Психология познания |
Оглавление Введение..................................................................................................................... 3 1. Деятельность человека - основа психического отражения.............................. 7 2. Образ мира - объяснение мира и руководство к действию в нем................... 9 3. Эмоции и чувства - субъективные индикаторы смысла................................ 12 4. Сознание, язык и речь. Бессознательное......................................................... 15 Литерату-ра................................................................................................................27 Введение Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Особенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов). Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы - сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений. Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей - творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов. Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская ис-тория Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора). В основе каждой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев - ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность. Особенная мифологическая тема - любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее со-ставляют основное содержание ранней культуры. Житейская психология. Житейская психология - это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова "житейская" можно говорить также "повседневная психология" или "обыденная психология". Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится - слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен - не борись, не богат - не сердись, Попал в стаю - лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Любовь не тетка, придет - не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду - бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений. Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь - художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведение подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения событий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их психического склада, личностных качеств. В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в не-словесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве продуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содержится способность человека этим орудием воспользоваться - это важная характеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ребенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, ка-рандаш...) Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культуре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных выражениях) от господствующих в обществе идей - научных, политических, художественных... Научная психология. Психология - очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть бо-лее ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающе-го мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX - начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche' - душа, ‘logos' - наука, учение. То есть - "наука о душе". В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. Предметом психологии является психика человека и животных, включа-ющая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощуще-ния и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, че-ловек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами - к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль ("индивидуальный почерк") деятельности, темперамент - вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями - к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных за-дач, это умение различать объективные факты и психические (психологиче-ские, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъ-ективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты способны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен - вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой человек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, действие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведенных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты. 1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости - это факт объектив-ный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит). 2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») - объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: действительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны. 3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит негромко, часто отвлекается от сути разговора - вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы можете зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предположили - это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предположения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее - подтверждать или про-верять. Таким образом, мы выяснили, что объективные факты - это то, что можно наблюдать со стороны, а психические факты - то, что составляет субъективный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите... Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Важнейшая особенность психических фактов (явлений) - их непосред-ственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир - это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Поскольку события на этой сцене видит лишь один зритель - именно сам актер, то фактами эти события в строгом смысле слова являются только для самого человека. Для внешнего же наблюдателя, такого рода внутренние события принято называть явлениями, процессами и т.