Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение имени прилагательного и его упот |
ЕГЭ - Преподавание | |
Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи» Цели урока: 1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи. 2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль. 3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка. 4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи. 5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям. Оборудование: карточки с текстом, презентация, учебник «Русского языка» С. И.Львовой, В. В. Львова. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы и целей урока. 3. Чтение отрывка из текста И. Шмелёва «Лето Господне»: 1)Великая су(б, бб)ота, вечер. 2)В доме тихо, все прил..гли перед заутреней. 3)Я пробираюсь в зал – посм..треть, что на улице. 4)Народу мало, н..сут пасхи и куличи в картонках. 5)В зале обои розовые – от солнца, оно заходит. 6)В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. 7)Постлали пасхальный к..вёр в гостиной, с пунцовыми букетами. 8)Сняли серые чехлы с бордовых кресел. 9)На образах в..ночки из розочек. 10)В зале и в коридорах – новые красные «дорожки».11)В ст..ловой на окошках – крашеные яйца в к..рзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. 12)В п..редней – з..лёные четверти с вином: подн..сить. 13)На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – л..жат громадные куличи, пр..крытые розовой кисейкой, – остывают. 14)Пахнет от них сла..ким т..плом душ..стым. (И. Шмелёв). 4. Беседа по тексту. - Канун какого праздника описан? - Когда в этом году отмечают Пасху? - Определите стиль текста. - Определите тип речи данного текста. 5. Лексико-орфографическая работа. - Найдите синонимы, обозначающие цвета. (Бордовый, пунцовый, красный). - С какой целью автор их использует7 - В тексте встретились слова «кисейка», «лампадка». Определите их лексическое значение. (Кисея – прозрачная тонкая ткань. Кисейка (разг.); лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.) - Какие запахи чувствует герой? (Сладкие) - Что мы слышим? (Тишину). - Какой видим свет? (Лучи заходящего солнца, лампадки). - Какая создана картина? 6. Повторение изученного. - Назовите имена собственные. - Найдите существительные 1 склонения. - Найдите существительные 2 склонения. - Найдите существительные, которые всегда употребляются в единственном числе. (Тепло). - Докажите, что существительное «отец» - существительное одушевлённое. 7. Объяснение нового материала. А) Беседа по тексту. - Какие слова помогают создать красочную картину? - Какой они части речи? - Что вы помните об имени прилагательном? - Назовите имена прилагательные в этом тексте. - Какие морфологические признаки у них можно выделить? - Это непостоянные морфологические признаки. Давайте посмотрим, какие ещё морфологические признаки у них можно выделить. Б) Знакомство с материалом учебника. (Правило на стр. 93 – 95, 98). 8. Закрепление. 1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы. 2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют. ( Индивидуально работают у доски 3 человека: предложения: 1-6, 7-10, 11-14. Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных). 3. Упражнение 818. 4. Упражнение 823. 5. Выборочный диктант. Выпишите имена прилагательные. тец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни гусем. … «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее… плотогоны – широкие крепыши… тяжёлые землекопы-мелековцы, ловкачи каменщики, кровельщики,водоливы, кочегары… 6. Какова роль прилагательных в художественном тексте? 9. Творческая работа. - Какому событию посвящён этот праздник? - Какими становятся люди в этот день? - Как готовятся к Пасхе в вашей семье? - Напишите сочинение на одну из тем: «Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи». 10. Домашняя работа. 1. Правило стр. 93 – 95, 98. 2. Дописать сочинение. |
« Пред. | След. » |
---|