| МакроэкономикаВариант 3
 Дано; в базовом периоде технико-эксплуатационные показатели
 1.	Общий пробег по парку, км - 341 000
 2.	Объем перевозок, м3 - 7902
 3.	Грузооборот, м3км - 229 148
 4.	Коэффициент выпуска автомобилей на линию  = 0,8 ( )
 5.	Число автомобилей в парке, ед. - 15
 6.	Продолжительность смены водителей и ремонтных рабочих - 8 ч.
 II. Данные для расчета себестоимости объема перевозок:
 1. Расход топлива:
 1.	Норма расхода на 100км, л - 25
 2.	Цена 1 литра топлива, р. - 15
 3.	Транспортно-заготовительные расходы, % - 5%
 2. Смазочные материалы:
 1.	Норма расхода на 100 л топлива, л - 0,5
 2.	Цена 1 литра, р. - 27
 3. Затраты на восстановление шин:
 1.	Число колес - 4
 2.	Цена одной шины, р. - 900
 3.	Амортизационный пробег шины, тыс. км - 70
 4. Принять годовой фонд рабочего времени из расчета 40-часовой 5-дневной рабочей недели
 1.	Число водителей (все II класса) - 15
 2.	Доплата за классность - 17%
 3.	Доплата за перевозку вредных грузов, % - 24%
 4.	Перевозка вредного груза каждым водителем, ч. в году - 400
 5.	Премии, % - 40
 6.	Районный коэффициент, % - 15
 7.	ЧТС водителя III класса, р. - 23
 5. Продолжительность отпуска водителей:
 1.	Очередных (по каждому водителю) - 24 дня
 2.	Прочих на всю численность водителей, дни - 16
 6. Отчисления на социальные нужды, 26%.
 7. Амортизация подвижного состава:
 1.	Цена 1-го транспортного средства, тыс. р. - 180
 2.	Амортизационный пробег, тыс. км - 240
 8. Затраты на ТО (тех. обслуживание) и ТР (текущий ремонт). Нормы затрат на 1000 км пробега на 1 автомобиль:
 Вид воздействия		Материалы, р.		Затраты, р.
 ЕО		2		-
 ТО-1		6		-
 ТО-2		13		-
 ТР		19		35
 9. Трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения определяется исходя из данных таблицы:
 Наименование		ТО-1		ТО-2		ЕО		ТР
 Число воздействий на 1 а/м		14		3		292		1
 Трудоемкость 1-го воздействия, ч.		10		11		0
	
	
	,2		32
 10. 1.ЧТС ремонтного рабочего 1 разряда, р. - 20
 2. Средний тарифный коэффициент рабочих = 1,5
 3. Доплата за работу за работу в ночное время, % = 50%
 4. Отработано в ночное время в общем объеме производственной программы, ч. - 120
 5. Плановая продолжительность отпуска 1-го рабочего, дни - 26
 6. Районный коэффициент, % - 15
 7. Отчисления на соц. нужды, % -  26%
 11. Амортизация оборудования (равномерный метод начисления, ликвидационная стоимость = 0)
 Вид оборудования	Срок службы	Первоначальная стоимость, тыс. руб.	Коэффициент износа, %
 1	12	190	60
 2	10	120	20
 3	13	180	40
 4	18	250	30
 5	20	90	15
 12. Накладные расходы составляют 450% от основной заработной платы водителей. В плановом периоде принять 450% от основной заработной платы водителей за отчетный год.
 III. В плановом периоде на предприятии предусматривается модернизация в ремонтном подразделении. При этом планируется снижение трудоемкости на 1 а/м: по ТО-1 на 3 часа; по ТО-2 на 7 часов; по ТР на 9 часов. Число ТО-1 = 14, ТО-2 = 3, ТР = 1 на 1 а/м в плановом и отчетном периоде.
