Проблма похищения государственного и общественного имущества Введение..................................................................................... Глава 1. Криминалистическая характеристика хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными лицами............................................................................. Глава 2. Злоупотребление должностными полномочиями и их превышение...................................................................... 2.1. Злоупотребление полномочиями............................................ 2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов своими полномочиями................................................................... 2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб............................................................. Глава 3. Борьба с преступлениями совершенными должностными лицами.............................................................................. 3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного расследования хищений........................................................ 3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного расследования................................................................... Заключение...........................................................
....................... Список используемой литературы...................................................... ..5 13 13 15 21 26 26 30 35 37 ВВЕДЕНИЕ В борьбе с преступностью важную роль играют своевремен¬ное раскрытие и расследование хищений государственного или общественного имущества, совер-шенных должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем зло-употребления слу¬жебным положением. Указанные хищения приняли в стране осо¬бую распространенность, ежегодно принося государству много¬миллионный ущерб. Закон о собственности, принятый 6 марта 1990 г., провозгласив различные формы собственности, особое внимание уделяет регламентации государственной и коммунальной собственности, устанавливая, что «распоряжение и управление государственным имуществом осуществляют от имени народа... соответствующие уполномоченные государствен¬ные органы» . К коллективной собственности За-кон относит соб¬ственность любых объединений, являющихся юридическими ли¬цами, включая и собственность общественных организаций. Крупные, хорошо замаскированные хищения, наряду с бесхозяйственно-стью, взяточничеством, составляют питательную среду для теневой экономики, на основе которой возникла организо¬ванная преступность, представляющая сегодня исключительную общественную опасность. В криминалистике разработке частной методики расследова¬ния хищений уделяется большое внимание, о чем свидетельству¬ет издание многочисленных монографий, пособий, научных ста¬тей, обзоров. Вопросы борьбы с хищениями также были пред¬метом обсуждения на международных симпозиумах криминали¬стов. Происходящие в настоящее время изменения в законодатель¬ных актах тре-буют постоянного совершенствования научных ре¬комендаций, переосмысления отдельных положений методики рас¬следования хищении и, в частности, с учетом тех разработок криминалистической характеристики данного вида преступлении, ко¬торые осуществлялись в последние годы. С переходом к рыночным отношениям создаются различные формы пред-принимательства: ассоциации, биржи, кооперативы, арендные, совместные и дру-гие предприятия. В связи с этим воз¬никают условия для хищений, порождая но-вые, не обобщенные криминалистикой способы их подготовки и совершения. По-требуется определенный период времени для дальнейших научных исследований в области криминалистической методики расследо¬вания данного вида преступле-ний, опирающихся на глубокий ана¬лиз и обобщение практики следственных под-разделений и вновь созданных отделов по раскрытию преступлений в сфере эко-но¬мики. Однако и в новых условиях становления экономики Россий¬ской Федера-ции борьба с преступными посягательствами на го¬сударственное или обществен-ное имущество была и остается од¬ной из главных задач правоохранительных ор-ганов. Актуальность работы обусловлена тем, что в борьбе с преступностью важную роль играют своевремен¬ное раскрытие и расследование хищений госу-дарственного или общественного имущества, совершенных должностными лица-ми путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления слу¬жебным по-ложением. Указанные хищения приняли в стране осо¬бую распространенность, ежегодно принося государству много¬миллионный ущерб. Целью курсовой работы является: расследование хищений государственного или общественного имущества, оказание помощи в профессиональной ориента-ции в процессе возникающих следственных ситуаций и принятии соответствую-щих решений. Задачи работы: 1. Изучить элементы криминалистической характеристики хищений. 2. Дать характеристику хищениям. 