Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Курсовые работы arrow Педагогика arrow Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения деятельности Вооруженных Сил 5
1.1. Основы морально-психологического обеспечения 5
1.2. Особенности морально-психологического обеспечения боевой деятельности...................................................................................16
Глава 2. Основы морально-психологической подготовки разведывательных подразделений.................................................................................18
2.1. Уяснение задач, оценка обстановки и морально-психологического
состояния личного состава разведывательных подразделений.....................18
2.2. Подготовка предложений на организацию морально-психологической
подготовки разведывательной операции................................................22
2.3. Планирование морально-психологической подготовки........................24
2.4. Постановка задач по морально-психологическому обеспечению............26
Заключение....................................................................................28
Список литературы...........................................................................29ВведениеЛюбой вид воинской деятельности осуществляется одновременно в двух сферах: и материальной, и духовной. Война это всегда борьба, противоборство не только материальных, физических, но прежде всего духовных, морально-психологических сил человека, общества, государства. Именно поэтому проблема обеспечения необходимого морально-психологического состояния войск так остро ставится в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Актуальность темы работы определяется ролью морального фактора как важнейшего и неотъемлемого слагаемого боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, мощи государства. Это специфическое состояние общественного сознания, выражающее степень готовности и способности общества и армии стойко переносить все испытания войны и, не утратив воли к борьбе, достигнуть поставленных целей.
Содержание морального фактора определяется:
- совокупностью политических, нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств; силой и направленностью воли;
- отношением людей к целям и характеру войны, проявляющимся в их деятельности и поведении.
Самое совершенное оружие и боевая техника в руках морально и психологически неподготовленных к бою людей превращается в груду металла или без труда достается противнику.
Анализ современных войн и военных конфликтов подтверждает тенденцию к возрастанию требований к морально-психологическому состоянию военнослужащих. При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способен сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке.
Морально-психологическое состояние определяет морально-психологи-ческую готовность и способность личного состава успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий, предельного напряжения сил сторон и массовых потерь.
Оно обеспечивает психологическую устойчивость войск в обстановке ожидания применения противником средств массового поражения. Ожидание опасности, неопределенность - одно из самых характерных, сложных и труднопереносимых психологических состояний. Выдержать связанные с этим состоянием морально- психологические нагрузки, сохранив ясность мысли и твердую волю, значит сохранить боеспособность.
После применения противником высокоточного оружия, систем залпового огня, особое значение приобретает снижение боевых психологических потерь, быстрое восстановление морально-психологической устойчивости и способности личного состава продолжать выполнение боевых задач. Массовые, непрерывно возрастающие физические потери, заражение местности, пожары, завалы, нарушения системы управления и жизнеобеспечения, острейший дефицит медицинской помощи и другие факторы будут оказывать деморализующее воздействие, могут лишить людей способности думать, понимать, управлять собой, и тем самым, вывести из строя целые подразделения (части).
Целью данной работы является определение основных теоретических положений морально-психологического обеспечения деятельности ВС РФ и направлений деятельности по МПО личного состава разведывательных подразделений.
Глава 1. Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения
деятельности Вооруженных Сил 1.1. Основы морально-психологического обеспеченияКак вид обеспечения, морально-психологическое обеспечение (МПО) осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством командующего (командира), при организующей роли штаба в целях достижения необходимого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил в ходе решения всех боевых, учебно-боевых задач и в процессе повседневной жизнедеятельности войск (сил). Непосредственными организаторами и исполнителями МПО являются органы воспитательной работы.
МПО организуется и осуществляется на следующих уровнях :
1. Оперативно-стратегическом, в который входят объединения, группы войск, округа и виды ВС.
2. Оперативно-тактическом, который затрагивает части и соединения.
Силы и средства МПО, органы его управления содержатся по штатам мирного времени, но работают и готовятся с учётом вероятного развития событий.
Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил это комплекс согласованных мероприятий (организационных, воспитательных и учебных), осуществляемых всеми органами военного управления и должностными лицами армии и флота с целью формирования необходимого для эффективного выполнения боевых и учебно-боевых задач в мирное и военное время морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.
Сущность морально-психологического обеспечения 0заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения войны, операций, применения Вооруженных Сил в различных конфликтах и миротворческих акциях, обеспечения морально-психологической безопасности России, ее Армии и Флота, их боеспособности и боевой готовности. Этот вид обеспечения должен охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала: и сознательный (рациональный), и эмоционально-чувственный, и подсознательный. Он должен обеспечить подготовку и надежное функционирование психики в самых экстремальных условиях воинской службы как в мирное время так и в боевой обстановке.
Содержанием МПО является воздействие на те структурные компоненты личности и психологии воинского коллектива, от которых зависит необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих и ВС в целом.
Наиболее общими целями МПО выступают :
- формирование у личного состава Вооруженных Сил системы морально-нравственных ценностей, правил, норм и принципов поведения, нравственных мотивов, побуждений и стремлений овладеть боевой специальностью, качественно выполнять учебно-боевые задачи, быть готовым к умелым действиям в боевой обстановке;
- развитие у военнослужащих и гражданского персонала психологической устойчивости, повышение функциональной надежности их психики, подготовка их сознания и психики к быстрому переключению на боевой режим работы, немедленному выполнению боевых задач в любой, самой сложной обстановке;
- формирование глубокого понимания военнослужащими, гражданским персоналом, всем населением страны необходимости и общественной значимости воинской службы, обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации, создания и содержания боеготовых Вооруженных Сил;
- воспитание у личного состава уважения к Конституции, законам, общевоинским уставам, гордости за принадлежность к Армии и Флоту России, своему виду (роду) войск, соединению, части; создание на этой основе и постоянное поддержание в Вооруженных Силах высокого уровня правопорядка, организованности, воинской и трудовой дисциплины, здоровой морально-нравственную атмосферы;
- выработка у личного состава Вооруженных Сил способности противостоять информационно-психологическому воздействию со стороны любых противников государства и не допускать его.
Принципы организации МПО: оперативность; объективность и взвешенность; доступность изложения и восприятия; целеустремленность; системность; охват всех категорий военнослужащих, учет их особенностей; разнообразие форм и методов; участие всех категорий должностных лиц.
Общие задачи, решаемые в ходе МПО деятельности ВС :
1. Достижение необходимого морально-психологического состояния личного состава ВС, его готовности к выполнению служебных обязанностей как в мирное так и в военное время.
2. Изучение и прогнозирование морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского персонала в различных условиях, разработка на этой основе рекомендаций для принятия решений соответствующими командирами (начальниками).
3. Обеспечение сплоченности воинских коллективов частей и подразделений, развитие дружбы и войскового товарищества, укрепление единоначалия, сознательной воинской дисциплины и правопорядка, достижение высокой исполнительности и организованности.
4. Активное противодействие постоянному массированному информационно-психологическому воздействию противника на войска (силы) и население страны, нейтрализация его отрицательных последствий.
Эти задачи решаются в ходе информационно-воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой, социально-психологической работы, психологической подготовки, психологического сопровождения боевой деятельности войск и информационно-психологического противодействия.
Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях формирования у военнослужащих высоких моральных качеств на основе утверждения в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей. Именно ИВР определяет содержательную сторону МПО и включает :
- постоянное отслеживание и анализ военно-политической обстановки в мире, стране, на стратегическом направлении, в регионе дислокации и на этой основе выработку оценки политической и социально-экономической ситуации в районе дислокации, отношения органов местной власти и населения к военнослужащим, подготовку выводов и рекомендаций командованию для принятия управленческих решений;
- непрерывное и оперативное военно-политическое информирование личного состава, разъяснение Указов Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих, командующих, командиров и начальников, стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения;
- изучение и распространение в войсках (силах) социально-политической информации, обобщение результатов исследований состояния общественного мнения, настроений, запросов и интересов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координацию информационно-воспитательной работы воспитательных структур;
- организацию и проведение общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил);
- активное взаимодействие с государственными органами и общественными организациями в целях военно-патриотического воспитания военнослужащих, допризывной молодежи, населения в регионах дислокации войск (сил).
