Спецучреждения |
СОДЕРЖАНИЕ Введение.........................................................................................3 1. Специальные приемники для арестованных в административном порядке...4 2. Медицинские вытрезвители............................................................11 Список литературы..........................................................................16 ВВЕДЕНИЕ Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и право-порядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. "Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти" . "Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом." Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятель-ность регулируется правом. "Кроме правового принуждения существует, напри-мер, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое при-нуждение и его разновидности". Данные виды принуждений осуществляются в специальных учреждениях милиции, к которым относятся: медвытрезвители и спецприемники для аресто-ванных в административном порядке. 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМНИКИ ДЛЯ АРЕСТОВАННЫХ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ Специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, (в дальнейшем - спецприемники) яв-ляются юридическими лицами, имеют расчетный счет в банке и свою печать. Местные исполнительные органы предоставляют спецприемникам бесплатно соответствующие служебные помещения, автотр анспорт, средства связи, а также ими финансируются расходы по их эксплуатации. В спецприемниках в соответствии с типовыми проектами зданий этих учреждений оборудуются, как минимум, следующие помещения: - помещения для раздельного содержания мужчин и женщин; - изолятор для раздельного содержания вновь поступивших лиц, не прошедших санитарной обработки, а также больных; - комнаты для дежурной смены, начальника спецприемника, медработника, инспекторов, обслуживающего персонала; - душевая, дезинфекционная камера, сушилка, помещение для подогрева и приема пищи, мытья и хранения посуды, кладовая для хранения личных вещей арестованных, других хозяйственных предметов, санитарный узел. Непосредственное руководство спецприемниками осуществляют органы внутренних дел, при которых они созданы. Контроль за их деятельностью осу-ществляют соответствующие управления Министерства внутренних дел. Сроки содержания лиц, арестованных в административном порядке, опре-деляются постановлением суда. Работникам милиции, назначаемым в наряд для несения службы по охране лиц, содержащихся в спецприемнике, оружие не выдается. При задержании лица, совершившего побег из спецприемника, оружие не применяется. Контроль за санитарно-противоэпидемическим обеспечением лиц, содер-жащихся в спецприемниках, расположенных в областных центрах, возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС) МВД, а расположенных вне областных центров - на территориальные СЭС органов здравоохранения. Непосредственное медицинское обслуживание лиц, содержащихся в спецприемниках, производится штатным медицинским персоналом этих учреждений. Контроль и методическое руководство за медицинским обслуживанием в спецприемниках возлагается на территориальные органы и учреждения здравоохранения. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, организация бухгалтерского учета и отчетности, а также проведение ревизий в спецприемниках возлагается на соответствующие службы МВД, а также финансовые органы местных исполнительных органов. С административно-арестованных взыскивается стоимость содержания и питания в размере сумм, определяемых финансово-хозяйственными управления-ми МВД. Взысканные суммы зачисляются в доход соответствующих местных бюджетов. Списание невзысканных сумм за содержание и питание с несостоя-тельных должников и других граждан, с которых невозможно взыскивать плату, осуществляется один раз в квартал по заключению начальника спецприемника, согласованному с соответствующим финансовым органом местного исполнительного органа. Прием и регистрация лиц, арестованных в административном порядке. Спецприемник принимает административно-арестованных при наличии следующих документов: - постановления суда об административном аресте, под-писанного судьей и скрепленного печатью суда; - протокола личного обыска с Указанием изъятых ценностей и предметов; - документа, удостоверяющего лич-ность арестованного. Дежурный по спецприемнику при приеме административно-арестованного сверяет соответствующие записи в постановлении суда об аресте с данными о личности доставленного и проверяет наличие вещей, перечисленных в протоколе обыска. Каждый административно-арестованный опрашивается о состоянии здоровья. Лица, доставленные с признаками заболевания, осматриваются медицинским работником и по его заключению помещаются в изолятор либо при необходимости оказания срочной квалифицированной медицинской помощи направляются скорой медицинской помощью в соответствующие лечебные учреждения органов здравоохранения. О помещении