п. Психология как наука и как вид практики имеет дело в первую очередь именно с такого рода психическими явлениями, процессами, их содержанием, протеканием, структурой и т.п. - со всем тем, что составляет психику. В общем виде психология есть наука о закономерностях происхождения, функционирования и развития психики во всех ее проявлениях. Более детальное раскрытие того, что есть психология, может быть дано через описание решаемых психологией задач. Мы совместим это с указанием на некоторые разделы психологии. Разделы психологии по отраслям знаний: общая психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психофизиология, юридическая психология, психология управления, экономическая психология и многие другие. Разделы психологии по видам решаемых задач: Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы вы-явления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Пожалуй, не специалисты в психологии наиболее часто сталкиваются именно с психодиагностикой в виде тестов и опросников. Для решения ряда важных прикладных задач используется психологическая экспертиза - квалифицированное официальное заключение специалиста-пси-холога, отвечающее на поставленные заказчиком вопросы. Наиболее распространенные виды психологической экспертизы: судебно-психологическая, психолого-медицинская, психолого-психиатрическая, психолого-педагогическая. Психотерапия - область практики, в которой ведется комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах. Условно различают клинически ориентированную психотерапию (основной специалист - врач-психотерапевт) и личностную (психолог-кон¬сультант). Последняя часто носит название психологическая коррекция, но в общем, область эта по задачам несколько шире, чем личностно ориентированная психотерапия. В ее рамках решаются также проблемы коррекции познавательных процессов, поведения и др. Психотехника - область психологической практики, которая ориентиро-вана на усовершенствование тех или иных психических функций (внимания, памяти, воображения, точности восприятия), развитие умений с заданными характеристиками (для задач в спорте, театре и т.п.). Описанные разделы психологии, выделенные по характеру решаемых задач, составляют стремительно развивающуюся отрасль - практическую психологию. Как всякая самостоятельная наука и область практики, психология рас-полагает специфическим набором методов - средств решения научных и при-кладных задач. Методы психологии можно разделить на три больших класса: методы исследования, методы обследования (диагностики) и методы преобразования (целенаправленного воздействия). Методы исследования, в свою очередь, делятся на описательные, такие как наблюдение, опросы, беседа, изучение отдельных случаев, и эксперимен-тальные, направленные на проверку важных для теории предположений. В большинстве случаев используются большие выборки испытуемых и специ-альные схемы сбора и обработки данных, чтобы минимизировать вероятность ошибки. Основная задача этих методов - получить новые знания, выявить новые закономерности, получить более полное или точное понимание. Методы обследования направлены на выявление фактического состояния психического мира человека, наличных его характеристик. Это такие как тесты, беседа, наблюдение (беседа и наблюдение оказываются в разных группах в зависимости от задач, для решения которых они привлекаются). Методы преобразования не поддаются перечислению, поскольку количество их очень велико и продолжает постоянно увеличиваться. Основное их назначение - решить задачу по внесению изменений: откорректировать, улучшить, перестроить и т.п. 1. Деятельность человека - основа психического отражения Перед человеком в той или иной форме стоит несколько фундаменталь-ных проблем. Во-первых, как всякому живому существу, ему просто необхо-димо жить. Это, в общем-то, эволюционно (биологически) определенная задача - выжить самому и продолжить свой род. Люди, с одной стороны, искажают ее, уничтожая себе подобных и окружающую среду, насилуя свою биологическую природу, порой убивая себя. С другой стороны, эта потребность пробивает себе дорогу в культуре как гуманность: через признание человеческой жизни высшей ценностью, а человека - целью цивилизационного развития и усовершенствования. Живое существо и в дикой природе не может получить гарантию того, что в следующий момент оно не погибнет. У человека же в силу указанной двойственности само существование оказывается под сомнением, так что в каждый момент времени каждому приходится для себя подтверждать свое су-ществование (перепроверять этот факт). Данная тенденция выражается в стремлении выделить себя из окружения, найти границу между "Я" и "не-Я". Это во-вторых. И, в-третьих, перед каждым человеком стоит необходимость обнаружить ориентиры в окружающем мире (в природе и среди людей), научиться этими ориентирами пользоваться. Другими словами, научиться жить в тех условиях, которые он имеет. Решить эти проблемы человек может только посредством собственной активности (как субъекта деятельности) - путем исследования и преобразова-ния окружающего мира. Чтобы обозначить в терминах эту закономерность, в отечественной психологии используют понятия "потребность" и "деятель-ность". Потребности - это состояние психики, вызванное каким-либо недостат-ком в организме или внутреннем мире человека. Указанные выше проблемы формируют соответствующие им потребности: жить, удостоверяться в суще-ствовании, ориентироваться в мире. На их основе формируется огромное раз-нообразие более частных потребностей. Кроме того, по ходу развития человечества