Тема гибельности красоты при столкновении с миром корысти в пьесе Островского " Бесприданница" |
Если говорить о творчестве Островского, то для начала нужно отметить, что через все его произведения проходит изображение реки Волги, как символа красоты, чистоты и непорочности. Также мы не раз сталкиваемся с «темным царством» и его представителями, Лишь река течет себе, независимо ни от чего. Она собирает всю красоту, которая разбросана по русской земле, а также красоту чистого и доброго сердца. В волнах той самой реки нашла спасение и упокоение души главная героиня произведения «Гроза», Катерина, а почти спустя два десятилетия на берегу все той же Волги обрела покой Лариса из произведения «Бесприданница». Каждый читатель прочувствовал, как тонко отобразилось столкновение «темного царства» с его жестокость и романтическое и просветлённое «горячее сердце». Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — представлены уже иными героями Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Но за внешним лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь». И героиня соглашается, она, наконец, прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Женщина чистого и кроткого нрава, Лариса ищет любви, в ее намерениях нет никакого расчета, пошлости и порока: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров. Однако ее любовь подверглась насмешке и издевательству, для Паратова она лишь развлечение, игрушка или вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». А выстрел Карандышева приносит ей спасение, избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото». Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться с головой наша героиня. Так циничная и жестокая власть продающегося мира убивает чистых и искренних женщин, не нашедших человека, достойного высоких чувств. Столкнувшись с «темным царством» внешняя и внутренняя красота становится проклятием, испытанием для ее обладателя. Красота – гибель как духовная, так и физическая. |
« Пред. | След. » |
---|