Принципы и предпосылки работы по пунктуации |
ЕГЭ - Преподавание | |
Принципы и предпосылки работы по пунктуации Методика пунктуации, как и все другие разделы методики преподавания русского языка, опирается на общедидактические и методические принципы обучения. Особой специфики в применении общедидактических принципов в данном разделе методики не наблюдается. Среди методических выделяются собственные принципы методики пунктуации. Принципы методики пунктуации Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предметными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации: наблюдения над значением, строением и звучанием предложения. Наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении. Знаками препинания, как сказано выше, выделяются отрезки коммуникативных единиц, имеющие определенное самостоятельное смысловое значение. Различают два вида таких значений: предикативно-коммуникативное и дополнительное полупредикативное значения. Первое существует самостоятельно в форме предложения; его значение выражается грамматической основой. Второе существует только в рамках предложения и обслуживает первый вид значения, уточняя его. Для овладения пунктуацией важно научиться их различать и в процессе письма предвидеть введение в предложение смысловых отрезков, несущих дополнительную полупредикативную информацию. Дополнительная информация делится на три вида: на различные семантические пояснения в составе простого предложения (уточнения, призывы, обстоятельства, модальные значения и т.д.), на логико-предметные отношения между предикативными компонентами в сложном предложении, на прямую передачу чужой речи. Дополнительная информация, заключенная в смысловых отрезках, на письме связана со знаками препинания, поэтому необходимы систематические наблюдения над семантикой предложения, поиск в ней этой информации. Решению данной задачи способствует регулярно проводимый семантический анализ. В него входят два следующих действия: - отделение главной информации от дополнительной (с помощью перекомбинирования предложения - включения и выключения из него дополнительной информации); - определение вида дополнительной информации. Подобную работу необходимо проводить при ознакомлении учащихся со всеми пунктуационными нормами, изучаемыми в школе. Она сформирует у детей умение во время письма предвидеть появление пунктуационно-смысловых отрезков в предложении. Наблюдения над структурой предложения. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, грамматически оформлены. Тем самым они входят в структуру коммуникативных единиц - в предложение и текст. По своей грамматической сути одни из них имеют предикативную природу (составляют грамматическую основу), другие (их большинство) - непредикативную (являются специфическими членами предложения в виде отдельных слов, словосочетаний и даже предложений: однородные члены, обособленные члены, нечлены предложения). Этот факт следует учитывать в процессе обучения школьников пунктуации, поэтому необходимы регулярные наблюдения над структурой предложений. Для решения этой задачи используется частичный синтаксический анализ, состоящий из следующих элементов: - нахождение грамматической основы (или основ) предложения; - обнаружение смысловых отрезков, осложняющих предложение (однородного ряда слов, обособленных слов и словосочетаний, нечленов предложения); - определение разновидности (однородность, обособленность,нечленство в предложении). Наблюдение над ритмомелодикой предложения. Опора на речевой лух во внешней и внутренней речи приучает школьников наблюдать за интонацией предложения (т.е. прислушиваться к ней и анализировать ее). Эти действия, сознательно реализуемые учащимися во время письма, создают условия для выбора нужного знака препинания. Наблюдениям за интонацией поможет школьникам знание о том, что разные информативные единицы имеют разные виды интонации, а именно: интонация простого предложения, интонация соединений коммуникативных единиц в одно целое, интонация включений в простое предложение. Принцип опоры на речевой слух реализуется в результате интонационного анализа, который складывается из следующих действий учащихся: - определение вида интонации (интонация предложения, объединения предложений или интонация включения); - определение характера выявленного вида интонации (например, восклицательная - в простом предложении, противопоставление - в объединениях простых в сложном предложении, звательная - в простом предложении). Принципы пунктуации действуют одновременно, дополняя друг друга. Последовательность их применения определяется характером пунктуационной нормы. В одних случаях ученик может начать с интонационного анализа, в других - со смыслового, в третьих - с синтаксического, а затем привлечь остальные. Вся эта работа проводится для определения места знака препинания и выбора самого знака препинания. Предпосылки обучения школьников пунктуации Пунктуация опирается на два источника: на синтаксис и на выражаемые языком общелогические категории (такие, например, как причина, следствие и т.