у людей возникают все новые и новые потребности, прямо не связанные с биологическими, но которые обладают теми же характеристиками, что и биологические. Во-первых, потребности властно «требуют» своего удовлетворения. Во-вторых, после удовлетворения на какое-то время как бы исчезают, уходят на задний план, но актуализируются каждый раз, когда возникает соответствующий им недостаток. Такое требование субъективно ощущается как некоторое напряжение, стремление что-то сделать, произвести какие-то изменения - формируется по-требностное состояние. Его характеризуют готовность к активности, направ-ленной на разные предметы (явления, вещи, люди). Это состояние (требование) стремится проявиться в поведении человека, ищет свое внешнее выражение. Как только будет найден предмет, способный удовлетворить данную потребность, его образ встает пред нашим взором, направляет и организует активность к удовлетворению данной потребности. Деятельность - это целенаправленная активность, реализующая потреб-ности субъекта. Это есть такая активность, которая организуется образом же-лаемого будущего, достигнув которого, человек удовлетворит ту или иную свою потребность. В соответствии с базовыми и с некоторыми другими по-требностями, можно указать на ряд особенностей человеческой деятельно-сти. 1. Деятельность позволяет человеку жить, в ней сама жизнь находит свое выражение- деятельность составляет ее сущность. Удовлетворение всех потребностей возможно в первую очередь потому, что актуализированная (обостренная, требующая) потребность приводит человека в состояние актив-ности, направленной на ее удовлетворение. Эта активность (по определению) и есть деятельность. Стоит разладить механизм перевода потребности в деятельность, или механизм поддержания деятельности, немедленно возникает угроза жизни человека (как организма, как члена общества или как личности). 2. Деятельность обеспечивает человеку и возможность удостовериться в собственном существовании. Психика и человеческое сознание рождается и поддерживается на границе между "Я" и "не-Я" - там, где активность встречает сопротивление предметов или явлений окружающего мира. Именно на острие своей активности человек (бессознательно) удостоверяется в том, что он существует: как я действую на предметы, явления или людей, так и они действуют на меня, выделяя из окружения, обозначая границы возможностей моего Я, следовательно, подтверждая тем и сам факт моего существования. 3. В деятельности же человек (ребенок) открывает для себя внешний мир, ориентируется в нем. В экспериментах показано, что достаточно обездвижить (зафиксировать в корзинке, не позволяя двигаться) котят на пару недель в момент, когда они начинают прозревать, чтобы сделать их на долгое время функционально слепыми. Несмотря на то, что орган зрения остался неповрежденным, слепота устраняется очень медленно, поскольку прошел момент, когда активные движения в наилучшей степени формируют способность глаз ориентироваться в пространстве. Если в подобное положение попадают младенцы (например, в доме ма-люток), они также сильно отстают в своем психическом и даже физическом развитии, что также можно рассматривать как доказательство жизнепорожда-ющей силы активности, деятельности. 4. Ориентировка в мире происходит в соответствии со связями, которые устанавливает ребенок с миром. А любая активность ведет к образованию связей человека с миром. Такие связи образуются там, где активность наталкивается на сопротивление, т.е. опять-таки на границе между "Я" и "не-Я". Поскольку всякое столкновение несет в себя как возможности, так и угрозы, такие связи небезразличны для человека. В этом свете ясно, что мир будет познан лишь в той степени, в которой это имеет для него смысл, приобретает жизненно важное значение. С другой стороны, познанию подлежит все, что небезразлично для человека. Вся совокупность небезразличных для человека связей с миром состав-ляет его жизненные смыслы. Человек, как и всякое живое существо, живет благодаря таким связям, поскольку в них оказываются схвачены как особенности мира, так и интересы (потребности) самого человека. Всю совокупность таких связей человек постоянно «носит с собой» в виде субъективных структур, которые он использует в качестве объяснений, теорий, схем, моделей поведения и пр. В этих структурах находит отражение (фиксацию) опыт взаимодействия с миром: желания, впечатления, понимания, стратегии взаимодействия. В сумме они составляют смысловые структуры человека (часть из них осознается, часть же нет). В них содержится одновременно описание внешнего мира, в который погружен человек, и переживание самого себя в этом мире. Все это создается человеком в результате своей активности, все это и составляет суть его психику, его сознание. Так образуется уникальное психическое образование - Образ мира. 2. Образ мира - объяснение мира и руководство к действию в нем Образ мира - это мир образов, с помощью которых человек описывает окружающий его мир и самого себя. Эти образы содержат в себе далеко не только изображения, полученные с помощью органов чувств. В них содержатся также усилия, которые при этом были затрачены, проблемы, которые возникали, интересы, ради которых обследовалось окружение, достигнутые успехи, а также и эмоции, сопровождавшие весь этот процесс. Короче, образы содержат взаимодействия с миром, деятельности в нем, которые совершались в ходе овладения своими силами и преодоления сил, с которыми сталкивался ребенок в своем окружении: другие люди, законы физики и пр. Если присмотреться поближе, то можно понять, что образ мира складывается из двух источников. Вопреки обыденным