Урок по литературе в 10 классе. Композиционное своеобразие романа И.С.Тургенева Первое знакомство с |
ЕГЭ - Преподавание | |
Урок по литературе в 10 классе. Композиционное своеобразие романа И.С.Тургенева Первое знакомство с Евгением Базаровым Ход урока 1.Оргмомент 2.Актуализация знаний - На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И.С.Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события. На экране с одной стороны даны даты, с другой – события. Вы должны соотнести определённую дату с тем событием, которой она соответствует. 1) 1818 2) 1833-1837 3) 1847 4) 1860-1861 5) весна 1859-зима 1860 1) время действия в романе 2) в журнале «Современник» был напечатан очерк «Хорь и Калиныч» 3) годы учёбы в университете 4) рождение И.С.Тургенева 5) время написания романа «Отцы и дети» - После выполнения задания (2минуты) ребята обмениваются карточками и начинается взаимопроверка: 1-4; 2-3; 3-2; 4-5; 5-1. Выставление оценок самими ребятами. Карточки сдают учителю (ответы на экране) 3. Вступительное слово учащихся. - Последним вопросом в проверочной работе был вопрос, связанный со временем действия в романе. Давайте вернёмся к этой дате и выясним: почему Тургенев точно указал время действия в романе? Что же происходило в эти годы в России? (Сообщение учеников о событиях 1859-1860 годах; кто такие демократы-разночинцы и либералы-дворяне) (определения на экране) 4. Объявление темы урока. - Тема нашего урока указана на экране: «Композиционное своеобразие романа «Отцы и дети». Первое знакомство с Евгением Базаровым». Давайте выясним, как вы поняли то, чем мы будем заниматься сегодня. - Ученики объясняют первую часть темы. - Вы дома работали со следующими источниками (по группам): 1. Учебник «Русская литература 19 века» под Ред. Качурина и Мотольской; 2. Учебник «Русская литература 19 века» под Ред. Лебедева; 3. Критическая статья Пустовойта о романе «Отцы и дети» - Давайте послушаем, что вы можете сообщить об особенностях композиции романа. - Что общего о построении романа вы заметили, слушая сообщения? Запишем ваши выводы в тетрадь. На экране записаны особенности композиции романа. 1. Главное внимание уделено событиям, раскрывающим социальную проблематику; любовные и семейные темы сохранены, что придаёт конфликту особую глубину. 2. Точная датировка событий. 3. Кольцевая композиция. 4. Центральным образом романа является образ Е.Базарова, демократа-разночинца, человека дела. Он занимает главное место в романе: из 28 глав его нет только в 2-х. 5. Большую роль в романе играют диалоги и споры героев, которые раскрывают их характеры и взгляды. 6. Лаконизм и психологизм тургеневского повествования. 5. Анализ первых глав романа. Образ Базарова. - Когда в романе появляется Базаров? - Каким человеком вы себе его представляете? Понравился вам этот герой или нет? Почему? - Посмотрите, каким его увидели художники. Смогли ли они передать то, что хотел показать автор романа? Почему так решили? (На экране слайды с иллюстрациями, на которых изображён Базаров) - А вот каким его увидел режиссёр, снявший фильм «Отцы и дети». (Отрывок из фильма) - Удался ли режиссёру образ Базарова? Почему? - Вернёмся к тексту романа. Как знакомит нас Тургенев с Базаровым? ( Со слов Аркадия) - Что же о нём говорит Аркадий? ( Работа с текстом, 2 и 3 главы) - Почему так о нём говорит Аркадий? ( Уважает его, дорожит его дружбой, восхищается им и хочет быть на него похожим) - Можем ли мы полно охарактеризовать героя, зная только то, что сказал Аркадий? Что ещё нужно знать о человеке, чтобы сложилось объективное мнение о нём? (Внешность, речь (как говорит и с кем), отношения с окружающими, образование, занятия, происхождение, взгляды, мировоззрение) - Мы будем работать в группах по составлению таблицы. Тургенев – мастер детали. А доказать это нам поможет следующая работа. 1-я группа – находит и выписывает всё, что касается внешности героя (портрет, глаза, рука, одежда, возраст); 2-я группа – выписывает из текста речь и голос героя, отношения с окружающими; 3-я группа – образование, занятия, происхождение героя; 4-я группа – взгляды и мировоззрение героя, вытекающие из диалогов. (Работа в группах – 5 минут) - Выступления представителей групп, заполнение таблицы. - Каково же ваше первое впечатление о герое? Почему? - Есть ли в романе герой, описывая которого, Тургенев использует некоторые детали, которые уже встречались нам при описании Базарова? Какие это детали и для чего они понадобились автору? (Рука, глаза, одежда, речь. Показать, что герои непохожи друг на друга) - Если герои отличаются внешне очень сильно, можно ли сказать, что и мысли у них будут различны? 6. Домашнее задание. Доказать, что Павел Петрович Кирсанов – полная противоположность Базарова, заполнить таблицу. Отметить, в чём разногласия во взглядах этих героев. |
« Пред. | След. » |
---|