Основные тенденции и доктрины, определявшие облик средневековой культуры |
1. Христианская. Глубоко религиозное восприятие мира (житие, гимны, мистерии, марлете). Основополагающие черты – христианская цивилизация и христианская культура. 2. Традиции античной культуры. 3. Народная. Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния Святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (Канон, литературный Этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Чудовище приближалось. Голова у него была медвежья, глаза красные, как Пылающие уголья, на лбу два рога, уши длинные и мохнатые, когти как у льва, Хвост змеиный, тело чешуйчатого грифа. Тристан пустил на него коня с такой силой, что, хотя и щетинясь от Ужаса, тот прыгнул на чудовище. Копье Тристана, коснувшись чешуи, разбилось Вдребезги. Тогда храбрец обнажил меч, занес его и ударил дракона по голове, Но не оцарапал даже его шкуры; однако чудовище почувствовало удар: оно Выпустило когти, вонзило их в щит и оборвало его застежки. С незащищенной Грудью Тристан еще раз бросился на дракона с мечом и нанес в бок столь Сильный удар, что он прозвенел в воздухе. Тщетно: ранить дракона он не Может, а тот извергает из ноздрей потоки ядовитого пламени. Панцирь Тристана Почернел, как потухший уголь; конь его пал. Быстро вскочив на ноги, Тристан Вонзил свой добрый меч в пасть чудовища. Он проник в него весь и рассек Пополам сердце. В последний раз испустил дракон свой ужасный крик - и издох. +их чудесная смерть : Она повернулась лицом к востоку и помолилась Богу. Потом, слегка Приоткрыв тело, легла рядом с ним, со своим милым, поцеловала его в уста и в Лоб и нежно прижалась к нему - тело с телом, уста с устами. Так отдала она Душу, умерла подле него с горя по своем милом. Прибыв в Бретань, велел сделать два гроба: один из халцедона - для Изольды, Другой из берилла - для Тристана. Он отвез в Тинтагель на своем корабле Дорогие ему тела и похоронил их в двух могилах около одной часовни, справа и Слева от ее абсиды. Ночью из могилы Тристана вырос терновник, покрытый Зеленой листвой, с крепкими ветками и благоуханными цветами, который, Перекинувшись через часовню, ушел в могилу Изольды. Местные жители срезали Терновник, но на другой день он возродился, такой же зеленый, цветущий и Живучий, и снова углубился в ложе белокурой Изольды. Трижды хотели его Уничтожить, но тщетно. Наконец, сообщили об этом чуде королю Марку, и тот Запретил срезать терновник. Принято различать 2 типа житий: Житие язычника, грешника, однажды узнающего истину, испытывающего обращения: «Житие Марии Египетской», известное с 7 века, житие блудницы, которую Богоматерь пустила в церковь, и та раскаялась. Житие христианина с самого рождение: «Житие Алексея, человека божьего». Бахтин называет первый тип жития кризисным, именно в нём он видит исток авантюрно бытового романа нового мира: греховная жизнь, наполненная соблазном, перенесенные испытания.
|
« Пред. | След. » |
---|