 Определить:
 1)	объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобилей за плановый год (при расчетах используйте формулу Qпл = Qб* αпл / αбаз; Рпл = Pпл * αпл / αбаз; Lпл = Lб * αпл / αбаз; пл = (Дэкс +Дэкс)/Дкаленд;
 2)	себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период;
 3)	изменение заработной платы ремонтных рабочих, если в результате модернизации в плановом периоде устанавливается оборудование стоимостью 70 тыс. р. с годовой нормой амортизации 10 %;
 4)	суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации;
 5)	себестоимость 1м3 перевозок в плановом периоде;
 6)	экономическую эффективность проекта от модернизации цеха (инвестиционный период составляет 5 лет) методом:
 а)	ЧПС (целевая норма доходности=13%);
 б)	ВНД.
 Решение:
 1.	Для определения объема перевозок на плановый год используется формула
 αпл = (Дэкс + ∆Дэкс)/Дкаленд
 Дэкс б = 365 * 0,8 = 292 дня
 ∆Дэкс = 20
 αпл = (292 + 20) / 365 = 0,855
 Qпл = 7902 * 0,855 / 0,8 = 8445 м3
 для определения грузооборота за плановый год используется формула
 Рпл = 229 148 * 0,855 / 0,8 = 244902 м3км
 для определения общего пробега автомобилей за плановый год используется формула
 Lпл = 341 000 * 0,855 / 0,8 = 364 444 км
 2.	Себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период
 Объем перевозок = 7 902 м3
 Расход топлива
 341 000 / 100 * 25 = 85 250 л
 Стоимость топлива = 85 250 * 15 = 1 278 750 руб.
 Стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 278 750 * 1,05 = 1 342 687,5 руб.
 Расход смазочных материалов
 85 250 / 100 * 0,5 = 426,25 л.
 Стоимость смазочных материалов = 426,25 * 27 = 11 508,75 руб.
 Затраты на восстановление шин
 Общее к-во шин = 15 * 4 = 60 шт.
 Потребность шин в год = 341 000 *4 / 70 000 = 19,5 шт ≈ 20 шт
 Затраты на шины в год = 20 * 900 = 18 000 руб.
 Заработная плата водителей
 Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней * 52 недели - 24 дня = 236 дней
 Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 236 * 15 - 16 = 3524 дней
 Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов
 Годовой фонд заработной платы водителей = 23 * 3524 * 8 = 648 416 руб.
 Перевозка вредного груза в год = 400 * 15 = 6 000 часов
 Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 * 23 * 0,24 = 33 120 руб.
 Премия = 648 416 * 0,4 = 259 366,4 руб.
 Доплата за классность = 648 416 * 0,17 = 110 230,72 руб.
 Заработная плата с учетом премии и всех доплат = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб.
 Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 * 1,15 = 1 208 803,09 руб.
 Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 * 0,26 = 314 288,8 руб.
 Амортизация подвижного состава
 341 000 * 180 000/ 240 000 = 255 750 руб.
 Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины
 Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = 341 000 / 1000 * 2 = 682 руб.
 Затраты на ТО-1 в год = (341 000 / 1000) * 6 = 2 046 руб.
 Затраты на ТО-2 в год = (341 000 / 1000) * 13 = 4 433 руб.
 Затраты на ТР в год = (341 000 / 1000) * (19 + 35) = 18 414 руб.
 Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 682 + 2 046 + 4 433 + 18 414 = 25575 руб.
 Заработная плата ремонтных рабочих, занимающихся ТО и ТР
 Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 14 * 10 * 15 = 2100 часов
 Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 3 * 11 * 15 = 495 часов
 Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 292 * 0,2 * 15 = 876 часов
 Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 1 * 32 * 15 = 480 часов
 Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 2100 + 495 + 876 + 480 = 3951 часов
 Часовая тарифная ставка рабочего = 20 * 1,5 = 30 руб/час
 Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 3951 * 30 = 118 530 руб.
