| Номер урока | Тип урока | Тема урока |
| I четверть |
| 1. | ч/о | Введение. Литература и история. |
| 2. | ч/о | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы произведений устного народного творчества. |
| 3. | ч/о | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. |
| 4—5. | ч/и | Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты). |
| 6. | в/ч | «Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII века. |
| 7. | ч/о | Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». |
| 8. | ч/о | События повести и характеры героев. Новаторство повести «Наталья, боярская дочь». |
| 9. | ч/о | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. |
| 10. | р/р | Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века (на примере 1—2 произведений). |
| 11. | ч/о | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы» К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. |
| 12. | ч/и | К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком». |
| 13. | ч/о | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). |
| 14—15. | ч/и | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. |
| 16. | ч/и | Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. |
| 17. | ч/и | Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде Пушкина. |
| 18. | р/р | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. |
| II четверть |
| 19. | ч/о | М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве Лермонтова (с обобщением ранее изученного). |
| 20—21. | ч/и | Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. |
| 22. | р/р | Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме». Развитие представлений о жанре поэмы. |
| 23. | ч/о | Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя. |
| 24. | ч/и | «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». История создания комедии и ее первой постановки. |
| 25. | ч/и | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии. |
| 26. | ч/и | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. |
| 27. | ч/и | Особенности композиционной структуры комедии: специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
| 28. | в/ч | И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного). |
| 29—31. | ч/и | Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств «тургеневской девушки». Образы героев в повести «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи И. С. Тургеневым. |
| 32. | р/р | Урок-зачет. Литература и история в произведениях М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. |
| III четверть |
| 33—34. | ч/и | М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. |
| 35. | ч/о | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». |
| 36—37. | ч/и | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Психологизм рассказа. |
| 38. | в/ч | Нравственные проблемы в произведениях Л. Н. Толстого. |
| 39. | р/р | В чем смысл критического отношения к российской действительности в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. |
| 40. | ч/и | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье. |
| 41—42. | ч/о | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». |
| 43—44. | ч/о | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». |
| 45—46. | ч/и | М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. |
| 47. | р/р | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького или по личным впечатлениям (письменно). |
| 48—49. | ч/о | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом» (цикл стихотворений). |
| 50. | ч/о | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. |
| 51. | р/р | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. |
| 52. | ч/о | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». |
| 53. | ч/о | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. |
| IV четверть |
| 54—55. | ч/о | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни». |
| 56. | ч/и | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и «необыкновенные читатели». |
| 57. | ч/и | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в литературной критике. Сочинение в классе. |
| 58. | ч/и | Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. |
| 59. | ч/о | А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». |
| 60. | ч/о | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
| 61—62. | ч/и | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение довоенного времени в рассказе. |
| 63. | р/р | Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века». |
| 64. | ч/о | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. |
| 65. | в/ч | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». |
| 66. | в/ч | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. |
| 67. | в/ч | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. |
| 68. | ч/о | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. |