Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Рефераты arrow Право arrow Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией

Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией

Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией
СОДЕРЖАНИЕ
1. Педагогика в деятельности правоохранительных органов............................3
2. Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой.....................12
3. Взаимосвязи правоохранительной деятельности с воспитательной функцией...15
Заключение.......................................................................................18
Список использованной литературы.........................................................19
1. Педагогика в деятельности правоохранительных органов
Патрульно-постовая служба милиции выполняет функ¬ции охраны обще-ственного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных обществен¬ных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несе¬ния службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-про¬пускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие.
В общении с окружающими сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - за-конными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и посто¬янной готовности к выполнению своего служебного долга, ответст¬венности за обеспечение правопорядка, неприми-римости к право¬нарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - пре¬дотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совер¬шения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания изла¬гать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражда¬нам, при применении предусмотренных законом мер к правона¬рушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонару¬шитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания наруши-телям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возмож¬ности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития .
При совместном несении службы с представителями общест¬венных форм ирований патрульные обязываются обучать их мето¬дам работы по предупреждению, выявлению и пресечению право¬нарушений.
Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средст-ва: резиновые палки, слезоточивый газ, наруч¬ники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транс¬порта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять.
При подготовке к обеспечению общественного порядка и об-щественной безопасности в условиях проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обя¬занности милиции, мер ответственности организаторов и участни¬ков этих мероприятий, а также приемов несения службы в усло¬виях осложнения обстановки.
.Профессиональное общение патрульного, постового милицио¬нера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного по-рядка и борьбы с преступно¬стью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом - убеждение, сочетающееся с при¬нуждением . Его общение с гражданами оставляет след в их пра-восознании , а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки . В процессе и но результатам обще¬ния у граждан складывается представление о работниках мили¬ции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетво¬ренность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции.
Деятель¬ность сотрудников ГИБДД предполагает воспитание участников до¬рожного движения - водителей и пешеходов, В интересах соблю¬дения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участни¬ков движения. Достижимо это не только применением адми¬нистративных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуаль¬но, они призваны учитывать педагогические особенности участни¬ков дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе об¬щения. Педагогические соображения должны лежать при опреде¬лении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине - недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к кон¬фликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспита¬тельном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граж¬дан на нарушения дисциплины на дороге.
Воспитательные и обучающие воздействия, учет педагогиче¬ских особен-ностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшест¬вий, административных правона-рушений.
Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилак-тике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обу¬чении и воспитании детей положительные результаты ощутимы.
Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и реше-ний инспекторов, с которыми имеют частые контакты мил¬лионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведе-ния, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения.
Воспитание водителей целесообразно осуществлять и при про¬ведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убежде-нием граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном со-стоянии и своевременности прове¬дения технического осмотра.
Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осу-ществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитатель¬ного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретиче¬ских и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Ре¬шение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности.
Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служеб¬ных направлений работы участкового инспектора: правовым вос¬питанием населения, проведением профилактических мероприя¬тии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.
Педагогическая профилактика осуществляется участковым ин¬спектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нрав-ственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому ин¬спектору, так как несовершеннолетние часто владеют информаци¬ей, представляющей оперативный интерес.
Сотрудники оперативно-розыскных аппаратов решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактиче¬скую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педа¬гогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориен¬тироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо раз¬бираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педа-гогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и рас¬становка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслужи¬ваемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряже¬но нередко и с необходимостью инструктирования, дополнитель¬ного обучения лиц, привлекаемых к нему.
Следователи име¬ются во многих правоохранительных ведомствах - при прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профес-сиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, что¬бы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали неви¬новные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспита-тельного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности.
Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы пре-ступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, при-шел к убеждению о необходи¬мости жить по-новому . Следователь должен стремиться для ус¬пеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц граж¬данскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, чест¬ность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспита¬тельными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каж¬дое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяс-нениями.
Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагоги¬ческие - образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие соверше¬нию расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Законом установлена процессуальная обязанность следователя прини-мать меры, но выявлению факторов, условий и причин, ко¬торые сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного дела внесением представлений в соответствующий ор¬ган. Среди причин и условий социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические - общая об¬разованность, обученность, воспитанность, развитость. Представ¬ления поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать предложения по устранению педагогиче¬ских причин и условий, способствовавших совершению преступле¬ний, если они были установлены в ходе расследования. Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел, связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следова¬тель должен проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой с несовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие го¬сударственные органы и общественные органи-зации. Задачами следственной профилактики выступает общая и специальная пре¬венция преступлений, предотвращение и пресечение в процессе расследования уголовных дел других правонарушений.
Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов при работе по конкрет-ным уголовным делам с полученными в хо¬де расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли дан¬ное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь ис-правления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продол¬жить ресоциализационную работу с ним.
Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени госу¬дарства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, вы-носить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и спра¬ведливость, беспристраст-ность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини право¬судия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами.
Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участ¬вующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа» . Обя¬занность суда решать воспитательные задачи закреплена Основа¬ми законодательства о судоустройстве.
Все уголовное судопроизводство - от возбуждения уголовно¬го дела до приговора суда - оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образова-тельных, воспита¬тельных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние име¬ют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с на¬рушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства.
«Важное педагогическое значение суда присяжных» подчер¬кивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвы¬шенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...» .
Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспита¬тельное влия-ние на граждан оказывает его стиль работы, поведе¬ние в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет.
Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профес¬сионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространя¬ются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходя¬щиеся среди населения.
Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенст¬вовании правовых знаний. Воспитательное значение для работни¬ков судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Прокурор несет от¬ветственность перед государством за состояние законности и борь¬бы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохра-нительных органов, следить за соблюдением законности их работ¬никами. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персо¬нал всех правоохранитель-ных органов.
Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранитель¬ными орга-нами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой террито-рии, устранение причин и условий пре¬ступности на ней, работу органов дознания и следствия по рас¬крытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним.
Деятельность прокурора включается и в механизм правосу¬дия. Поддер-живая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы - принципиальная борьба за соблюдение за¬конности.
Насыщены правовоспитательными и просветительскими влия¬ниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация право-вой пропаганды, забота о надлежащем освеще¬нии деятельности правоохранительных органов, состояния закон¬ности и правопорядка в средствах массовой информации.
Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры - помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уров¬ня их профессиональной образованности - еще одна задача про¬курора, насыщенная педагогикой.
Перечень юридических специальностей, деятельность которых в боль-шей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая ра¬бота, учет педагогических, особенно правовос-питательных ре¬зультатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуж¬дам граждан и др.
2. Основные виды связей правоохранительной деятельности
с педагогикой
По тесноте связи педагогики с задачами, условия¬ми, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников - специали¬стов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленно¬сти.
Первый вид правоохранительной деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач, что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно наличие подлинно педагогических за¬дач, форм, методов, условий и методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов, преподавателей юридических обра¬зовательных учреждений и учебных центров, работников учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или психологическое об-разование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью, обученностью, воспитанностью и развитием.
Для второго вида деятельностей специалистов, долж¬ностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны отчетливо выраженные педагогические функции, существую¬щие наряду с другими: юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллель-ный или об¬служивающий достижение главной профессиональной цели харак-тер. Это - деятельность всех категорий руководителей (началь¬ников, команди-ров), работников управленческих аппаратов, уча¬стковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппара¬тов, автоинспекторов и др.
При осуществлении педагогической функции необходимо ак¬тивно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других - правовые, ор¬ганизационные и пр.), организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения основных профессио¬нальных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессио¬нально-педагогическая обученность.
Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов пра-воохранитель¬ных органов отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогиче¬ских воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, дейст¬вий, общении, решений, применяемых санкций и пр., а также пе¬дагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требова¬ния и др. Педагогические влияния оказывают и чисто право¬охранительные действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и решения чисто юридических вопро¬сов (например, успех-неуспех в наведении порядка в обществен¬ных местах и в быту, в раскрытии и расследовании преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террори¬стических актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с кото¬рыми обращаются граждане и др.).