административно-арестованных в лечебные учреждения администрация спецприемника в течение 24 часов извещает судью. После выздоровления эти лица, если не последует иное решение судьи, водворяются в спецприемник для отбытия административного ареста. Перед водворением в камеру административно-арестованные обыскивают-ся. Обыск производится сотрудником спецприемника одного пола с обыскивае-мым в присутствии не менее двух понятых того же пола. Обыск женщин производится сотрудницами спецприемника или приглашенными женщинами после соответствующего инструктажа. При обыске подлежат изъятию: а) оружие, взрывчатые, ядовитые, наркотические вещества и спиртные напитки; б) медикаменты и другие лекарственные средства, не разрешенные медицинским работником к употреблению; в) шарфы, пояса, ремни, подтяжки, шнурки, галстуки, полотенца длиной более 50 см; г) стеклянная посуда, колющие, пилящие и режущие предметы; д) браслеты, портсигары, запонки, кольца, серьги, часы, ордена, медали и другие металлические предметы и ценности. О произведенном обыске составляется протокол установленной формы. Изъятые предметы, вещи, ценности и документы (с указанием характерных примет, номеров) хранятся в шкафах, ключи от которых находятся у дежурного по спецприемнику. Копии протокола обыска выдаются на руки административно-арестованным. При наличии оснований подозревать административно-арестованных в со-вершении преступлений или их розыске информация передается в органы внут-ренних дел по территориальности. На каждого административно-арестованного, помещенного в спецприем-ник, заводится дело, к которому приобщаются постановление суда об админи-стративном аресте, протокол обыска и другие материалы, характеризующие лич-ность арестованного. О водворении лиц, арестованных в административном порядке, в спецпри-емник или направлении их в соответствующие лечебные учреждения админи-страция спецприемника в течение суток извещает близких родственников по ме-сту их жительства. Режим содержания, основные обязанности и права лиц, арестованных в административном порядке. Административно-арестованные должны находиться в закрытых на замки помещениях под постоянной охраной и надзором. Мужчины и женщины содер-жатся раздельно. Больные активной формой туберкулеза легких, венерическими и другими заразными заболеваниями изолируются от других арестованных. При необходимости определения этих болезней административно-арестованные направляются на медицинское обследование. Административно-арестованные размещаются на кроватях. Норма площади на одного человека устанавливается 2,5 квадратного метра. Им выдаются постельные принадлежности, газеты, журналы и настольные игры. На прогулку они выводятся ежедневно. Срок прогулки не менее 2 часов и только в дневное время. Помещения спецприемника для содержания административно-арестован-ных должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изоляторам временного содержания. В дверях этих помещений устанавливаются смотровые отверстия, на окнах - металлические решетки. Посты по охране административно-арестованных оборудуются звуковой или оптической предупредительной сигнализацией, приборы которой устанавливаются в комнате дежурного по спецприемнику. Поступившие в спецприемник лица подлежат санитарной обработке. При отсутствии в спецприемнике санитарного пропускника санитарная обработка ад-министративно-арестованных производится в городских (поселковых) санитар-ных пропускниках или банях. Административно-арестованным горячая пища выдается ежедневно по установленной норме. Продукты питания административно-арестованным выда-ются по ведомости. Для обеспечения административно-арестованных горячей пищей администрация спецприемника заключает договор с предприятием обще-ственного питания на приготовление пищи. Исходя из установленной нормы до-вольствия, в договоре предусматривается примерный ассортимент блюд, стои-мость дневного рациона, а также определяется наценка на продукты и порядок расчета за питание. Лица, содержащиеся в спецприемнике, обязаны выполнять установленные настоящим Положением правила содержания и распорядок дня, утвержденный начальником органа внутренних дел. Правила и распорядок дня, отпечатанные типографским способом или на пишущей машинке, вывешиваются во всех поме-щениях, в которых содержатся административно-арестованные, с которыми они должны быть ознакомлены при приеме в спецприемник. Административно-арестованные имеют право: - получать питание и мате-риально-бытовое обеспечение по установленным нормам; - иметь спальное место; - подавать через администрацию спецприемника заявления и жалобы; - читать газеты и журналы; - пользоваться собственной одеждой по сезону. Административно-арестованным разрешается иметь при себе полотенце длиной не более 50 см и другие туалетные принадлежности, очки, медикаменты или другие лекарственные средства, разрешенные медицинским работником. Административно-арестованным запрещается: - нарушать установленный порядок и тишину в спецприемнике; - вступать в