представлениям, он содержит не одни только представления о внешнем мире как таковом. В нем также властно представлены собственные действия и переживания человека. Таким образом, мир образов возникает там и тогда, где и когда встречаются две тенденции. Первая - это стремление человека выразить себя в мире, занять собой некоторую территорию в нем (не только физическую, но и символическую). Вторая - требования внешнего мира, его диктат. Создание образа мира в раннем детстве. Можно наметить примерную последовательность, в соответствии с которой происходит формирование образа мира. 1. Первые элементы будущей картины мира закладываются в дородовой период. Ребенок в утробе матери еще не может иметь знаний об окружающем мире, существуют только ощущения, которые и дают первоначальные пред-ставления о нем. Это и есть его мир: «Мое ощущение и есть мой внутренний мир». Весь внешний мир представлен почти исключительно в виде телесных ощущений (некоторую долю, вероятно, вносит слух). Характеристики мира поэтому вначале задаются через состояние самого себя (хорошо ли, плохо ли мне). Внешний мир начинает познаваться на языке собственных ощущений, описываться через внутреннее состояние. В специальных экспериментах (Ч. Осгуд) выяснено, что в основе образа мира людей лежат три базовых измере-ния: оценка (хорошо/плохо), сила (позже это будут: могу/не могу, лег-ко/тяжело) и активность (позже это будут: быстро/медленно, громко/тихо, много/мало). 2. При рождении возникает необходимость овладеть миром через новые ощущения. Ребенок начинает осваивать окружающее его пространство. В той степени, в котором ребенок овладевает им, оно становится, собственно его миром. Физическое пространство входит в нас через мое ощущение его в ходе активного взаимодействия с ним. 3. По мере того, как ребенок овладевает миром, он помечает мир собой («Я обслюнявил, обрисовал, обцарапал все вокруг себя»), покоряя его не только физически, но и символически. Этим ребенок не столько помечает собой мир, он скорее погружает его в себя, почти буквально - через рот. Постоянно «съедаемый» и «обкакиваемый» мир становится роднее, ближе, понятнее. Но одновременно он же приносит все новые и новые сюрпризы - удивления, разочарования, боль. Создаваемый в ходе собственной активности внутренний мир, как и мир внешний, оказывается постоянно меняющимся - как только мы начинаем понимать мир, он начинает меняться. Результат познания начинает изменять то понимание нашего мироустройства, которое было сформировано изначально. Оба мира - внутренний и внешний - перетекая друг в друга, становятся зоной с непредсказуемыми изменяющимися условиями. 4. Внутренний (как и внешний) мир заметно усложняется, когда оказывается, что окружающие люди тоже помечают мир собой, своими символами, своими смыслами. Поэтому ребенок продолжает осваивать, теперь уже, миры других людей, которые наслаиваются, взаимно пересекаются, взаимно накладываются друг на друга. Происходит наложение своих смыслов на смыслы других, происходит осмысление мира других. Общение с папой, мамой, другими родственниками и людьми приходится менять в зависимости от того, какие смыслы обнаруживаются в этом общении: опасность/безопасность, уверенность/неуверенность, способность/неспособность и др. Ограничение на свой субъективный мир, которое накладывается со сто-роны субъективных миров других людей, является ударом по самолюбию, так как разрушаются ощущение собственной уникальности. Ребенок одновременно радуется общению с другими и при этом переживает себя зависимым от них же. Раньше или позже встает проблема выделить себя из других, стать независимым - так рождается личность, складывается индивидуальность. Вся дальнейшая история жизни - это напряженный поиск баланса между: а) субъективным стремлением себяполагания в мире, самовыражения, произвола индивидуальности и б) объективной необходимостью подчиниться диктату реальности, учесть произвол других людей. Таким образом, внутренний мир, образ мира - это совокупность связей, которыми мы связаны с внешнем миром. Мы продолжаем жить с другими, мы остаемся в мире, даже оставаясь наедине с собой, так как мы содержим их (его) внутри себя, они представлены в нас. Когда я веду внутренний диалог, это ведут диалог «перенесенные» внутрь люди и обстоятельства. Использование образа мира. Образ мира - это инструмент, с помощью которого человек (ребенок) объясняет мир. Причем начинает делать это задолго до того, как приобретает способность к рассуждению и доказательствам. Способ объяснения прост и сложен одновременно. Это толкование - приписывание миру свойств на основе своего опыта проживания в нем. В качестве языка, на котором описывается окружающая действительность, используются собственные ощущения, переживания, устремления и проблемы. Результаты толкования принимаются на веру. Несмотря на то, что объективно они представляют допущение, предположение, набор гипотез, субъективно все же воспринимаются как самоочевидность, поскольку добыты были собственными усилиями. Следовательно, каждый из нас обладает картиной мира, имеющей множество неточностей, иллюзий. Искушенный в психологии человек умеет их обнаруживать, исправлять или использовать. Образ мира является также инструментом, с помощью которого человек ориентируется в мире. Куда бы мы ни передвигались, мы всегда поддерживаем связи с контекстом, постоянно находимся в системе многомерных координат: пространственных, символических, смысловых. Потеря таких координат есть потеря сознания, утрата знания, где мы сейчас находимся, кто мы такие, с кем в данный момент встречаемся. То, что мы привыкли считать потерей памяти