Педагогический (социально-педагогический) эффект от кон¬такта гражда-нина с сотрудником имеется всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий, выражающийся в:
- возникновении у граждан новых или измененных правовых и нравствен-ных знаний, взглядов, убеждений, привычек поведе¬ния, умения вести пра-вомерно,
- воспитании у граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;
- побуждении к отказу граждан от ряда вредных поведенче¬ских и бытовых привычек и повышению правовой требовательно¬сти к себе, к само дисциплинированности и правовому самовоспи¬танию;
- воспитании граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей государственной нормы справедливости и добра;
- понимании правонарушителем необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;
- в побуждении правопослушных граждан к активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию пра-воохранительным органам и др.
Педагогические влияния в разовых контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудни-ков и граждан много (только у сотрудников Госавтоинспекции их бывает до 30-40 миллионов в год), они час¬ты, всегда впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливают¬ся в мощный поток непрерывных воздействий на граждан и про¬изводят реальный эффект изменения правосознания и других эле¬ментов их правовой культуры. Вопросы только в том - сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с граж-данином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой грани их профессиона¬лизма - профессионально-педагогической информированности.
К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относят¬ся: работа прокуроров, со-трудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, су-дебных приставов, канце¬лярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей и практически всех остальных.
3. Взаимосвязи правоохранительной деятельности
с воспитательной функцией
Реальные педагогические феномены, факторы и влияния связаны с воспитанием, образованием, обучением и развитием человека и групп людей. Они присутствуют и действуют не только в сте¬нах образовательных учрежде-ний, но всегда и на всем поле деятельности каждого сотрудника, под-разделения, ОВД, управленческой структуры, всего МВД. Можно назвать шесть основных про¬явлений взаимосвязей, влияний и зависимостей, в которых содержится и основной педагогический потенциал их совершенствования:
- постоянное проявление в деятельности, действиях, поступках и их ре-зультатах соб¬ственных педагогических свойств сотрудника - его общей и про-фессиональной воспитаннос¬ти, образованности, обученности (профессио-нального мастерства) и развитости. Чем более совершенны их качественные характеристи¬ки - тем выше достигаемые им результаты, личная удовлетворен-ность, поощрения и уро¬вень жизни. Изучение, оценка, формирование и совер-шенствование этих свойств - первоос¬нова возможностей юридической педагогики;
- зависимость роста профессио¬нальных успехов, служебной карьеры и каче¬ства жизни сотрудника от непрерывного само¬совершенствования своей профессионально-лич¬ностной воспитанности, образованности, мастерства и развитости деловых и профес¬сиональных качеств. Надо побудить, органи-зовать и помочь каждому, чтобы он заинтере¬сованно и компетентно повышал свои возмож¬ности, как учит педагогика;
- связь решения определенных професси¬ональных задач с необходимо-стью использова¬ния сотрудниками, службами и органами МВД наработок юридической и других отраслей пе¬дагогики и профессионально-педагогической под¬готовленностью их к этому. У одних должност¬ных лиц и специалистов задачи воспитания, образования, обучения и развития сотрудни¬ков и граждан являются основными, а у дру¬гих - принятие этих педагогических факторов приходится принимать во внимание и даже по возможности как-то менять. Поэтому у одних юридико-педагогическая задача становится основной профессиональной задачей, а у вторых - обеспечивающей решение специальной оперативно-служебной. От одних это требует юридико-педагогической образованности (преподаватели, работники учебных отделов и факультетов, сотрудники воспитательных ап¬паратов, под-разделений по делам несовершен¬нолетних), у других - углубленной професси-онально-педагогической подготовленности для реализации педагогической функции в процессе своей специальной деятельности (на¬чальники, коман-диры, сотрудники управлен¬ческих и кадровых аппаратов, участковые уполномоченные, оперативные работники, ин¬спектора ГИБДД, сотрудники по связям с об¬щественностью и СМИ и др.), у третьих (сле¬дователи, сотрудники патрульно-постовой службы, дежурных частей, налоговой полиции, спецподразделений и др.) - юридико-педаго¬гической осведомленностью. Юридическая педагогика поэтому разрабатывает теорию и практику юридико-педагогического образова¬ния, профессионально-педагогической подго¬товки разных специалистов и педагогическо¬го обеспечения оперативно-служебной дея¬тельности;
