| №урока
 | Содержание урока | Тип урока | 
     | I четверть | 
     | 1 | Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в   жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения   другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели   книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и   работа с ним | Вводный урок | 
     | 2 | Фольклор — коллективное устное народное   творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки,   скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа   фольклора | Урок чтения и обсуждения произведений | 
     | 3 | Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и   философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | Урок знакомства с теоретическими понятиями | 
     | 4 | «Царевна-лягушка» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 5 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и   поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного   повествования | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 6 | Иван-царевич — победитель житейских невзгод.   Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги,   Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки.   Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной   сказки.  | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 7 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная   мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | Урок развития речи | 
     | 8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная   богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты   родной земли | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 9 | Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский   сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного   героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 10 | Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники.   Русские народные сказки | Урок внеклассного чтения | 
     | 11 | Начало письменности у восточных славян и возникновение   древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как   литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».   Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев) | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 13 | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и   литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в   пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота,   великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов) | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 14 | Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык.   Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов:   детство, начало литературной деятельности | Урок чтения и изучения произведений | 
     | 15 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических   событий в басне. Патриотическая позиция автора | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 16 | И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и   Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости,   глупости | Урок чтения и изучения произведений | 
     | 17 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Урок развития речи | 
     | 18 | Басни И. А. Крылова | Урок внеклассного чтения | 
     | 19 | В. А. Жуковский: детство и начало творчества.   Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 20 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и   различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной   сказки, особенности сюжета | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 21 | Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и   жестокость героев баллады | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 22 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 23 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед».   Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие   произведения Р. Л. Стивенсона | Урок внеклассного чтения | 
     | 24 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная   курица, или Подземные жители» | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 25 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый   сюжет. Нравоучительное содержание | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 26 | В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea   Princeps» | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 27 | В. М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и   обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос   произведения | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 28 | Резервный урок |   | 
     | II четверть | 
     | 29 | Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение   «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).   Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 30 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи   богатырях». Истоки сказки | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 31 | Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь.   Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна   (мачеха и падчерица) | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 32 | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль,   нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных   героев | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 33 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской   сказки | Урок развития речи | 
     | 34 | Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Урок внеклассного чтения | 
     | 35 | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной   деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа   стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных   сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 36 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на   25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого   солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные   Бородинской битве | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 37 | Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало   литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа   повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из   книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 38 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация   народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического,   светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 39 | Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности.   «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа.   Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы   народа, лучшую его судьбу | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 40 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских   селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический   образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской   женщины | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 41 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ   стихотворения  | Урок-практикум | 
     | 42 | И. С. Тургенев: детство, начало литературной   деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет   Герасима. Сравнение, гипербола | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 43 | История отношений Герасима и Татьяны | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 44 | Герасим и Муму | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 45 | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание   с Муму. Возвращение Герасима в деревню | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 46 | Духовные и нравственные качества   Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.   Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение | Урок развития речи | 
     | 47 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов   полугодия | Урок развития речи. Итоговый урок | 
     | 48 | Резервный урок |   | 
     | III четверть | 
     | 49 | А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность,   легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения,   эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора.   Страницы биографии Фета | Урок чтения и изучения произведений | 
     | 50 | Л. Н. Толстой: детство, начало литературной   деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 51 | Жилин и Костылин — два разных характера, две   разные судьбы | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 52 | Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе   разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в   рассказе | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 53 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ,   сюжет, композиция, идея произведения | Урок развития речи | 
     | 54 | А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности.   «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 55 | Юмористические рассказы А. П. Чехова | Урок внеклассного чтения | 
     | 56 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев.   «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна».   Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как   весел грохот летних бурь...» | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | 
     | 57 | Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».   А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин.   «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима» | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений | 
     | 58 | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ   стихотворения | Урок развития речи | 
     | 59 | И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы»   как поэтическое воспоминание о Родине | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 60 | В. Г. Короленко: детство, начало литературной   деятельности. «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 61 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 62 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася,   Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 63 | Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и   выразительность языка повести. Подготовка к сочинению | Урок развития речи | 
     | 64 | Путь Васи к правде и добру | Урок развития речи | 
     | 65 | С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина,   страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с   голубыми ставнями ...» | Урок чтения и обсуждения произведений | 
     | 66 | С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!».   Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | Урок развития речи | 
     | 67 | П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве   писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 68 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность,   добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 69 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова | Урок внеклассного чтения | 
     | 70 | К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка   «Теплый хлеб». Герои сказки | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 71 | Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского   «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 72 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и   композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 73 | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний.   Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского   «Теплый хлеб»  | Урок развития речи | 
     | 74 | С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма   как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 75 | Положительные и отрицательные герои. Художественные   особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака  | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 76 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака   «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 77 | X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная   королева» | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 78 | X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и   фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники   Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 79 | Сказки X. К. Андерсена | Урок внеклассного чтения, урок-праздник | 
     | 80 | Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы».   Спор героев о прекрасном | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 81 | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка,   камень, дерево...)». Подведение итогов четверти | Урок развития речи. Итоговый урок | 
     | 82 | Резервный урок |   | 
     | IV четверть | 
     | 83 | А. П. Платонов: детство, начало литературной   деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы   в воображении героя | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 84 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в   рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа   А. П. Платонова | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 85 | В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность   произведений. Рассказ «Васюткино озеро» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 86 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество,   терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя.   Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера   Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 87 | Сочинение: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“.   Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева   „Васюткино озеро“)» | Урок развития речи | 
     | 88 | В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил   коростеля?», «Белогрудка» | Урок внеклассного чтения | 
     | 89 | Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише».   Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного   добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность,   смекалка Киша. Чувство собственного достоинства | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 90 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский.   «Рассказ танкиста» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 91 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов.   «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | Урок чтения и изучения произведений | 
     | 92 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | Урок развития речи | 
     | 93 | Стихотворения И. А. Бунина.   «Помню — долгий зимний вечер...» | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 94 | Картина В. М. Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев.   «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин.   «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») | Урок чтения и изучения произведения | 
     | 95 | Н. М. Рубцов. «Родная деревня».Дон-Аминадо. «Города и годы»
 | Урок чтения и обсуждения произведений или урок-концерт | 
     | 96 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник»,   «Игорь-Робинзон». Юмор | Урок чтения и обсуждения произведений | 
     | 97 | Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона   Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым   возможностям человека | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 98 | М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома   Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость.   Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 99 | Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе   реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций | Урок чтения и обсуждения произведения | 
     | 100 | Подведение итогов года | Итоговый урок | 
     | 101 | Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что   читать летом | Урок внеклассного чтения | 
     | 102 | Резервный урок |   |