Урок литературного чтения по произведениям Р.Фраермана "Девочка с камнем" |
ЕГЭ - Преподавание | |
Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе Р. Фраерман "Девочка с камнем". Цели: "познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста; "поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей; "развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему; "развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом; "продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику; "воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности; "создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям. Ход урока 1. Организационный момент. - Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. 2. Сообщение целей урока. - Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди: 1. Что такое целеустремлённость? 2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? - А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … "Девочка с камнем". - Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.) Открывается запись: Цель урока - продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман "Девочка с камнем". - Помогут нам в достижении поставленной цели следующие этапы урока. (Учитель перечисляет этапы урока.) 3. Активизация имеющихся у детей знаний. - Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг. - В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы. - А значит описаны …реальные люди и события. Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку. Дети работают в парах, выделяют эти качества. агрессивность ненависть корысть злость доброта решительность настойчивость упорство жизнерадостность честность лживость смелость трудолюбие старательность - Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.) - Почему вы для себя отметили именно эти качества? - А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику: … - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению. - Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.) - Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.) - А вы можете сказать про себя: "Я целеустремлённый"? Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет - да, я целеустремлённый; красный цвет - нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет - я ещё не разобрался в этом вопросе. - Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили. Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам. - Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.) - Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем? - Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман "Девочка с камнем". 4. Подготовка к первичному восприятию. - Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.) - Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её "Девочка с камнем". - А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его. 5. Знакомство с произведением. - Для того, чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия. Дети обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками. 6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. - Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный - качествами характера; красный - внешностью; жёлтый - не разобрался в этом вопросе. - Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.) - Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы. - Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была… - Выстраивается блок-схема - Случайно ли автором повторяются слова "маленькая, очень маленькая"? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.) - Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.) - Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.) В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема. - Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный - да, красный - нет; жёлтый - ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.) - "Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты". - Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.) Продолжается выстраивание блок-схемы. - Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.) - Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.) - Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.) Продолжается выстраивание блок-схемы. - Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.) - Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.) - Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос: 1) чтобы девочку не сбил с ног ветер 2) она гордилась девочкой 3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу - Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? ("Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.") - Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова - целеустремлённого человека.) - Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.) - Рассматривание иллюстраций на доске. Рисунок 1 и Рисунок 2. - Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.) - Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.) - Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.) - Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.) - Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению. 7. Подведение итогов. Рефлексия. - Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. - А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Ответьте на этот вопрос, выразив и свое мнение о необходимом вам качестве, и об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет - работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет - всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный - было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву. Дети прикрепляют свои листочки на дерево. - Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель - выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу. Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 - 40), 1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста 2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека 3) рассуждение на тему: "Целеустремлённый ли я человек?" - У меня тоже есть цель в жизни: превращать гадких утят в белокрылых лебедей. Я рада, что каждый день позволяет мне приближаться к осуществлению этой цели: мои гадкие утята, ничего не умеющие малыши, постепенно превращаются в прекрасных белоснежных лебедей, моих любимых четвероклассников. Я рада, что вы у меня есть - озорные и непослушные, добрые и весёлые, умные и всё понимающие. Поверьте: мне будет очень грустно с вами прощаться, так как дорог каждый из вас. Поэтому я уже сейчас хочу дать наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием: О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. - Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации". Вручите символы нашего урока с этими великолепными словами нашим гостям. - Спасибо за урок. Все свободны. Р. Фраерман "Девочка с камнем". 1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *. - агрессивность - доброта - жизнерадостность - смелость - ненависть - решительность - честность - трудолюбие - корысть - настойчивость - лживость - старательность - злость - упорство 2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их. 3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку? 1) чтобы девочку не сбил с ног ветер 2) она гордилась девочкой 3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу Р. Фраерман "Девочка с камнем". 1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *. - агрессивность - доброта - жизнерадостность - смелость - ненависть - решительность - честность - трудолюбие - корысть - настойчивость - лживость - старательность - злость - упорство 2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их. 3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку? 1) чтобы девочку не сбил с ног ветер 2) она гордилась девочкой 3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации" Гёте О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации" Гёте О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации" Гёте О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации" Гёте О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди. "Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации" Гёте |
« Пред. | След. » |
---|