Эффективность ИВР достигается :
- конкретным планированием, умелым определением сил и средств ИВР, творческим их применением, своевременной постановкой задач;
- целеустремленной организацией ИВР в подразделениях и частях;
- непрерывным изучением и прогнозированием военно-политической и социально-экономической обстановки, своевременным реагированием на ее изменения;
- подготовкой справочных материалов для командиров и участвующего в ИВР актива, их своевременным инструктированием;
- постоянной связью с военнослужащими и членами их семей, проведением воспитательных мероприятий с учетом их запросов и настроений;
- поддержанием постоянной связи с органами военного управления, государственными и общественными организациями;
- организацией устойчивого руководства ИВР.
Социально-правовая работа осуществляется с целью разъяснения и реализации в войсках (силах) установленных законами и иными правовыми актами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил; создания в воинских и трудовых коллективах социальных и правовых условий, которые способствуют более эффективному решению задач боевой готовности, выполнению возложенных на них обязанностей.
СПрР организуется и проводится на основе существующего законодательства, положений общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации.
Эффективность СПрР достигается активным разъяснением и последовательным проведением в войсках (силах) социальной и правовой политики в области оборонного строительства, создания необходимых условий для реализации установленных законами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, воспитания у них высокой ответственности за выполнение воинского долга, военной присяги и воинских уставов.
Основные задачи социально-правовой работы:
- изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских и трудовых коллективах, выработка и проведение в жизнь практических мер по обеспечению здоровой моральной атмосферы среди военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организация и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, включающего проведение занятий по правовой подготовке, систему правового информирования и консультационную работу;
- обучение командного состава правовым основам служебной деятельности;
- выявление социально-психологических причин происшествий, преступлений, нарушений воинской дисциплины; выработка конкретных психологических мер по предупреждению глумлений и издевательств, неуставных взаимоотношений, самоубийств, уклонений от воинской службы и других происшествий и преступлений; участие в осуществлении практических мер психологической работы по сплочению воинских коллективов, укреплению правопорядка, организованности и воинской дисциплины;
- методическая помощь и координация работы офицерского собрания, совета прапорщиков, женсоветов и профсоюзных организаций;
- анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка, выработка предложений и рекомендаций по ее укреплению, работа по их реализации;
- организация и совершенствование контрольной деятельности внутрипроверочных комиссий и комиссий общественного контроля.
Осуществляться СПрР должна в тесном единстве с другими видами воспитательной работы.
Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в интересах воспитания личного состава средствами литературы, искусства и отдыха.
Она включает:
- воспитание преданности народу и Отечеству, верности воинскому долгу средствами литературы и искусства;
- приобщение личного состава к общечеловеческим и национальным культурным и нравственным ценностям, эстетическим нормам, лучшим традициям армии и флота;
- изучение и удовлетворение культурных интересов военнослужащих и развитие их творческих способностей;
- создание условий для полноценного отдыха и культурного общения в целях поддержания на высоком уровне морально-психологического и физического состояния личного состава;
- участие в проведении мероприятий по информированию военнослужащих, а также в спортивно-массовой, оздоровительной, туристической и экскурсионной работе.
Формы и методы деятельности Домов офицеров, офицерских клубов, Домов культуры, клубов, библиотек, музеев, ансамблей песни и пляски определяются конкретными условиями обстановки, спецификой решаемых войсками (силами) задач, местом дислокации, имеющимися культурно-творческими силами и материально-техническими возможностями.