3. Исследовать значение криминалистической характеристики хищений. 4. Определить факты злоупотребления должностными полномочиями. 5. Выявить меры борьбы с преступлениями совершенными должностными лицами. ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, СОВЕРШЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ Хищения государственного или общественного имущества, совершаемые должностными лицами, имеющими доступ к на¬ходящимся в их ведении товарно-материальным ценностям или денежным средствам, представляют среди других видов хищений наибольшую опасность. Преступная деятельность таких лиц, осуществляемая путем растрат, при-своений государственного или общественного имуще¬ства либо злоупотреблений служебным положением характери¬зуется следующими чертами: 1. Организованность групп расхитителей. Хотя хищения го¬сударственного или общественного имущества могут совершаться и отдельными лицами, и не всякая группа расхитителей является признаком организованной преступности, именно последняя по¬лучила наибольшую распространенность. Организованные хище¬ния рассматриваются как сложная система с различными связями между группами, осуществляющими преступную деятельность в виде промысла и стре-мящимися обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции. Устойчивость таких групп различна. Обычно они включают значительное количество лиц, занимающих определенное поло¬жение в иерархической структу-ре группы в зависимости от долж¬ности, личных качеств, преступного опыта, на-личия связей с ра¬ботниками других ведомств. 2. Деятельность расхитителей часто выходит за пределы од¬ного региона, а «география» преступления может включать объек¬ты, рассредоточенные на терри-тории не только разных областей определенного региона, но и за его пределами. 3. Многообразие способов хищений, различающихся как по отраслям на-родного хозяйства, так и от стадий самой преступной деятельности (подготовка, непосредственное осуществление хищений, сокрытие следов, реализация похи- щенного и т. п.) . 4. Значительность материального ущерба, причиненного государству, а также иные негативные последствия (например, нарушения поставок сырья и дру-гих материалов). | 5. Выделение в случаях организованных хищений, своего рода «фонда» по-хищаемый товарно-материальных ценностей и особен¬но денежных средств для создания прикрытия («крыши») деятельности преступных групп путем подкупа коррумпированных лиц, прежде всего, сотрудников правоохранительной систе-мы, а также перерожденцев из государственного аппарата. 6. Наличие закономерной связи хищений с другими преступ¬лениями (взя-точничество, выпуск недоброкачественной продукции, приписки, бесхозяйствен-ность, обман покупателей, нарушение пра¬вил о валютных операциях и др.). Хищения государственного или общественного имущества - это экономи-ческие преступления. Они могут быть классифици¬рованы по следующим основа-ниям: 1. По лицам, совершивших хищения: должностные лица и дру¬гая категория лиц. 2. По отраслям хозяйственной деятельности: хищения на помыленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на предприяти¬ях легкой промышленности. 3. По предмету хищения: товарно-материальные ценности или денежные средства. 4. По времени совершения преступлений: хищения длитель¬ные и ситуаци-онные. 5. По степени организованности, разветвленности и составу группы расхи-тителей (организованные хищения с привлечением в группы расхитителей, дейст-вующих в других организациях) и без такового. 6. По способу совершения: простые хищения (совершенные путем непо-средственного незаконного завладения имуществом или денежными средствами) и замаскированные. В системе элементов криминалистической характеристики хищений спосо-бам совершения этого вида преступлении уделяется особое внимание. В криминалистическом смысле под способом совершения хи¬щения целесо-образно понимать «объективно и субъективно обу¬словленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления, оставляющую различ-ного рода следы вовне, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобра¬зии преступного поведения правонарушителя, его отдельных лич¬ностных данных и соответственно определить наиболее оптималь¬ные методы решения задач раскрытия преступле-ния» . Способы совершения хищений могут быть классифицированы по различ-ным основаниям. Например: 1. Применительно к этапам преступной деятельности. 1.1. Способы, применяемые при подготовке хищений: - получение и анализ интересующей расхитителей инфор¬мации об эконо-мических и иных факторах деятельности конкрет¬ного предприятия; - моделирование хищения, изменение учетно-отчетной си¬стемы, опреде-ление функций членов преступной группы и др.; - формирование резервов хищений. 1.2. Способы реализации преступного замысла расхитителей: - создание излишков; -| изъятие материальных ценностей или денежных средств; - реализация похищенного. 