Федеративное государство |
Введение 3 1. Понятие федеративного государства 4 2. Субъекты федерации и их правовое положение 12 3. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов 16 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение Актуальность настоящей работы состоит в том, что термин «федера-ция» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объеди-нять», «укреплять союзом». Это сложное государство. В отличие от унитар-ного государства, которое целиком или в основе своей состоит из админист-ративно-территориальных единиц (как мы видели, в некоторых унитарных государствах есть также автономные образования), составными частями фе-дерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Герма-ния), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или союзные террито-рии (например, Индия, США), владения (Венесуэла), федеральный или сто-личный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимаю-щие особое положение (США). Целью настоящей работы является рассмотрение федерации в зарубеж-ных странах. На основе вышеизложенного, были поставлены следующие задачи: - Рассмотреть понятие федеративного государства; - Раскрыть субъектов федерации и их правовое положение; - Показать разграничение предметов ведения федерации и субъектов. 1. Понятие федеративного государства В настоящее время среди зарубежных стран существует 23 федератив-ных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Юго-славия, а также созданная в 1995 г. сербо-хорвато-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине - бывшей республике Югославии, а ныне самостоя-тельном государстве), 4 в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в Аме-рике (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г.), 3 в Океании (Австралия, Папуа - Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Многие из них имеют свои особенности, но сербо-хорвато-мусульманская федерация уникальна: это «государство в государст-ве», федеративное государство внутри унитарного. Таким путем на основе международного соглашения был найден выход для прекращения длитель-ных военных действий, возникших на этнической и религиозной основе. Большинство федераций - крупные и средние гос ударства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Среди них есть мощ-ные в экономическом отношении страны (Германия, США и др.), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия, Бельгия и др.), но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова). Возникновение федеративных государств и их структура. Создание фе-дераций в зарубежных странах проходило по-разному. Некоторые из них бы-ли созданы на основе союза, объединения независимых государств (напри-мер, образование Танзании на основе объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г.), объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически (но не юридически) некото-рые признаки государственности (штаты в США, кантоны в Швейцарии, эмираты в ОАЭ). Многие федерации образовывались «сверху», актами госу-дарственной власти (Индия при реорганизации федерации в 1956 г., совре-менный Пакистан на основе конституции 1973 г.). Первая группа федераций стала называться федерациями на основе союза или договорными федера-циями. В прошлом в некоторых из них (в так называемых социалистических федерациях, но не всегда: в Чехословакии, например, этого не было) субъек-ты федерации сохраняли суверенитет и право сецессии (выхода) из федера-ции, что было записано и в конституциях. Отсюда проистекала концепция «двойного суверенитета» федерации и ее субъектов, членов. Субъекты такой федерации обязательно имели свои конституции, свое гражданство. Границы субъектов не могли быть изменены без их согласия. Вторая группа федераций - это федерации на основе автономии, или конституционные федерации. Субъекты таких федераций не обладают суве-ренитетом (конституционное положение о внутреннем суверенитете штатов в Мексике относится лишь к самостоятельному решению ими внутренних во-просов), зачастую не имеют собственных конституций, их границы иногда изменяются актами центральных органов (парламента). При этом мнение субъектов (штатов, провинций и т.д.) должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер. Деление федераций на указанные две группы в современных условиях имеет преимущественно исторический характер. После распада социалисти-ческих федераций не стало конституций, где говорится о суверенитете субъ-ектов и о праве выхода. Подавляющее большинство федераций основаны фактически на принципах автономии составных частей. Единственным ис-ключением является конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации, но это право сформулировано не как право штатов, а как право национальностей. С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядко-вые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), не-субъектов - федеральных территорий, владений и др. - в ее составе нет. Аб-солютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Герма-нии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании. В трети зарубежных федераций есть несубъекты - особые территориальные образования. Во всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если не юридические, то фактические (ср., например, влияние каждого из двух субъектов - Сербии и Черногории). В зарубежной литературе различаются также интеграционные и дево-люционные федерации. В первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В оте-чественной литературе первая группа обычно называется централизованны-ми федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая - относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколь-ко практической политикой, реальным положением дел. В науке и конституционной практике используются три различных подхода к структуре федерации: национально-территориальный, территори-альный и комплексно-территориальный. В «чистом» виде ни один из них не применяется, всегда используются несколько факторов, следовательно, име-ются элементы комплексного подхода. Речь в данном случае идет о том, ка-кому из факторов придается решающее, доминирующее значение. Подав-ляющее большинство федераций в зарубежных странах построено по терри-ториальному признаку. Национальный момент не учитывался, а зачастую и не мог быть учтен. Германия, Мексика, Бразилия, ОАЭ, США, Швейцария построены по территориальному признаку. При создании некоторых из них учитывались исторические, а иногда экономические или географические факторы. В марксистско-ленинской концепции федерализма доминирует нацио-нально-территориальный принцип создания федерации. Это значит, что субъекты федераций должны создаваться по национальному признаку, на территориях, где компактно проживает та или иная этническая группа (в марксистской теории говорится обычно о нациях). В настоящее время в науке и конституционной практике предпочтение чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. Он предполага-ет, что может быть учтен национальный фактор, как в Бельгии, но наряду с этим используются и все другие факторы: исторические, экономические, гео-графические и иные, как в Индии, Пакистане, Малайзии. Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков: 1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собствен-ной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетен-цией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Рес-публика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда тер-риториальный фактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии. 2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как прави-ло, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся го-сударство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Брази-лии состоит из штатов - субъектов федерации федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется7 союзных территорий). Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза Попытки сецессии могут иметь место и обычно ведут к внутренне-му конфликту и даже вооруженному противостоянию. Обычно попытки се-цессии оканчивались неудачей. Достаточно вспомнить стремление южных штатов к образованию самостоятельного государства, что привело к граж-данской войне 1861-1865 гг. в США, или намерение католических кантонов выйти из Швейцарской конфедерации, что вылилось в вооруженное противо-стояние 1847-1849 гг. В конце 60-х гг. нашего столетия попытка юго-восточных штатов Нигерии, населенных в основном народностью ибо, выйти из состава Нигерии и образовать самостоятельное государство - республику Биафру после ожесточенного почти трехлетнего вооруженного конфликта закончилась неудачей. Впрочем XX век дал примеры успешного осуществления сецессии как мирным путем (выход Сингапура из федерации Малайзии), так и путем воо-руженной борьбы (отделение Бангладеш от Пакистана). 3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провоз-глашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществля-ется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как прави-ло, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Можно привести в качестве примера культурные соглашения между канадской провинцией Квебек и Францией, соглашение между германской землей Нижняя Саксония и Ни-дерландами о совместных мерах по охране морского побережья, соглашение германской земли Бавария со швейцарскими кантонами об охране природной среды в Альпах и др. Известны отдельные случаи участия членов некоторых федераций в международных конференциях. Так, провинция Квебек участву-ет в различных конференциях франкоязычных государств Однако немного-численные случаи выступления членов тех или иных федераций на междуна-родной арене по отдельным второстепенным вопросам не означают, что эти государственные образования являются субъектами международного права. Федеративный характер государственного устройства нередко исполь-зуется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанны-ми соглашениями. 4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной консти-туцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты фе-дерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъ-ектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются ор-ганизационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Националь-ная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германских земель, которая работает под руководством федерального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях. 5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданст-вом существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. На-личие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового ста-туса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малай-зия и др.). 6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном уст-ройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.). В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (ис-ключение - Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган об-щенационального представительства и формируется путем выборов по тер-риториальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъ-ектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъ-ектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в за-висимости от численности населения в том или ином субъекте союзного го-сударства. 7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой за-конодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы за-конодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конститу-ции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федера-ции действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполни-тельная власть обладает более широкой компетенцией. Она организует ис-полнение не только местного законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего субъекта. Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса граждан-ских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральное материальное и про-цессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная власть в ряде федераций имеет право федеральной интервенции, если субъект феде-рации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении феде-рации (ФРГ, Индия, Аргентина). Одним из наиболее сложных вопросов при федеративной форме госу-дарственного устройства является разграничение компетенции между сою-зом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафикси-рованных полномочий в отношении определенных предметов ведения в за-рубежных федеративных государствах может подразделяться на четыре ос-новных вида: 1) исключительную компетенцию союза; 2) исключительную компетенцию субъекта федерации; 3) совместную (конкурирующую) компе-тенцию союза и его членов; 4) остаточную компетенцию. 