Бухгалтерский учет за рубежом проверенный |
Принципы регулирования бухгалтерского учета в США. Бухгалтерский учет во Франции. Заключение. Список литературы. Введение До 70-х годов XX века международное разделение труда не получило широкого развития. Поэтому бухгалтерский язык, как всеобщий язык бизнеса не получил широкого признания, и каждая сторона разрабатывала свои правила ведения бухгалтерского учета. Например, в США это общепринятые принципы учета (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP), в Великобритании - Положения о стандартах ведения учета (Statements of Standard Accounting Prac-tice - SSAP). Всего к концу 60-х годов в мире сформировались и получили применение свыше 100 национальных учебных систем. По признаку однотип-ности методических подходов к построению систем бухгалтерского учета сформировалась трехмодельная классификация учетных систем: Англо-американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия). Организация бухгалтерского учета в законодательном плане менее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организа-циями бухгалтеров, включая и нормы профессиональной этики. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной системы - отличительная черта данной моде-ли. Континентальная модель объединяет европейские страны с развитой ры-ночной экономикой (Франция, Германия, Австрия). Для нее характерным явля-ется высокий уровень законодательного регулирования бухгалтерского учета, а потому большой консерватизм учетной политики. Южноамериканская модель (Аргентина, Боливия, Бразилия), ориентиро-ванная на высокий уровень инфляционных процессов в экономике. В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения капитала из од-ной страны в другую. Однако осуществление совместной деятельности компа-ний затруднялось из-за наличия национальных систем бухгалтерского учета. В связи с этим среди инвесторов, банкиров и лиц других профессий, связанных с экономикой остро встала проблема разработки общедоступных учетных сис-тем, которые являлись бы своего рода кодексом профессиональной этики. Дан-ное направление получило название гармонизации учета, результатом чего яви-лась подготовка международных стандартов финансовой отчетности (Interna-tional Accounting Standards). Международные стандарты не являются обяза-тельными и носят рекомендательный характер. Они в первую очередь целесо-образны для международных компаний, которые обязаны консолидировать фи-нансовую отчетность дочерних предприятий, работающих в разных странах. Стандарты также необходимы для фирм, намеревающихся привлечь средства иностранных инвесторов. Их внедрение в нашей стране логично по мере раз-вития законодательства. Международные стандарты разрабатываются с 1973 года, когда был соз-дан Комитет по международным стандартам, объединивший профе ссиональные организации бухгалтеров из 9 стран: Соединенные Штаты Америки, Велико-британии, Канады, Франции, Германии, Нидерландов, Японии, Австралии и Мексики. В настоящее время Комитет объединяет более 100 членов (организа-ций). Им разработано свыше 30 стандартов по отдельным вопросам бухгалтер-ского учета. ГЛАВА I. Принципы регулирования бухгалтерского учета в США. Необходимость целесообразность перехода России на международные стандарты бухгалтерского учета обсуждается в нашей стране уже несколько лет, причем этот процесс нередко сопровождается определенными недоразуме-ния¬ми, вызванными непониманием сути и принци¬пов организации систем бух-галтерского учета как в отдельных странах, так и в международном контексте. В последнее время среди практиков нередко муссируется проблема пере-хода на так называемый GAAP (Generally Accepted Accounting Prin¬ciples). Термин GAAP, т.е. общепризнанные принципы бухгалтерского учета, был введен амери¬канцами, он представляет собой обобщенное название свода документов, регулирующих учет¬ную практику в частном секторе. В США эти документы как бы обобщают практику учета (отсюда проистекает термин "об-щепризнанные"): они были подготовлены в течение ряда лет специалистами не-скольких профессиональных неправительственных организаций, поскольку ре-гулирование учета в этой стране осуществля¬ется именно этими организациями. Необходимость в таком своде возникла в США в связи с анархией в организа-ции учета, отсутствием какого-либо централизованного регулирования как в его методологии, так и в технике. В дальнейшем этот термин стал широко ис-пользоваться в англоязычной литературе, которая сейчас актив¬но распростра-няется на российском рынке. Отсюда возникло ошибочное представление о существовании некой международной системы учета под названием GAAP. С определенной степенью условности можно утверждать, что в каждой стране имеется свой GAAP, а говорить о необходимости "перехода к GAAP" равнозначно призывам перейти