пререкания с сотрудниками спецприемника; - кричать, взбираться на подоконники, высовываться в форточку, закрывать "глазок" двери в помещении, где они содержатся; - делать какие-либо надписи и пометки на стенах, а также на предметах и вещах, находящихся в спецприемнике; - иметь при себе запрещенные к хранению предметы; - употреблять спиртные напитки и наркотические средства; - иметь или изготавливать игральные карты, заниматься азартными играми; - производить между собой обмен вещами или продажу их. 29. К административно-арестованным, проявляющим буйство, оказывающим физическое сопротивление или совершающим другие насильственные действия, применяются наручники или другие спецсредства. Данное лицо переводится в одиночную комнату и за ним осуществляется постоянное наблюдение. За умышленную порчу инвентаря, оборудования или другого имущества административно-арестованные несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба. О размере причиненного ущерба составляется акт. Взыс-кание материального ущерба с этих лиц производится в предусмотренном зако-ном порядке. Использование на физических работах лиц, арестованных в администра-тивном порядке. Административно-арестованные, как правило, используются на физических работах на предприятиях (в том числе и сельскохозяйственных), в организациях, учреждениях (независимо от форм собственности) по заявкам их руководителей. Перечень предприятий, организаций, где административно-арестованные трудоиспользуются, по представлению органов внутренних дел определяют местные исполнительные органы. Оплата труда административно-арестованных на физических работах про-изводится согласно договору, заключенному с хозяйствующими субъектами. Средства, поступающие от предприятий, учреждений и организаций за ра-боты, выполненные административно-арестованными, зачисляются в доход соответствующих местных бюджетов. В исключительных случаях административно-арестованные могут использоваться без оплаты труда на работе по уборке улиц, дворов, мест общего пользования и других физических работах. Администрация спецприемников по письменному указанию начальника органа внутренних дел или лица, его замещающего, может привлекать административно-арестованных к работе по благоустройству и улучшению бытовых условий этих учреждений и других помещений ОВД. Труд административно-арестованных организуется с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда. Для них устанавливается 8-часовой рабо-чий день. Лица с медицинскими противопоказаниями, инвалиды и пенсионеры на физических работах не используются. Административно-арестованные выводятся на физические работы только под конвоем органов внутренних дел. В случае побега административно-арестованного с места работы администрация спецприемника принимает меры по установлению его местонахождения, Одновременно о каждом случае побега административно-арестованного ставится в известность орган внутренних дел, который оформлял материалы о привлечении его к ответственности. При установлении нахождения бежавшего он доставляется в спецприемник. Вывод административно-арестованных на работу и контроль за своевре-менным их возвращением в спецприемник осуществляет администрация спецприемника. Учет выводимых на работу ведется в книге учета использования на физических работах лиц, содержащихся в спецприемнике. Специальной одеждой и обувью лица, выводимые на физические работы, администрацией спецприемника не обеспечиваются. О всех случаях недобросо-вестного отношения административно-арестованных к работе сотрудник органов внутренних дел, конвоировавший их, докладывает рапортом начальнику спецприемника для принятия соответствующих мер. Освобождение административно-арестованных из специального прием-ника. Административно-арестованные освобождаются из спецприемника по от-бытии срока административного ареста, установленного постановлением суда, или при госпитализации. Освобожденным возвращаются под расписку изъятые у них ценности, документы, вещи и предметы, за исключением тех предметов, документов и вещей, которые они хранили незаконно. Изъятие оформляется актом в присутствии понятых. В отношении лица, незаконно хранившего огнестрельное или холодное оружие, взрывчатые, наркотические сильнодействующие или ядовитые вещества, органом внутренних дел решается вопрос о привлечении к ответственности согласно нормам административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. При освобождении гражданину, отбывшему срок административного ареста, выдается справка. Администрация спецприемника обязана проводить с административно-арестованными профилактические беседы, во время которых разъясняет необхо-димость прекращения антиобщественного поведения, предупреждает об ответ-ственности за совершение административных правонарушений. 