Финнсовое планирование в условиях инфляции Введение. Глава I. Планирование финансов. 1.1. Понятие планирования. 1.2. Цели планирования. 1.3. Организация планирования. 1.4. Процесс планирования Глава II. Экономическая сущность инфляции. 2.1. Понятие инфляция. 2.2. Измерение инфляции. 2.3. Темпы роста инфляции Глава III. Основные направления финансового планирования в период инфляции. 3.1. Государственная система антиинфляционных мер. 3.2. Кредитно-денежная политика. 3.3. Бюджетно-налоговая политика. Глава IV. Особенности финансового планирования в условиях инфляции на Кирпичном заводе (г. Беслан). 4.1. Краткая экономическая характеристика государственного предприятия. 4.2. Особенности планирования в условиях инфляции. Заключение. Литература. ВВЕДЕНИЕ Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция быва-ет весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регули-рования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глу-бинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспро-порций между спросом и предложением, производством предметов потребле-ния и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге про-цесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов от-носятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений насе-ления, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе дере-венскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимуществен-но у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсион
еров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции тре-буют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводи-мых в жизнь. ГЛАВА I. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 1.1. Понятие планирования Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направ-лений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансо-вых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объек-тов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства но-вых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, посколь-ку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достовер-ными. Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или фи-нансированию новой производственной программы. Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, матери-альных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана по-зволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, при-нимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое. Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность пред-приятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные посту-пления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия. Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень дол-гую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятель-ность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосроч-ных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода ра-мочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосроч-ные планы. В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравнива-ются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень дета-лизации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уро-вень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий. 1.2. Цели планирования Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области эко-номической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельно-сти предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов дея-тельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для вы-полнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в об-ласти привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятель-ности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле ос-новное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется инфор-мация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль по-зволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предпри-ятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разу-меется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выра-женную в стоимостных показателях программу действий (план) в области про-изводства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональ-ная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбы-та зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на сле-дующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа аль-тернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руково-дством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подраз-деления (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руко-водство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 1.3. Организация планирования Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность само-стоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по со-ставлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относи-тельно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Как показано в параграфе 1.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия произ-водства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также рас-пределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показате-лей. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху", т.