Конспект урока с использованием информационно - коммуникационных технологий по Симонову |
ЕГЭ - Преподавание | |
Конспект урока с использованием информационно - коммуникационных технологий по Симонову Предмет: литература Класс: 6б Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; познакомить с К.Симоновым и его стихотворениями "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", "Жди меня", воспитывать любовь к Родине, к народу- защитнику. Тип урока: изучение нового материала с выступлениями учащихся. Методы обучения: рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, чтение наизусть(учителем и учащимися), работа с книгой, беседа, прослушивание песен военных лет. Оборудование урока: записи песен военных лет; поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны. Технологии: слайды к стихотворениям, песням о войне; музыкальное оформление стихотворений; использование фонохрестоматии к учебнику литературы. Продолжительность: урок (45 минут). Аннотация: на конкурс представлен урок, который идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. Предполагает использование информационно- компьютерных технологий. Содержание его направлено на развитие навыка выразительного чтения, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное- на воспитание высококультурной личности, способной ценить добро, заботу; способной помнить подвиг солдата, прошедшего по дорогам войны. Ход урока Звучит красивая музыка ( Презентация №1. Мирная жизнь, ничто не предвещает беды: кто-то поет, кто-то катается на лодке, клоуны выступают в цирке и.т.д.), музыка сменяется тревожными сигналами (на экране хмурое небо, тучи). Голос Левитана ( сообщение о начале войны, слайд №2 "Люди слушают радио" ). 1. Слово учителя Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - "Священная война" на стихи Василия Лебедева- Кумача 2. "Священная война&q; uot; (звучит песня, одновременно слайд №3 "Родина - Мать зовет!") - Почему война названа "священной"? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков- оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она "священная" - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека). 2. Чтение стихотворений наизусть( индивидуальное задание дано заранее нескольким учащимся) Ю. Друнина "Я только раз видала рукопашный", "Я родом не из детства- из войны", "Целовались, плакали и пели…" (Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924году, 10 мая в Москве, в учительской семье. В 11лет начала писать стихи. Когда началась война, Ю. Друнина в шестнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину. Воевала, была дважды ранена. О войне знала не понаслышке). "Вот и все. За светлый край озерный…"( стихотворение читает ученик). Слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с Константином Симоновым и его стихотворением "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…", посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову. 3. Строки из биографии К. Симонова рассказывает заранее подготовленный ученик. 4. Слушание стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" в исполнении нар. арт. России Алексея Петренко. - Как вы думаете, почему поэт- воин, думая о бедах войны, в первую очередь вспоминает о стариках, женщинах, слышит " по мертвому плачущий девичий крик…"? (Симонов пишет о тяжелых дорогах ,по которым отступали наши войска. Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания). - Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, её трудностях. Это стихотворение лирическое- передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность). 5. Чтение стихотворения учащимися. - Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны? ( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не замечали). Стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" посвящено Алексею Суркову, автору песни знаменитой " Землянки". Впрочем, он стихотворения -то и не писал- просто сложил письмо из наиболее выразительных слов, просто рассказал жене , где находится, о чем думает, какая вокруг обстановка… Письма в стихах были одним из весьма распространенных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны. Константин Листов положил это письмо- стихотворение на музыку, и родилась песня. 6 Звучит песня "Землянка". -. Казалось бы, что любовь и война - несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить. Прослушивание стихотворения К.Симонова " Жди меня"(читает ученица). - Кому нужно это ожидание: ему, ей, обоим? Почему? Это замечательное стихотворение положено на музыку Матвеем Блантером. Послушаем его. 8. "Жди меня" в музыкальном сопровождении. -Какие ещё песни о войне вы знаете, где вы их слышали?/ "Катюша", "Три танкиста", "Синий платочек", "Смуглянка" и.т.д./ - Почему песни о войне так популярны? - Прочитав и прослушав сегодня ряд стихотворений о войне, нельзя не прийти к выводу, что необходимо помнить уроки истории, так как именно опытом минувшего освещается настоящее и будущее. Современные композиторы продолжают создавать красивые песни о войне. Послушаем одну из них. 9. Песня "Облака" (Слайды с изображением облаков). - Хочется сказать словами песни "Облака": "Ах, зачем война бывает? Ах, зачем"? Трудно было пережить войну людям. Хорошо, когда солдат возвращался с фронта, хуже, когда получали похоронку, и совсем плохо, когда с фронта приходила бумага "Ваш сын без вести пропавший". И сколько бессонных дней и ночей ожиданий… 10. Стихотворение А. Дементьева "Баллада о матери" ( чтение стихотворения учителем ), стихотворение сопровождается слайдами из военной хроники). Чтение стихотворения в музыкальном сопровождении. -Какое впечатление на вас произвело это стихотворение? /Когда детям трудно, страдают матери. Только матери, дающие жизнь, понимают значение войны/. Давайте, ребята, будем помнить, какой ценой далась победа, давайте будем учиться быть благодарными тем воинам, благодаря которым над нами сейчас мирное небо. 11. Диана Минлиханова исполнит песню "Помни, не забывай" - Что вы можете сказать о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне? - Что, как вы думаете, у вас останется в памяти надолго? - Как будете относиться к ветеранам, которых сейчас осталось так мало? 12. Звучит "Вальс ветеранов". 12. Итог урока: Стихотворения показывают величественность подвига простого солдата. Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей. Домашнее задание: Выразительно прочитать стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"? Ответить на вопросы после стихотворения. |
« Пред. | След. » |
---|