на некий международный язык общения между людьми, которого не существует. Основной особенностью регулирования бух¬галтерского учета в США яв-ляется то обстоятельство, что нормитивные документы, во-первых, разрабаты-ваются в основном негосударственными организациями и, во-вторых, носят рекомендательный характер. Тем не менее, регулятивы основных разработчи-ков подобных документов - Американского института присяжных бухгалте-ров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по раз-работке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) - признаются и правительственными организациями, например, Комис-сией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchande Commission, SEC), которая обеспечивает мониторинг деятельности корпораций, котирующих цен-ные бумаги на фондовых биржах, регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита. Начиная с 1975 г. SEC периодически публикует два типа регулятивов по этому поводу - Выпуски по бухгалтерскому учету (Accounting Series Releases ASR) и Бюллетени для бухгалтеров (Staff Accountind Bulletons, SAB), которые в значительной степени базируются на норматив¬ных документах AICPA и FASB. Регулятивы первого типа содержат требования SEC в отно¬шении ведения бух-галтерского учета, представ¬ления открытой информации и правил аудита кор-пораций; регулятивы второго типа имеют техническую ориентацию и содержат рекомен¬дации бухгалтерам по применению ASR на практике. Важность контроля и определенного регулирования деятельности корпо-раций со стороны государства, в том числе в области учета, состоит в том, что занимая небольшой удельный вес в общем числе компаний, они обеспечивают подавляющую часть рынка товаров и услуг. Все компании, имеющие своей це-лью попасть в листинг крупнейших фондовых бирж США, вынуждены следо-вать рекомендациям SEC в области учета. Все документы SEC базируются на регулятивах, разработанных негосу-дарственными организациями (AICPA, FASB и др.). Отношения между SЕС FASB рассматриваются как партнерские, тем не менее некоторые специалисты неофициально именуют SEC старшим, а FASB - младшим партнером. Крупными корпорациями, естественно не ис¬черпывается весь спектр ор-ганизационных форм бизнеса; обычно число таких компаний в любой стране невелик. В отличие от мелких и средних акционерных обществ, процедурная сто¬рона организации учета в которых полностью должна соответствовать регуля-тивам профессиональных общественных институтов, крупные корпорации так-же вынуждены следовать регуля¬тивам государственных органов. Профессиональные бухгалтерские организации в США стали создаваться по опыту британ¬ских институтов в конце XIX в. В 1882 г. была создана первая профессиональная органи¬зация - Институт бухгалтеров и счетоводов (Institute of Accountants and Bookkeepers), в 1886 г. - Американская ассоциация общест-вен¬ных бухгалтеров (American Assopciation of Public Accountants), которая в 1917 г. была преобразо¬вана в Американский институт присяжных бух¬галтеров, являющийся и в настоящее время ведущей профессиональной неправительст-вен¬ной организацией США в области учета. Существует важная особенность идеологии подготовки бухгалтеров, по-лучившая распространение в большинстве экономически развитых стран. Суть ее состоит в том, что бухгалтер не может быть подготовлен в университете, а тем более в колледже или на каких-либо краткосрочных курсах. Диплом мож¬но получить, лишь завоевав признание профес¬сионалов-бухгалтеров, т.е. членов AICPA в США, ICAS в Шотландии и др. Стать членом профессионального ин-ститута бухгалтеров весь¬ма непросто - лишь 10% соискателей сдают квали-фикационные экзамены с первой попытки. В настоящее время в США в составе AICPA - около 300 тыс. человек. Проблема регулирования бухгалтерского учета в США возникла относи-тельно недавно. Еще в XIX в. в стране преобладали мелкие фирмы, представ-лявшие собой единоличные владения и действовавшие в основном на внутрен-нем рынке. Бухгалтерская отчетность подобных фирм не носила публичного характера и в значительной степени определялась требованиями банков и дру-гих кредитных учреждений. Проблемы унификации бухгалтерского учета и от-четности практически не существовало. Первая треть XX в. ознаменовалась бурным ростом крупных компаний, не ограничивавшихся национальным рын-ком, активно участвовавших в инвестиционной деятельности и эмитировавших ценные бу¬маги. Развитие рынка капитала потребовало совершенствования практики учета и отчетности в плане ее унификации. В 1930 г. AICPA создал комитет, который должен был наладить сотруд-ничество с Нью-йоркской фондовой биржей в деле создания стандартов бух-галтерского учета. Отчасти это было вызвано желанием избежать повторения катастрофы на рынке ценных бумаг, имевшей место в 1929 г. и в некоторой степени обусловленной