| Номер урока | Тип урока | Тема урока | 
     | I четверть | 
     | 1. | ч/о | Введение. Литература и история. | 
     | 2. | ч/о | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в   народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы   произведений устного народного творчества. | 
     | 3. | ч/о | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».   Особенности их содержания и художественной формы. | 
     | 4—5. | ч/и | Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная   литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты). | 
     | 6. | в/ч | «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. | 
     | 7. | ч/о | Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая   основа повести «Наталья, боярская дочь». | 
     | 8. | ч/о | События повести и характеры героев. Новаторство повести   «Наталья, боярская дочь». | 
     | 9. | ч/о | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни   «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. | 
     | 10. | р/р | Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в   древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2   произведений). | 
     | 11. | ч/о | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе.   «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. | 
     | 12. | ч/и | К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с   русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири   Ермаком». | 
     | 13. | ч/о | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в   творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). | 
     | 14—15. | ч/и | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его   личности. Гринев и Швабрин. | 
     | 16. | ч/и | Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | 
     | 17. | ч/и | Пугачев и народное восстание в повести и в историческом   труде Пушкина. | 
     | 18. | р/р | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из   «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. | 
     | II четверть | 
     | 19. | ч/о | М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в   творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного). | 
     | 20—21. | ч/и | Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его   сила и слабость. | 
     | 22. | р/р | Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в   поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме». Развитие представлений о жанре   поэмы. | 
     | 23. | ч/о | Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в   художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения   в творчестве Гоголя. | 
     | 24. | ч/и | «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все   дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки. | 
     | 25. | ч/и | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы   сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии. | 
     | 26. | ч/и | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как   нравственное явление. | 
     | 27. | ч/и | Особенности композиционной структуры комедии: специфика   завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала,   немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом   произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии   Н. В. Гоголя «Ревизор»). | 
     | 28. | в/ч | И. С. Тургенев и его отношение к русскому   читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника»   (с обобщением ранее изученного). | 
     | 29—31. | ч/и | Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение   нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской девушки». Образы героев   в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи   И. С. Тургеневым. | 
     | 32. | р/р | Урок-зачет. Литература и история в произведениях   М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя,   Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. | 
     | III четверть | 
     | 33—34. | ч/и | М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к   современной ему действительности. «История одного города» как сатира на   современные писателю порядки. | 
     | 35. | ч/о | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные   проблемы рассказа «Старый гений». | 
     | 36—37. | ч/и | Л. Н. Толстой. Слово о писателе.   Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Психологизм   рассказа. | 
     | 38. | в/ч | Нравственные проблемы в произведениях Л. Н. Толстого. | 
     | 39. | р/р | В чем смысл критического отношения к российской   действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина,   Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. | 
     | 40. | ч/и | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ   А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье. | 
     | 41—42. | ч/о | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья   в рассказе «Кавказ». | 
     | 43—44. | ч/о | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные   проблемы рассказа «Куст сирени». | 
     | 45—46. | ч/и | М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои   и их судьбы. Авторское представление о счастье. | 
     | 47. | р/р | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему   сочинению на материале рассказов А. П. Чехова,   И. А. Бунина, М. Горького или по личным впечатлениям   (письменно). | 
     | 48—49. | ч/о | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в   его творчестве. «На поле Куликовом» (цикл стихотворений). | 
     | 50. | ч/о | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» —   поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 
     | 51. | р/р | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,   произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. | 
     | 52. | ч/о | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание   реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 
     | 53. | ч/о | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал   писателем» — воспоминание о пути к творчеству. | 
     | IV четверть | 
     | 54—55. | ч/о | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических   событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни». | 
     | 56. | ч/и | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий   Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и «необыкновенные читатели». | 
     | 57. | ч/и | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский   характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в литературной критике.   Сочинение в классе. | 
     | 58. | ч/и | Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство   А. Т. Твардовского в поэме. | 
     | 59. | ч/о | А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная   проблематика рассказа «Возвращение». | 
     | 60. | ч/о | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 
     | 61—62. | ч/и | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы   рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в   рассказе. | 
     | 63. | р/р | Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная   война в произведениях писателей XX века». | 
     | 64. | ч/о | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты   Русского зарубежья об оставленной Родине. | 
     | 65. | в/ч | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии   «Ромео и Джульетта». | 
     | 66. | в/ч | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера»   как сатира на государственное устройство общества. | 
     | 67. | в/ч | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как   исторический роман. | 
     | 68. | ч/о | Литература и история в произведениях, изученных в   8 классе. Итоги года и задание на лето. |