2. МЕДИЦИНСКИЕ ВЫТРЕЗВИТЕЛИ Медицинские вытрезвители являются специализированными медицинскими учреждениями при органах внутренних дел. Медицинские вытрезвители выполняют функции по приему и вытрезвле-нию лиц, задержанных сотрудниками милиции за появление в общественных ме-стах в состоянии сильного опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность или утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе и оказания им неотложной медицинской помощи. Лица, совершившие указанные правонарушения, могут быть задержаны, доставлены в милицию, либо в медицинский вытрезвитель. Принятие указанных мер предполагает четкое представление у сотрудников милиции о правовом основании задержания, прежде всего о самих понятиях опьянения: "сильное опьянение" и "состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность". Из чего следует, что не всякое появление в общественных местах в нетрезвом состоянии влечет за собой административную ответственность или помещение в медицинский вытрезвитель. Лица, находящиеся в общественных местах в "состоянии опьянения оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность", привлекаются к административной ответственности, а в состоянии "сильного алкогольного опьянения", кроме этого, помещаются в медицинский вытрезвитель. В соответствии с этим основания для доставления пьяных в медицинский вытрезвитель формулируются следующим образом: "Наряды милиции доставля-ют в медицинские вытрезвители лиц, находящихся на улицах и других обще-ственных местах в состоянии сильного опьянения. Понятие "Сильное опьянение" определяет такое состояние опьяневшего, при котором он представляет опасность для себя и окружающих и по медицинским показателям у него диагности- руется средняя или тяжелая степень опьянения" . Признаки поведения в состоянии опьянения, которые свидетельствуют о нарушении принятых в обществе правил поведения и норм морали следующие: - неправильное отношение к гражданам - приставание к окружающим, не-пристойное замечание в их адрес, циничные шутки, оскорбления, бестакт-ное обращение и т.д.; - непристойный (неопрятный) внешний вид - разорванная, расстегнутая, грязная, мокрая одежда, обувь и т.п.; - недостойное поведение - бесстыдные действия, нарушающие такт и приличия, крик. Для выполнения задач, возложенных на медицинский вытрезвитель, назна-чается наряд в составе дежурного-инспектора, экипажей, милиционеров, осу-ществляющих наблюдение за лицами, помещенными в палаты, и фельдшера. Доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в состоянии опьянения, производится, как правило, экипажами медвытрезвителя в составе милиционера-водителя и двух милиционеров на специально оборудованных автомобилях с надписью "Спецмедслужба". Запрещается использовать экипажи медвытрезвителя не по прямому назна-чению, в т.ч. для разбора семейных конфликтов и доставления пьяных граждан непосредственно из квартир. Экипаж медвытрезвителя при доставлении лица, находящегося в состоянии опьянения, принимает необходимые меры, исключающие причинение вреда его здоровью, обеспечивающие сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей (деньги, часы, ювелирные изделия и т.д.). Перед посадкой пьяного в салон автомобиля экипаж должен убедиться в отсутствии у доставляемого предметов, которые могут быть использованы для нападения на экипаж или причинения себе и другим гражданам телесных повре-ждений. При обнаружении оружия, наркотиков и др. предметов, указывающих на возможную причастность задерживаемого к совершению преступления, такое лицо доставляется в дежурную часть ОВД и т.д. Запрещается помещать в медицинский вытрезвитель лиц: а) находящихся в легкой степени опьянения; б) душевно больных; в) в состоянии острого отравления или алкогольного психоза; г) с травмами черепа и иными телесными повреждениями, нуждающихся в специальной хирургической помощи; д) с симптомами острых и подострых заболеваний внутренних органов; е) с признаками инфекционных заболеваний; ж) военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных (передаются представителям военной комендатуры); з) беременных женщин; и) инвалидов с явными признаками инвалидности; к) рядовой и начальствующий состав ОВД; л) депутатов всех уровней; м) работников прокуратуры, народных судей; н) героев Советского Союза, России, Соц. Труда, лиц, награжденных орденом Славы 3-х степеней; о) иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом; п) несовершеннолетних (передаются родителям или лицам, их заменяющих). Лиц, перечисленных в пунктах "б", "в", "г", "д", "е", "з", "и" немедленно направлять в соответствующие лечебные учреждения, в остальных случаях стар-ший экипажа докладывает об этом дежурному по ОВД и действует в соответствии с его указаниями . При обнаружении на улицах и в др. общественных местах пьяных лиц, находящихся в тяжелой степени опьянения, бессознательном и другом беспо-мощном состоянии, с симптомами острого отравления, наркотического опьяне-ния, психоза, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с др. явно выраженным тяжелым состоянием здоровья нарядом немедленно вызывается на место бригада "скорой помощи". Во время доставления пьяных в медвытрезвитель один из членов экипажа обязан