е. руководство пред-приятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибы-ли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет по-казателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в еди-ный бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тен-денции. На практике не целесообразно использовать только один из этих мето-дов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий про-цесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. 1.4. Процесс планирования Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух ос-новных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифир-менного планирования. Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необ-ходимо проводить планирование использование как основного, так и оборот-ного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного ка-питала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени нача-ла производства до оплаты продукта потребителем. Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного ка-питала достаточно велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам. Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собствен-ников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего ис-точника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность. Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необхо-димые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести ис-точник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно пра-вильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ 2.1. Понятие инфляци Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означа-ет, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Например, хотя в 1970-1980 гг. наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, цифровые часы и персональные компьютеры, фактически были снижены. Действительно, как мы вскоре увидим, одно из главных мест инфляции это то, что цены имеют тен-денцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие подни-маются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. 2.2. Измерение инфляции Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Например, в индексе цен на потребительские товары 1982- 1984 гг. ис-пользуются в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. В 1988 г. индекс цен был приблизительно равен 118. Это зна-чит, что в 1988 г. цены были на 18% выше, чем в 1982-1984 гг., или, проще го-воря, данный набор товаров, который в 1982-1984 гг. стоил 100, в 1988 г. стоил 118. Темп инфляции для данного года можно вычислить слудующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года (1987) из индекса этого года (1988), раз-делить эту разницу на индекс прошедшего года (1987), а затем умножить на 100. Например, в 1987 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1988 г. 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1988 г. вычисля-ется следующим образом: Темп инф. = ((118,3-113,6)/118,3)*100=4,1% Так называемое "правило величины 70" дает возможность количественно изменять инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитывать коли-чество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить чис-ло 70 на ежегодный уровень инфляции: Кол. лет (удв.) = 70/Темп инф. (%) Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%-ной инфляции уровень удвоится при-близительно через девять лет. Следует отметить, что "правило величины 70" обычно применяется тогда, когда, например, надо установить сколько потребу-ется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились. 2.3. Темпы роста инфляции Инфляция коснулась и касается практически все страны. В США, напри-мер, общая устойчивость цен была характерна для периода с 1951 по 1965г., когда ежегодное повышение уровня цен составляло менее 1,5 %. Но инфляция, охватившая страну в конце 60-х годов и разраставшаяся в 70-е годах, познако-мила американцев с такой инфляцией, темпы роста которой выражались дву-значными числами. В 1979 и 1980 годах уровень цен ежегодно поднимался на 12-13%. Однако к середине 80-х годов ежегодный уровень инфляции стал ниже 4%. Другие промышленные страны, за исключением Западной Германии и Японии, пережили более высокие темпы роста инфляции. В 1983-1987 гг. еже-годные средние темпы роста инфляции в Италии, Австралии, Франции, Шве-ции и Великобритании были выше, чем в Соединенных Штатах. В отдельные годы периода 80-х годов в некоторых странах ежегодные темпы роста инфля-ции выражались двузначными, а то и трехзначными числами. Инфляция в Из-раиле была настолько жестокой, что за один пятилетний период в 80-х годах цена за бак бензина поднялась до 30 тыс. шекелей. За пять лет до того такой суммы хватило бы, чтобы купить автомобиль. Ежегодные темпы роста инфляции в Боливии в 1985г. равнялась 3400%. Это значит, что обед за 20 дол. в 1984 г. обошелся в 1985г. уже в 680 дол. В 1987г. ежегодные темпы роста инфляции в Бразилии составляли примерно 400%. ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ИНФЛЯЦИИ 3.1. Государственная система антиинфляционных мер Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфля-цией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного биз-несмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельница-ми». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Пе-ред правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию по-средством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны ре-шают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с ин-фляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государ-ственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или ак-тивная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариан-тов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация дохо-дов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставит-ся в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораз-до сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, воен-ных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в част-ном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие ко-эффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства от-ставание индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляци-онной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего ве-ка в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось це-ною снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967-1971 гг., США - 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта полити-ка не приживается. Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример - правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимоно-польными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невиди-мой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не яв-ляется идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добро-вольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его ма-лой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфля-цией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфля-ции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимооб-ратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать ко-личество безработных. В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного ме-ханизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня без-работицы. Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично урав-новешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во вре-менном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России. Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом слу-чае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта 3.2. Кредитно-денежная политика Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели к не-правильному пониманию многих идей. Позиция о том, что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции, а сокра-щение денежной массы позволяет остановить инфляцию и добиться противо-положного эффекта привело к тому, что реформаторы стали рассматривать лю-бое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когда существует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массы ведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денеж-ных суррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет к распаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров, без денег начинает неправильно работать система ценообра¬зования: предпри-ниматели руководствуются не доходами, спросом на товары, а инфляционными ожиданиями, неэкономическими мотивами. Вторая причина провала кредитно-денежной политики реформаторов - монополизм системы, в которой проводится либерализация цен. Если в стране с развитой сферой услуг, производства потребительских товаров бывает доста-точно просто отпустить цены, то российская экономика с мощным природно-сырьевым сектором и ВПК требует дополнительных мер. Рыночная экономика не существует без либерализма цен, но она не суще-ствует и без конкуренции. В экономике России в то время были и такие сферы, где уже существовала конкуренция, и где достаточно было освободить от кон-троля цены. В других отраслях демонополизация требовала месяцев, только по-сле ее проведения было допустимо снятие контроля над ценами. В отраслях, где демонополизация растягивалась на годы или была вообще вредной, (естест-вен¬ные монополии), следовало сохранять контроль над ценами или вводить на-лог на сверхприбыль. Правительство эти факторы не учитывало, и, похоже, проводило либера-лизацию цен ради ее самой, как самоцель. В меморандуме российского прави-тельства об экономической политике за 92 г. провозглашалось: «Важно немед-ленно осуществить либерализацию цен на энергоносители», то есть позволить естественным монополиям устанавливать цены. Что произошло в результате? Предприятия-монополисты, на которых в то время не хватало специалистов, разбирающихся в рыночной экономике, повы-сили цены в несколько раз и заняли выжидательную позицию, не зная, как от-реагирует рынок. Еще одна причина спада производства при росте цен - это резкая диффе-ренциация доходов населения. В промышленности соотношение средней зар-платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников в 1996 г. составило 20,6 раза, в сельском хозяйстве этот показатель был равен 21, в строительстве - 25,1, в банковской деятельности - 26,3 раза. При отсутст-вии сильного расслоения населения по уровню доходов предельная ценность денег примерно одинакова, и изменение цен существенно влияет на динамику спроса. Другое дело, когда в обществе появляется сущест¬венная группа потен-циальных покупателей, готовых заплатить сколь угодно высокую цену за товар, т.