1.3. Способы маскировки преступной деятельности и ее резуль¬татов: - изменения основных экономических показателей в плано¬вых и финансо-вых документах; - изменения в документах, сопровождающих движение то¬варно-мате-риальных ценностей; - изменения в системе учета и отчетности и др. 1.4. Способы использования похищенного имущества: - для личного потребления; - для воспроизводства преступной деятельности; - для прикрытия совершенного хищения. 2. Применительно к системе учета материальных ценностей или денежных средств (или отсутствия таковой). 2.1. Способы хищения оприходованного имущества. 2.2. Способы хищения неоприходованного имущества. Оприходованные то-варно-материальные или денежные средст¬ва могут быть похищены следующими способами: - путем их изъятия и присвоения без последующего сокры¬тия недостачи; - путем изъятия и присвоения этих средств со последующим сокрытием недостачи. При первом, наиболее простом, способе материально ответсвенные лица присваивают или растрачивают находящиеся в их распоряжении деньги или това-ры, не совершая действий направленных на сокрытие или маскировку недостачи, насчитывая на то, что она не будет обнаружена при проведении инвентаризации или на ее покрытие в будущем. Поэтому главным призна¬ком такого способа хи-щений является наличие недостачи товар¬но-материальных ценностей. Хищения, совершаемые этим спосо¬бом, носят, как правило, эпизодический характер. К этой же группе относятся хищения в пределах установленных норм есте¬ственной убы-ли, когда расхитители изымают «сэкономленное» в свою пользу. Способы хищений, относящиеся ко второй группе, отличают¬ся повышен-ной сложностью, так как часто предполагают пред¬варительный сговор с работни-ками бухгалтерии, которые помо¬гают скрыть недостачу, совершая подлоги в до-кументах. Это наи¬более распространенный способ хищений. В сфере торговли к подобным способам прибегают, например, при переоценке това¬ров путем состав-ления подложных актов в соучастии с экспер¬тами из бюро товарных экспертиз, при оформлении «порчи» про¬довольственных товаров, при составлении подлож-ных закупочных актов на сданную в магазин продукцию или на продукты, при¬обретенные на рынках. В бухгалтерских документах хищения часто скрываются путем подчисток, дописок или допечаток в подлинные экземпляры. При осведомленности материально ответственных лиц о вре¬мени проведе-ния плановой инвентаризации используются различ¬ные приемы сокрытия недос-тачи: - временный завоз с других предприятий однородных това¬ров; - использование гигроскопических свойств некоторых товаров (сахар, соль, мука) поглощать влагу и увеличивать тем самым вес; - заимствование в других местах денежных сумм; - несвоевременное оприходование поступивших товаров; - составление фиктивных актов на списание товарно-матери¬альных ценно-стей; - пересортица товаров, замена ценников; - подделка товарно-денежных документов и др. Изъятие денежных средств и их присвоение с последующим сокрытием не-достачи осуществляется; - путем составления подложных счетов, трудовых и присвоения необосно-ванно начисленных по этим сумм; - завышением в нарядах объема и стоимости выполненных работ с после-дующим изъятием необоснованно начисленных де¬нег с помощью подставных лиц; - присвоением денежных средств, необоснованно начислен¬ных по под-ложным командировочным удостоверениям, расход¬ным кассовым ордерам, аван-совым отчетам и т.д. Разновидностью рассматриваемого способа хищения с после¬дующим со-крытием недостачи является совершение бестоварных операций по отпуску и по-лучению товарно-материальных ценно¬стей. Этот способ возможен при предвари-тельном сговоре работ¬ников двух предприятий, когда один участник выписывает бес¬товарную накладную на отпуск товарно-материальных ценностей, а другой - на их оприходование. Образованная при этом недоста¬ча, фактически не посту-пивших товаров, скрывается за счет не¬учтенных излишков или подлога в учетных записях. Для способов хищений неоприходованного государственного или общест-венного имущества характерно предварительное соз¬дание резерва товарно-материальных ценностей с целью после¬дующего обращения их в свою пользу 'или в пользу других лиц. Особенностью указанных способов хищений является то, что они не значатся на балансе предприятий как недостача или излиш¬ки то-варно-материальных ценностей. Полное неоприходование поступивших в торговые предприятия товаров возможно лишь при наличии предварительного сговора торговых работников с работниками предприятия-поставщика, где были созданы неучтенные излишки выработанной продукции. При приеме такой продукции расхитители занижают количественные и качественные показатели в приходных документах, составляют подложные приемные акты. Используется и прием списания ча¬сти поступивших