находиться в салоне автомобиля и постоянно вести наблюдение за их по-ведением и состоянием. При появлении у кого-либо из доставляемых признаков резкого ухудшения состояния здоровья к месту нахождения автомобиля вызывается бригада "скорой помощи" либо больной передается в ближайшее лечебное учреждение органов здравоохранения. Лица, доставленные в медвытрезвитель в легкой степени опьянения, по за-ключению фельдшера немедленно освобождаются или в случае совершения ими правонарушения - подлежат направлению в ОВД для принятия соответствующих мер административного воздействия. Все лица, доставленные в медвытрезвитель и их вещи подвергаются тща-тельному досмотру в присутствии понятых. В случае доставления другими нарядами милиции на вытрезвление граждан, у которых проведен досмотр ценностей и вещей, принимаются дежурным-инспектором только при наличии протокола досмотра (протокол о правонарушении). Лица, доставленные на вытрезвление в присутствии понятых подвергаются обязательному медицинскому осмотру фельдшером и дежурным, при этом обра-щается внимание на состояние кожных покровов (наличие кровоподтеков, ссадин, ран и др. повреждений). Особенно тщательно осматриваются кожные покровы головы для выявления возможной черепно-мозговой травмы. Обязательно измеряется артериальное давление, определяется частота пульса. К лицам, у которых выявлены повреждения или заболевания, угрожающие их жизни, а также лицам, находящимся в тяжелой степени опьянения в обязательном порядке вызывается бригада "Скорой помощи". Решение об этом принимает фельдшер и инспектор-дежурный. До прибытия скорой медицинской помощи фельдшер оказывает доврачебную помощь. Вызовы бригад скорой медицинской помощи и помощь, оказанная ими в условиях медвытрезвителя, фиксируются в медицинском журнале. На основании заключения фельдшера инспектор-дежурный принимает ре-шение о помещении лица на вытрезвление. Результаты медицинского осмотра и досмотра вещей доставленного на вытрезвление фиксируются в протоколе, который составляется в трех экземплярах, подписывается дежурным фельдшером и понятыми. За поведением лиц, помещенных в медвытрезвитель, устанавливается по-стоянное наблюдение милиционерами и фельдшером. В случае ухудшения состояния здоровья кого-либо из находящихся на вытрезвлении, немедленно вызывается бригада "скорой помощи". После устранения алкогольной интоксикации и ее последствий (полного вытрезвления помещенного в медвытрезвитель) фельдшер обязан вторично про-извести медосмотр и дать заключение о возможности выписки из медвытрезвителя гражданина. При этом, срок пребывания лица на вытрезвлении в любом случае должен быть не менее 3-х часов, но не более 24. Выписка из медвытрезвителя осуществляется инспектором-дежурным на основании письменного заключения фельдшера. В период с 01 часа до 05 часов выписка производится только в исключительных случаях (командировка, передача родственникам и т.п.) с соответствующей записью в протоколе. В остальных случаях она должна производиться с учетом резерва времени, необходимого гражданину для своевременного прибытия на работу. При выписке из медвытрезвителя дежурный-инспектор обязан ознакомить гражданина с протоколом, разъяснить ему порядок оплаты за содержание в этом учреждении и возвратить под расписку вещи, документы, деньги, ценности за исключением оружия, наркотических веществ и др. предметов, которые изъяты в установленном законом порядке. Копия протокола выдается гражданину на руки. Дежурный-инспектор также информирует его о том, в какой горрайорган внутренних дел будет направлен протокол о допущенном им правонарушении для принятия мер административного воздействия. При наличии у выписанного из медвытрезвителя жалоб и заявлений дежурный предоставляет ему книгу жалоб и предложений. При обнаружении на улицах и в других общественных местах пьяных лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с симптомами острого отравления, наркотического опьянения, с травмами черепа и иными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья на место немедленно вызывается "скорая помощь". Доставление таких лиц в медицинский вытрезвитель категорически запрещено. Список использованной литературы и нормативных актов: 1. Конституция РФ. - М., 2003. 2. Закон РФ «О милиции» № 1026-1 от 18 апреля 1991 г.//ВВС. - 1991. - № 16. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 163-ФЗ, от 26.07.2001 № 104-ФЗ, от 04.08.2001 № 108-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,от 10.01.2003 № 15-ФЗ; с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ). 3. Приказ МВД РФ № № 364/134-п/111 от 6 мая 2000 г. «О мерах по улучшению взаимодействия органов внутренних дел и органов здравоохранения по обслуживанию граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения». 4. Бахрах Д.Н., Севрюгин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. - М.: Юрид.лит., 1997. 5. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. - Тюмень: ТВФ МВД РФ, ТГУ, 2001. |
« Пред. | След. » |
---|