| № урока | Содержание урока | Тип урока |
| I четверть |
| 1 | Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним | Вводный урок |
| 2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора | Урок чтения и обсуждения произведений |
| 3 | Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | Урок знакомства с теоретическими понятиями |
| 4 | «Царевна-лягушка» | Урок чтения и изучения произведения |
| 5 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования | Урок чтения и изучения произведения |
| 6 | Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки. | Урок чтения и изучения произведения |
| 7 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок | Урок развития речи |
| 8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли | Урок чтения и изучения произведения |
| 9 | Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| 10 | Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки | Урок внеклассного чтения |
| 11 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Урок чтения и изучения произведения |
| 12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев) | Урок чтения и изучения произведения |
| 13 | М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка...» (М. В. Ломоносов) | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 14 | Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности | Урок чтения и изучения произведений |
| 15 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора | Урок чтения и изучения произведения |
| 16 | И. А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости | Урок чтения и изучения произведений |
| 17 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Урок развития речи |
| 18 | Басни И. А. Крылова | Урок внеклассного чтения |
| 19 | В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» | Урок чтения и изучения произведения |
| 20 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета | Урок чтения и изучения произведения |
| 21 | Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 22 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 23 | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед». Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения Р. Л. Стивенсона | Урок внеклассного чтения |
| 24 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 25 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 26 | В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea Princeps» | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 27 | В. М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 28 | Резервный урок | |
| II четверть |
| 29 | Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | Урок чтения и изучения произведения |
| 30 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| 31 | Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица) | Урок чтения и изучения произведения |
| 32 | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев | Урок чтения и изучения произведения |
| 33 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | Урок развития речи |
| 34 | Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Урок внеклассного чтения |
| 35 | М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения | Урок чтения и изучения произведения |
| 36 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата — участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве | Урок чтения и изучения произведения |
| 37 | Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 38 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 39 | Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге». Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу | Урок чтения и изучения произведения |
| 40 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины | Урок чтения и изучения произведения |
| 41 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения | Урок-практикум |
| 42 | И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола | Урок чтения и изучения произведения |
| 43 | История отношений Герасима и Татьяны | Урок чтения и изучения произведения |
| 44 | Герасим и Муму | Урок чтения и изучения произведения |
| 45 | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню | Урок чтения и изучения произведения |
| 46 | Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение | Урок развития речи |
| 47 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия | Урок развития речи. Итоговый урок |
| 48 | Резервный урок | |
| III четверть |
| 49 | А. А. Фет. «Чудная картина...»: живописность, легкость звучания стихотворения. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия. «Задрожали листы, облетая...»: стихотворение-метафора. Страницы биографии Фета | Урок чтения и изучения произведений |
| 50 | Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль | Урок чтения и изучения произведения |
| 51 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы | Урок чтения и изучения произведения |
| 52 | Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе | Урок чтения и изучения произведения |
| 53 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | Урок развития речи |
| 54 | А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор | Урок чтения и изучения произведения |
| 55 | Юмористические рассказы А. П. Чехова | Урок внеклассного чтения |
| 56 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...» | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений |
| 57 | Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима» | Урок чтения, изучения и обсуждения произведений |
| 58 | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения | Урок развития речи |
| 59 | И. А. Бунин: страницы биографии. Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 60 | В. Г. Короленко: детство, начало литературной деятельности. «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведения |
| 61 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Урок чтения и изучения произведения |
| 62 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру | Урок чтения и изучения произведения |
| 63 | Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению | Урок развития речи |
| 64 | Путь Васи к правде и добру | Урок развития речи |
| 65 | С. А. Есенин: особенности поэзии Сергея Есенина, страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями ...» | Урок чтения и обсуждения произведений |
| 66 | С. А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | Урок развития речи |
| 67 | П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| 68 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя | Урок чтения и изучения произведения |
| 69 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова | Урок внеклассного чтения |
| 70 | К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| 71 | Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | Урок чтения и изучения произведения |
| 72 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой | Урок чтения и изучения произведения |
| 73 | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | Урок развития речи |
| 74 | С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | Урок чтения и изучения произведения |
| 75 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки С. Я. Маршака | Урок чтения и изучения произведения |
| 76 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом | Урок чтения и изучения произведения |
| 77 | X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева» | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 78 | X. К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды в поисках Кая. Помощники Герды. Близость произведения к народной сказке. Победа добра, любви и дружбы | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 79 | Сказки X. К. Андерсена | Урок внеклассного чтения, урок-праздник |
| 80 | Ж. Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 81 | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)». Подведение итогов четверти | Урок развития речи. Итоговый урок |
| 82 | Резервный урок | |
| IV четверть |
| 83 | А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя | Урок чтения и изучения произведения |
| 84 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова | Урок чтения и изучения произведения |
| 85 | В. П. Астафьев: детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро» | Урок чтения и изучения произведения |
| 86 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций | Урок чтения и изучения произведения |
| 87 | Сочинение: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)» | Урок развития речи |
| 88 | В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | Урок внеклассного чтения |
| 89 | Дж. Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 90 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | Урок чтения и изучения произведения |
| 91 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | Урок чтения и изучения произведений |
| 92 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | Урок развития речи |
| 93 | Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...» | Урок чтения и изучения произведения |
| 94 | Картина В. М. Васнецова «Аленушка». А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»). Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...») | Урок чтения и изучения произведения |
| 95 | Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | Урок чтения и обсуждения произведений или урок-концерт |
| 96 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | Урок чтения и обсуждения произведений |
| 97 | Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 98 | М. Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 99 | Дружба Тома и Бекки. Причудливое сочетание в романе реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций | Урок чтения и обсуждения произведения |
| 100 | Подведение итогов года | Итоговый урок |
| 101 | Стихотворения-шутки. Ю. Ч. Ким. «Рыба-кит». Что читать летом | Урок внеклассного чтения |
| 102 | Резервный урок | |