Макроэкономика Вариант 3 Дано; в базовом периоде технико-эксплуатационные показатели 1. Общий пробег по парку, км - 341 000 2. Объем перевозок, м3 - 7902 3. Грузооборот, м3км - 229 148 4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию = 0,8 ( ) 5. Число автомобилей в парке, ед. - 15 6. Продолжительность смены водителей и ремонтных рабочих - 8 ч. II. Данные для расчета себестоимости объема перевозок: 1. Расход топлива: 1. Норма расхода на 100км, л - 25 2. Цена 1 литра топлива, р. - 15 3. Транспортно-заготовительные расходы, % - 5% 2. Смазочные материалы: 1. Норма расхода на 100 л топлива, л - 0,5 2. Цена 1 литра, р. - 27 3. Затраты на восстановление шин: 1. Число колес - 4 2. Цена одной шины, р. - 900 3. Амортизационный пробег шины, тыс. км - 70 4. Принять годовой фонд рабочего времени из расчета 40-часовой 5-дневной рабочей недели 1. Число водителей (все II класса) - 15 2. Доплата за классность - 17% 3. Доплата за перевозку вредных грузов, % - 24% 4. Перевозка вредного груза каждым водителем, ч. в году - 400 5. Премии, % - 40 6. Районный коэффициент, % - 15 7. ЧТС водителя III класса, р. - 23 5. Продолжительность отпуска водителей: 1. Очередных (по каждому водителю) - 24 дня 2. Прочих на всю численность водителей, дни - 16 6. Отчисления на социальные нужды, 26%. 7. Амортизация подвижного состава: 1. Цена 1-го транспортного средства, тыс. р. - 180 2. Амортизационный пробег, тыс. км - 240 8. Затраты на ТО (тех. обслуживание) и ТР (текущий ремонт). Нормы затрат на 1000 км пробега на 1 автомобиль: Вид воздействия Материалы, р. Затраты, р. ЕО 2 - ТО-1 6 - ТО-2 13 - ТР 19 35 9. Трудоемкость производственной программы ремонтного подразделения определяется исходя из данных таблицы: Наименование ТО-1 ТО-2 ЕО ТР Число воздействий на 1 а/м 14 3 292 1 Трудоемкость 1-го воздействия, ч. 10 11 0
,2 32 10. 1.ЧТС ремонтного рабочего 1 разряда, р. - 20 2. Средний тарифный коэффициент рабочих = 1,5 3. Доплата за работу за работу в ночное время, % = 50% 4. Отработано в ночное время в общем объеме производственной программы, ч. - 120 5. Плановая продолжительность отпуска 1-го рабочего, дни - 26 6. Районный коэффициент, % - 15 7. Отчисления на соц. нужды, % - 26% 11. Амортизация оборудования (равномерный метод начисления, ликвидационная стоимость = 0) Вид оборудования Срок службы Первоначальная стоимость, тыс. руб. Коэффициент износа, % 1 12 190 60 2 10 120 20 3 13 180 40 4 18 250 30 5 20 90 15 12. Накладные расходы составляют 450% от основной заработной платы водителей. В плановом периоде принять 450% от основной заработной платы водителей за отчетный год. III. В плановом периоде на предприятии предусматривается модернизация в ремонтном подразделении. При этом планируется снижение трудоемкости на 1 а/м: по ТО-1 на 3 часа; по ТО-2 на 7 часов; по ТР на 9 часов. Число ТО-1 = 14, ТО-2 = 3, ТР = 1 на 1 а/м в плановом и отчетном периоде. Определить: 1) объем перевозок, грузооборот, общий пробег автомобилей за плановый год (при расчетах используйте формулу Qпл = Qб* αпл / αбаз; Рпл = Pпл * αпл / αбаз; Lпл = Lб * αпл / αбаз; пл = (Дэкс +Дэкс)/Дкаленд; 2) себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период; 3) изменение заработной платы ремонтных рабочих, если в результате модернизации в плановом периоде устанавливается оборудование стоимостью 70 тыс. р. с годовой нормой амортизации 10 %; 4) суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации; 