Морально-политическое обеспечение в деятельности офицера |
В В ЕД Е Н И Е Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.1. Общая характеристика 1.2. Психологическое обеспечение ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ 2.1. Морально-психологическое состояние - результат МПО 2.2. Особенности социально-психологической работы ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3.1. Общие положения 3.2. Основные направления деятельности командиров по организации морально-политического обеспечения ЗаключениеВ В ЕД Е Н И ЕПредпосылка - это «предварительное условие чего-нибудь или исходный пункт какого-нибудь рассуждения» (4, с.529). «Предварительными условиями» эффективности подготовки и ведения боевых действий в со¬временных условиях может быть хорошо организованная система оперативного (специального), техни¬ческого, тылового и морально-психологического обеспечения, которая нацелена на поддержание высокой боевой готовности войск и отражает их способность успешно выполнять боевые задачи. Морально-психологическое обеспечение является основ¬ным видом, аккумулирующим в себе все психологические предпосылки эффективной подготовки и ведения боевых дей¬ствий. Оно осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством коман¬дира (начальника) при ведущей роли органов воспитатель¬ной работы в целях достижения необходимого морально-пси-хологического состояния личного состава. На роль морального фактора в войне неоднократно указывали великие полководцы А.В.Суворов, и М.И Кутузов, Г.К. Жуков. Этому вопросу отводили первостепенное значение М.В.Фрунзе, Н.Н.Головин, П.И. Изместьев и другие военные теоретики. В современных условиях проблема морально-психоло¬гического обеспечения подготовки и ведения боевых дей¬ствий приобретает все более острый характер, и успешное ее решение в значительной степени зависит от уме¬ния командиров, штабов и воспитательных структур учи¬тывать рекомендации науки и опираться на отечественный и зарубежный опыт. Актуальность данной работы состоит в том, что нам, как будущим офицерам, представляется возможным творчески осмыслить психологические предпосылки эффективности боевых действий, а, следовательно, и морально психологического их обеспечения, составить представление о его структуре, формах и видах нашей дальнейшей работы по совершенствованию морально-психо¬логической подготовки подчиненных.Глава I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1.1. Общая характеристика Морально-психологическое обеспечение (МПО) - это комплекс согласованных по целям, последовательности, привлекае¬мым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, службами и всеми должностными лицами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обес-печивающего успешное выполнение боевых и других задач в любых условиях обстановки военного времени (1, с.304). Опыт наших Вооруженных Сил, армий других государств, войн и воен¬ных конфликтов современности показывает, что значимость МПО носит не умозрительный, а конкретный характер и выражается в определенных результатах. Создание современной модели МПО осуществляется исходя из основной общей цели - достижения победы в бою. Эту цель ставят перед собой и та и другая воюющие стороны. При прочих соизмеримых усло¬виях достичь победы можно только за счет морально-пси¬хологического превосходства, а это превосходство опреде¬ляется морально-психологическим состоянием личного со¬става вообще и в конкретном бою в частности. Целью МПО является достижение высокого морально-психологического состояния военнослужащих и воинских формирований, позволяющего эффективно выполнить бое¬вые и иные задачи в мирное и военное время. В число ос¬новных задач МПО входят: изучение, оценка и прогнозирование МПС войск (сил) в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий); доведение и разъяснение сложившейся военно-поли¬тической и морально-психологической обстановки, прини¬маемых мер руководством страны и Вооруженных Сил по успешной подготовке и ведению боевых действий; формирование требуемого уровня морально-психо¬логической готовности и способности успешно решать за¬дачи при подготовке и ведении боевых действий, а также уверенности в своих командирах (начальниках), в правиль¬ности их решений и действий, в превосходстве боевой тех¬ники и вооружения при их применении; обеспечение и реализация правовых гарантий воен¬нослужащих, предусмотренных законами и правовыми ак¬тами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их успешной боевой деятельности; проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморали¬зации личного состава; организация психологической реабилитации военно¬служащих; организация работы в боевой обстановке системы радиовещания, полиграфического оборудования, военной пе¬чати и культурно-досуговых учреждений, обеспечение войск техническими средствами информации и МПО, их своевре¬менный ремонт и восстановление ( 1 ). Фак¬торами, определяющими характер МПО и уровень морально-психологического состояния личного состава являются: общие (факторы макросреды: военно-политическая обстановка в мире и на ТВД, общеполитическая и эконо¬мическая ситуация в стране, отношение общества к армии и др.); частные (факторы микросреды и боевой ситуации); укомплектованность, боевая слаженность и профессиона¬лизм, особенности боевых действий, факторы боя и др.); единичные (индивидуально-психологические и личностно-профессиональные особенности военнослужащих, ха¬рактеристики психологии воинских коллективов). Совокупность этих факторов, с одной стороны, влияет на психику воина, психологию коллектива, определяя степень их внутренней готовности к выполнению боевых и других задач. С другой стороны, они влияют на содержание МПО, выбор средств и способов его организации ( 1 ). Система морально-психологического обеспечения включает в себя два самостоятельных, но тес¬но связанных между собой направления. Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения военнослужащих, населения страны, воздей¬ствие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принци¬пы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке и ведении боевых действий. Речь идет, прежде всего, о формировании и развитии таких основополагающих морально-политических качеств как патриотизм, любовь к своему Отечеству и постоянная готовность с оружием в руках выступить на его защиту, верность воинскому долгу, воен¬ной присяге, боевому знамени, части и боевым традициям Вооруженных Сил. Именно формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по вос¬питанию сознательных, убежденных в своей правоте и пре данных своему народу защитников Отечества. Второе направление морально-психологического обес¬печения касается формирования психики отдельного воен¬нослужащего и психологии воинских коллективов, решения всего комплекса социально-психологических проблем, свя¬занных с их участием в подготовке и ведении боевых дей¬ствий. В этом процессе ведущее место отводится формиро¬ванию у воинов психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей военной службы в измененных условиях, связанных с подготовкой и ведением боевых дей¬ствий. Здесь необходимо развивать способности не терять самообладания в любой, самой сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и па¬нике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию при выполнении воинского долга(2 ). Структура МПО состоит из комплекса мероприятий, в который входят: информационно-воспитательная работа;военно-социальная работа; психологическое обеспечение; культурно-досуговая работа; информационно-психологиче¬ское противоборство ( 1 ). В объеме данной работы дать развернутую характеристику всех структурных компонентов МПО не представляется возможным. Нас в большей степени, как психологическая предпосылка эффективности боевых действий, интересует психологическое обеспечение.1.2. Психологическое обеспечениеПри психологическом обеспечении подготовки и веде¬нии боевых действий важно учитывать особенности прово¬димой работы, которые проявляются следующим образом: Формирование функциональной надежности психи¬ки воинов, ее адаптация и достижение устойчивости к воз¬действию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале ( 1 ). При этом эмоционально-психологичес¬кая устойчивость, способность действовать в условиях опас-ности, преодолевать страх и панику достигается в резуль¬тате систематической, научно обоснованной тренировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессо¬вых состояний ( 7 ). Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, мотивационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельност-ном, эмоционально-чувственном, - которая обеспечивает формирование готовности и спо¬собности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных ха¬рактером подготовки и ведения боевых действий ( 1 ). Осуществление при заблаговременной и непосред¬ственной подготовке к ведению боевых действий професси¬онального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функцио¬нальных обязанностей в напряженных условиях и приведе¬ние их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов - настройка на бо¬евой режим ратного труда. Общая направленность психологического обеспечения предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий ( 2 ). Конкретные задачи МПО предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, решаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического напря-жения и преодоления негативных психологических послед¬ствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности различных военных спе¬циальностей, соответствие которым достигается специаль¬ными тренировками и закалкой психофизиологических фун¬кций воинов. Главной задачей здесь выступает формирование функ¬циональной надежности психики военнослужащих, дости¬жение ее устойчивости. Это продиктовано требованиями современного боя ( 1 ). Ярко выраженные особенности имеет психологическое обеспечение деятельности офицерского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при под¬готовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психо-моторные навыки управления техникой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и обра¬зования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществлять активное воздействие на психологию воинского коллектива - формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, ус¬тановки на достижение победы и социально ценностные традиции ( 1; 3; 6) . При ведении боевых действий с помощью психологического обеспечения должны быть достигнуты: своевременная психодиагностика, психокоррекция, оказание оперативной психологической помощи, осуществ¬ление психической реабилитации военнослужащих, полу¬чивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по сни¬жению боевых, психических потерь; поддержание высокой психической активности вои¬нов, устранение отрицательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восстанов¬ления психического равновесия, устойчивости и ресурса лич¬ного состава; оперативная ликвидация излишней психической на¬пряженности и переутомления военнослужащих, создание условий для рационального использования кратковремен¬ного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгруз¬ки, проведения антистрессовых мероприятий; адаптация военнослужащих к боевой обстановке (фи¬зическая, психическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстанов¬ке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение па¬мяти/внимания, мышления и т.д. ( 1 ). Успешные действия в боевой обстановке зави¬сят от точности, быстроты реакций, координации, устой¬чивости движений и действий военнослужащих; от сохране¬ния ими способности правильно оценивать расстояние, вре¬мя, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концент¬рировать его на основной деятельности; от продуктив¬ности их мышления, памяти и других психических состоя¬ний, свойств и качеств военнослужащего ( 2 ). Все это должно быть не только сохранено в боевой об¬становке, но и мобилизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны является опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасно¬сти воображение рисует, как правило, преувеличенно страш¬ные картины. На его психику действует не столько реаль¬ная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чув¬ство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику. Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мни¬мой опасностью вполне может привести к реальному пора¬жению. Это психологическое состояние - основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформи¬ровав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, вхо¬дящих в социально-психологическую составляющую МПО ( 1 ). Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстре¬мальной ситуации, связана с опасностью для жизни, воз¬можностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом состоянии, протекании и проявлении психиче-ских процессов, состояний, свойств и качеств личности. В целом боевая обстановка может определить два ос¬новных психических состояния человека. Первое - актив¬ное стеническое психическое состояние воинов, сопровож¬дающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению боевых задач. Второе - отрицательное состоя¬ние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апа¬тии и пр. Все это ведет к психической напряженности, пе¬реутомлению, страху и панике, потере способности действо¬вать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в ходе боевых дей-ствий должно осуществляться психологическое обеспечение ( 1; 3). Таким образом, морально-психологическое обеспечение является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно выполнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий. Целью проводимого МПО и зако¬номерным следствием его эффективности выступает морально-политическое состояние личного состава. ГЛАВА II. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ2.1. Морально-психологическое состояние - результат МПОВажное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-политические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза-имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке ( 7 ). Значительные морально-психологические нагрузки вы¬падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго-товлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытыва¬ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям ( 1 ). Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужащих. Задачи морально-психо¬логической подготовки военнослужащих (по своему содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки. Морально-психологическое состояние как основной ре¬зультат МПО обусловлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп¬повых факторов, которое выступает относительно устойчи¬вой для определенных условий характеристикой мобилизо¬ванности и подготовленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к решению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто¬роннюю готовность и способность военнослужащих и воин¬ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни¬ем военно-политических, социально-психологических, мате¬риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель¬ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо¬го противоборства с противником (1, с. 305). При рассмотрении психологических предпосылок эффективности боевых действий нас больше всего интересует характеристика социально-психологической работы. 2.2. Особенности социально-психологической работыГлавная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви¬вать и укреплять у них психологическую готовность к вы-полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага. Основой социально-психологической работы является созна¬тельное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, понимание характера современной войны, знание вероятного противника, его боевых возможностей и спосо¬бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно¬сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси¬хологическая закалка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического напряжения, умение ис¬пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий ( 2 ). Социально-психологическая работа представляет собой комп¬лекс специальных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по¬средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальными психологическими требовани¬ями современной войны и боя. Основные группы задач социально-психологической работы: 1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре¬менной войны в целом. Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси¬хологического облика. Важным является вооружение лич¬ного состава необходимым минимумом военно-психологиче¬ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за-калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые со¬ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости. 2. Выра¬ботка высокой боевой активности и психологической устой¬чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, практическое и теоретическое ознакомле¬ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак¬торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи решаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста¬новке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих отсюда психофизиологических функций, которые должны быть це-ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки. Формирова¬ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи - подготовки к конкретному бою, заступлению на боевое де¬журство, к несению караульной службы. Это достигается путем повышенияфункциональной активности психики, улучше¬ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оптимистического настроения ( 2 ). Задачи социально-психологической работы решаются с помо¬щью определенных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения об¬становки учений и занятий к условиям современного боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов¬ных, а близких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести воина в такое психическое со¬стояние, которое по тем или иным параметрам не отлича¬лось бы от боевого состояния. Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже¬ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по-следствиями напряженных боевых действий. Однако про¬стым копированием внешней картины боя основные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами. Прежде всего эта напряженность достигается внедрени¬ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса: метание боевых гранат, преодоление минно-взрывных заграждений по ограниченным проходам, форсирование водных преград, десантирование, наступление вслед за разрывами снарядов и мин. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и другие элементы боя. Создает напряже¬ние и имитация огня противника, но при условии, что лич-ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар¬тину издалека. Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ограниченные сроки, при не¬достатке времени. Ограничение временных рамок достига¬ется как прямыми требованиями начальника, установлен¬ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существенно ог¬раничивает запасы времени, которыми располагает коман¬дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре¬шение их, повышение самостоятельности - все это спосо¬бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях. Важное место в психологической подготовке занимают специальные упражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно¬гих соединениях и частях действуют специальные городки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, преодолевают страх во¬ды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей. Полосы психологической подготовки оборудуются на ос¬нове полосы препятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, дымовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза-пись, стрельбу холостыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей¬ствия. Для достижения большей систематичности и целостно¬сти в психологической закалке полосы, участки и поля объ¬единяются в городки психологической закалки. Такой горо¬док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои¬нов в составе подразделений, участок психологической за¬калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи¬ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры. Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, средним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психологической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению боевых действий отводится именно офицерам. ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯДля нас, курсантов - будущих офицеров, важно не просто представлять психологические предпосылки эффективности боевых действий, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в штабах и в войсках. 3.1. Общие положенияСодержание морально-психологического обеспечения войск в значительной степени определяется его целью, ко¬торая формируется с учетом внутренней структуры мораль¬но-психологического состояния личного состава, воинских коллективов, тесно связывающей взаимообусловленные ду¬ховно-нравственные и психологические компоненты конк¬ретного человека, воинского коллектива. При подго¬товке и ведении боевых действий МПО является главенствующим компонентом единой системы обеспечения главного пред-назначения Вооруженных Сил и играет среди других видов определяющую роль. Поэтому вопрос организации мораль¬но-психологического обеспечения подготовки и ведения бо¬евых действий и определения в нем места каждого руково¬дителя имеет принципиальное значение ( 8 ). Цель и задачи, возлагаемые на морально-психологи¬ческое обеспечение, обусловливают его содержание и орга¬низацию, а также место и роль в нем всех должностных лиц. Их обязанности в осуществлении этой важной дея-тельности определены в руководящих документах. Содер¬жащиеся в них требования к МПО определяются и уточня¬ются на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федера¬ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами органов военного управления с учетом специфики выполняемых за¬дач в напряженных условиях. Они регламентируют его орга¬низацию, а также место и роль в нем всех должностных лиц. Осуществление функций по организации МПО стро¬ится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и научные рекомендации, и практические интересы, Поэтому, важно иметь системное представление о принципах морально-психологического обес¬печения подготовки и ведения боевых действий ( 1 ). Концепция МПО выступает главным ориентиром в за¬мыслах и создании системы МПО решения задач конкрет¬ной частью, подразделением. Осуществление функций по организации МПО строится в соответствии с принципами, которые аккумулируют и нормативные требования, и науч¬ные рекомендации, и практические интересы. Принципами МПО являются: научная обоснованность содержания и организации МПО, которая дает возможность творчески развивать все его компоненты на уровне современных достижений тео¬рии, с учетом конструктивного опыта и в соответствии с особенностями обстановки; постоянная направленность МПО на боевую и моби¬лизационную готовность и сосредоточение на них основных сил и средств; комплексное планирование и активное проведение МПО войск (сил) в соответствии с планами операций (бое¬вых действий) тем более активно, оперативно, интенсивно и наступательно, чем напряженнее складывается обстановка; упреждающее проведение МПО по сравнению с дру¬гими мероприятиями для подготовки сознания и психики военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки; согласованное и эффективное использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обста¬новке и решаемым задачам в рамках принятых модели, алгоритма и технологии; сосредоточение основных усилий МПО на всех на¬правлениях решения задач по подготовке и ведению бое¬вых действий; своевременное восстановление боеспособности сил, средств и системы организации МПО. Субъектами МПО являются органы военного управле¬ния, конкретные должностные лица на всех ступенях вер¬тикальной структуры управления войсками. Руководство МПО осуществляет командир через своего заместителя по воспитательной работе, который является основным орга-низатором МПО и имеет в своем распоряжении соответ¬ствующие силы и средства морально-психологического обес¬печения. Все они представляют силы, задействуемые для проведения данного вида обеспечения. Объектами МПО являются те же субъекты в лице кон¬кретных категорий военнослужащих (начальников и подчи¬ненных), воинских коллективов, которые исполняют замы¬сел, обязанности и собственные планы достижения мораль¬но-психологического состояния, необходимого для эффектив¬ной подготовки и успешного ведения боевых действий. К средствам морально-психологического обеспечения приня¬то относить специальные, технические и другие возможнос¬ти, обеспечивающие его эффективное проведение в реаль¬ных условиях (1). Организационной основой проведения морально-психо¬логического обеспечения выступает его технология - стра¬тегия, тактика и техника использования сил, средств и воз¬можностей. Для проведения МПО важно вырабатывать наиболее приемлемый порядок и правила - общий алго¬ритм. Он предполагает обязательное уяснение замысла по организации МПО; планирование, исполнение, контроль за всей системой мероприятий информационной, военно-соци¬альной, психологической, культурно-досуговой