и при вводе оборудования в экс-плуатацию. Наличие только одного контрагента, с которым имеет дело заказчик, способствует решению всех спорных вопросов, возникающих в процессе сооружения объекта; предприятия на условиях поставки «под ключ» строятся быстрее, так как проектирование объекта и его строительство входят в обязательства генерального подрядчика. Он может комбинировать очередность работ и их совмещение. Кроме того, снижается вероятность конфликтов между проектировщиками и строителями. 2.4. Новые формы инвестиций Наиболее простой из прочих форм технологического обмена является заключение субконтрактов, суть которых состоит в том, что крупные фирмы дают заказы небольшим предприятиям на производство деталей или конечной продукции. Важной формой передачи технологии является поставка комплект-ного оборудования. В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания уста-навливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется под товарным знаком иностранной фирмы. Контракты «продакшн шэринг» применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на "cost oil" и "profit oil": первая (обычно 20-40 %) предназначается для возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая - представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной пропорции распределяется между иностранной компанией и государством. В соответствии с контрактами на управление оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. Контракты на управление заключаются в основном до строительства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков . Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями. Оплата за управленческие услуги может принимать различные фор-мы, например выплата определенного процента от объема продаж или прибыли. Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж. По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством. Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются кон-тракты на использование товарного знака - франчайзинг, которые преду-сматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес. Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, кото-рый представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг - это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии. Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы: 1) услуги по подготовке производства; 2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием; 3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжиниринго-вых услуг. При первом методе большая часть работ осуществляется пер-соналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта. Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта. Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций. Данные формы и методы широко применяются в практике международной торговли научно-производственной продукцией в развитых странах мира. 3. РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Слабость позиций России на мировых рынках объясняется не только главной причиной - низкой конкурентоспособностью отечественных товаров, но и недостаточно эффективной политикой стимулирования экспорта, что в первую очередь связано с нехваткой финансовых ресурсов. Решить структурные проблемы интеграции науки и производства России в мировое хозяйство невозможно путем чисто внешнеэкономиче-ского регулирования. Основой для их решения является промышленная политика. Перед Россией стоит не задача любой ценой интегрироваться в мировое хозяйство, а задача занять в нем место, адекватное ее ре-сурсному, промышленному и научно-техническому потенциалу. Обе задачи - осуществление структурной перестройки и интеграция в мировое хозяйство - абсолютно необходимы и взаимосвязаны. Тем не менее в ходе их решения неизбежен конфликт приоритетов, который приходится так или иначе разрешать. Государственное содействие развитию отечественной науки и производства будет иметь успех в том случае, если оно станет осущест-вляться главным образом не в форме протекционизма, а в виде стимулирования модернизации производственной и управленческой структуры предприятий, способствующей достижению ими международного уровня конкурентоспособности. Для того, чтобы эти акции действительно выполняли свою стимулирующую роль, каждая из них должна сопровождаться некоторым понижением уровня таможенной защиты, причем в соответствии с заранее объявленными программами. По сути это должны быть программы завоевания внутреннего и внешнего рынка конкретных товаров, В них необходимо включить вопро-сы промышленной, экспортной и импортной политики. Важным направлением торговой политики является борьба за отмену прямых и скрытых дискриминационных ограничений, применяемых другими странами к товарам российского экспорта. Достижению этой цели способствует присоединение России к ВТО. Важнейшим направлением политики интеграции российской науки и произ- водства в мировое хозяйство является привлечение иностранного капитала в виде прямых вложений, несущих с собой необходимую нам технологию, налаженные связи на мировом рынке, улучшение качества продукции и другие достоинства. При этом следует иметь в виду, что характеристики национального рынка, привлекающие серьезных инвесторов, включают как раз те, к реализации которых мы еще толком и не приступали. Поэтому не стоит удивляться мизерному притоку прямых инвестиций и многократно превосходящему его оттоку российских капиталов. Создание здорового и стабильного инвестиционного климата является главным содержанием политики, способной привлечь необходимые нам прямые инвестиции. Итак, политика интегрирования науки и производства в мировое хо-зяйство - это прежде всего политика повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, Эта политика может быть эффективной только в том случае, если она опирается на адекватную макроэкономиче-скую политику, отсутствие которой ощущается во всех областях нашей хозяйственной жизни на всем протяжении реформ. Возрождение российской промышленности невозможно без направления финансовых средств в реальный сектор экономики. Но наши инвестиционные возможности ограничены. Кроме того, в стране ощущается острая нехватка денег. В связи с этим возникает идея эмиссионного финансирования капиталовложений в реальный сектор экономики. Ключевая проблема здесь заключается в том, чтобы обеспечить ис-пользование эмитированных средств строго по назначению - на инвести-ции. Снижение ставок кредитов, не подкрепленное соответствующими институциональными и структурными преобразованиями, может привести лишь к перетоку капиталов в валютный сегмент финансового рынка. В этом случае эмиссия приведет лишь к взрыву инфляции и надолго исключит возможность выхода экономики из кризиса. Данный аспект проблемы отчетливо говорит о том, что проблемы интеграции России в мировое хозяйство являются частью более глубоких макроэкономических проблем. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Высокие темпы научно-технического прогресса во второй по-ловине ХХ в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара - научно-технических достижений, то есть происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком - передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов. И то и другое является составляющими международной интеграции научно-технической продукции различных стран-производителей в миро-вую экономику. Внедрение достижений науки и техники на мировой ры-нок осуществляется некоммерческими и коммерческими формами, некоторые из которых были рассмотрены в данной работе. Как отмечалось, наиболее широкий спектр перечисленных форм обмена технологий и производства используется в промышленно развитых странах Запада. Что касается России, то относительная изоляция нашей страны от мирового хозяйства и сравнительно отсталая технология производства не позволяют в должной степени осуществлять интеграцию отечественных научно-технических достижений и открытий в мировую торговлю. Применение известных международных форм интеграции науки и производства по мере формирования соответствующих условий, среди которых наиболее важными являются зрелость хозяйственной структуры и конкурентоспособность российских предприятий, будет способствовать решению задачи системной интеграции экономики России в мировое хозяйство. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Аксенов М. И. и др. Организация внешнеэкономических свя-зей. - М., 2002. 2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.И. Международные экономические отношения.- М. , 2007. 3. Загашвили В. Интеграция России в мировое хозяй-ство.//Мировая эконо- номика. 2002, № 7. 4.. Коваленко В.П. Всемирный рынок. - М., 2004. 5. Кузьминов Я. и др. Российская экономика: условия выживания, предпосыл- ки развития.//Вопросы экономики. 2002. - № 7. 6. Куприянов Л.И. Формирование рынка научно-технической продукции в промышленно развитых странах.//Вестник АН СССР. - 2005. - № 12 7. Линдет П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М., 2005. 8. Овчинников Г.П. Международная экономика. - Спб., 2008. 9. Сергеев П.В. Мировая экономика. - М., 2008. 10. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок. - М., 2008. 11. Фомичев В.Н. Международная торговля. - М., 2000. 12. Якимов А.Е. О становлении рынка консультационных услуг для науко- емких промышленных технологий.//Общество и экономика.- 2005. № 9. |
« Пред. | След. » |
---|