5) себестоимость 1м3 перевозок в плановом периоде; 6) экономическую эффективность проекта от модернизации цеха (инвестиционный период составляет 5 лет) методом: а) ЧПС (целевая норма доходности=13%); б) ВНД. Решение: 1. Для определения объема перевозок на плановый год используется формула αпл = (Дэкс + ∆Дэкс)/Дкаленд Дэкс б = 365 * 0,8 = 292 дня ∆Дэкс = 20 αпл = (292 + 20) / 365 = 0,855 Qпл = 7902 * 0,855 / 0,8 = 8445 м3 для определения грузооборота за плановый год используется формула Рпл = 229 148 * 0,855 / 0,8 = 244902 м3км для определения общего пробега автомобилей за плановый год используется формула Lпл = 341 000 * 0,855 / 0,8 = 364 444 км 2. Себестоимость 1 м3 перевозок за базовый период Объем перевозок = 7 902 м3 Расход топлива 341 000 / 100 * 25 = 85 250 л Стоимость топлива = 85 250 * 15 = 1 278 750 руб. Стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 278 750 * 1,05 = 1 342 687,5 руб. Расход смазочных материалов 85 250 / 100 * 0,5 = 426,25 л. Стоимость смазочных материалов = 426,25 * 27 = 11 508,75 руб. Затраты на восстановление шин Общее к-во шин = 15 * 4 = 60 шт. Потребность шин в год = 341 000 *4 / 70 000 = 19,5 шт ≈ 20 шт Затраты на шины в год = 20 * 900 = 18 000 руб. Заработная плата водителей Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней * 52 недели - 24 дня = 236 дней Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 236 * 15 - 16 = 3524 дней Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов Годовой фонд заработной платы водителей = 23 * 3524 * 8 = 648 416 руб. Перевозка вредного груза в год = 400 * 15 = 6 000 часов Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 * 23 * 0,24 = 33 120 руб. Премия = 648 416 * 0,4 = 259 366,4 руб. Доплата за классность = 648 416 * 0,17 = 110 230,72 руб. Заработная плата с учетом премии и всех доплат = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб. Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 * 1,15 = 1 208 803,09 руб. Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 * 0,26 = 314 288,8 руб. Амортизация подвижного состава 341 000 * 180 000/ 240 000 = 255 750 руб. Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = 341 000 / 1000 * 2 = 682 руб. Затраты на ТО-1 в год = (341 000 / 1000) * 6 = 2 046 руб. Затраты на ТО-2 в год = (341 000 / 1000) * 13 = 4 433 руб. Затраты на ТР в год = (341 000 / 1000) * (19 + 35) = 18 414 руб. Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 682 + 2 046 + 4 433 + 18 414 = 25575 руб. Заработная плата ремонтных рабочих, занимающихся ТО и ТР Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 14 * 10 * 15 = 2100 часов Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 3 * 11 * 15 = 495 часов Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 292 * 0,2 * 15 = 876 часов Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 1 * 32 * 15 = 480 часов Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 2100 + 495 + 876 + 480 = 3951 часов Часовая тарифная ставка рабочего = 20 * 1,5 = 30 руб/час Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 3951 * 30 = 118 530 руб. Доплата за работу в ночное время = 120 * 30 * 0,5 = 1800 руб. Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 118 530 + 1800 = 120 330 руб. Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 120 330 * 1,15 = 138 379,5 руб. Отчисления на социальные нужды = 138 379,5 * 0,26 = 35 978,67 руб. Амортизационные отчисления ремонтного оборудования Оборудование 1 = 190 000 / 12 = 15 833,33 руб. Оборудование 2 = 120 000 / 10 = 12 000 руб. Оборудование 3 = 180 000 / 13 = 13 846,15 тыс.