н. «синдром драгоценностей». Такая ситуация стимулирует продавцов, повы-шая цены, удовлетворять спрос этой группы населения за счет менее платеже-способной части. Накопление кризисного потенциала происходило постепенно параллель-но с кажущейся стабилизацией. Борьба с инфляцией путем ограничения денеж-ной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслужива-ния товарооборота: монетаризация экономики составила всего 10% ВВП (для развитых стран 70-75% ВВП). Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения со-циальных расходов и роста «отсроченной инфляции» (девальвации, неплате-жей, внутреннего и внешнего долга и т.д.) В России рост отсроченной инфляции происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее число предприятий перехо-дило в теневую экономику. В 1997 г. около 40% экономики оказалось в теневом секторе. Вывоз капи-тала за рубеж составил 10-12 млрд. долларов ежегодно. Все это время баланс бюджета поддерживался за счет роста «отсроченной инфляции». Каждый задержанный рубль бюджетных выплат оборачивался в 5-6 рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб. Только 16% российских предприятий платят налоги полностью. 70% сделок осуществляется через бартер и взаимозачеты. Высокие ставки ГКО-ОФЗ, рост фондового индекса быстрыми темпами (в 8 раз за 96-97 гг.) привели к тому, что инвестиции вытеснялись из реального сектора экономики и направлялись в финансовый сектор, который существовал независимо от производства. Искусственное поддержание курса рубля способствовало неадекватному соотношению экспорта и импорта. Цены на экспорт оказывались завышенны-ми, что мешало притоку валюты в Россию. Цены на импорт, наоборот, были за-ниженными, что подрывало конкурентноспособность российских товаров. 3.3. Бюджетно-налоговая политика В реализации курса на реформирование экономике России правительство уделяло большое внимание бюджетно-налоговой политике. Правительство с одной стороны действовало монетарными методами удержания инфляции, с другой стороны ему приходилось проводить меры по остановке спада произ-водства. Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной части бюджета России, и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40% доходной части бюджета, то в 1994 г. - 90% доходной части. В ноябре 1991 г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в Российской федерации», налоговая система в России стала приобретать черты присущие рыночной экономике (при командно-административной системе го-сударство получает доходы не за счет явных налогов, а за счет контроля над ценами, заработной платой и пр.). К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговые поступ-ления в бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможен-ные пошлины. Налоги разделены на федеральные; республиканские, краевые, областные; местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с пред-приятий 32% (позднее повышена до 38%) и налог на добавленную стоимость 20%. Эти налоги пропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил прогрессивный характер. Лица с доходами до 5 (потом 12) млн. руб. в год упла-чивали налог по ставке 12%, лица с доходами свыше - по возрастающей ставке до 30%. В принципе, налоги в России (% от ВВП) далеко не самые высокие в мире И недавно установлен сравнительно небольшой налог на прибыль пред-при¬ятий, что стимулирует инвестиции. Однако, у нас существует одна - чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна. Это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета. Весь-ма странный способ избрало правительство для сведения дефицита бюджета к минимуму - просто не платить людям заработную плату. Нередко ее задержки превышали один год. Таким образом, можно определить некоторые направления финансового планирования в условиях инфляции. Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивки не-платежей, во-вторых, как инвести¬ции в промышленность. Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются: 1. Рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Это осуществляется с помощью снижения уровня налогообложения, вследствие этого возрастает налогообла¬гаемая база, соответственно и доходы от налоговых поступлений. Снижение налогов может побудить предприятия теневой эконо-мики вернуться в экономику легальную. Эта мера действительно необходима, т.к. налоги в период инфляции завышены, но ее самый большой недостаток в том, что положительные результаты, если вообще будут, проявятся через 1,5-2 года после финансовой стабилизации; до этого момента доходы в бюджет уменьшаются. Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государством рубль оборачива-ется 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности бу-дет способство¬вать расшивке неплатежей. И каждый выплаченный по задол-женности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступлений в виде налогов. 2. Второй источник бюджетных доходов - займы внутри страны и за ру-бежом. После конвертации государственных краткосрочных обязательств в долгосрочные идея «пирамиды» ГКО, до этого приносившая доходы в бюджет, исчерпана на много лет вперед. Что касается иностранного кредита, его полу-чение весьма вероятно. 