от поставщика товаров на сверхнормативные потери, которых фактически не бы-ло . Вырученные от реализа¬ции товаров деньги присваиваются участниками пре-ступной группы. На предприятиях, выпускающих товары народного потребле¬ния или имею-щих производственно-техническое назначение, воз¬можно изготовление расхити-телями неучтенной продукции из нелегально приобретенного сырья и полуфаб-рикатов. При этом используются не только торговые предприятия, но и коопера¬тивы. Анализ способов совершения хищений позволяет охарактери¬зовать типич-ные материальные следы этого вида преступлений и вероятные места их обнару-жения. Такие следы могут быть обнаружены, прежде всего в различ¬ных докумен-тах, которыми оформляется движение товарно-материальных ценностей или де-нежных средств. К ним относятся: на¬ряд, накладная, счет, приходный кассовый ордер, кассовый отчет, официальная справка бухгалтерии о движении денежных средств их балансовому счету, документ оперативного учета; платежная ведо-мость, акт служебного расследования; инвентаризационная опись; сличительная ведомость по результатам инвентаризации; сличительная ведомость с отражением оборотов по приходу и расходу; акт документальной ревизии и др. Следы, отражающие отдельные действия расхитителей, могут быть уста-новлены на материальных объектах, на орудиях труда, средствах производства и др. Отдельные конкретные операции расхитителей могут найти отражение и в сознании свидетелей-очвидцев. Похищенное иму¬щество, равно как и денежные средства, используются преступ¬никами для личного обогащения, получения раз-личных благ, а потому указанные факты могут найти отражение в сознании са¬мых разных категорий свидетелей (соседи, сослуживцы и др.). В системе элементов криминалистической характеристики хи¬щений опре-деленное значение имеет один из ее элементов - изу¬чение личности расхитите-лей. Помимо индивидуальных данных, присущих каждому участни¬ку хищения, сведения, характеризующие личность расхитителей, со¬держат и то общее, что проявляется прежде всего в мотивах пре¬ступной деятельности. Основными моти-вами, как правило, являют¬ся: стремление любым путем удовлетворить потреб-ность обогаще¬ния, жажда наживы, часто переходящая в алчность. Стремление из-влечь выгоду является фундаментом всех взаимоотношений меж¬ду должностны-ми лицами и другими соучастниками преступной группы. В организованной преступности личностные качества расхити¬телей, как указывалось выше, соотносятся с тем положением, ко¬торое занимает конкретное лицо: является ли оно организатором хищений, непосредственным исполнителем преступных действий, пособником и т. п. Особую категорию образуют в этом случае так называемые «лидеры». Обычно они оставляют за собой возмож¬ность выполнения тех операций, как, например, установление кон¬тактов с необходимы-ми лицами - работниками планирующих, снабженческих, контролирующих или правоохранительных орга¬нов. Среди преступников, участвующих в деятельности орва-зован-ных групп расхитителей, имеются и лица, которых организаторы хищения используют для сбыта и транспортировки похищенного; шоферы, грузчики, продавцы магазинов и т. д. ГЛАВА 2.ЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМО-ЧИЯМИ И ИХ ПРЕВЫШЕНИЕ 2.1. Злоупотребление полномочиями Вопрос о влиянии экономических отношений на преступность и наоборот - один из наиболее актуальных в социальной практике современной России. Ха-рактер рыночных отношений обусловлива¬ет определенные требования: обеспече-ние правового положения участников, свободу принятия решений, ответствен-ность за их ре¬зультаты. Такое регулирование происходит в основном экономиче¬скими методами, однако, иногда появляется необходимость уголовно-правового воздействия. Пример тому - установление уголовной ответственности за престу-пления против интересов службы в ком¬мерческих и иных организациях, в частно-сти, за злоупотребление полномочиями. Непосредственным объектом преступления является нормаль¬ная управлен-ческая деятельность коммерческой или иной организации. Дополнительным объ-ектом выступают права и законный интересы граждан, организаций, охраняемые законом интереса общества и государства. С объективной стороны злоупотребление полномочиями при¬знается пре-ступлением при совокупности ряда обязательных при¬знаков: использование лицом, выполняющим управленческие функции своего слу-жебного положения вопреки законным интересам орга¬низации, которую оно представляет; причинение указанным деянием существенного вреда права» и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам обще-ства или государства; наличие причинной связи между совершенным деянием и пре¬дусмотренными законов последствиями. Термин "вопреки интересам организации" означает соверше¬ние действий (бездействия) вопреки определенным в законе или учредительных документах