КДР должна служить средством духовно-нравственного возвышения и творческого развития военнослужащих, вестись на строгой научной основе, способствовать выполнению всех учебно-боевых задач через создание у них необходимого эмоционально-психологического настроения. Непременным условием её организации является тесная связь с другими видами работы и воспитания.
Социально-психологическая работа осуществляется в целях оптимизации жизни и деятельности воинских коллективов, малых групп и индивидуального поведения военнослужащих в интересах выполнения военно-профессиональ-ных задач. Она включает:
- организацию индивидуальной и групповой деятельности военнослужащих, целенаправленное управление социально-психологическими процессами;
- обеспечение психологической готовности личного состава войск (сил) к вооруженной защите Отечества;
- формирование психологической устойчивости личного состава в ходе выполнения задач боевой готовности, боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки;
- оптимизацию управленческой деятельности органов военного управления.
Основными задачами являются:
- изучение и анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих различных категорий, социально-психологических характеристик воинских коллективов, войск в целом;
- прогнозирование наиболее вероятного развития социально-психологических процессов в воинских коллективах, поведения отдельных военнослужащих, групп и категорий военнослужащих в той или иной ситуации, возникающей в процессе выполнения поставленных перед войсками задач;
- выработка для органов военного управления конкретных предложений и рекомендаций, участие в реализации практических мер по управлению социально-психологической обстановкой в войсках, морально-психологическим состоянием личного состава в интересах поддержания боевой готовности, выполнения поставленных задач, подготовки объединений, соединений и частей, укрепления правопорядка, организованности и дисциплины;
- социально-психологический анализ стиля управленческой деятельности в воинских коллективах, выработка предложений, рекомендаций и реализация практических мер по укреплению единоначалия, авторитета командных кадров.
Психологическая подготовка это целенаправленный процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов психологической устойчивости к отрицательному влиянию факторов современного боя и психологических качеств, обеспечивающих эффективную боевую деятельность в любых условиях.
Основные задачи психологической подготовки:
- психологическая адаптация к факторам боевой обстановки;
- формирование представлений у личного состава о предстоящей операции (боевых действиях), возможных действиях противника и изменениях обстановки;
- обучение методам саморегуляции психических состояний;
- обеспечение устойчивости навыков владения оружием, боевой техникой и способов боевого поведения.
Психологическая подготовка делится на общую (общую для всех видов и родов войск), специальную (подготовка к боевой деятельности военнослужащих конкретного вида или рода войск) и целевую (подготовка к конкретному виду боя, к конкретной боевой задаче).
Психологическое сопровождение боевой деятельности войск (сил) (ПСБД)
Психологическое сопровождение это комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях.
Психологическое сопровождение организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командира (начальника).
Целью ПСБД является достижение высокой боевой активности военнослужащих, способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в любых условиях.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование психологической готовности военнослужащих, частей и подразделений вступить в бой, применить оружие и боевую технику в его экстремальных условиях;
- поддержание психологической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов боя, позволяющей сохранять высокую боевую активность;
- выработка для органов военного управления предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в войсках (силах), поддержанию здорового морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающих выполнение поставленных задач;
- предупреждение психических расстройств, оказание психологической помощи в боевой обстановке и восстановление психических и физических сил военнослужащих.
ПСБД достигается:
- своевременным и целенаправленным проведением комплекса мероприятий по психологической подготовке, формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств;
- управлением социально-психологическими процессами в войсках (силах);
- прогнозированием психологических потерь в предстоящих боевых действиях;
- психологической профилактикой и реабилитацией военнослужащих.
ПСБД включает :
- целевую подготовку психики военнослужащих к выполнению конкретных учебно-боевых и боевых задач;
- осуществление профилактических мероприятий по снижению боевых психических потерь, сохранению боевой активности военнослужащих;
- психокоррекцию, оперативную психологическую помощь;
- психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы (БПТ);
Информационно-психологическое противодействие (ИПП).
Объектом информационно-психологического противодействия является сознание и психика личного состава и населения.
