Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
Главная arrow Сочинения arrow Сочинение на тему arrow Прозаические произведения Ивана Шмелева

Прозаические произведения Ивана Шмелева

Сочинения - Сочинение на тему
Прозаические произведения Ивана Шмелева
Шмелев родился в патриархальной купеческой семье, воспитывался в атмосфере почитания старины, сугубой религиозности. Одновременно Шмелев испытывал влияние  «улицы» - рабочего люда разных губерний, стекавшегося  во двор отца - подрядчика в Замоскворечье - и приносившего с собой стихийную мятежность, богатый язык,  фольклор. Это определило социальную остроту лучших  произведений Шмелева, с одной стороны; с другой -  внимание к «сказу», близость к литературным традициям,  идущим от Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского. Все это  способствовало тому, что Шмелев стал большим мастером  русского литературного языка, видным представителем  критического реализма.  После окончания юридического факультета университета (1898) и года военной службы Шмелев 8 лет был  чиновником в глухих уголках Московской и Владимирской  губерний.
В эти годы Шмелев впервые живет в близости к  природе. Он живо чувствует и понимает ее. Впечатления  этих лет подсказывают ему страницы, посвященные природе, начиная с рассказа «Под небом» (1910) и кончая  позднейшими произведениями.    553  Первый печатный опыт Шмелева - зарисовка из  народной жизни «У мельницы» (1895). Серьезнее были  вышедшие в Москве в 1897 году очерки «На скалах Валаама».  Получили широкую известность произведения Шмелева, написанные под воздействием революции 1905-1907  годов (повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин»,  1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907).  М.Горький поддержал Шмелева в завершении работы над  значительным произведением - повестью «Человек из ресторана» (1911).  Главным, новаторским в повести «Человек из ресторана» было то, что Шмелев сумел полностью перевоплотиться в своего героя, увидеть мир глазами официанта.
Гигантская кунсткамера разворачивается под музыку  перед старым официантом. И среди посетителей он видит  одно лакейство. Действующие лица повести образуют единую социальную пирамиду, основание которой занимает  Скороходов с ресторанной прислугой. Ближе к вершине  лакейство совершается уже «не за полтинник, а из высших  соображений: так, важный господин в орденах кидается  под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный  министром платок&r; aquo;. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины лакейства.
Суд лакея оказывается жестоким. При всем этом Шмелев не теряет чувства художественного такта: ведь Скороходов - обыкновенный официант, предел мечтаний которого - собственный домик с душистым горошком,  подсолнухами и породистыми курами, он отнюдь не сознательный обличитель. Его недоверие к господам, недоверие  простолюдина - слепо. Оно перерастает в неприязнь к  образованным людям вообще.  В «Человеке из ресторана» чувство недоверия к «образованным» тем не менее не переходит в предрассудок.  Темный, религиозный человек, Скороходов особо выделяет революционеров, противостоящих своекорыстному  миру.
Повесть имела шумный успех.  В течение 1912-1914 годов публикуются рассказы и  повести Шмелева «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий  554  литература  перекат», «Росстани», «Виноград», упрочившие его положение в литературе как крупного писателя-реалиста.  Первое, на что обращаешь внимание, - это тематическое многообразие его произведений. Тут и разложение  дворянской усадьбы («Пугливая тишина», «Стена»); и  тихое житье-бытье прислуги («Виноград»); и эпизоды из  жизни аристократической интеллигенции («Волчий перекат»); и последние дни богатого подрядчика, приехавшего  помирать в родную деревню («Росстани»).
В повести «Росстани» (что означает последнее свидание с отбывающим, прощание с ним и проводы его) купец  Данила, вернувшись помирать в родную деревню Ключевую, по сути, возвращается к себе истинному, неосуществившемуся, открывает в самом себе того человека, какого  он давно забыл. Больной и беспомощный, радостно вспоминает он давно забытое, деревенское - названия грибов,  растений, птиц, соучаствует с работником в его простом  труде, когда тот «выворачивает черную землю с хрустом,  сечет розовые корешки, выкидывает белых хрущей». Только теперь, когда осталась малая горсть жизни, собранная  по сусекам - на последний блин, получает Данила Степанович возможность творить добро, помогать бедным и  сирым.
Пристальное внимание к национальной специфике,  «корню» русской жизни, все более характерное для шмелевских произведений, не вывело писателя на грань шовинистического патриотизма, который охватил большую  часть литераторов в годы первой мировой войны. Настроение Шмелева этих лет прекрасно характеризуют сборники  его прозы - «Карусель» (1916), «Суровые дни» и «Лик  скрытый» (1916).  Октябрь Шмелев не принял. Отход писателя от общественной деятельности, его растерянность, неприятие происходящего - все это сказалось на его творчестве 1918-  1922 годов.  В 1918 году Шмелев пишет повесть «Неупиваемая  чаша».
Он заклеймил в повести «барство дикое, без чувства,  без закона», однако само обращение к прошлому выглядело  анахронизмом в ту пору, когда шла гражданская война.  Отъезд писателя в 1922 году не был следствием только  идеологических разногласий с новой властью. Единственного сына Сергея писатель любил больше жизни. В 1920  году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, не  пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят  из лазарета и без суда расстрелян.
Писатель уезжает сначала  в Берлин, а потом в Париж.  Поддавшись горю утраты, он переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает  тенденциозные рассказы и памфлеты-повести - «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху»  (1925). Все же против русского человека Шмелев не озлобился, хотя и многое в новой жизни проклял. Непримиримость свою сохранил и в годы второй мировой войны,  унизившись до участия в пронацистских газетах.  Из чужой и «роскошной» страны с необыкновенной  остротой и отчетливостью видится Шмелеву старая Россия.  Из потаенных закромов памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье» (1935),  «Лето Господне» (1933).  До конца своих дней чувствовал Шмелев саднящую  боль от воспоминаний о России, ее природе, ее людях. В  последних книгах - крепчайший настой первородных русских слов, пейзажи-настроения, поражающие своей высокой лирикой, самый лик Родины - в ее кротости и поэзии.
При всем при том, что книги «Родное», «Богомолье»,  «Лето Господне» являются художественной вершиной  шмелевского творчества, в целом произведения эмигрантской поры отмечены крайней, бросающейся в глаза неравноценностью. Это отмечалось и в эмигрантской критике.
Рядом с поэтической повестью «История любовная» (1927)  писатель создает лубочный роман «Солдаты» (1930) на  материале первой мировой войны; вслед за лирическими  очерками автобиографического характера («Родное», «Старый Валаам») появляется двухтомный роман «Пути небесные» (1936-1948) - растянутое и местами аляповатое  повествование о «русской душе». Целиком на сказе построен роман «Няня из Москвы», где события переданы устами  старой русской женщины Дарьи Степановны Синицыной.  Последние годы жизни Шмелев проводит в одиночестве, потеряв жену, испытывая тяжелые физические страдания. Он решает жить «настоящим христианином» и с  этой целью 24 июня 1950 года отправляется в обитель  Покрова Божьей Матери, в 140 километрах от Парижа. В  тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь.
 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Проверить тИЦ и PR