3. Для пополнения доходной части бюджета могут привлекаться сбере-жения населения и капитал, эмигрировав¬ший за границу. У населения имеется около 20 млрд. долларов в рублевых сбережениях, они непрерывно уменьша-ются в результате инфляции и девальвации. Также имеется около 40-60 млрд. долларов в валюте. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковской системы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинст-во эти деньги не отдадут ни при каких обстоятельствах. Прямая конфискация или замораживание валютных средств возможна только в крайнем случае: очень высока вероятность социального взрыва, после которого говорить о вы-ходе из кризиса бессмысленно. Вероятность же того, что вывезенные из России капиталы вернутся в страну в ближайшие несколько лет крайне низка. 4. Это не источник пополнения бюджета, а способ уменьшения государ-ственных долгов, уменьшения дефицита платежного баланса - девальвация рубля. Этот источник уже использован, девальвация де-факто уже произошла, государственные долги обесценились примерно в три раза. Власти не должны допустить еще одного обвального падения курса рубля, в основном по социаль-но-политическим причинам. Но потенциал использования этого механизма еще не исчерпан и может дать положительные результаты. Особенно это касается необходимости поддержки отечественных производителей. Дальнейшее обес-ценение рубля снизит возможность потребителей покупать импортные товары. Однако следует помнить, что часть российских предприятий зависит от им-портного сырья, что выльется в повышение цен. Кроме того, существует ряд товаров иностранного производства, имеющих большое значение, но не имею-щих заменители в России (например, компьютеры). 5. Эмиссия. Из-за скудности других доходных источников, эмиссия неиз-бежна. Но она должна быть строго ограничена, не допускать разгона инфляции более 30-35% годовых, во-вторых, эмиссионные деньги должны идти не на «за-тыкание дыр», она должна быть целевой и направлена, прежде всего, в произ-водственный сектор экономики. Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются: Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовых про-порций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики не менее выгодным и не более рискованным, чем краткосрочное кредитование посред-ничес¬ких операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться на-логово-дотационные и таможенные механизмы. В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничи¬вать ва-лютную спекуляцию. Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии на обслу-живание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и на-коплений - на инвестиции. ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ НА КИРПИЧНОМ ЗАВОДЕ (Г. БЕСЛАН) 4.1. Краткая экономическая характеристика государственного предприятия Кирпичный завод был основан в Беслане в 1913 г. Его первоначальное наименование "Ир". Завод, имея одну туннельную печь, производил выпуск черепицы и кир-пича красного. Затем после расширения и увеличения мощностей завод был пе-реименован в Орджоникидзевский кирпичный завод. Расположен он на юго-восточной окраине города. Административно завод был подчинен производственному объединению «Севосетинстройматериал» (ликвидировано) главного управления "Главюгст-ройматериал" Министерства промышленности строительных материалов РСФСР. Завод производит глиняный кирпич марок 150, 125 и 100 согласно ГОСТа 530-80. Сырьем служит глина, карьер которой расположен на расстоянии 2 км от завода. Разработка глины ведется открытым способом и завозится в цеха ав-тосамосвалами. В качестве добавок используются опилки - 16-18 % и шамот - 5%. В качестве топлива завод использует для технологических целей и котель-ной природный газ Ставропольского месторождения. Первоначально завод в своем составе имел 4 цеха: три цеха, которые ра-ботали круглый год, общей мощностью 36,5 млн. шт. кирпича в год и сезонный цех № 4 мощностью 2,5 млн. шт. в год, расположенный в 45 км от г. Владикав-каза в селении Кадгарон. Обжиг кирпича производился в двух кольцевых печах, состояние кото-рых в связи с тяжелыми условиями труда, было неудовлетворительным. Вы-пускаемый кирпич заводом при довольно высокой марочности (100-150) имел не удовлетворительный товарный вид, вызываемый высокой влажностью гли-ны и недостаточным количеством стадий механической обработки. Учитывая это, возникла необходимость в строительстве туннельных пе-чей и связанной с ним реконструкцией цехов № 1, 2. Решением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся № 381 от 8 октября 1974 года было разрешено Северо-Осетинскому объединению предприятий строительных материалов «Севосе-тинстройматериал» произвести реконструкцию Орджоникидзевского кирпич-ного завода. Всю проектно-сметную документацию по реконструкции завода разработал Волгоградский филиал объединения "Росоргтехстрой" МП СМ РСФСР. Реконструкция завода была начата в 1979 году и закончена в 1984 г. Ре-шением Горисполкома цех № 3, где обжиг кирпича производился в туннельной печи при годовой производительности 6 млн. шт., был ликвидирован в связи с передачей его территории заводу "Бином". Сезонный цех № 4 как производст-венная единица был переведен с заводского в непосредственное подчинение объединения. Реконструкцией существующие две кольцевые печи, физически изно-шенные, были заменены туннельными мощностью 26 млн. шт. в год каждая. Построено отделение сушки глины с установкой двух сушильных барабанов для подсушки поступающей из карьера глины. Для увеличения количества ста-дий механической обработки сырья установлены в двух цехах бегуны мокрого помола и вальцы тонкого помола. Расширены в цехах сушильные отделения. Построены котельная с четырьмя котлами типа Е-1/9-1 Г и бытовые помещения для рабочих завода. Реконструкция завода оказалась неудачной как по проекту, так и по каче-ству ее выполнения, потому и не были введены в эксплуатацию отделения су-тки глины, установленные в цехах бегуны, не осуществлена наладка КИП на автоматический режим обжига и т.