изъянами в организации представления отчетных дан-ных. Однако основная причина состояла в осознании необходимости навести порядок в представлении публичной отчетности и улучшить информационное обеспечение инвесторов. В 1971 г. AICPA сформировал две исследова¬тельские группы. Первая из них - Комитет Уита (Wheat Committee), названая по имени своего руководите-ля Френсиса Уита (Francis M. Wheat), была призвана дать рекомендации по раз-работке принципов бухгалтерского учета; вторая группа под руководством Ро-берта Трублада (Robert M. Trueblood) занималась формулированием це¬лей бух-галтерской отчетности. В соответствии с рекомендациями Комитета Уита 1973 г. была создана новая структура органов, призванных заниматься регу¬лированием бухгалтер-ского учета. Основным элементом этой системы стал Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation, FAF), состоящий из девяти попечителей, на-значаемых советом директоров AICPA. В их число входят: президент AICPA, четыре сертифицированных бухгалтера (Certified Public Accountants, СРА), за-нятых в практическом учете и аудите, два специалиста в области управления финансами, финансовый аналитик и один представитель академических кругов. В функции FAF входит: назначение членов Совета по разработке стан-дартов финансового учета, назначение чле¬нов Консультативного совета по стандартам финансового учета, обеспечение финансовой поддержки данной структуры, выработка реко¬мендаций по совершенствованию ее структуры и деятельности. Если FAF является органом, в значительной, степени выполняющим представительские функ¬ции, то разработка собственно стандартов воз¬ложена на FASB. В отличие от АРВ этот Совет является полностью независимой него-сударст¬венной организацией, имеющей в штате семь высококвалифицирован-ных специалистов, нани¬маемых по контракту на пятилетний срок. Совет имеет два основных направления деятельности: разработка стандартов финансового учета и организация научных исследований, способст¬вующих процессу стан-дартизации. Независи¬мость FASB от других профессиональных организаций и коммерческих компаний служит основанием того, что выпускаемые им Поло-жения о стандартах финансового учета официально признаются AICPA и SEC. Работа FASB была продуктивной, с 1973 г. по настоящее время им раз-работано и опубликовано 129 стандартов, охвативших по сути все стороны уче-та. Создание FASB предполагало преемствен¬ность общих подходов к разработ-ке стандартов, т.е. наработки, сделанные АРВ, не отменялись и продолжали быть актуальными, если только FASB не считал нужным внести корректировку исходя из требований, определенных новыми экономическими условиями. По-этому параллельно с разработкой стандартов FASB публиковал документы под названием "Интерпретации". Этот документы имеют такую же степень юриди-че¬ской значимости, как и стандарты, и представ¬ляют собой либо модификации действующих стандартов FASB и документов его предшественников, либо расширение и распространение стандартов на новые виды деятельности и объ-екты учета. С 1974 г. по 1985 г. было опублико¬вано 38 "Интерпретаций". Несмотря на относительную стабильность нормативных документов многие ведущие аме¬риканские специалисты рассматривали этот под¬ход как "метод латания текущих дыр" (problem-by-problem approach), который не реша-ет про¬блему стандартизации финансового учета на долгосрочную перспективу. Именно поэтому бы¬ло принято решение о разработке концептуаль¬ных основ бухгалтерского учета. Работа над соответствующими документами началась во вто¬рой половине 70-х годов, с 1978 г. по 1985 г. был опубликован комплект Положений о концепциях финансового учета. Несмотря на то, что функции по разработке регулятивов бухгалтерского учета по сути пере¬шли от AICPA к FASB, институт, тем не менее, сохранил за собой существенное влияние на методологию учета. Это проявляется прежде всего в его активном участии в деятельности FASB. Кроме того, после упразд-нения АРВ в институте были созданы два комитета - по стандартам бухгал-терского учета и по аудиторским стандартам. Первый комитет публикует доку-менты, выражающие, в частности, мнение AICPA относительно некоторых ас-пектов учета, не отраженных в разработках FASB, второй комитет занят разра-боткой аудиторских стандартов, руководств по их применению, а также кон-тролирует исполнение Кодекса профессио¬нальной этики. Помимо SEC, FASB и AICPA регулированием учета в США в той или иной степени заняты: Комитет по стандартам бухгалтерского учета для госу-дарственных органов, Американская ассо¬циация бухгалтеров, Институт спе-циалистов в области управленческого учета, Налоговое управ¬ление США, а также различные министерства, агентства, комитеты и комиссии на федераль-ном и местном уровнях, регулятивы которых распро¬страняются лишь на подве-домственные