Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста |
ЕГЭ - Преподавание | |
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему "Война в стихотворении К.Симонова "Сын артиллериста" Цели урока: знакомство со стихотворением К. Симонова в целом; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей; помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; развивать навыки самостоятельного анализа произведения; воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения. Оборудование: портрет писателя, запись песни А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война"; запись отрывка из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении К. Симонова; посвящение (65 - летию Великой Победы посвящается.) Эпиграф: Что такое война? Это - мы, одинокие парни, Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин. Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий, Оставаясь, как равный, со смертью один на один. Юрий Севрук. Ход урока I. Предкоммуникативный этап. (Подготовка учащихся к восприятию текста стихотворения). Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева - Кумача "Священная война". 1). Беседа. Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, торжественности; призыв к защите Родины и т. д.) Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (65 - летию Победы в ВОв над фашистской Германией). Что вы знаете об этой войне? Кто с кем воевал? Какая это была война для нашего народа? (освободительная) За что воевали? Кто победил в этой войне? Что несёт с собою война? (Война - это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние; сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т. д.). Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали? У кого в доме есть живые участники войны? Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье? II. Коммуникативный этап. Учитель: Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов - наш совреме нник. Ученик: К. М. Симонов очень много работал и в последние годы своей жизни. Писал стихи, пьесы, романы. И главной темой его творчества, как и прежде, была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату. За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики. Учитель: В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста". Чтение учителем наизусть стихотворения "Сын артиллериста". Пауза. Анализ стихотворения в единстве содержания и формы. Какое настроение создало стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас? Какой эпизод больше всего запомнился? Какие строки особенно понравились вам? Выразительно прочитайте их. Какова тема этого стихотворения? Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война". (См. с. 373 учебник за 2002 год или с 239 - за 2006 г. "Громом загрохотала Над Родиною война" ). Как звучит голос автора (мягко, ласково, сурово) ? Какой приём использует автор? (Сравнение "Громом загрохотала:). Какое художественно- выразительное средство придаёт стихотворению звуковую и интонационную выразительность? (Аллитерация, повторение звука "р"). Кто главный герой стихотворения? (Лёнька). Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки. (с. 372-373:за 2002г или с.238-239 :за 2006 год) - Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить? (Сорванец, малец - т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник). Выделите глаголы, характеризующие Лёньку в дет Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка и с какой целью майор её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать. На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет). Что обусловило их следующую встречу? (Война). Как произошла эта встреча? Нарисуйте словами картину этой встречи. (Развитие образного мышления). "Низкая землянка. Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка. Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью". И вдруг "Вошёл: с. 374:за 2002г. или 240:за 2006 год). Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос). Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев). Какова реакция Лёньки на слова майора : "Жаль, до такого счастья отцу не пришлось дожить". О чём говорит такая реакция? Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам). Почему лейтенант Петров должен был отправится в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка. "Шёл в скалах тяжёлый бой"). Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну? (Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек). А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его). Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). И всё-таки посылает его. Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить). Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобра-зительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста. (Сравнение. "Всю ночь, шагая как маятник, с. 377:за 2002 г., с. 243 за 2006 год.) А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно). Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды). Какие художественно-изобразительнее средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение на с. 377:за 2002г. или с.244:за 2006 год). И наконец самая страшная команда. Какая? Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия). Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов). Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа). А страшно ли было Лёньке? (Да). Подтвердите словами текста. С. 378..за 2002 г с. 245:за 2006 год.) Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином. Учитель. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения "Сын артиллериста" в исполнении автора К. Симонова (в записи). - О чём говорят последние четыре строки стихотворения? (Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. "Это многих славный путь". Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины). - Какую роль играет эпиграф? (Он раскрывает основную мысль стихотворения) Итог урока. 1. Какова главная тема стихотворения К М Симонова "Сын артиллерист"? ("Война"). - Так что же такое - война? (Это горе, слёзы, разруха, голод, ужас, ад, трагедия. Это сироты, вдовы, неизбывное горе матерей и вообще людей, потерявших своих близких:) Какая главная идея этого стихотворения? (Защита Родины). Какой подвиг совершил Лёнька? А Деев? 2. Комментирование и выставление отметок. 3. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок (по выбору учащихся). III. Посткоммуникативный этап. Учитель: 1). Ребята, зачитайте посвящение (65-летию Великой Победы посвящается). Обратите внимание на цветовую гамму. Почему присутствуют два цвета? (красный и чёрный). 2). Что в данном случае обозначает чёрный цвет? А красный? Учитель: Это действительно "праздник со слезами на глазах". До победы пришлось идти нечеловечески трудным путём. Более 20 миллионов наших соотечественников не вернулись с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках. Я прошу вас, ребята, и всех присутствующих почтить погибших минутой молчания. :. Спасибо. Урок окончен. (В исполнении Льва Лещенко (запись) звучит песня "День Победы"). |
« Пред. | След. » |
---|