д.), поэтому прежде всего необходимо обеспечить усвоение детьми строения предложения и понимание ими логико-предметных значений, а также овладение учащимися учебно-языковыми синтаксическими умениями и умением различать логико-предметные значения. Знания по синтаксису, необходимые для овладения пунктуационными нормами. Среди сведений по синтаксису, изучаемых в школе, имеются такие, которые непосредственно связаны с пунктуацией, поэтому их учебный статус повышается. В учебном процессе они должны занимать ведущее место, поскольку от уровня их знания детьми будет зависеть уровень пунктуационных умений. В синтаксисе простого предложения с пунктуацией непосредственно связаны: 1) понятия, относящиеся к структуре и интонации всего предложения: грамматическая основа, связка, пропуск члена предложения,союзная связь, бессоюзная связь, цель высказывания, интонация повествования, вопроса, побуждения, восклицания; 2) понятия, описывающие виды осложнений простого предложения и их интонацию: однородные члены, обобщающее слово, место осложняющего элемента, обособление (причастный и деепричастный обороты, приложение, уточнение), нечлены предложения, интонация звательная, перечислительная, предупреждения, убыстрение, пауза. Перечисленные понятия так или иначе связаны с пунктуационной нормой. Они входят в формулировки пунктуационных правил в качестве условий постановки и выбора знака (или знаков) препинания, а часть из них является опознавательными признаками пунктуационно-смысловых отрезков. В связи с этим перечисленным понятиям необходимо уделить максимум внимания, добиться прочного и осознанного их усвоения. В синтаксисе сложного предложения, к которому следует отнести и предложения с прямой речью, непосредственно с пунктуацией связаны: 1) понятия, характеризующие строение и интонацию собственно сложного предложения: союзное сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, придаточное предложение, место придаточного предложения, интонация последовательности, причины, следствия, противопоставления; 2) понятия, описывающие предложение с прямой речью: прямая речь, слова автора, место прямой речи, интонация прямой речи. Учебно-языковые синтаксические умения, необходимые для овладения пунктуацией. В качестве предпосылок формирования у школьников пунктуационных умений выступают некоторые учебно-языковые синтаксические умения, которые нередко являются одним из элементов пунктуационных умений. Это умение: - выделить грамматическую основу (грамматические основы) предложения; - определить цель высказывания в предложении; - отграничить восклицательные от невосклицательных предложений; - найти грамматические отрезки, осложняющие простое предложение; - определить место грамматико-смыслового отрезка в предложении; - выяснить семантику отрезка; - выявить вид интонации; - отграничить слова автора от чужой речи. На формирование этих умений целесообразно выделять больше времени, работать над ними регулярно. Логико-предметные значения. Общемыслительные категории - причина, следствие, противопоставление, время, место и т.д. - в школе специально не изучаются. Однако в реальном учебном процессе мы постоянно оперируем ими: в структуре предложения они выражаются как в лексике, так и в грамматике. Грамматическое их выражение связано с пунктуацией, поэтому возникает потребность в работе над ними: уточнение их семантики, формирование умения опознавать их. Общемыслительные категории (логико-предметные значения) отвечают на вопросы, по которым мы их и опознаем. Опыт показывает недостаточность житейской подготовки различать эти категории, поскольку дети нередко не могут ни поставить вопроса к тому или иному языковому явлению, отношению между ними, ни опознать эти категории. Часто бывает так, что школьники не соотносят вопрос и категорию, например вопрос почему? и категорию-причину: что мы узнаем, ставя вопрос куда? И т.д. В целях создания предпосылок формирования пунктуационных умений необходимо перед изучением пунктуационного правила выяснить, верно ли дети понимают то логическое значение, которое входит в формулировку правила. Целесообразно для этого иметь таблицу вопросов и значений категорий, например: Вопросы Значения Где? Куда?
|
« Пред. | След. » |
---|