Необходимость выделения этого вида МПО объясняется необходимостью подготовки сознания и психики военнослужащих к боевым действиям с учетом и адекватным реагированием на осуществляемое психологическое воздействие со стороны противостоящих сил, нейтрализацией отрицательных последствий этого воздействия.
ИПП проводится с целями:
- нейтрализовать информационно-психологическое воздействие со стороны какого-либо государства в мирное время, вероятного противника в угрожаемый период и реального противника в боевой обстановке;
- изменить в свою пользу соотношение морально-психологических сторон поддерживать его на уровне, необходимом для успешного ведения боевых действий, операций, войны.
ИПП включает:
- анализ морально-психологической обстановки в стране, в стратегических районах, на операционных направлениях, в районах операций, боевых действий, пунктах дислокации и т.д.
- отслеживание, сбор, анализ и обобщение данных о возможностях отдельных стран и групп государств осуществлять информационно-психологическое воздействие на наши войска и население;
- прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на личный состав ВС и население России;
- срыв (ослабление результатов) психологических операций противника стратегического, оперативного, тактического масштабов с участием всех видов ВС, родов войск и сил специального назначения;
- противодействие постоянному массированному идеологическому, информационно-психологическому, другим видам воздействия на сознание и психику военнослужащих, гражданского персонала ВС и населения страны;
- нейтрализацию негативных последствий осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику военнослужащих;
- психоэнергетическое противоборство и другие виды нетрадиционного воздействия на сознание и психику человека;
- подготовку сил и средств для осуществления информационно-психологического противоборства.
ИПП организуется и осуществляется постоянно (как в мирное так и военное время) во всех видах деятельности войск (сил) на основании решения командующего, командира (начальника).
Такова краткая характеристика структурно-содержательной стороны морально-психологического обеспечения в целом. 1.2. Особенности морально-психологического обеспечения боевой
деятельности войскСамой общей и наиболее главной целью МПО в военное время будет создание и поддержание такого морально-психологического состояния личного состава ВС и населения страны, которое позволит добиться успеха в войне.
С обострением ситуации, в угрожаемый период и в боевой обстановке МПО будет иметь, дополнительно к задачам мирного времени, следующие задачи :
- формировать у военнослужащих необходимое для боя морально-психологическое состояние, перевести их сознание и психику на боевой режим работы, постоянно наращивать моральное превосходство над противником;
- поддерживать способность военнослужащих переносить длительные боевые, эмоционально-психологические нагрузки, действовать в бою осознанно и эффективно;
- осуществлять своевременную психодиагностику, психокоррекцию, психореабилитацию личного состава, получившего боевые психические травмы;
- максимально снизить боевые психические потери;
- активно осуществлять информационно-психологическое противодействие в целях снижения результативности (срыва) психологических операций противника .
Основное содержание МПО в этот период составляют психологическое сопровождение боевой деятельности и информационно-психологическое противодействие. Созидательная работа сохранится и усилится, но задача не допустить деморализации своих войск (сил), уберечь их от психологического поражения будет наиболее актуальной.
В целях избежания повторов считаю возможным ограничиться тем, что содержательное наполнение всех направлений работы по МПО в военное время осуществляется исходя из специфики вида (рода) ВС, особенностей ведения операций (боевых действий) на различных ТВД (в регионах) с учетом особенностей своих войск и войск противника, а также остальных факторов влияющих на морально-психологическое состояние войск.
Глава 2. Основы морально-психологической подготовки разведывательных подразделений2.1. Уяснение задач, оценка обстановки и морально-психологического
состояния личного состава разведывательных подразделенийПри уяснении задач командир, его заместитель по воспитательной работе должны понять: замысел старшего начальника, место и роль подразделений в его осуществлении; цель морально-психологической подготовки в предстоящей разведывательной операции; задачи, решаемые силами и средствами старшего начальника.