 Доплата за работу в ночное время = 120 * 30 * 0,5 = 1800 руб.
 Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 118 530 + 1800 = 120 330 руб.
 Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 120 330 * 1,15 = 138 379,5 руб.
 Отчисления на социальные нужды = 138 379,5 * 0,26 = 35 978,67 руб.
 Амортизационные отчисления ремонтного оборудования
 Оборудование 1 = 190 000 / 12 = 15 833,33 руб.
 Оборудование 2 = 120 000 / 10 = 12 000 руб.
 Оборудование 3 = 180 000 / 13 = 13 846,15 тыс.руб.
 Оборудование 4 = 250 000 / 18 = 13 888,89 руб.
 Оборудование 5 = 90 000 / 20 = 4500 руб.
 Всего амортизационные отчисления на оборудования = 15 833,33 + 12 000 + 13 846,15 + 13 888,89 + 4500 = 60 068,37 руб.
 Накладные расходы = 118 530 * 4,5 = 533 385 руб.
 Итого затраты предприятия за год сведены в таблицу
 Наименование	Сумма затрат
 Программа, м3	7 902
 Топливо, руб	1 342 687,5
 Смазочные материалы, руб	11 508,75
 Восстановление шин, руб	18 000
 Фонд заработной платы водителей	1 208 803,09
 Отчисления на социальные нужды	314 288,8
 Амортизация подвижного состава	255 750
 Затраты на ТО и ТР (материальные)	25 575
 Заработная плата ремонтных рабочих	138 379,5
 Отчисления на социальные нужды	35 978,67
 Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование	60 068,37
 Накладные расходы	2 917 872
 Итого затрат	6 328 911,59
 Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб.	800,93
 Себестоимость перевозки 1 м3 груза в базовом году - 800,93 руб.
 Изменение заработной платы рабочих вследствие установки нового оборудования и снижения трудоемкости ТО и ТР.
 Заработная плата ремонтных рабочих в плановом году
 Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 15 * 14 * 7 = 1470 часов
 Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 15 * 3 * 4 = 180 часов
 Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 15* 292 * 0,2 = 876 часов
 Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 15 * 1 * 23 = 345 часов
 Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 1470+180+876+345 = 2871 часов
 Часовая тарифная ставка рабочего = 20 * 1,5 = 30 руб/час
 Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 2871 * 30 = 86 130 руб.
 Доплата за работу в ночное время = 120 * 30 * 0,5 = 1800 руб.
 Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 86 130 + 1800 = 87 930 руб.
 Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 87 930 * 1,15 = 101 119,5 руб.
 Отчисления на социальные нужды = 101 119,5 * 0,26 = 26291,07 руб.
 Изменение заработной платы (экономия фонда заработной платы) = 101 119,5 - 138 379,5 = -37 260 руб.
 Изменение отчислений на социальные нужды = 26 291,07 - 35 978,67 =
 - 9687,6 руб.
 3.	Определить суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации
 В результате модернизации уменьшиться сумма заработной платы ремонтных рабочих (рассчитано выше), но увеличатся амортизационные отчисления
 Амортизационные отчисления установленного оборудования = 70 000 * 10% = 7 000 руб.
 Годовая норма амортизации всего ремонтного оборудования = 7 000 + 60 068,37 = 67 068,37 руб.
 Суммарная экономия (перерасход) по себестоимости = - 37 260 - 9687,6 + 7 000 = -39 947,6 руб. (экономия).
 4.	Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом году
 Расход топлива
 364 444 /100 * 25 = 91111 л
 стоимость топлива = 91 111 * 15 = 1 366 665 руб.
 стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 366 665 * 1,05 = 1 434 998,25 руб.
 Расход смазочных материалов
 91 111 / 100 * 0,5 = 455,555 л.
 Стоимость смазочных материалов = 455,555 * 27 = 12 299,99 руб.
 Затраты на восстановление шин
 Общее к-во шин = 15 * 4 = 404 шт.