руб. Оборудование 4 = 250 000 / 18 = 13 888,89 руб. Оборудование 5 = 90 000 / 20 = 4500 руб. Всего амортизационные отчисления на оборудования = 15 833,33 + 12 000 + 13 846,15 + 13 888,89 + 4500 = 60 068,37 руб. Накладные расходы = 118 530 * 4,5 = 533 385 руб. Итого затраты предприятия за год сведены в таблицу Наименование Сумма затрат Программа, м3 7 902 Топливо, руб 1 342 687,5 Смазочные материалы, руб 11 508,75 Восстановление шин, руб 18 000 Фонд заработной платы водителей 1 208 803,09 Отчисления на социальные нужды 314 288,8 Амортизация подвижного состава 255 750 Затраты на ТО и ТР (материальные) 25 575 Заработная плата ремонтных рабочих 138 379,5 Отчисления на социальные нужды 35 978,67 Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование 60 068,37 Накладные расходы 2 917 872 Итого затрат 6 328 911,59 Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб. 800,93 Себестоимость перевозки 1 м3 груза в базовом году - 800,93 руб. Изменение заработной платы рабочих вследствие установки нового оборудования и снижения трудоемкости ТО и ТР. Заработная плата ремонтных рабочих в плановом году Трудоемкость ТО-1 на все автомобили в год = 15 * 14 * 7 = 1470 часов Трудоемкость ТО-2 на все автомобили в год = 15 * 3 * 4 = 180 часов Трудоемкость ЕО на все автомобили в год = 15* 292 * 0,2 = 876 часов Трудоемкость ТР на все автомобили в год = 15 * 1 * 23 = 345 часов Трудоемкость ТО и ТР всего в год = 1470+180+876+345 = 2871 часов Часовая тарифная ставка рабочего = 20 * 1,5 = 30 руб/час Фонд основной заработной платы ремонтных рабочих = 2871 * 30 = 86 130 руб. Доплата за работу в ночное время = 120 * 30 * 0,5 = 1800 руб. Фонд заработной платы с учетом доплаты в ночное время = 86 130 + 1800 = 87 930 руб. Фонд заработной платы с учетом районного коэффициента = 87 930 * 1,15 = 101 119,5 руб. Отчисления на социальные нужды = 101 119,5 * 0,26 = 26291,07 руб. Изменение заработной платы (экономия фонда заработной платы) = 101 119,5 - 138 379,5 = -37 260 руб. Изменение отчислений на социальные нужды = 26 291,07 - 35 978,67 = - 9687,6 руб. 3. Определить суммарную экономию (перерасход) себестоимости в результате модернизации В результате модернизации уменьшиться сумма заработной платы ремонтных рабочих (рассчитано выше), но увеличатся амортизационные отчисления Амортизационные отчисления установленного оборудования = 70 000 * 10% = 7 000 руб. Годовая норма амортизации всего ремонтного оборудования = 7 000 + 60 068,37 = 67 068,37 руб. Суммарная экономия (перерасход) по себестоимости = - 37 260 - 9687,6 + 7 000 = -39 947,6 руб. (экономия). 4. Себестоимость 1 м3 перевозок в плановом году Расход топлива 364 444 /100 * 25 = 91111 л стоимость топлива = 91 111 * 15 = 1 366 665 руб. стоимость топлива с учетом транспортно-заготовительных расходов = 1 366 665 * 1,05 = 1 434 998,25 руб. Расход смазочных материалов 91 111 / 100 * 0,5 = 455,555 л. Стоимость смазочных материалов = 455,555 * 27 = 12 299,99 руб. Затраты на восстановление шин Общее к-во шин = 15 * 4 = 404 шт. Потребность шин в год = 364 444 *4 / 70 000 = 20,8 шт ≈ 21 шт Затраты на шины в = 21 * 900 = 18 900 руб. Заработная плата водителей Годовой фонд рабочего времени одного водителя = 5 дней * 52 недели - 24 дня = 236 дней