д., в результате чего качество кирпича сни-зилось после реконструкции до марки 75-50. С 1.12.89 года производственным объединением «Севосетинстрой-материал» завод передан в аренду Москов-скому проектно-строительному кооперативу "Маяк" с целью повышения орга-низации труда, эффективности производства. Нужно отметить, что при высоком спросе на кирпич за период работы за-вода в составе кооператива "Маяк" снизился объем производства. Это подтвер-ждают следующие данные выпуска кирпича: 1988 г. - 30,4 млн. шт. 1990 г. - 24,2 млн. шт. 1989 г. - 27,5 млн. шт. 1991 г. - 26,5 млн. шт. 1992 г. - 16,0 млн. шт. С 1 января 1993 года в результате расторжения договора аренды между бывшим объединением "Севосетинстройматериал" и кооперативом "Маяк" Владикавказский кирпичный завод "Ир" вновь становится государственным предприятием. Краткие основные сведения о предприятии на 01.01. 2000 г. Наименование показателей Показатели 1. Полное наименование предприятия ГП «Стройматериалы» РСО-Алания 2. Ведомственная подчиненность Министерство по делам стро¬ительства и жилищно-коммунального хозяйства 3. Почтовый адрес г. Владикавказ, ул. 1905 г., 69 4. Год ввода в эксплуатацию 1913 год 5. Год последней комплексной реконструкции 1985 год 6. Наличие видов подъездных путей Асфальтированная шоссейная дорога 7. Вид транспорта сырья Автотранспорт 8. Вид транспорта готовой продукции Автотранспорт 9. Наименование эксплуатируемого месторождения сырья Владикавказское месторождение суглиников 10. Расстояние от карьера 2 км 11. Вид топлива Природный газ 12. Виды выпускаемой продукции Полнотелый глиняный кирпич Эффективный дырчатый кирпич ГОСТ 530-95 13. Мощность предприятия 25 млн. штук 14. Балансовая стоимость предприятия 8,05 млн. рублей 15. Общая числнность ППП 140 человек Сводная таблица расходов сырья, материалов, воды и энергоресу на 01.01.2000 г. Вид выпуск. Виды расходов Единица измерения Расходы продукции на един. прод. на весь выпуск Кирпич-сырец Глина м3 2,5 20500 Кирпич-сырец Пров. резательн. кг 0,007 57,4 Кирпич-сырец Пиломатериалы м3 0,008 65,6 Кирпич обж. Электроэнергия КВТ/Ч 170 1394 Кирпич обж. Топливо усл. кг 400 3280 Кирпич-сырец опилки м3 0,25 2050 Кирпич-сырец вода тыс. л 300 2460 Стоимость годового выпуска продукции на 01.01.2000 г. Наименование выпу¬скаемой продукции Единица измерения Годовой объем про¬изводства, тыс. Оптовая цена (руб.) Стоимость го¬дового вы-пу¬ска, тыс.р. тыс.руб. Выпущенной продук-ции всего тыс. шт. 8200 765-29 6275,4 Производительность труда на 01.01.2000 г. Наименование показателей Единица измерения Показатели Выработка на одного работающего в натуральных показателях тыс. шт. 63,6 То же, на одного рабочего тыс. шт. 78,1 Выработка на 1 работающего в стоимо-стном выражении тыс. руб. 45,0 То же, на 1 рабочего тыс. руб. 55,2 Среднесписочное количество работающих на 01.01.2000 г. Промышленно-производственный персонал Всего (в том числе рабочих) Всего 129 В том числе по цехам и участкам Цех № 1 38 Цех № 2 33 Автотранспортный цех 8 Механический цех 15 Электроцех 4 Карьер 4 Строй группа 3 ИТР, служ., МОП, охрана 24 Справка о рентабельности на 2000 год Наименование ви- дов продукции Едница измерения Выпущено товарной продукции в 2000 г. Оптовая цена един. прод., руб. Себестоимость един. продукции, руб. Стоимость товарного выпуска в оптовых ценах, тыс. руб. Стоимость товарного выпуска, тыс. руб. Прибыль тыс. руб. Рентабельность. Числитель к с/с, Знаменатель к фон-дам, % Кирпич обоженный Тыс. штук 8200 7961 765-29 6528,0 6275,4 - 4,0 / - 4.2. Особенности планирования в условиях инфляции Макроэкономическая ситуация в стране первой половины 2000 г. воспри-нималась руководством Кирпичного завода как неблагоприятная, хотя и чувст-вовалось замедление инфляции. Однако относительно жесткая кредитная поли-тика в сочетании с возрастающей на многих товарных рынках конкуренцией вызвала обострение сбытового кризиса. Кирпичный завод в основу финансового планирования положил опреде-ление стоимости капитала предприятия и его рыночной цены на основе не ба-лансовых показателей, а ориентировочных рыночных оценок активов. При этом возникла масса проблем, решение которых привело к очень противоречивым результатам. Весьма показательным явилось применение зарубежных методик при оценке объектов недвижимости. Еще сложнее прошла оценка ликвидности оборудования и запасов. Далее определялась цена предприятия - оценка его доходности, так как цена любого актива представляет собой