есть нарушение процесса извлечения содержания из образа мира в необходимом порядке - извлекается, да не то. Такого рода нарушения составляют часть болезненной симптоматики, указывающей на серьезные нарушения психики. В норме они тоже случаются: каждый из вас способен припомнить случаи, когда он как бы терялся, утрачивая на какое-то мгновение ориентир в мире. Это иногда бывает в момент пробуждения после ночного сна, или если сон сморил во время длительной поездки, а взгляд в окно в первый момент не позволяет понять, где именно вы сейчас находитесь, какую местность проезжаете. В таких случаях приходится искать какие-то зацепочки, позволяющие восстановить знакомую картину, определиться, где я в данный момент нахожусь, где что находится и пр. Образ мира есть также инструмент, благодаря которому человек произ-водит изменения в мире. Всякое изменение сначала задумывается, производится в плане воображения (т.е. в пространстве образа мира), испытывается на идеальной модели, и лишь затем претворяется в мир. Если бы такой возможности не существовало, нам, во-первых, было бы гораздо труднее избегать опасностей, и, во-вторых, сделало бы невозможным прогресс человечества. Таким образом, мы выяснили, что человек есть создатель и владелец индивидуального (субъективного) мира, организованного как образ мира внешнего. Особенность его в том, что он создается с нуля на основе своих переживаний, а затем постепенно приводится в соответствие с законами окружения. Опорой образа мира являются жизненные смыслы, которые связывают потребности человека с особенностями среды обитания - природной и социальной. 3. Эмоции и чувства - субъективные индикаторы смысла В психике человека есть особенные специфические процессы, обеспечивающие быструю оценку происходящих в мире событий. Это - эмоции. Их задача - сигнализировать, насколько важны те или иные события, происходящие в окружающем мире, и в которые оказывается (или может быть) вовлечен человек. Другими словами, эмоции сообщают нам о том, какой жизненный смысл имеют события. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. Происходит это, в общем, по тем же базовым измерениям, которые сложились еще в дородовой период: оценка, сила и активность. В пределах каждого измерения эмоции колеблются между крайними полюсами (соответственно): удовольствие/неудовольствие, напряжение/раз¬рядка и возбуждение/успокоение (В. Вундт). Если наложить эти субъективные переживания на содержание воспринимаемых событий, то мы получим огромное количество возможных оттенков эмоций и чувств. Учтем также, что эмоции постоянно сканируют события, мгновенно оценивая их. Скорость такого оценивания столь велика (в пределах 0,22-0,35 сек), что происходит еще до того как мы успеем осознать, в какое именно событие мы оказались вовлечены. Эмоции сопровождают буквально каждый момент нашей жизни. Даже если нам кажется, что никаких чувств мы не испытываем, работа по отслежи-ванию значимости событий не прекращается. То, что эмоциональные реакции малозаметны, свидетельствуют лишь о том, что происходящие события, усло-вия нашей деятельности (даже если это бездействие) не требуют специального внимания, то есть, малозначимы для нас. Следовательно, основная функция эмоций - дать ориентировку в жиз-ненных смыслах, указать приоритеты, согласно которым следует строить свое поведение. Однако это не единственная «работа», которую выполняют эмоции. Другие функции не менее важны. Эмоции выступают силой, которая фиксирует образы - основной строительный материал субъективного мира человека (образа мира). Разнородные по содержанию, происхождению и внешним признакам образы восприятия, памяти, воображения, результаты мыслительной деятельности стремятся ассоциироваться между собою на основании общего эмоционального впечатления, которое с ними связано. Более того, в образ мира интегрируется (включается) в первую очередь то, что помечено эмоциями. Новые образы «вшиваются» в образ мира благодаря сходству эмоционального тона. Эмоциональные связи выступают средством гибкого соединения фрагментов опыта между собой. Важная работа эмоций состоит также в том, чтобы готовить к предстоя-щему виду активности организм, психические процессы и душевное состояние. Эмоции способны предвосхищать события, на основе интуитивной логики улавливая тенденции их развития. Вообще, эмоции являются эволюционно первой системой текущего анализа опыта, выделения из него информации, на основе которой можно сделать прогноз. Мудрость эмоциональных реакций, их высокая информативность, похоже, пока не оценены по достоинству. То, что эмоции тесно связаны с физиологическими и мышечными процессами, делает их в ряде случаев даже более надежными индикаторами, указывающими желаемое и полезное развитие событий (в режиме бессознательного сканирования), чем рациональный анализ. Эмоции - это общий термин для всех указанных процессов. Существует немало других понятий, которые также обозначают различные виды эмоцио-нальных явлений. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он полностью за-хватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раз-дражитель со всеми смежными и тем самым образуя обобщенный аффектив-ный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. Отличительные черты аф-фекта - ситуативность, обобщенность, значительная интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его пе-реключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальное осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости аффектом. Кроме того, нарушается концентрация внимания, человеку трудно сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, меняется мышление, разрушается целесообразность поведения. Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состоя-ния. Это реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу ситуации, то эмоции смеща-ются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки. Чувства - еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это тоже эмоции, но они отличаются большей тонкостью, детализированностью переживаний, в которых видное место занимают эстетические и моральные компоненты. Сравните: мы говорим «эмоция страха», но «чувство тревожности», чем подчеркивается различие в интенсивности (силе) эмоционального явления. Или: «чувства ненависти, любви», указывая на небиологических характер переживаний. Чувства выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Настроение - самое длительное или эмоциональное состояние, окраши-вающее все поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается. Стресс - наиболее мощное проявление эмоций, вызывающее комплекс-ную психологическую и физиологическую реакцию, направленную на борьбу с неблагоприятными для психики и организма факторами. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья, он даже создает «вкус к жизни». Вместе с тем длительное или запредельно сильное стрессовое состояние разрушает организм, нарушает психические процессы. Таким образом, эмоции отражают отношение человека к событиям внешней и внутренней среды. Эмоции усиливаются при информационном де-фиците и способствуют его преодолению, повышая чувствительность системы восприятия. При этом открываются шлюзы для приема дополнительной информации. Однако чрезмерное повышение чувствительности при неблагоприятных условиях может способствовать развитию соматических и нервных заболеваний. Важно уметь осознанно регулировать уровень своей эмоциональной возбудимости, чтобы эффективно решать задачи на фоне физического и психического здоровья. 4. Сознание, язык и речь. Бессознательное У животных психика формируется и развивается в процессе приспособ-ления к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Это возможно в той степени, в которой человеческая психика - сознание - приобретает качественно новые характеристики. Нам необходимо кратко обозначить их, указать, чем сознание отличается от психики животных. Основные характеристики (свойства) сознания таковы: Знаковость - использование знаков как носителей содержания. Всякое содержание сознания устроено так, что использует искусственные (культурно выработанные) средства. Такими средствами и являются знаки - искусствен-ные указатели на некий фрагмент реальности. Искусственные, значит изобре-тенные человеком, не существующие в природе сами по себе. С помощью того или иного знака мы указываем на соответствующий ему фрагмент внешнего мира, тела или психики человека. Самые привычные знаки - слова, жесты, символы, другие графические или поведенческие обозначения. Они то и становятся элементарными единицами содержания сознания, которые в различных соединениях составляют знания человека. Это зафиксировано в самих словах: сознание, обозначение и пр. Орудийность - использование в работе сознания орудий как искусственных (культурно выработанных) средств и стратегий воздействия на тот или иной фрагмент внешнего мира, тела или психики человека. Понятие орудия охватывает не только материальные средства, усиливающие или расширяющие возможности тела человека (молоток, нож, кирпич...), но и идеальные, усиливающие и расширяющие возможности его психики (способы счета, ориентации на местности...). Главный элемент процессов сознания, т.о. - это орудийное действие. Предметность - обязательная отнесенность знака (значения) или орудия (действия) к некоторому фрагменту внешнего мира, тела или психики челове-ка. Даже фантазия, и та или уже имеет соответствующий предмет (желание, например), или этот предмет будет создан в будущем (изделие, художествен-ное произведение и пр.). Благодаря свойству предметности деятельность человека не теряется в глубинах психических процессов, а соотносится с жизненными явлениями, оказывает на них преобразующее действие. Категориальная организация - такое устройство сознания, при котором содержание сознания организованно в классы, подклассы и т.д., образуя сложнейшую иерархию, соподчиненность. Особенность такой организации состоит в высокой подвижности (в норме), в способности гибко перенастраиваться на характер решаемой задачи, на особенности условий с учетом возможностей человека. Категориальный принцип организации сознания позволяет создавать такую сложную систему, которую мы выше называли образом мира. То, что сознание «соткано» из знаков и орудий, имеющих свои предметы (возможность приложения к внешнему миру), и организованных между собой в сложную систему категорий, характеризует его как продукт общественно исторического опыта, который усваивается ребенком в общении со взрослыми. Человек овладевает знаковой формой отражения (сознанием) в процессе реального включения в жизнь общества: как человек он не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность. И только в этом смысле сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Но «высшесть» отнюдь не означает, будто более высокой формы отражения действительности, чем сознание, нигде в мире не существует - мы не можем этого знать или утверждать на данный момент исторического времени. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Язык - это особая си-стема знаков, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или об-щественное сознание. В языке знаки (знания о мире) становятся орудиями воздействия на других людей, организации их совместной деятельности, познания окружающей действительности. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным содержанием и средством организации сознания этого человека. Процесс усвоения языка неотрывен от овладения речью. Речь - это тот же язык, но озвученный, свою жизнь получающий в момент актуального перевода мысли в ее словесное (знаковое) выражение. Речь по своим закономерностям близка тому, как функционирует сознание - это живое (в настоящий момент происходящее) оперирование знаками как орудиями выражения своей мысли, намерения или впечатления, как орудиями преобразования знаний, намерений, состояний и т.д. Осознание - это процесс приведения содержания сознания в такую форму, когда оно может быть передано кому-нибудь другому. Осознанное содержание - это содержание, о котором можно рассказать кому-нибудь. Осознание может происходить в форме зрительных, слуховых или иных образов, которые находятся в поле внимания и о которых мы в состоянии рассказать. Однако не обязательно другому человеку. Можно и себе самому - это и означает отдавать себе отчет о происходящем. В этом смысле сознание есть осознанное бытие. Однако далеко не все содержание сознание находится в осознаваемом состоянии. Оно до поры до времени покоится как бы во мраке, не освещенное вниманием. Некоторые разделы образа мира, продолжая активно работать в качестве модели мира, остаются практически недоступны для осознавания. Такие отделы нашей психики мы называем бессознательным. Это не значит, что они обладают другими чем описанные выше базовыми характеристиками, чем сознание. Просто они способны работать без контроля с помощью осознания. Бессознательное - это такие разделы сознания человека, которые не предполагают (не требуют или плохо поддаются) непосредственной актуализации в поле внимания - осознания. Разумеется, степень осознанно-сти/неосознанности у различных частей образа мира различается. В этом смысле можно говорить также и о предсознании (и даже о надсознании). В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внутренней и внешней среды сигналов. Сигналы, попавшие в зоны ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также используются для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а ресурсы внимания освобождаются для решения новых задач. Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия внимания. Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизи-рованными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психи-ки, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детер-минировано общественными условиями сознания человека и неразрывно свя-зано с ним. Кроме понятия индивидуального сознания, которое мы до сих пор об-суждали, в практической работе можно использовать и понятие обыденного (массового) сознания. Обыденное сознание - это часть общественного созна-ния, характеризующая тем, что оно присуще большому количеству людей, яв-ляется носителем культуры данного народа, его характера. Его особенности состоят в том, что в нем большое место занимают иррациональные моменты: мифы, суеверия, предрассудки (не как отрицательные понятия), наряду с рациональным знанием и логикой. Особенная смесь мифологического и научного мировоззрений создают систему, которая оказывается терпима к противоречиям, предоставляет возможность «доказать» почти все что потребуется, верить во все, что привлекательно. В этом залог гибкости и устойчивости обыденного сознания - оно способно выдержать, поглотить самые неожиданные политические или культурные перепады. Здесь же кроется и причина консервативности обыденного сознания, обеспечивающей преемственность национально-культурных особенностей. В характеристиках обыденного сознания находят объяснение многие феномены, такие как мода, смена идеологических ориентиров, устойчивость религиозных представлений, необычное влияние обаяния лидеров и пр. Опора на веру характерна не только для архаических обществ, но и для современного. Так, мы привыкли доверять квалификации других людей (например, ученых). Доверяем настолько, что многим из них доверяем свои жизни: наше доверие пилоту пассажирского самолета, пожалуй, даже сильнее, чем у первобытного человека своему шаману. Разница здесь лишь по внешнему оформлению, а не по сущности. Например, выпускники экономических факультетов покидают универси-тет, обладая научным экономическим мышлением, но далеко не каждый из них способен стать успешным предпринимателем - лишь те, кто за рациональным знанием не потерял способность интуитивно (иррационально, почти магически) чувствовать конъюнктуру и тонкие рыночные законы. Скорее наоборот, успешными чаще становятся те, кто экономического образования не имеет - за счет последующего дообразования они повышают успешность уже позже. То же можно сказать и о психологах: образованный. еще не значит эффективный. Возможно, психолог успешен, если он немного шаман, а предприниматель - если он немного авантюрист. Подводя итог этой лекции, подчеркнем, что вся психика человека (сознание) организована как сложная подвижная модель мира (образ мира), которая возникает в месте встречи активности самого человека (деятельность) и свойств окружающей среды, в которой важнейшую роль играют люди. Однако сколько бы ни старались окружающие люди, овладение человеческими качествами зависит от активности самого ребенка. Активность эта порождается в соответствии со связями, которые возникают между ним и окружающим миром (жизненные смыслы). Насколько такая активность успешна с точки зрения потребностей человека, мгновенно сигнализируют эмоции, которые собой «прошивают» всю жизнедеятельность человека. Заключение В процессе деятельности