органи¬зации. Наиболее общее определение GAAP дано в Положение № 4 "Базовые концепции и принци¬пы учета, заложенные в основу финансовой отчетности коммерческих организаций", опубликованном в 1970 г.: "Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются техниче-ским термином, используемым в финансовом учете. GAAP представляют собой соглашения, правила и процедуры, необходимые для осуще¬ствления общепри-нятой учетной практики в данный момент времени. Термин "обще¬признанные принципы бухгалтерского учета" включает в себя не только общие рекомен¬дации, предназначенные для широкого ис¬пользования, но и детализированные методы и процедуры. Общепризнанные принципы бухгалтерского учета явля-ются условными в том смысле, что декларированная в их названии "общепри-знанность" достигается скорее путем соглашения (нередко молчаливого, т.е. подразумеваемого), а не является каким-то формализованным производным не-которого набора постулатов и базовых концепций. Эти принципы были сфор-мули¬рованы исходя из опыта, причинности, при¬вычек, полезности и, в значи-тельной степени, практической необходимости". Таким образом, американский GAAP представляет правила и процедуры ведения финан¬сового учета, изложенные в более чем 300 нормативных доку-ментах. Какие же выводы можно сделать из опыта работы американских коллег? Bо-первых, в каждой стране существует, совершенно очевидно, собст-венная система организации, регулирования и ведения учета, закрепленная в некоторых нормативных документах. В США, Великобритании эти документы разрабатываются в основном профессиональными неправительственными ор-ганизациями; во Франции, России - в основном государственными органами. Во-вторых, нормативная база американского GAAP весьма обширна и потому даже поверхностное знакомство с нею представляет собой трудоемкий процесс. Многие из документов, входящих в эту базу, достаточно объемны. В-третьих, опыт американских коллег по разработке стандартов весьма полезен хотя бы в том смысле, что нормативная база ведения учета в США ста-бильна и жестко структурирована. При желании можно ознакомиться со всеми без исключения основными документами. Еще более определенна ситуация в Великобритании, где Законом о компаниях и двумя десятками национальных стандартов исчерпывается нормативная база. Безусловно, каждый из этих до-кументов объемен и непрост в интерпретации, но набор их в известной степени непротиворе¬чив. Нам, в России с неискоренимой практикой выпуска лавины всевозможных инструкций Минфина, отраслевых министерств, других ве¬домств остается только мечтать о чем-либо подобном. Заметим, что никакая из систем регулирования учета - американская, британ¬ская, французская, рос-сийская и др. - не мо¬жет быть названа идеальной, а значит слепое ее копиро-вание бессмысленно и вряд ли возможно. В-четвертых, ведущееся в России в последние годы совершенствование системы регулиро¬вания учета нужно всячески приветствовать. Однако успех этой работы в значительной степени зависит от того, насколько быстро практи-кующие бухгалтеры осознают возможности, пре¬доставляемые им новыми нор-мативными доку¬ментами. Среди проблем, стоящих перед практиками, одной из главных является проблема выбора. Действую¬щие нормативные документы уже предоставляют возможность выбора тех или иных процедур, а это полностью противоречит традиции предопре¬деленности и жесткого следования инструкциям. В-пятых, разработка нормативов - процесс бесконечный, здесь возмож-ны два подхода. Пер¬вый, которому пытается следовать Минфин РФ, преду-сматривает разработку новой многоуровне¬вой системы регулирования. Второй подход может быть принципиально иным. За многие десятилетия в России уже накоплен богатейший нормативный материал. Поэтому можно "взять тайм-аут" и сделать обобщение накопленных наработок в области регулирования учета в СССР и России и степени его соответствия международной учетной практике. Этот процесс длительный, однако по его окончании можно будет сделать выво-ды о целесообразности и степени радикализма изменений в отечественной сис-теме учета. Такой подход представляется вполне приемлемым, поскольку про-блема соот¬ношения значимости национальных и междуна¬родных учетных стандартов сейчас активно дис¬кутируется во всем мире. Глава 2. Бухгалтерский учет во Франции Главной особенностью французской бухгалтер¬ской системы, как отмеча-ют Дж. Блейк и О. Амат является ее юридическая сущность, так как все поло-жения прямо вытекают из ком¬мерческого и налогового законодательства. При¬чем правовое пространство таково, что само существование регулирующей нормы не обяза¬тельно означает, что организации ей следуют. Часто за невы-полнение определенных законодательных требований не предусмотрено штраф¬ных санкций, иногда не разработан механизм обеспечения их соблюде-ния, а в ряде