Методическая разработка урока развития речи в 5 классе |
ЕГЭ - Преподавание | |
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Тема урока: «Сочинение-описание природы в жанре лирической миниатюры» Образовательные цели: Дать понятие о жанре лирической миниатюры. Подвести к выводу о «секретах» написания лирической миниатюры. Учить использовать выразительные средства языка в творческой работе. Акцентировать внимание на работе над деталью. Ход урока: Речевая разминка. 1. Слово учителя: К данному уроку вы должны были понаблюдать за природой, записать всё необычное, удивившее вас. С этого и начинается искусство слова – с наблюдения. Но ещё хочу открыть вам одну «тайну»: в древности не было существующих отдельно друг от друга разных видов искусств: танца, живописи, словесного творчества. Всё было нераздельно. Мы часто интуитивно чувствуем их тесную связь. Поэтому кроме ваших записей на уроке нам помогут написать лирическую миниатюру и музыка, и живопись. Послушайте лирическую пьесу Э.Грига «Птичка» (сочинение 43 №4), записывая попутно «облака мыслей» (после прослушивания). 2. Вопросы после прослушивания: - Что, может быть, вас удивило? (произведение очень маленькое) - А какие «Облака мыслей» вы записали? (прослушать, сравнить, отметить неординарные). и другие. Теоретическая часть. Введение понятий «миниатюра» и «лирическая». 1. Слово учителя: Посмотрите, как о многом может рассказать такое маленькое, миниатюрное музыкальное произведение. Понятие «миниатюра» наверняка встречалось вам и в других областях искусства, и просто в жизни. 2. Вопросы: - Что ещё может быть миниатюрным? (статуэтка, картина, туфелька и т.д.) - На доске выписаны три значения слова 2миниатюра». Как вы думаете, какое из них на уроке мы используем? Запись на доске: Миниатюра – небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге; небольшая картина тщательной и изящной отделки; произведение искусства малой формы (выбранное третье значение записывается в тетрадь). - Жанр миниатюры существует и в словесном творчестве: это тоже очень маленькое, но законченное по мысли произведение. Предлагаю вчитаться внимательно в миниатюру М.М.Пришвина и вместе поразмышлять, почему её называют лирической? 3. Чтение произведения М.М.Пришвина «Под снегом». 4. Вопросы к тексту: - Удалось услышать, как мышь под снегом грызла корешок? - Расскажите, что вы представили? - Можем ли мы догадаться о чувствах автора? Какие слова миниатюры помогли это сделать? - Каким человеком представляется автор? - Как это необычно, автор о себе не сообщил ни слова, а мы догадались. Вот поэтому миниатюру Пришвина можно назвать лирической, т.е. выражающей внутренние чувства. 5. Запись в тетрадь: Лирический – выражающий внутренние чувства. «Секреты» написания лирической миниатюры. 1. Беседа: - Помните, как Левша сумел подковать крохотную блоху? Чем же было вызвано такое восхищение экспертов? - Действительно, миниатюрное произведение создать гораздо труднее, чем обычных размеров. Левша должен был соразмерять каждое движение, иметь твёрдую руку и зоркий глаз, интуицию настоящего мастера, творца. - А какие «секреты» должен знать создатель лирической миниатюры-сочинения? Вот ещё одна миниатюра М.М.Пришвина, которая поможет нам их открыть. 2. Чтение миниатюры «Запоздалый ручей». Проверка восприятия. 3. Работа над осознанием правил написания миниатюры: - В любом миниатюрном произведении, будь то картина или статуэтка, тщательно отделывается каждая деталь, каждый штрих. Какие из деталей вы бы отметили в тексте? Из ответов учащихся выписываются на доске «секреты» написания лирической миниатюры: а) в основе лежат свежие личные наблюдения (в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы и т.д.) б) они подчиняются одной мысли. в) используются выразительные средства языка: сравнения (звёзды как вербочки), метафоры (звёзды распухают в облаках), контекстуальные синонимы (задумчивость-тишина), контекстуальные антонимы (в темноте белеют), восклицательные предложения и т.д. IV. Практическая часть урока. Чтение домашних записей. Отмечаются самые удачные. Знакомство с репродукциями пейзажей художников и фотографиями с изображением природы. Написание сочинения. Задача: подмечать то, что не заметят, может быть, другие и рассказать об этом таким языком, в котором бы проявился ваш внутренний мир, ваши чувства. Во время работы звучат музыкальные произведения: Э. Григ «Бабочка», соч. 43 №1 «Ноктюрн», соч. 54 №4 «Летний вечер», соч. 71 №2 Е. Дога (музыка к к/ф «Мой ласковый и нежный зверь») Вступление. Тема Оли. Вальс. П.Чайковский («Времена года) Март. Песня жаворонка. Апрель. Подснежник. |
« Пред. | След. » |
---|