прежде всего необходимо затронуть проблему акселерации, выражающуюся в интенсивном физическом росте подрастающего организма, более раннем физическом и половом созревании молодых людей. Исследования, проводившиеся во многих странах мира (Tanner J. M. Phisical Growth. In : Carmichael's Manual of Child Phisychology. New York: Wiley, 1970; Rodney Stark. Sociology. Belmont, California, 1989). Показывают, что столетие назад большинство людей достигало своего взрослого веса и роста не ранее 25-летнего возраста. Сегодня же большинство людей завершает свой рост к 18 годам, а половой зрелости достигают в 12-13 лет по сравнению с 17-18 годами столетие назад. Ученые пытаются выяснить причины акселерации, однако нас в большей степени волнуют их последствия, оказывающие влияние на образовательный процесс. В первую очередь, последствия раннего созревания сказываются на из-менении сексуальных норм. Если в прежние времена возраст половой и соци-альной зрелости практически совпадал, а регуляция социальных сексуальных норм осуществлялась посредством брака, то увеличение возрастного разрыва биологического и социального созревания до 10 лет и более приводит к тому, что традиционный образ действий в отношениях "сексуальная зрелость - сва-дьба" становится все более неприемлемым. Результатом этого явился великий сдвиг в сексуальных нормах. Предсупружеское сексуальное поведение сейчас широко распространено и уже завоевало значительное социальное признание как во всем цивилизованном мире, так и у нас в стране. Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сексуальная револю-ция к воспитательно-образовательной сфере? На наш взгляд, прямое. Если раньше сексуальные отношения были свойственны исключительно "взросло-му" возрасту, а на сексуальные отношения накладывалось определенное "табу" до момента взросления, имеющего четко определенные границы, то теперь, когда граница нарушена, размыта, размываются и нормы "взрослости". Взрослые раньше имели определенные преимущества, а следовательно, обладали большим авторитетом и властью над детьми, которым некоторые вещи были категорически запрещены. Изменение сексуальных норм приводит к потере преимуществ, а, следовательно, к потере власти над детьми. Непререкаемость и властность становятся все менее характерными во взаимоотношениях "взрослый - ребенок". Акселерация приводит не только к изменению сексуальных норм. Нельзя забывать еще об одном немаловажном факторе, а именно о том, что согласно традиционным представлениям, когда человек становится достаточно большим ( по росту и комплекции), полагают, что он достаточно взрослый и по годам. По этой причине невысокие взрослые имеют определенные проблемы по поводу своей взрослости. Однако сегодня молодые люди достаточно высоки задолго до того момента, когда их в действительности можно считать взрослыми. Это опять же создает проблему авторитета взрослых, поскольку он для детей всегда основывался на том, что взрослые выше и сильнее. Многие проблемы авторитета в школах и семьях, по данным М.Трузи (Truzzi M. Liliputians in Gullivers Land: The social role of the Dwarf. In : Sociology and everyday life. Englewood Cliffs. N.J. 1968), обостряются именно потому, что подростки сейчас по внешнему виду не отличаются от взрослых. Таким образом, трансформация социальных условий жизни, приводящая к изменению фенотипа человека, самым кардинальным образом сказываются и на изменении воспитательно-образовательной сферы, по крайней мере, в той ее части, которая касается отношений "ребенок- взрослый". На смену взаимоотношениям, основанным на безукоснительном и безоговорочном выполнении требований взрослых, авторитете, зиждившимся исключительно на внешних признаках, постепенно приходят взаимоотношения, в основе которых совсем другие принципы поведения. Это вовсе не означает, что авторитет силы и безграничной власти над детьми окончательно ушел в прошлое, его проявления можно наблюдать и сегодня, однако наряду с ним гораздо большую популярность завоевывают другие виды авторитета. Очевиден переход от примитивного - авторитетен тот, кто сильнее (физически), до более цивилизованного и более полифоничного авторитета. Авторитет единый для всех практически перестал существовать, на его место приходит многоликий авторитет, множественность различных видов авторитета, плюрализм в принятии или непринятии определенного авторитета. С одной стороны, это свидетельство цивилизованного роста свободы человека, признание прав личности, прав ребенка, а с другой - приспособиться к изменившимся "правилам игры" многим людям довольно непросто. К чему приведут последствия этих ухудшений в образовательно-воспитательной сфере можно только предполагать. С одной стороны, умень-шение количества детей в семье, ухудшение их здоровья не может не привести к усилению тенденции более щадящего отношения к детям, в том числе и в учебно-воспитательных учреждениях. С другой стороны, резкое и довольно сильное расслоение общества на бедных и богатых, необходимость пробивать себе путь молодому поколению не может не привести к определенной стратификации образовательных систем, к ужесточению конкурентных условий, в которые вынужден будет включаться молодой человек при получении образования. Вспышки агрессии и жестокости не только в подростковой и молодежной среде, но и со стороны взрослых (зачастую родителей и учителей) по отношению к детям являются все более частым явлением. Нередко это способ "разрядки" , снятия психологического напряжения, психологической защиты от невыносимых условий существования, в которые поставлена немалая часть взрослого населения. |
« Пред. | След. » |
---|