Оценка обстановки и морально-психологического состояния включает:
- изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района разведывательной операции и качественного состава его населения; морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника и своих.
Оценка проводится в полосе (зоне) ответственности и по направлениям сосредоточения основных усилий разведывательных подразделений на всю глубину операции.
К основным принципам оценки морально-психологического состояния сторон и прогнозирования вероятного характера его изменения относятся: объективность и реалистичность подходов; всесторонность и комплексность анализа; строгая обоснованность оценок и выводов; единство морально-психологического и военного анализа.
При оценке политико-экономических условий района операции и качественного состава его населения анализируются следующие вопросы:
- на территории какого (каких) государства (государств) расположен район операции. Отношение этого государства к военно-политическим союзам;
- в состав какого операционного, стратегического направления он входит;
- общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, его вероисповедания и уровень религиозности;
- отношение населения к войне и войскам сторон;
- наличие политических партий и общественных организаций, их военно-политические ориентации, степень возможного влияния на население района;
- особенности национальной психологии, обычаи, нравы населения;
- общая экономическая характеристика района;
- особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты промышленности, транспорта, связи;
- сеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;
- наличие групп (поселений), незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение, влияние на коренное население региона;
- степень подверженности населения пропаганде, психологическому воздействию противника.
В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.
При оценке морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника анализируются следующие вопросы:
- государственная принадлежность войск и сил, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между представителями различных государств;
- национальный состав. Характер отношений между военнослужащими различных национальностей. Приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;
- социально-классовый состав соединений и частей. Характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;
- система комплектования разведывательных подразделений. Соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резервов;
- возрастные характеристики категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);
- опыт воинской службы и боевых действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание ими района боевых действий;
- вероисповедания личного состава, вероятность межконфессиональных противоречий;
- состояние воинской дисциплины, организованности и порядка. Уровень исполнительности и законопослушания различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;
- морально-психологические и профессиональные качества руководящего командного состава противника (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
- степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);
- состояние психологической готовности к ведению боевых действий;
- боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
- наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению разведывательной операции.
С учетом особенностей группировки разведывательных подразделений противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на МПС противника.
При оценке морально-психологического состояния своих разведывательных подразделений анализируются следующие вопросы :
- социальный и национальный состав разведывательных подразделений;
- уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими, принадлежащих различным конфессиям;
- характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей;
- возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
- опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обученности и боевой слаженности, знание личным составом района боевых действий;
- укомплектованность офицерским составом и специалистами, определяющими боевую способность;
- состояние морально-психологической готовности личного состава к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях;
- состояние информированности военнослужащих разведывательных подразделений;
- степень подверженности военнослужащих психологическому воздействию противника, возможности разведывательных подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.
В результате анализа и оценки морально-психологической обстановки и состояния разведывательных подразделений, делаются основные выводы для:
1. Подготовки предложений командиру для выработки замысла и принятия решения.
2. Подготовки распоряжения по организации морально-психологической подготовки.
3. Планирования и организации морально-психологической подготовки.
4. Определения основных мероприятий по противодействию информационному и психологическому воздействию противника.
Может также прогнозироваться морально-психологическое состояние личного состава на случай ухудшения экологической обстановки в результате воздействия оружия и боевой техники на объекты атомной, химической и др. промышленности, а также влияние климата, погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного состава.
Для оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава используются :
- информация штабов, других органов военного управления (разведсводки, информационные бюллетени, сборники, пресс-бюллетени и т.п.);
- донесения и доклады органов воспитательной работы, взаимодействующих частей;
- средства массовой информации, государственные и местные органы власти, общественные объединения;
- документы, захваченные у противника, в том числе в результате специального поиска, протоколов допросов военнопленных и другие источники.
При оценке морально-психологической обстановки заместитель командира по воспитательной работе заслушивает предложения, анализирует справочно-информационный материал.