дисконтированную величину будущих доходов. В случае с Кирпичным заводом - его цена выступает в качестве некой постоянной величины; при этом чистый доход дисконтируется по стоимости капитала предприятия. Стоимость капитала традиционно рассчитывается как средневзвешенная по стоимости собственного и заемного капитала, где базой расчетов являются процент и доходность акций. К сожалению, данные элемен-ты в современных условиях по Кирпичному заводу найти было также сложно. И если стоимость заемного капитала принималась по рыночной ставке, то до-ходность собственного капитала практически нигде не была указана. Но имен-но она и должна нас интересовать в первую очередь, поскольку доля заемных средств в устойчивых пассивах еще ничтожно мала и существенного влияния на стоимость всего капитала оказывать не может. В этой ситуации можно предположить, что Кирпичный завод полностью распределяет чистый доход. В таком случае доходность акций становится рав-ной доходности самого предприятия, и стоимость капитала принимается близ-кой к рентабельности. Но поскольку рентабельность сама определяется через доход, то возникает своеобразный замкнутый круг. Руководство завода определило решение проблемы как интегрирование в значение стоимости капитала фактора инфляции. Методологически это было верным шагом, поскольку стоимость капитала есть ставка дисконта, которая и должна включать в себя фактор инфляции, в то время как рентабельность есть одномоментный показатель. Тогда чистый доход был разделен на произведение фактора рентабельности и фактора инфляции, что и дало рыночную цену завода на настоящий момент. Возникает еще одна проблема: выбор фактора инфляции. При этом ин-фляция учитывалась в параметрах, близких к движению оптовых цен. Несмотря на инфляцию, нельзя забывать о том, что тот, кто строит с убытком сегодня, завтра, когда остальные хозяйствующие субъекты начнут строиться, уже приступит к производству. В этом заключается логика опцион-ной модели оценки проектов, которая в отличие от стандартной и, безусловно, устаревшей методики дисконтирования денежных потоков расширяет горизон-ты понимания инвестиционной активности. Но здесь завод пострадал из-за от-сутствия квалифицированного финансового управления. То же наблюдалось и при выборе способов финансирования. Абсолютное большинство рассмот-ренных проектов в инвестиционном портфеле наших промышленников по фи-нансовым параметрам были несовместимы с принципами финансирования дол-гов, которые накопились у Кирпичного завода. Последнее предполагает боль-шие объемы финансирования под стабильные долгосрочные поступления, в то время как большинство проектов носили венчурный характер, который всегда тяготел к финансированию собственным капиталом. Но, несмотря на все эти трудности, инвестиционный процесс шел, и, как показала практика, содержание инвестиций было достаточно привлекательно. Это значит, что рыночная цена Кирпичного завода будет иметь тенденцию к повышению уже в краткосрочной перспективе. Тем не менее, хотелось бы особенно выделить острейшую проблему для Кирпичного завода - нехватку денежных оборотных средств, так как доля производства кирпича довольно устойчива (80 - 81%). Что свидетельствует о том, что порождена она во многом общими для всех внешними условиями и лишь отчасти является симптомом плохой работы Кирпичного завода. Обусловлена такая ситуация комплексом причин. Одна из них, по мне-нию руководства завода - продолжающееся обесценение оборотных средств из-за инфляции. Скорость оборота, продолжительность производственного цикла и сроки расчетов таковы, что реальные денежные потери часто невоз-можно возместить даже при росте цен. Кроме того, существенным является резкое сокращение сферы сбыта и наличие на складе, а также в цехах остатков готовой продукции. Это обусловлено снижением спроса на продукцию как из-за структурных перемен (спад производства, отмена госзаказа и т. п.), так и из-за финансовых трудностей потенциальных потребителей (неплатежеспособ-ность, слишком высокие цены и др.). Поступая на склады, сырье, материалы, комплектующие под воздействием инфляционных ожиданий, предприятия сами обостряют проблему свободных денежных средств. Известно, что на данный момент в вопросах производства директор сам принимает решения, обеспечивающие наиболее быстрое получение выгод. Это не единственный критерий. Интересам предприятий могут служить различные стратегии и действия, последствия которых для общих экономических показа-телей и успеха реформ могут оказаться весьма неоднозначными. Например, Кирпичный завод стал перестраивать свою деятельность в соответствии с но-выми условиями. Однако в период инфляции разнообразные возможности для серьезных преобразований ограничены, а значит, нет широкого выбора стратегий. В такой ситуации Кирпичный завода не мог рассчитывать на стабильность в действиях партнеров. Скорее, директор завода вынужден был считаться с действиями дру-гих предприятий, а в принятии решений большую роль играет интуиция. Отчасти сроки окончательного принятия решений директором завода за-висел от того, как скоро он смог найти оптимальную стратегию финансового планирования. На Кирпичном заводе был взят курс на наращивание производ-ства. Однако, следует учесть, что с