 Потребность шин в год = 364 444 *4 / 70 000 = 20,8 шт ≈ 21 шт
 Затраты на шины в = 21 * 900 = 18 900 руб.
 Заработная плата водителей
 Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней * 52 недели - 24 дня = 236 дней
 Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 236*15 - 16 = 3524 дней
 Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов
 Годовой фонд заработной платы водителей = 23 * 3524 * 8 = 648 416 руб.
 Перевозка вредного груза в год = 400 * 15 = 6 000 часов
 Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 * 23 * 0,24 = 33 120 руб.
 Премия = 648 416 * 0,4 = 259 366,4 руб.
 Заработная плата с учетом премии и доплаты за вредность = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб.
 Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 * 1,15 = 1 208 803,09 руб.
 Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 * 0,26 = 314 288,8 руб.
 Амортизация подвижного состава
 364 444 * 180 000/ 240 000 = 273 333 руб.
 Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины
 Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = (364 444 /1000) * 2 = 728,89 руб.
 Затраты на ТО-1 в год = (364 444 / 1000) * 6 = 2 186,66 руб.
 Затраты на ТО-2 в год = (364 444 / 1000) * 13 = 4737,77 руб.
 Затраты на ТР в год = (364 444 / 1000) * (19 + 35) = 19679,98 руб.
 Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 728,89 + 2 186,66 + 4 737,77 + 19 679,98 = 27333,3 руб.
 Заработная плата ремонтных рабочих - 101 119,5 руб.
 Отчисления на социальные нужды - 26 291,07 руб.
 Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование - 67 068,37 руб.
 Наименование	Сумма затрат
 Программа, м3	8445
 Топливо, руб	1 366 665
 Смазочные материалы, руб	12 299,99
 Восстановление шин, руб	18 900
 Фонд заработной платы водителей	1 208 803,09
 Отчисления на социальные нужды	314 288,8
 Амортизация подвижного состава	273 333
 Затраты на ТО и ТР (материальные)	27 333,3
 Заработная плата ремонтных рабочих	101 119,5
 Отчисления на социальные нужды	26 291,07
 Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование	67 068,37
 Накладные расходы	2 917 872
 Итого затрат	6333974,12
 Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб	750,03
 Себестоимость перевозки 1 м3 в плановом году составляет 750,03 руб.
 5.	Экономическая эффективность проекта от модернизации цеха
 Оценим экономическую эффективность проекта путем расчета чистого приведенного дохода
 В качестве прибыли используем экономию от проведения данной модернизации (экономия заработной платы ремонтных рабочих - рост амортизационных отчислений)
 ЧПД = - 70 000 + 39947,6 / (1 + 0,13)1 + 39 947,6/ (1 + 0,13)2 + 39 947,6 / (1 + 0,13)3 + 39 947,6 / (1 + 0,13)4 + 39 947,6 / (1 + 0,13)5 =  70 504,95 тыс.руб. - проект прибылен
 Рассчитаем внутреннюю норму доходности проекта Е
 70 000 = 39 947,6 / (1 + Е)1 + 39 947,6 / (1 + Е)2 + 39 947,6 / (1 + Е)3 + 39 947,6 / (1 + Е)4 + 39 947,6 / (1 + Е)5
 Е =0,494
 Как видим, данный проект прибылен, т.е. оборудование выгодно приобрести, поскольку прибыль от экономии ЗП будет выше, чем затраты на его приобретение (даже с учетом увеличения роста амортизационных отчислений).
 Список литературы
 1.	Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 352с.
 2.	11. Методика учёта и анализа себестоимости продукции / А.Ф. Аксененко, В.В. Новиков, В.И. Сидоров и др.; Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 208с.
 3.	14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704с.
 4.	15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с.
 5.	Шеремет А.Д., Протопопов В.А. Анализ экономики промышленного производства: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 1994.
 6.	Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М, 1995.
     |