На основе оценки морально-психологической обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологической подготовки. 2.2. Подготовка предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции На основе замысла командира и оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава разведывательных подразделений заместитель по воспитательной работе готовит предложения по организации морально-психологического обеспечения разведывательной операции, которые содержат:
- выводы из оценки морально-психологической обстановки района операции и состояния личного состава разведывательных подразделений;
- цель и основные направления морально-психологической подготовки операции;
- последовательность проведения мероприятий морально-психологичес-кой подготовки;
- привлекаемые силы и средства для решения задач морально-психоло-гической подготовки;
- основные меры по защите своих разведывательных подразделений от информационно-психологического воздействия противника;
- выводы из анализа и прогнозирование морально-психологического состояния разведывательных подразделений, возможных психологических потерь, других негативных последствий воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащих.
Командир в решении определяет цель, задачи и основное содержание морально-психологической подготовки, порядок и способы их выполнения; основные вопросы взаимодействия в интересах морально-психологической подготовки и вопросы защиты разведывательных подразделений от информационно-психологического воздействия противника.
Заместитель по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение по выполнению задач с учетом особенностей по этапам разведывательной операции, организует и осуществляет планирование и взаимодействие в интересах МПО.
Принимая решение на выполнение задач заместитель по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) определяет:
- что необходимо сделать в первую очередь, исходя из выводов и анализа обстановки;
- направления сосредоточения основных усилий;
- основные направления информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы,
- порядок обеспечения разведывательных подразделений техническими средствами;
- меры по защите своих подразделений и противодействию информационно-психологическим операциям противника;
- порядок проведения социологических исследований;
- организацию управления, порядок оказания помощи подчиненным разведывательным подразделениям, контроль и проверку исполнения отданных распоряжений по морально-психологическому обеспечению. 2.3. Планирование морально-психологической подготовкиМорально-психологическая подготовка планируется заместителем по воспитательной работе (начальником органа воспитательной работы) во взаимодействии со штабом, с участием должностных лиц оперативных групп, взаимодействующих подразделений.
Планирование заключается в детальной разработке всех составляющих в соответствии с принятым на операцию решением командующего (командира).
При планировании разведывательной операции могут применяться методы последовательной или параллельной работы или их сочетание.
Метод последовательной работы является основным при подготовке к операции при наличии достаточного времени. При этом планирование морально-психологической подготовки осуществляется последовательно.
Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки операции. При этом планирование морально-психологической подготовки организуется и осуществляется одновременно во всех звеньях органов воспитательной работы. В этом случае заместитель командира по воспитательной работе может отдавать предварительные распоряжения (указания) или ориентировать их о предстоящих действиях.
В ходе ориентирования заместитель по воспитательной работе доводит:
- краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки, сведения о противнике, его силах и средствах психологических операций, характере их возможного применения;
- задачи объединения (в пределах необходимого) цели и задачи морально-психологической подготовки, поставленные командующим (командиром).
Кроме того, отдает указания о проведении первоочередных мероприятий, сроках подготовки расчетов и предложений для принятия решения, планирования и разработки директивы (распоряжения) по морально-психологической подготовки.
Мероприятия по морально-психологическому обеспечению планируются с учетом размаха и особенностей проводимой операции, театра военных действий, характера решаемым задач. При планирования морально-психологической подготовки определяются:
• цели и задачи морально-психологической подготовки, порядок их доведения до разведывательных подразделений и их органов воспитательной работы;
• мероприятия по видам морально-психологической подготовки разведывательных подразделений, последовательность и способы их выполнения;
• привлекаемые силы и средства морально-психологической подготовки, порядок их размещения, использования и управления с пунктов управления;
• порядок и сроки представления информации о морально-психологическом обеспечении;
• порядок расстановки офицеров органа воспитательной работы;
• перечень, содержание и сроки разрабатываемых документов;
• организация и содержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, органами воспитательной работы разнородных разведывательных подразделений, союзных армий, ФСБ, ФПС, МВД,ФАПСИ;
• мероприятия по восполнению некомплекта военнослужащих в органах воспитательной работы различных звеньев, их подготовке к работе, перемещению и порядок восстановления потерь;
• порядок и содержание работы по оказанию помощи органам воспитательной работы и осуществлению контроля за организацией и проведением мероприятий морально-психологической подготовки;
• управление морально-психологической подготовкой.