и другой работы; организация взаимодействия в интересах МПО и его оптимизация.3.2. Основные направления деятельности командиров по организации морально-политического обеспечения Организационно морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий про¬водится по следующим основным направлениям: выработка общей концепции и системы организации МПО в соответствии с научными рекомендациями, норма¬тивными требованиями и реальными условиями;определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организаторов МПО и создание усло¬вий для его эффективного проведения; подготовка субъектов к организации МПО и вовле¬чение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продук¬тивных технологий; непосредственное морально-психологическое обеспе¬чение решения задач по подготовке и ведению боевых дей¬ствий; Модель деятельности должностных лиц по органи¬зации морально-психологического обеспечения может быть представлена следующими мероприятиям: 1. Уяснение замысла старшего начальника на органи¬зацию МПО. 2. Своевременное, качественное планирование и конт¬роль за всей системой мероприятий МПО - информацион¬ной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой работой. 3. Постановка задач подчиненным. 4. Организация взаимодействия в интересах МПО; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя: определение направлений скоординированной дея¬тельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие; сосредоточение усилий на наиболее важных участках; расстановка сил и средств, подбор, инструктирова¬ние исполнителей, определение зон ответственности; выбор форм и методов совместной работы; контроль, периодический анализ, корректировка де¬ятельности.5. Обеспечение техническими средствами системы ин¬формации и воспитания. 6. Целесообразная расстановка офицеров воспитатель¬ных структур по Пунктам управления, определяющим на¬правления подготовки и ведения боевых действий. 7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по МПО, оценка состояния дел. Своевременное информи¬рование о проводимой работе по МПО, проблемным вопро¬сам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности МПО в воинских коллективах должна осуществляться должност¬ными лицами не абстрактно, а по конкретным критериям с использованием целостной системы показателей ( 1 ).ЗАКЛЮЧЕНИЕОпыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ¬ной государственно-идеологической поддержкой, материаль¬ными факторами система идеологического и морально-пси¬хологического воздействия способствует превращению современных ар¬мий в надежный инструмент политики своих госу¬дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за¬дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид¬ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада. Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, 25 которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. Это первая и наиболее важная группа психологических предпосылок эффективности боевых действий. В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза-имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Учет этих элементов также является важной предпосылкой эффективности боевых действий. Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф.Кулакова. - М., 1998. 2. Военная психология и педагогика. Под ред. А.В.Барабанщикова. - М., 1986. 3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953. 5. Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского - М., 1991. 6. Психология и педагогика управленческой деятельно¬сти командира (военного инженера). - М., 1995. 7. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. - М., 1991. 8. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989. С О Д Е Р Ж А Н И ЕВ В ЕД Е Н И ЕГлава I. Морально-психологическое обеспечение как главная психологическая предпосылка обеспечения эффективной подготовки и ведения боевых действий. 1.1. Общая характеристика 1.2. Психологическое обеспечениеГЛАВА II. Морально-психологическое состояние как эффективная психологическая предпосылка обеспечения победы в бою. 2.1. Морально-психологическое состояние - результат МПО 2.2. Особенности социально-психологической работыГлава III. Деятельность офицеров по организации морально- психологического обеспечения 3.1. Общие положения 3.2. Основные направления деятельности командиров по организации морально-психологического обеспечения ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ¬ной государственно-идеологической поддержкой, материаль¬ными факторами система идеологического и морально-пси¬хологического воздействия способствует превращению современных ар¬мий в надежный инструмент политики своих госу¬дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за¬дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид-ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада. Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, которые пронизывают всю духовную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются непре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросовестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Прежде всего, речь идет о таких элементах морального фактора, как безза¬ветная преданность своему народу, Родине, готовность в любую минуту с оружием в руках выступить на ее защиту. В боевой обстановке особое значение имеют такие мо¬ральные категории, как непреклонная уверенность в раз¬громе врага, основанная на справедливом характере вой¬ны в защиту своего Отечества, мужество, героизм, готов¬ность к самопожертвованию, войсковое товарищество, вза-имовыручка в бою и др. Особое место в структуре морально-психологического состояния занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Воспитание и формирование перечисленных качеств является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и целым комплексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему морально-психологического обеспечения готовности и способности Солдата добыть победу в бою. Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой обстановке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния - морально-политиче¬ские и психологические. Задачи морально-психо¬логической подготовки военнослужащих (по своему сущностному содержанию они схожи с задачами МПО) возлагаются на командный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки. |
« Пред. | След. » |
---|