Образ города в произведениях А. Чехова |
Сочинения - Сочинение на тему | |
Сочинение на тему Образ города в произведениях А. Чехова Лев Толстой писал об А. П. Чехове: «...он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания...Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мною». Антон Павлович Чехов — непревзойденный мастер рассказа, дорогу которому ему пришлось «пробивать». Писатель создал множество рассказов, посвященных общей теме — теме России, Родины, Русской земли. Из множества образов четко выделяется образ русского города. Перед нами открывается картина русского города с его улицами, управами и окраинами, с огромной массой людей. И невольно задаешься вопросом, прозвучавшим в раннем чеховском фельетоне: «Неужели в России так много людей? Батюшки!» Чеховский город напоминает гоголевский русский город: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Год за годом в произведениях Чехова рождался, выстраивался образ города. В ранних рассказах это просто место действия, описание улицы или площади («Хамелеон»). Затем, постепенно, такие описания наполнились глубоким психологическим смыслом («Тоска», «Припадок»). Наконец все наблюдения слились в один образ: «Город лавочников, трактирщиков, канцеляристов, ханжей, ненужный, бесполезный город, о котором не пожалела бы ни одна душа, если бы он вдруг провалился сквозь землю». В нем нет топографической достоверности, его не найти на географических картах. Чехов называл его по-разному — то как-нибудь смешно, например Дебелов, то обозначал буквой («город С», «город N»), то давал реальное имя. Однако Чехов изучал, по словам М. Громова, захолустье жизни, «отсасывающее у человека крылья», те углы, где дольше всего держатся предрассудки, где люди всего охотнее подчиняются авторитету и власти, где ход жизни тормозится в наезженных колеях старины, а ветер истории воспринимается как сквозняк: «Вы должны иметь приличных, хорошо одетых детей, а ваши дети тоже должны иметь хорошую квартиру и детей, а их дети тоже детей и хорошие квартиры, а для чего это — черт его знает». Быть может, Чехов первым из русских писателей понял, что порабощают не деньги, чины, авторитет, власть, а подлинным инструментом порабощения является страх. В городе Чехова все в одинаковой мере запуганы: и мелкий чиновник Червяков («Смерть чиновника»), чихнувший и обрызгавший генерала, и поденщица, у которой от страха всегда дрожали руки и ноги, дрожали щеки («В овраге»), и миллионер: «Я боюсь за каждый свой шаг, точно меня выпорют, я робею перед ничтожествами, идиотами, скотами, стоящими неизмеримо ниже меня умственно и нравственно; я боюсь дворников, швейцаров, городовых, жандармов, я всех боюсь, потому что я родился от затравленной матери, с детства я забит и запуган!..» («Три года»). В одной из юморесок некий обыватель в припадке сомнения сделал у самого себя обыск, но, не найдя ничего предосудительного, все-таки сводил себя в полицию. Там, где властвует страх, владычествует ничтожество, и Чехов хотел, чтобы люди поняли эту мрачную логику, эту диалектику страха. Самый осадок населения чеховского города — это весьма своеобразные создания, получившие название «мелюзга». Среди них есть хамелеон, есть лакей, который нажил целое состояние тем, что свиньей хрюкал, есть философствующий обыватель, о котором только и можно сказать, что на нем синие панталоны, есть городовой Жратва, учитель математики Тарантулов, золотых дел мастер Хрюкин, генеральша Же-ребчикова, купец Кашалотов, подпоручик Зюмбум-бунчиков... «Мелюзга» рвется к чинам, к деньгам, к сытой и праздной жизни всеми силами, любой ценой. Чеховский город — мир, наполненный сложной жизнью, борьбой за место под солнцем, несбывшимися надеждами, страхом. Но Чехов не верит, что маленькие уездные города и их обитатели всегда будут оставаться такими. «Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам»,— говорил он. Чехов верит, что «от вашего города... не останется камня на камне», «все изменится», «и будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди...». |
« Пред. | След. » |
---|