случаев существует негласное соглашение, позволяю¬щее те или иные предписания просто игнори¬ровать. В англо-американской литературе распро¬странено мнение, что бухгал-терский учет во Франции жестко контролируется государством, а правила со-ставления отчетности для французских организаций разработаны таким обра-зом, чтобы формировать входную информацию для нацио¬нальной системы сче-товодства, посредством ко¬торой государство контролирует экономику. Та¬кая точка зрения возникла из многовековой тра¬диции централизации управления и стремления предпринимателей получать поддержку государ¬ства. Последнее также оказывает существенное влияние на бухгалтерский учет путем установ-ле¬ния системы налогообложения и требования от¬ражать на счетах бухгалтер-ского учета все расхо¬ды для целей налогообложения. И не случайно процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регла¬ментирована. Для определения налоговых обяза¬тельств организа-ции заполняют таблицы коррек¬тировок бухгалтерской прибыли установленной формы. Национальный план счетов Одной из специфических черт нормативного ре¬гулирования бухгалтер-ского учета во Франции является национальный план счетов (Plan Comtable General - PCG). Это - документ, содержа¬щий унифицированный план счетов, стандарт¬ные формы бухгалтерской отчетности, инструкции и рекомендации по ее составлению, а также по заполнению и представлению счетов и приме¬чаний к ним. Основные задачи плана счетов сводятся к стандартизации: - организации системы бухгалтерского учета на уровне отдельных орга-низаций, общих учетных понятий и бухгалтерских записей, а также характера их влияния на активы и пас¬сивы, финансовое положение и финансовый резуль-тат; - способов представления организациями данных об их активах и пасси-вах, финансовом положении и финансовом результате. Разработка и распро-странение PCG является обязанностью Национального совета по бухгалтерско-му учету. PCG состоит из трех титулов, каждый из которых разделен на главы. Первый титул "Общая систематизация, тер¬минология, свод счетов" включает три главы. Первая глава раскрывает общие принципы, на которых ос-новывается PCG. В ней изложены си¬стематизация стандартов бухгалтерского учета, требования к организации ведения бухгалтерско¬го учета и компьютерной обработке учетных данных. План счетов отдельной организации составляется на основе "плана, утвержденного PCG, и составлен достаточно де¬тально, чтобы обеспечить соответствие француз¬ским бухгалтерским стандартам. Основой для организации бухгалтерского учета служат детализированные вспомогательные регистры, регулярные процедуры, использующие журналы и записи для со-ставления главной книги. Бухгалтерские записи и документы ведутся с исполь-зованием способов и процедур, обеспечивающих их совместимость с требова-ниями бухгалтерского контроля. К учетным системам на базе компьютерных программ применяются общие принципы организации бухгалтерского учета и контроля. Во второй главе представлены определения и толкования 183 терминов. Этот список не в пол¬ной мере охватывает термины финансового учета и не яв-ляется исчерпывающей терминологией PCG. Он представляет собой набор от-дельных понятий, используемых в управленческом и фи¬нансовом учете. Третья глава посвящена своду счетов: классификации счетов в общем своде, организации плана счетов и перечню счетов. Свод и план счетов, исполь-зуемые в PCG, организованы по десяти¬чной системе. В PCG включен полный список счетов по каждому одноразрядному и двухразряд¬ному классу основного свода, в последовате¬льности номера счета с указанием его наимено¬вания. Предусмотрено три уровня использования плана сче¬тов: сокращенный, стандартный и расширенный. Второй титул "Финансовый учет" состоит из четырех глав. В первой гла-ве изложены правила оценки учетных объектов и определения результатов опе-рационной деятельности. Хотя PCG признает несколько возможных способов оценки для целей финансового учета, базовым методом является метод истори-ческой стоимости. Прибыль или убыток должны определяться при последова-тельном применении методов оценки активов и обязательств. Информация об убытках, которые не могут быть количественно оценены, а также вся информация о событиях, произошедших после отчетной даты, ста-вящая под сомнение возможность соблюдения принципа непрерывности дея-тельности в отношении организации, должна быть представлена в пояснениях к счетам. Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила со-ставления отчетно¬сти. Приведено подробное толкование назначе¬ния и способов использования различных счетов. Указаны обязательный состав годовой отчетности, правила составления и представления отдельных счетов. Прилагаются типовые форматы отчетов (по стандартной, сокращенной и расширенной формам), включая таблицы и схемы для составления примечаний к отчетности. В третьей главе приведены правила учета специфических операций. Рас-сматриваются, в частности, вопросы включения активов и пассивов иностран-ного отделения или представительства в баланс головной компании, учета ма-териалов, полученных в результате разборки машин и оборудования, прибылей и убытков, классифицируемых как необычные (экстраординарные), отражения в учете изменений в классификации оборотов по видам деятельности и др. Спе-цифическими считаются операции, связанные с текущей деятельностью (на-пример, налог на добавленную стоимость и налоги с оборота, арендные опера-ции), а также исключительные операции (в частности, по получению процент-ных доходов от участия в группе компаний, по франчайзингу или концессии в отношении услуг и работ для населения и др.). В четвертой главе рассмотрена методология консолидации. Изложены правила консолидации, в частности, определения гудвила при по¬глощении компании, оценки активов и пассивов, отражения отложенных налогов, пере-счета статей в иностранной валюте и др. Рассмотрена взаимо¬связь между этими правилами и общими учетны¬ми принципами, а также требования к представ¬лению консолидированной отчетности. В третий титул "Управленческий учет" входят пять глав. Глава А опре-деляет понятия управлен¬ческого учета, цены, продукции, затрат и расхо¬дов, а также цели управленческого учета. В ней рассмотрено, каким образом проис-ходит отбор затрат для анализа в зависимости от видов деяте¬льности организа-ции, показана связь между управленческим и финансовым учетом. В главе В изложены концептуальные основы и сфера при¬менения экономического анали-за, а также функ¬циональная классификация центров затрат. Глава С разъясняет использование девятого класса сче¬тов, который зарезервирован для управлен-ческого учета, применительно к потребностям организа¬ции. Таким образом, для Франции характерны высокий уровень стандартиза-ции бухгалтерского учета и подробная методическая проработка нормативных документов по бухгалтерскому учету. Учетные принципы Чтобы финансовая отчетность отражала финансовое состояние организа-ции и ее хозяйственные операции на основе концепции «достоверного и добро-совестного представления», бухгалтерские счета согласно PCG должны в обя-зательном порядке соответствовать условиям полного и точного применения бухгалтерских правил с учетом принципа осмотрительности, который предпо-лагает предотвращение рисков отнесения к будущим периодам текущих неоп-ределенностей, способных обременить активы и пассивы, а также прибыли и убытки организации. Бухгалтерский учет призван отражать и клас¬сифицировать информацию, необходимую для достижения ею целей, в той степени, в какой ин¬формация может быть количественно оценена, в частности: - информация об основных сделках должна быть незамедлительно отра-жена в учете, что¬бы она могла быть своевременно использована; - бухгалтерская информация должна позволять пользователям иметь дос-товерное, недву¬смысленное и полное представление о сдел¬ках, событиях и об-стоятельствах; - последовательность бухгалтерской информа¬ции за ряд финансовых лет предполагает не¬прерывность в применении правил и проце¬дур. Всякое отступ-ление от принципа после¬довательности должно быть объяснено путем обраще-ния к более качественной информа¬ции; - в случае модификации учетных правил в пе¬риоде, когда отражается та-кое изменение, на¬ряду с информацией, подготовленной на основе новых учет-ных правил, следует пока¬зать всякую уместную информацию о бухгал¬терских эффектах, связанных с указанной модификацией. Изложенные принципы построения француз¬ской бухгалтерии можно подразделить на традиционные и обусловленные присоединением к норматив-ной базе Европейского Союза. К тради¬ционным принципам, основанным на специфике внутреннего законодательства, относятся прин¬ципы осмотрительно-сти, соответствия и точного применения бухгалтерских правил. Требование "достоверного и добросовестного представле¬ния" было внедрено в бухгалтер-скую систему в 80-е годы в связи с присоединением к Четвертой и Седьмой Директивам Европейского Союза. Включение элементов характерных для анг-ло-саксонской бухгалтерии в национальную учетную систему было обусловле-но новым этапом развития национального рынка ценных бумаг, который по-влек за собой необходимость гармонизации учета. Повышение требований к раскрытию бухгалтерской информации и ее надежности. Индивидуальная и консолидированная отчетность К отетности, составленной на основе индивиду¬альных счетов, предъяв-ляются обязательные тре¬бования, установленные законодательством. Она должна соответствовать Бухгалтерскому Акту, Декрету 1983 и Четвертой Ди-рективе. Балансы отдельных организаций по сравнению с консоли¬дированными более детализированы и составля¬ются по