задачам деятельности организации. Существенный вред - категория оценочная. Будучи по сво¬ему характеру как имущественным в виде прямого реального ущерба или упущенной выгоды, так и любым иным (моральным, физиче¬ским, организационным), он может быть причинен как правам гра¬ждан и организаций, так и интересам общества или госу-дарства. Существенность вреда зависит от его характера, размера, особен¬ностей и числа потерпевших, а потому в каждом случае оценивается органами предвари-тельного следствия и суда сугубо индивиду¬ально. Особенностью состава преступления, является определенный в примечании к статье порядок при¬влечения к уголовной ответственности в зависимости от то-го, кому причинен ущерб. Если деяние причинило вред интересам исключи¬тельно коммерческой организации, оно преследуется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если интересам других орга¬низаций, а также интересам граждан, общества или государства - на общих основаниях. Состав преступления по кон-струкции - материальный. Пре¬ступление считается оконченным с момента на-ступления в резуль¬тате злоупотребления полномочиями существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым пра¬вам и ин-тересам общества и государства. Субъективная сторона преступления - прямой умысел и наличие специ-альных целей. Виновный сознает, что использует свои функции вопреки интере-сам организации, и желает этого в целях либо извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам. Субъект преступления - специальный. Согласно примечанию к ст. 201 УК, им может быть лишь лицо, постоянно, временно либо по специальному полномо-чию выполняю¬щее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государ-ственным органом, органом местного само¬управления или муниципальным учре-ждением. К организационно-распорядительным относятся при этом функции по управлению трудовым коллективом (найм, увольне¬ние, распределение обязанно-стей, организация труда и т. д.), к ад¬министративно-хозяйственным - по управ-лению имуществом. Часть 2 ст. 201 УК предусматривает квалифицированный состав преступле-ния, квалифицирующим признаком которого явля¬ется причинение тяжких по-следствий. Установление тяжких последствий - прерогатива следствен¬но-судебных органов. Это может быть и причинение крупного иму¬щественного ущерба, и эко-номическое банкротство потерпевших, и такое воспрепятствование нормальной деятельности государствен¬ных органов или общественных организаций, которое создает угро¬зу их финансовой стабильности. 2.2. Злопотребление частных нотариусов и аудиторов своими полномочиями Придание правового статуса частному нотариату и аудитор¬ской деятельно-сти обусловило рождение качественно новых форм преступного поведения. Сре-ди них - злоупотребление своими пол¬номочиями со стороны частных нотариу-сов и аудиторов. Общественная опасность рассматриваемого преступления за¬ключается в том, что нотариус или аудитор, используя предостав¬ленные им законом широкие полномочия, при наличии преступных устремлений способны дезорганизовать нормальную управленче¬скую и другую деятельность коммерческих и иных орга-низаций, причинить существенный вред охраняемым правам и законным интере-сам различных лиц. Непосредственный объект преступлений - установленный государством порядок совершения нотариальных и аудиторских действий. Деятельность частного нотариата регламентируется законода¬тельством Рос-сии о нотариате, который призван совершать от име¬ни Российской Федерации все необходимые нотариальные дейст¬вия. Аудит представляет собой предпринима-тельскую деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансо¬вой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых дек¬лараций и других обязательств и требований экономических субъ¬ектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. С объективной стороны преступление характеризуется сово¬купностью трех обязательных признаков: 1) использованием ви¬новным своих полномочий вопре-ки задачам своей деятельности; 2) наступлением общественно опасного последст-вия - существенного вреда указанным в законе интересам и 3) причинной свя-зью между использованием полномочий и наступлением означенных в законе по-следствий. Использование полномочий частным нотариусом или аудито¬ром - это со-вершение виновным действий (бездействия), входя¬щих в круг профессиональных прав и обязанностей вопреки зада¬чам своей деятельности. В соответствии с законодательством о нотариате, круг полно¬мочий нота-риусов достаточно широк и многообразен: удостоверение сделок; выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение (и снятие) запрещения отчуждения имущества; свидетельство верности копий документов и выписок из них, перевода до-кументов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; нахо¬ждения граж-данина в определенном месте, тождественности граж¬данина с лицом, изображен-ным на фотографии, времени предъяв¬ления документов; передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей, протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков; принятие на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств. При отсутствии в нотариальном округе государственной нота¬риальной кон-торы в круг полномочий частного нотариуса входит также выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, выдача свидетельств о праве собственности в случае смерти одного из супругов. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законо¬дательными актами России могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, наделяется достаточно широким объемом прав, что естественно влечет и выполнение им строго определенных обязанностей по их осуществлению. Прежде всего действия нотариуса должны обеспе¬чивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в связи с чем одной из наиболее важных его обязанностей яв-ляется сохранение тайны совершаемых действий. Нотариус не вправе выдавать сведения, оглашать документы, которые стали известны ему в связи с совершени-ем нотариальных действий (в том числе и после сложения с себя полномочий или увольнения), иначе как по требованиям общего или арбитражного суда, проку¬ратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производ¬стве уголовны-ми и гражданскими делами. Кроме того, нотариус не вправе: заниматься пред-приниматель¬ской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические услуги при заклю¬чении договоров; совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). При нарушении этих правил его деятельность может быть, по представле-нию нотариальной палаты, прекращена судом, а в слу¬чае причинения существен-ного вреда правам и законным интере¬сам граждан или организаций либо охра-няемым законом интере¬сам общества или государства налицо объективная сторо- на престу¬пления . Объективная сторона преступления может состоять также из действий (без-действия), формально находящихся в сфере профес¬сиональной компетенции ча-стного нотариуса, но по сути своей яв¬ляющихся незаконными (удостоверение не-законных сделок, удо¬стоверение фактов, которые в наличии отсутствовали, со-ставление фиктивных завещаний, умышленное непринятие мер к охране на¬следственного имущества, выдача незаконных свидетельств о пра¬ве на наследство и т. п.). Указанная "нотариальная" деятельность не только причиняет существен-ный вред указанным выше правам и интересам, но и создает широкие возможно-сти для "отмывания" любых теневых капиталов, для придания легальных форм незакон¬ному приобретению имущества и т.п. Состав преступления, - материальный а потому в качестве обязательного признака объективная сторона включает наступле¬ние общественно опасного по-следствия в виде существенного вре¬да указанным в законе интересам. Понятие "существенный вред" - категория оценочная. По своему характе-ру вред может быть имущественным (в виде пря¬мого реального ущерба или упу-щенной выгоды) и неимуществен¬ным (моральным, организационным, физиче-ским и др.). Между при¬чинением существенного вреда и противоправным деяни-ем винов¬ного должна быть обязательно установлена причинная связь. Объективная сторона злоупотребления полномочиями част¬ного аудитора заключается в действиях, нарушающих установлен¬ные для аудиторской деятель-ности запреты, либо в бездействии, т.е. невыполнении обязательных для частного аудитора требова¬ний. Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в России, это: неквалифицированное проведение аудиторской про¬верки (перепро-верки); предоставление недостоверных сведений; дея¬тельность, не предусмотрен-ная лицензией; предоставление полу¬ченных в ходе аудита сведений третьим ли-цам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исклю¬чением случаев, предусмотренных законодательством России; со¬крытие обстоятельств, исключающих возможность проведения ау¬диторской проверки экономического субъекта; проведение провер¬ки аудиторами, которые являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями или иными долж-ностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответствен-ность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состо¬ят с ука-занными лицами в близком родстве или свойстве; аудито¬рами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгал-терского учета, а также состав¬лению финансовой отчетности. Аудитор, допустивший перечисленные нарушения, лишается лицензии, а в случае причинения существенного вреда правам и интересам граждан или органи-заций либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит уголовной ответст¬венности. Между противоправным деянием частного аудитора и причинением существенного вреда должна существовать причин¬ная связь. Субъективная сторона преступления