Годовой фонд рабочего времени всех рабочих = 236*15 - 16 = 3524 дней Продолжительность рабочего дня = 40 часов / 5 дней = 8 часов Годовой фонд заработной платы водителей = 23 * 3524 * 8 = 648 416 руб. Перевозка вредного груза в год = 400 * 15 = 6 000 часов Доплата за перевозку вредных грузов = 6 000 * 23 * 0,24 = 33 120 руб. Премия = 648 416 * 0,4 = 259 366,4 руб. Заработная плата с учетом премии и доплаты за вредность = 648 416 + 33 120 + 110 230,72 + 259 366,4 = 1 051 133,12 руб. Заработная плата с учетом районного коэффициента = 1 051 133,12 * 1,15 = 1 208 803,09 руб. Отчисления на социальные нужды = 1 208 803,09 * 0,26 = 314 288,8 руб. Амортизация подвижного состава 364 444 * 180 000/ 240 000 = 273 333 руб. Затраты материалов на ТО и ТР в год на все машины Затраты на ЕО (ежедневный осмотр) в год = (364 444 /1000) * 2 = 728,89 руб. Затраты на ТО-1 в год = (364 444 / 1000) * 6 = 2 186,66 руб. Затраты на ТО-2 в год = (364 444 / 1000) * 13 = 4737,77 руб. Затраты на ТР в год = (364 444 / 1000) * (19 + 35) = 19679,98 руб. Всего затраты на материалы на ТО и ТР = 728,89 + 2 186,66 + 4 737,77 + 19 679,98 = 27333,3 руб. Заработная плата ремонтных рабочих - 101 119,5 руб. Отчисления на социальные нужды - 26 291,07 руб. Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование - 67 068,37 руб. Наименование Сумма затрат Программа, м3 8445 Топливо, руб 1 366 665 Смазочные материалы, руб 12 299,99 Восстановление шин, руб 18 900 Фонд заработной платы водителей 1 208 803,09 Отчисления на социальные нужды 314 288,8 Амортизация подвижного состава 273 333 Затраты на ТО и ТР (материальные) 27 333,3 Заработная плата ремонтных рабочих 101 119,5 Отчисления на социальные нужды 26 291,07 Амортизационные отчисления на ремонтное оборудование 67 068,37 Накладные расходы 2 917 872 Итого затрат 6333974,12 Себестоимость перевозки 1 м3 груза, руб 750,03 Себестоимость перевозки 1 м3 в плановом году составляет 750,03 руб. 5. Экономическая эффективность проекта от модернизации цеха Оценим экономическую эффективность проекта путем расчета чистого приведенного дохода В качестве прибыли используем экономию от проведения данной модернизации (экономия заработной платы ремонтных рабочих - рост амортизационных отчислений) ЧПД = - 70 000 + 39947,6 / (1 + 0,13)1 + 39 947,6/ (1 + 0,13)2 + 39 947,6 / (1 + 0,13)3 + 39 947,6 / (1 + 0,13)4 + 39 947,6 / (1 + 0,13)5 = 70 504,95 тыс.руб. - проект прибылен Рассчитаем внутреннюю норму доходности проекта Е 70 000 = 39 947,6 / (1 + Е)1 + 39 947,6 / (1 + Е)2 + 39 947,6 / (1 + Е)3 + 39 947,6 / (1 + Е)4 + 39 947,6 / (1 + Е)5 Е =0,494 Как видим, данный проект прибылен, т.е. оборудование выгодно приобрести, поскольку прибыль от экономии ЗП будет выше, чем затраты на его приобретение (даже с учетом увеличения роста амортизационных отчислений). Список литературы 1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1985. - 352с. 2. 11. Методика учёта и анализа себестоимости продукции / А.Ф. Аксененко, В.В. Новиков, В.И. Сидоров и др.; Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 208с. 3. 14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 704с. 4. 15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 367с. 5. Шеремет А.Д., Протопопов В.А. Анализ экономики промышленного производства: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 1994. 6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.-М.: ИНФРА-М, 1995. |