установленному формату. Классифи-кация финансовых счетов сводится к выделению двух классов балансовых эле-ментов активов, показывающих величину инвестиций в организа¬цию, и акцио-нерного капитала и внешних пасси¬вов, показывающих их финансирование В свою очередь инвестиции подразделяются на оборотные и внеоборотные акти-вы, а источники финан¬сирования - на текущие и долгосрочные. Исходя из данных индивидуальных счетов рассчитываются налоговые обязательства. B 1986 г. в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Франции были внесены изменения с учетом Седьмой Директивы, касаю¬щиеся составления консолидированной отчетно¬сти (ранее отчетность составлялась только для отдельных организаций), в связи с развитием на¬ционального рынка ценных бумаг и установлени¬ем специфических требований к отчетности для организаций, включаемых в листинг. Практика ведения бухгалтер¬ского учета объединенными компаниями яв-ляет¬ся разнообразной из-за отсутствия формализованных требований. Компа-нии, составляющие консолидированную отчетность, в большинстве случаев де-лают это на добровольной основе и, следовательно, используют те учетные правила, которые кажутся им более удобными. Однако свобода выбора учетных методик не означает, что во Франции отсутствует регулирование консолида-ции. Таким образом, индивидуальные счета играют главную роль в формиро-вании долгосрочной ин¬формации о дивидендах и налогах, тогда как кон¬солидированные счета содержат лишь дополните¬льную информацию экономи-ческого характера. Составление отчетности В состав годового отчета включаются следующие формы индивидуаль-ные счета материнской ком¬пании, управленческий отчет; счета группы, если такие имеются; отчет об управлении группой; от¬чет аудитора, назначенного по закону, о годовых счетах; отчет о направлениях использования при¬были, пред-лагаемый на рассмотрение на ежегод¬ном общем собрании акционеров, а также их резолюция на предлагаемом варианте распределения прибыли. Консолидированная отчетность состоит из отчета о прибылях и убытках, баланса, отчета об изменении капитала (добровольная расшифровка), а также отчета о движении денежных средств (он не требуется для акционеров, однако многие французские компании его публикуют). Формы консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках соот-ветствуют требованиям Четвертой Директивы Европейского Союза. В от¬чете о прибылях и убытках должны быть выделены: операционные доходы и расходы, финансовые до¬ходы и расходы, экстраординарные статьи; налоги. Группа компаний составляет отчет об измене¬нии акционерного капитала, показывая его дина¬мику за три год. Однако ни в балансе, ни в по¬яснительной записке к отчетности не приводятся сведения о том, как был сформирован ак-ционер¬ный капитал (число выпущенных акций, премия на акцию). Более де-тальная информация содер¬жится в отчетности материнской компании. Консолидированный отчет о движении денеж¬ных средств составляется косвенным методом с выделением инвестиционной и финансовой дея¬тельности. В пояснительной записке к консолидирован¬ной отчетности детально опи-сываются наимено¬вания и месторасположение дочерних компаний. Согласно французскому законодательству сегментная информация ограничена оборотами по продуктам и географическим регионам. В зависимости от размера организации существует три варианта пред-ставления индивидуаль¬ной отчетности. Отчет о прибылях и убытках по индивидуаль¬ным счетам составляется как в вертикальной, так и в горизонтальной форме и показывает расходы в зависи-мости от их природы. Во Франции, в от¬личие от Великобритании, не принято группиро¬вать расходы по их функциональному назначению. Счета реализации и финансового результата составляются таким образом, чтобы сделать воз¬можным расчет валовой величины добавленной стоимости и валовой операци-онной деятельно¬сти, которые служат основой для определения средств, полу-ченных от операционной деятель¬ности. На этих счетах выделяется за опреде-лен¬ный период (как правило, за финансовый год) движение расходов и дохо-дов, которые в сово¬купности со счетом прибылей и убытков показы¬вают при-быль или убыток, образующийся в резу¬льтате такого движения. Баланс дает представление о финансовом со¬стоянии организации на оп-ределенную дату, в, том числе об активах, пассивах и капитале, сви¬детельствующих о правах и обязательствах орга¬низации и отражающих исполь-зуемые средства. В балансе раскрывается состав активов: земли, здания, соору-жения, прочие объекты. Накоплен¬ная сумма амортизации показывается как для внеоборотных, так и для оборотных активов. За оборотными активами следует детальная инфор¬мация о предоплатах, отложенных расходах, трансляционных (пересчетных) разницах. Раздел капитала содержит информацию о выпущен-ных акциях и их номинале. Пояснительная записка