- зависимость профессионально-личностных изменений и успехов оперативно- служебной деятельности каждого сотрудника от влияний на него воспитанности, образован¬ности, обученности и развитости других со-трудников, с которыми приходится вместе ра¬ботать. Важны в этом отноше-нии педагогичес¬кая воспитанность коллектива ОВД, его состав, педагогичность управления, в которых компетентна юридическая педагогика;
- зависимость профессионально-личностных изменений и показателей успешности оперативно-служебной деятельности сотрудни¬ков от социально-педагогических влияний на них условий службы, семьи, уровня и образа жизни вне службы, контактов с другими людьми, об¬щей обстановки в регионе и стране. Человек воспитывается всей жизнью - одно из важней¬ших положений педагогики. Каждый проходит «школу жизни» - школу испытания и форми¬рования под влияниями духовных и материаль¬ных факторов условий его жизнедеятельности. Эти факторы и влияния являются социально-педагогическими, а механизм действия их - научение, неосознанное, полуосознанное или сознательное привыкание человека к опреде¬ленным взглядам, убеждениям, ценностным ориентирам и нормам поведения. Нередко эти влияния противоположны тем, что целенаправ¬ленно осуществляются при учебе и на службе, а при их игнорировании - приобретают домини¬рующее влияние, вызывая профессиональные и коррупционные деформации личности сотруд¬ников. Все эти влияния надо повышенно учи¬тывать в работе с кадрами органов внутренних дел, осуществляя педагогическую профилакти¬ку и пользуясь разработками начал контрпеда¬гогики (А.В. Буданов). Решающую роль в этом играют руководители органов и подразделений внутренних дел, педагогичность примера их по¬ведения, стиля управления (который нередко сейчас приобретает авторитарный, грубый ха¬рактер), решений и отношений с подчиненны¬ми, личной работы с ними. Можно утверждать, что большинство их некомпетентно в педагоги¬ке управления, ибо никто их не учит этому, не требует и не оценивает эту компетентность;
- социально-педагогические влияние внешнего вида, поведения и действий сотрудни¬ков и их групп на граждан при каждом контак¬те с ними как на службе, так и вне ее. Это отра¬жает правосознание граждан, их правовые взгляды и убеждения, веру в справедливость и силу закона, чувство защищен-ности своих прав, мотивы законопослушного поведения, авторитет ОВД, их поддержку в укреплении законности и правопорядка и др. Каждый со¬трудник должен обладать подготовкой, обес¬печивающей понимание своих юридико-педагогических влияний на граждан, осознанное желание, стремление, ответственное отношение и умение делать его позитивным. Миллионы ежедневных педагогически корректных слу¬жебных контактов сотрудников с гражданами в совокупности несут в себе огромную правоукрепляющую силу, к обретению которой стре¬мится и юридическая педагогика.
Заключение
Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведе¬ние, действия и решения оказывает влияние на правосознание на¬селения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогиче¬ские усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению.
Изменение положения дел с участием всех сотрудников пра-воохранительных органов в формировании правосознания, правовоспитании, повышении правовой культуры населения, не тре¬бующее никаких дополнительных материальных и временных за¬трат, а зависящее исключительно от ответственного, целенап¬равленного и педагогически компетентного подхода к учету педа¬гогических аспектов в своей профессиональной работе, от пра¬вильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. - М., 2000.- 365 с.
2. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внут-ренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: Монография. - Домодедово: СПИЭБ, 2005. - 345 с.
3. Кони Л.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / Собр. соч. в вось-ми томах. Т. 4. 1967.- 480 с.
4. Лазарев В.П. Социально-психологические аспекты применения права. - Ка-зань. 1982.- 220 с.
5. Нациевский О.Д. Умения профессионального общения работника патруль-но-постовой службы милиции с гражданами. - М.. 1988.- 380 с.
6. Носов В.В. Организация профилактической деятельности следственных аппа¬ратов и органов дознания. - М., 1998. - 260 с.
7. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2000 г.- 496 с.
8. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Рос¬сийской Федерации. - М., 2003.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Проверить тИЦ и PR