Настоящая жизнь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» |
Сочинения - Сочинение по произведению | |
Настоящая жизнь в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Настоящая жизнь — понятие достаточно неопределенное, для каждого человека разное. У всех людей есть свои ценности, свои идеалы. Каждый человек индивидуален и в соответствии со своими взглядами, наклонностями души избирает для себя настоящую жизнь и путь к ней. Но часто, представленная издалека и расплывчато очерченная, при достижении такая жизнь оказывается совсем иной, не соответствующей мечтам. Долгий путь постижения, что же такое эта настоящая жизнь, прошли и герои романа «Война и мир». Князь Андрей Болконский, например, разуверился в людях, в семейной жизни, в высшем свете, так и не познав той самой «настоящести» во всем, что окружает человека, пока он вершит свой земной путь. Как ни странно, война даже на свой лад возродила в нем надежду на обретение истины, смысла существования. Он в приподнятом настроении, полный боевого духа отправился на военную службу. Увы, опять не то! Суровые военные события способствовали его разочарованию в военной карьере. Ожесточенные схватки, озлобленные лица испуганных людей, крики, кровь, смерть. И все геройство, все успехи в войне показались ему ничтожными и не дающими счастья. Как же выбраться из этой страшной, головокружительной обстановки? И здесь князю приходит на помощь само небо. Его ранили, и он смог вернуться домой, в чем вновь видит счастье — его ожидают встреча с родными, с женой, радости предстоящей жизни. Но дома его ждёт страшный поворот судьбы, новое разочарование в жизни — смерть жены. Князь Андрей был потрясен, увидев в ее последнем взгляде только упрек и страдание. После смерти жены князь замыкается в себе, теряет способность к радостному восприятию жизни. Он строит планы действительно, как он считал в тот момент, настоящей жизни — полностью отдаться занятию своим имением, жить для себя и близких, в тихом замкнутом мире семьи, не интересоваться проблемами общества. Молодой Болконский заживо хоронит себя в деревне, даже недавно родившийся сын не радует его. Именно в этот период жизненных разочарований Андрей встречается со своим другом Петром Кирилловичем Безуховым. До недавнего времени Пьер, разочарованный во всем, измученный исканиями настоящей жизни, донимал себя вопросами «кто он?», «зачем он?» и не находил ответов. Но ему, как он думал, удалось найти спасение в масонстве. В Пьере возникло желание делать добро окружающим, стать деятельной натурой — в этом он увидел настоящую жизнь. При встрече с князем Андреем Пьер заметил душевную пустоту друга. Первым желанием графа Безухова было помочь преодолеть его пассивное состояние, что оказалось не так-то легко. За два года разлуки друзья стали совершенно разными людьми. Каждый из них много пережил, перестрадал и передумал за этот короткий срок. Для Пьера настоящая жизнь сформировалась к формуле «не причинять зло другому человеку». На что князь Андрей холодно ответил: «Я знаю в жизни только два действительных несчастия: угрызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих двух зол». Этого Пьер не мог понять. Как же так? И это все, что нужно для счастья? А как же любовь к ближнему, а самопожертвования? Такие вопросы задавал пораженный духовным состоянием друга Пьер. Безухов не мог понять, как можно быть счастливым, просто не делая никому зла. Этого для него было слишком мало. Зато у князя Андрея были другие воззрения: он считает, что жил для других и поэтому совсем погубил свою жизнь. Здесь прорывается его горечь, сожаление и недовольство прожитой жизнью. Где же она? Где настоящая жизнь? Живет ею каждый или она избирает лишь некоторых? Какая она? Но, видимо, князь Андрей не совсем потерял надежду обрести настоящую жизнь. Об этом свидетельствует его заинтересованность рассказом Пьера о масонстве. Князь Андрей поверил в свое возрождение. Слова Пьера о том, что надо жить, надо любить, надо верить, глубоко запали в душу Болконского. Он увидел возможность вновь приносить пользу, быть счастливым, любить. А Пьер через несколько лет вновь впал в уныние. И не могло его теперь расшевелить никакое масонство. Вновь начинаются попытки понять самого себя, поиски настоящей жизни. Он долго не мог примириться с той мыслью, что он есть тот самый камергер, та личность, которую он так глубоко презирал семь лет тому назад. Не зная, как вылечить себя, Пьер, подобно князю Андрею, пробует себя в военном деле. Не покидает Пьера идея о настоящей жизни и в плену. Именно там Пьер какой-то маленькой частичкой своей души начинает чувствовать ее приближение. Таким образом, лучшими героями романа «Война и мир» играет судьба, постоянно бросает их от одного открытия к разочарованию. Путь к познанию настоящей жизни приносит им много радостных находок и печальных потерь. И казалось, вот она, настоящая жизнь, любовь и радость, близость любимой женщины (Наташи Ростовой), ее любовь. Князь Андрей так и не познал настоящую жизнь в этом мире. Пьер же нашел свое счастье с Наташей Ростовой. И настоящую жизнь. Его душа больше не ныла и ничего не искала. Человек должен искать, стремиться к достижению своей цели. Счастливый тот человек, который всю жизнь добивается задуманного, посвятив свою жизнь чему-либо. Но все-таки настоящая жизнь — это общая жизнь людей, «приводящая личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей». Настоящая жизнь — это мир. Войны же противоречат человеческой сущности, войны — это зло, порожденное самими людьми. |
« Пред. | След. » |
---|