2. Субъекты федерации и их правовое положение Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов). Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США. В Соединенных Штатах Микронезии и Пакистане - по 4 субъекта, в Эфиопии - 9, в Малайзии - 13, в Мексике - 31 и т.д. Субъек-ты федерации называются по-разному: штаты - в США, Индии, Эфиопии; провинции - в Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ. Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике - все штаты, в Танзании - только Занзибар, в Индии свой конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты фе-дераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утвер-ждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции). Субъекты федераций создают свои пар-ламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть - однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в неко-торых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава - губернатор, премьер-министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у про-винций собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакиста-не у субъектов федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой не-политические союзы (создание федеративных образований, иных, чем суще-ствующая федерация, им запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это дела-ется главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией). Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера. Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их инте-ресов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 - в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (например, от 3 до 6 от каждой земли в Германии, от 1 до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танза-нии - там парламент однопалатный и действует иной порядок представи-тельства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть кон-сультативное однопалатное собрание при правительстве с разным представи-тельством эмиратов. Штаты иногда создают свои координационные органы (совет глав пра-вительств штатов, национальная ассоциация легислатур - законодательных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в крупные эконо-мические районы, которые не создают свои политические органы, но обра-зуют разного рода экономические комитеты по различным совместным про-граммам. Несубъекты в федеративных, государствах. Наряду с субъектами в со-став многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ - столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США, столица Бразилиа в Бразилии, федеральный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные острова, которые не населены или насе-ление которых имеет переменный состав - служба маяков, метеостанций и т.д.). В США есть так называемые ассоциированные государства - Пуэрто-Рико, Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микроне-зии, Республика Палау. Число различного рода несубъектов невелико (9 в Австралии, 6 в Индии, 2 в Венесуэле и т.д.). Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих консти-туций не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты, ко-торые в Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действу-ют скорее как совещательные органы при нем. Владения целиком управля-ются федеральными органами, лишь в отдельных из них есть племенные со-веты. Ассоциированные государства теоретически независимы (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Маршалловых Остро-вов являются даже членами ООН), но ответственность за их оборону и внеш-ние сношения несет правительство США, сами они никаких внешнеполити-ческих акций не осуществляют. Несубъекты федерации за редкими исключе-ниями не представлены в верхней, федеральной палате парламента (в Брази-лии и Нигерии они посылают представителей в сенат, но меньшее число, чем штаты). В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-комиссара и т.д.) в нижнюю палату парламента с правом совещательного голоса. В настоящее время конституционное право не признает права выхода субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации. Единственным, хотя и своеобразным исключением, как отмечалось, является конституция Эфиопии 1994 г. Остальные конституции о таком праве умалчивают. Факты сецессии, удачные и неудачные, все же бывали. В XIX в. группа кантонов попыталась выйти из состава Швейцарии, образовав свое объеди-нение - Зондербунд (особый союз). Они были возвращены в федерацию с помощью вооруженных сил. В США в связи с попыткой выхода из федера-ции 11 южных штатов была Гражданская война 1861- 1865 гг. Уже тогда Верховный суд США сформулировал конституционный принцип: наш союз нерасторжим. В XX в. попытки сецессии отдельных штатов были предприня-ты в Австралии, Мексике, Нигерии, но были пресечены силой оружия (в Ав-стралии - судебным приказом). В 1985 г. и в 1995 г. для сецессии франкоя-зычного Квебека из Канады был использован референдум, но оба раза сепа-ратистам не удалось собрать большинства голосов (правда, в последний раз сторонники единства одержали победу с незначительным большинством го-лосов - приблизительно 40 тыс.). В начале 90-х годов несколько республик («социалистические респуб-лики» Словения, Хорватия и др.) вышли из состава Югославии и применение вооруженных сил не остановило сецессию. В 70-х годах сецессия Бенгалии из Пакистана была осуществлена воо-руженным путем, при помощи войск Индии. Образовалось государство Банг-ладеш. В Малайзии конституция не предусматривает права выхода, но в 1965 г. Сингапур вышел из ее состава мирным путем и образовал собственное го-сударство; каких-либо вооруженных мер по его возвращению в федерацию не предпринималось. 3. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств размежевывают предметы ведения федерации и ее субъектов, чего не делается при определе-нии полномочий даже политической автономии (в последнем случае предос-тавляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам). Существует несколько способов такого размежевания, в основе которых ле-жит различное сочетание четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные пол-номочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации и субъектов; 1) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов. Трудно точно классифицировать способы размежевания полномочий (предметов ведения) федерации и ее субъектов из-за множества оговорок, за-претительных формулировок, несовершенства содержащихся в конституциях перечней полномочий, из-за того, что в одной и той же конституции иногда используются элементы разных способов, из-за казуистичности формулиро-вок. Но в основном такие способы могут быть сведены к пяти вариантам. Первый способ состоит в том, что конституция устанавливает исключитель-ную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетенция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, относящихся к ее исключительному ведению (так была установле-на компетенция федерации, например, в Танзании по конституции 1977 г., перечислявшая 17 вопросов общего значения; таким же образом предусмат-ривает 19 пунктов с подпунктами конституция Эфиопии 1994 г.). В этом слу-чае дается перечень вопросов, по которым федеральные органы могут при-нимать законы. Компетенция федерации может быть определена и «негатив-ным способом» - путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К предметам ведения федерации обычно относятся оборона, внешняя политика, авиатранспорт, железные дороги, поч-та, телеграф и др. Только федерация может регулировать эти вопросы акта-ми, принимаемыми ее органами. При данном способе регулирования тенден-ция заключается обычно в том, что полномочия федерации расширяются, не-редко путем толкований конституции судами. Второй способ размежевания предметов ведения заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Это редкий способ раз-межевания предметов ведения, и в чистом виде он сейчас не применяется, но как частный случай наряду с другими используется конституциями США, Швейцарии и некоторых других стран. Он дает определенные гарантии субъ-ектам от вмешательства в сферу их ведения со стороны федеральных орга-нов. Однако к ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения. При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетен-ции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Часто в конститу-ции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане» - говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к ее субъектам. В конституции Швейца-рии исчерпывающего перечня полномочий ни в одной статье не дается, пол-номочия федерации и штатов сформулированы казуистично и разбросаны по разным статьям конституции. При этом особое значение приобретает вопрос об остаточных полномочиях, не упомянутых ни в том, ни в другом перечне. Поэтому в конституции может содержаться специальная оговорка, согласно которой не названные в конституции полномочия могут быть отнесены к компетенции либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае это озна-чает огромное расширение полномочий федерации, во втором даются допол-нительные полномочия субъектам, укрепляется их самостоятельность. Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совмест-ная компетенция федерации и субъектов. Сфера совместной компетенции часто называется в конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетенцией. Наиболее подробный перечень такого рода содержится в кон-ституции Индии 1949 г. В специальном приложении к ней названы 97 вопро-сов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих пол-номочий и 66 вопросов, относящихся к компетенции штатов. Многие из этих вопросов имеют комбинированный характер: под одним и тем же номером обозначаются не совсем сходные вопросы. Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации. Этот способ размежевания компетенции является довольно сложным, использование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по разным рубрикам. Такую детализацию конституции федеративных госу-дарств, кроме Индии, не используют. Наконец, пятый способ размежевания компетенции присущ конститу-циям Пакистана, Нигерии и некоторых других стран. Он заключается в том, что конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции. Перечня же исключительных полномочий субъектов не суще-ствует (в конституции Пакистана, правда, о нем упоминается, но на деле его нет). Конституция содержит общую формулировку: все вопросы, которые не вошли в указанные два перечня (остаточные полномочия), относятся к ис-ключительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта федерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т.е. действует закон субъекта, а не федеральный закон. Такой подход имеет пре-имущества по сравнению с охарактеризованной выше трехчленной класси-фикацией. Он избавляет от излишней «жесткости» списков (а при любой тщательности их составления что-то может быть упущено, забыто), способ-ствует укреплению самостоятельности субъектов в рамках федеральной кон-ституции. В новейших федеральных конституциях все чаще используется именно этот способ. Заключение Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государ-ственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательст-вом существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъ-ектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; дру-гая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); феде-рацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Ев-ропейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы. Список использованной литературы 1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран - М.: Юриспруденция, 2011. - 186с. 2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. - М. 2011. 3. Григонис Э. П. Конституционное право зарубежных стран - СПб.: Питер, 2010. - 414с. 4. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.О. Лучи-на, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова - М.: Закон и право, 2011. - 687с. 5. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. Л.М. Энти-на. - М.: Норма, 2011. - 819с. 6. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2011. 456с. 7. Смирнова Н. Н. Конституционное право зарубежных стран - СПб.: Альфа, 2011. - 205с. 8. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зару-бежных стран. М., 2011. 9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2010. 10. Шаповал В.М.. Конституционное право зарубежных стран. - М. 2011. |
« Пред. | След. » |
---|