содержит сведения об отчетности и не может за-менить представление информации, которую PCG обычно требует по¬казывать в составе отчетности. Перспективы развития Основными направлениями развития бухгалтер¬ского учета во Франции являются приведение его в соответствие с текущими изменениями в ком¬мерческом законодательстве и выработка более единообразного подхода к кон-солидации. В учете большинства крупных организаций не¬ожиданно появились эле-менты, связанные с тради¬ционной французской учетной практикой, которой они не следовали в полной мере, а также намеки на следование учетной прак-тике США и междуна¬родным стандартам финансовой отчетности. Для решения этой проблемы правительство создало специальный орган и издало нормативный акт, подтверждающий его функции по регулированию бухгалтерского учета. Предполагается, что, со¬здав отдельный институт для ус-тановления учетных правил, государство будет последовательно уменьшать свободу выбора методик, используемых при составлении консолидированной отчетности. Теоретически это может привести к ситуа¬ции, когда будет запрещено ис-пользование американских принципов и предписано беспрекословно следовать международным стандартам или французским учетным правилам. Это должно привести к последовательности формирования и сопоставимости учетной ин-формации консолидированной отчетности. Вполне вероятно, что в качестве альтернативы французским учетным принципам будут применяться только ме-ждуна¬родные стандарты финансовой отчетности. Одна¬ко ожидается, что фран-цузские компании, в на¬стоящее время использующие иные учетные принципы, в частности американские, смогут применять их до 2003 г. Заключение Обобщая изложенное, проведем параллели между французской и россий-ской бухгалтерией. Коди¬фицированное правовое пространство, противоре¬чивость и сложность многоуровневого правового регулирования, а также опре-деляющее влияние налоговой системы на порядок ведения бухгалтерского уче-та порождают аналогии в построении на¬циональной бухгалтерии в обеих стра-нах. Россий¬ские учетные традиции, как и французские, обусловили применение единого плана счетов, стандартных отчетных форм, а также наличие детальных правил их заполнения, предусматрива¬ющих штрафы за нарушение методологии учета. Как и во французской, в российской системе нормативного регулирова-ния бухгалтерского учета имеются отдельные элементы, заимствованные из англосаксонской системы, в частности признается принцип "достоверного и добропорядочного пред¬ставления". В отличие от Франции, где требования ев-ропейских директив применяются только к кон¬солидированным счетам, в Рос-сии отдельные поло¬жения международных стандартов были внедрены непо-средственно в общие нормативные документы по бухгалтерскому учету (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету. Таким образом, образовался разрыв между нормами, исто¬рически составлявшими нормативную основу веде¬ния бухгалтерского учета, и отдельными вновь введенными поло-жениями, характерными для некодифидированной правовой системы и преду-сматри¬вающими большую возможность выбора и приме¬нения учетных мето-дик. В этой связи перед россий¬скими бухгалтерами стоят подчас неразрешимые проблемы и противоречия: необходимость следовать общим бухгалтерским принципам иногда исключает возможность точного соблюдения отдельных специ¬альных предписаний МФ РФ. Французская бухгалтерия, хотя и находится на пороге новых изменений, уже смогла решить некоторые значительные проблемы. Так, система норма-тивного регулирования бухгалтерского уче¬та систематизирована и включает не только обя¬зательные требования, предъявляемые к учету и отчетности органи-зации, но и ряд методических рекомендаций, разъясняющих и обучающих до¬кументов. Это в полной мере относится к реко¬мендациям по ведению управ-ленческого учета, не обязательного во Франции. В настоящее вре¬мя российские документы по бухгалтерскому уче¬ту не содержат рекомендаций по ведению управ¬ленческого учета и не уделяют пристального вни¬мания объяснению целей и задач бухгалтерского учета, а также трактовке понятий, используемых в про-фессиональном бухгалтерском языке. Представляется, что опыт реформирования французской бухгалтерии может быть учтен в России. Так, четкое разграничение сфер, в кото¬рых приме-няется жесткое регулирование и допу¬скается свобода выбора учетных методик (как индивидуальные и консолидированные счета во Франции), могло бы прив-нести большую про¬зрачность в отчетность российских организаций. Список литературы 1. Ковалев В.В. GAAP в США //Бухгалтерский учет. - 1997. № 10. 2. Иоширо Кимизука. Учет затрат и калькуляция себестоимости //Бухгалтерский учет. - 1998. № 5. 3. Соколов Я.В., Семенова М.В. Бухгалтерский учет во Франции //Бухгалтерский учет. - 2001. № 11. |
« Пред. | След. » |
---|