План подписывается заместителем по воспитательной работе и утверждается командующим (командиром).2.4. Постановка задач по морально-психологическому обеспечениюЗадачи разведывательным подразделениям доводятся директивами, приказами, распоряжениями, графическими боевыми документами, сигналами боевого управления. При необходимости могут выдаваться распоряжения по отдельным направлениям морально-психологической подготовки. Способы доведения задач определяются командирам (по АСУ, средствами закрытой связи или устно с обязательным документальным подтверждением, а также офицерами связи).
Директивы, распоряжения должны быть краткими, предельно ясными, исключающими различное их толкование.
Директивы обычно пишутся в произвольной форме, а распоряжения по установленной форме.
В директиве (распоряжении) по морально-психологическому обеспечению указываются:
• краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки;
• цели и задачи морально-психологической подготовки при подготовке и в ходе операции;
• основные мероприятия по направлениям морально-психологической подготовки применения разведывательных подразделений;
• организация использования местных средств массовой информации, полиграфической базы, учреждений культуры и религиозных учреждений;
• порядок обеспечения разведывательных подразделений печатными изданиями, техническими средствами морально-психологической подготовки, их ремонта и восстановления;
• порядок и сроки представления донесений и информации о морально-психологической обстановке;
• порядок подготовки, перемещения и восстановления потерь органов воспитательной работы.
В распоряжениях по морально-психологической подготовки указываются:
- краткие выводы из морально-психологической обстановки;
- основные задачи морально-психологической подготовки, решаемые данным подразделением;
- время размещения (развертывания), маршруты и порядок перемещения;
- организация связи, охраны и обороны;
- вопросы материально-технического обеспечения, ремонта и восстановления технических средств морально-психологической подготовки;
- срок готовности к выполнению поставленных задач.
В первую очередь задачи доводятся до разведывательных подразделений, которые решают главные задачи, начинают действовать раньше других или которым остается меньше времени для подготовки к операции.
Ответственность за доведение задач морально-психологической подготовки до разведывательных подразделений возлагается на заместителя командующего (командира) по воспитательной работе.
ЗаключениеМорально-психологическое обеспечение (МПО) представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск (сил), необходимого для успешной подготовки и проведения операции (боя).
Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, а также решениями командующих (командиров), с учетом особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск (сил).
Морально-психологическое обеспечение включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную и культурно-досуго-вую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию противника.
1. Морально-психологической подготовки разведывательных подразделений отличается от работы в других частях особенностями в оценка обстановки и морально-психологического состояния личного состава разведывательных подразделений, подготовкой предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции, планированием морально-психологической подготовки и особенностями в задачах по морально-психологическому обеспечению разведчиков. Список литературыАрзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Концептуально-методологические основы. - М.:ВУ, 1997.
2. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.:ВУ, 1997. - 88 С.
3. Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. - М.:ВАФ, 1994.-59 С.
4. Наставление по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) ВС РФ. - М., 2000.
5. О морально-психологической подготовке личного состава (Практика работы). - М.: ВСППИ ВС, 1992.
6. Основы теории и практики психологической борьбы. Учебник. -М., 1993.-552 С.
7. Психолого-педагогические проблемы деятельности командных кадров. Учебное пособие. - М.:ВАФ, 1993. - С.202-243.
8. Теория и практика воспитательной работы в Российской армии. Теоретический труд. - М.:ВАФ,1994.
9. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.:ГАВС,1994.-43 С.
Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие. - М.: ВПА, 1989.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
Проверить тИЦ и PR