увеличением размера предприятия коли-чество связей между работниками значительно возрастет. Эти связи зачастую регулируются неписаными правилами, которые складываются постепенно, в процессе накопления работниками производственного опыта. В ходе пере-стройки характер производственных задач меняется, и прежние правила уста-ревают. Но до того, как рабочие не научатся по-новому организовывать произ-водственный процесс, возможен даже спад производства. И это также следова-ло бы учитывать при финансовом планировании. Чем больше предприятие, тем сложнее перестройка производства и тем больше времени она займет. Издержки и выгоды того или иного «способа» финансового планирования также зависят от специфичности производственных фондов предприятия, то есть от того, насколько жестко предприятие ориентировано на выполнение оп-ределенных производственных задач и на обслуживание конкретных потреби-телей. Чем специализированнее профиль предприятия, тем труднее приспосо-бить его к выполнению других задач. Неопределенность спроса на кирпич обошлось заводу дороже, а замена его фондов требует больших затрат. Дирек-тор в данном случае, вероятно, предпочтет такое планирование, при котором оптимальная стратегия - это сохранение прежнего порядка ведения дел. Обычно считается, что контроль над предприятием находится в руках ди-ректора (под контролем подразумевается право принимать решения по произ-водственным и финансовым вопросам). В условиях рыночной экономики такие полномочия имеет владелец фирмы, а в условиях централизованного планиро-вания - государство. В обоих случаях право принятия решений по производ-ственным и финансовым вопросам, как правило, передается администрации. Однако владелец сохраняет за собой право распоряжаться чистым доходом предприятия. Номинально в условиях экономики периода инфляции собствен-ником большинства предприятий и юридическим владельцем их чистых дохо-дов по-прежнему является государство. ЗАЛЮЧЕНИЕ Инфляция один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмис-сии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных дейст-вий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных про-цессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. Нельзя сказать, что инфляция в различных ее проявлениях носит случайный характер, нет, это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный ха-рактер. В экономически развитых странах инфляция может рассматриваться как неотъемлемый элемент хозяйственного механизма. Однако в них она не пред-ставляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко ис-пользуются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом учиты-вать многофакторный характер инфляции. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйствен-ной деятельности, проведению определенных мер по регулированию цен и до-ходов. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти нелегкий путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяй-ства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую эконо-мику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нель-зя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские пробле-мы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью отно-сится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внеш-ней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономиче-ского положения. Хочется надеяться, что проблемы финансового планирования выходят на новый уровень и реформаторская политика действующего правительства будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление бу-дет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и прило-жить все усилия, чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успеш-ное развитие экономики зависит от совместных действий всего населения Рос-сии. ЛИТЕРАТУРА 1. Булатов А.С. Учебник по курсу «Экономическая теория». - М. 1997. 5. Геращенко В.В. Проблемы инфляции в Российской экономике и роль бан-ковской системы. //Деньги и кредит. - М., 1993. - № 2. 6. Глазьев С. Как добиться экономического роста? (Макродинамика переход-ной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // РЭЖ. 1996. - № 7. 7. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита». - М., 1995. 8. Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В. - Ки-ров, 1994. 9. Лившиц А. Введение в рыночную экономику - М., 1991. 10. Лившиц А. «Инфляция» Российский экономический журнал - 1992 - № 6. 11. Лившиц А. «Инфляция» Российский экономический журнал - 1992 - № 5. 12. Лившиц А. «Инфляция» Российский экономический журнал - 1992 - № 4. 13. Панкратова И. Стагфляция стала фактом. "Российский экономический жур-нал" - 1992. - № 3. 14. Российский экономический журнал № 12 - 1995. 15. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории». - М., 1995. 16. Самуэльсон П. Экономика. - М. 1992. 17. Фальцман В. "Инфляция" //Экономические науки № 2, 1992. 18. Шагинян Г.А. «Общая экономическая теория» курс лекций. Ростов-на-Дону. 1996. 19. Шенаев В.Н. Чтобы остановить процесс инфляции, нужно остановить падение производства. //Деньги и кредит. - 1993. - № 12. 20. Эклунд К. Эффективная экономика - М.,1991. 21. Экономикс.- М: " Республика "- 1993. 22. Аудиторские материалы по Кирпичному заводу в г. Беслане за 2000 г. |