характеризуется пря¬мым умыслом и специальной целью - извлечение выгод и пре¬имуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Виновный сознает, что использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности, и желает совершить их именно таким образом. Отношение субъек-та к причинению существенного вреда также охватывается его сознанием и волей, но не оказывает ре¬шающего влияния на определение формы и вида вины, по-скольку в этом последствии реализуется ущерб не основному, а дополнитель¬ному объекту. Под извлечением выгод для себя или других лиц следует по¬нимать желание получить имущественную выгоду либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие воз¬можность занятия частной нотариальной или аудиторской деятель¬ностью; скрыть убытки, возникшие в результате неквалифи-циро¬ванной аудиторской проверки, либо материальный или моральный ущерб, причиненный в результате некомпетентного осуществления нотариальных дейст-вий; стремление извлечь выгоду неимущест¬венного характера, обусловленную такими побуждениями, как карь¬еризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить дей¬ствительное положение дел, получить взаимную услугу, зару-чить¬ся поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. Под "другими лицами", о которых идет речь в законе, следует понимать не только родственников, близких, знакомых и деловых партнеров, но и любых дру-гих лиц, в извлечении выгод и преиму¬ществ для которых заинтересован нотариус или аудитор. Нанесение вреда заключается в причинении имущественного и неимущест-венного вреда лицам по мотивам мести, ненависти, ревности и другим побужде-ниям. Субъект преступления - специальный. Частным нотариусом является гражданин России, имеющий высшее юри-дическое образование, прошедший стажировку у госу¬дарственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и назначенный на должность нотариуса. Частный аудитор - лицо, имеющее экономическое или юри¬дическое (выс-шее либо среднее специальное) образование, стаж работы не менее трех лет (из последних пяти) в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (ау-диторской фирмы), бух¬галтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, науч¬ного работника или преподавателя по экономическому профилю; имеющее лицензию на занятие аудиторской деятельностью и вклю¬ченное в государствен-ный реестр аудиторов, которое занимается аудиторской деятельностью самостоя-тельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе ауди-торской фирмы на основании трудового соглашения (контракта). Уголовный кодекс предусматривает два квалифицирующих признака: совершение преступления в отношении заведомо несовершен¬нолетнего или недееспособного; совершение преступления неоднократно . Несовершеннолетним является лицо от 14 до 18 лет; недее¬способным - лицо, не способное в силу возраста или психического состояния приобретать своими действиями гражданские права и создавать для себя гражданские обязан-ности. В силу специфики осуществления преступной деятельности совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолет¬него или недееспособного касается только злоупотребления полно¬мочиями частного нотариуса. Повышен-ная общественная опасность в таком случае объясняется необходимостью особой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных. Неоднократность как квалифицирующий признак предпола¬гает совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 202 УК, два или более раза, если ни за одно из преступлений лицо не осво¬бождалось от уголовной ответственности, ли-бо судимость лица в случае осуждения за первое деяние не была погашена или не снята в установленном законом порядке. Для привлечения лица к уголовной ответственности за неод¬нократное со-вершение преступления не имеет значение тождест¬венность ранее и вновь совер-шенных деяний. Тождественность пред¬полагается юридическая, формы же зло-употребления могут и не совпадать. Особенностью состава является то положение, что, согласно примечанию к ст. 201 УК, если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся госу¬дарственным или муниципальным предприяти-ем, уголовное пре¬следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние причинило вред интересам других орга¬низаций, а так-же интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осу-ществляется на общих основаниях. 2.3. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб Включение в Уголовный кодекс России состава преступления, предусмат-ривающего ответственность за превышение полномочий служащими частных ох-ранных или детективных служб было про¬диктовано, в основном, двумя взаимо-связанными причинами: необ¬ходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных пося¬гательств в сфере предпринимательской и иной экономической дея¬тельности и установлением правового контроля за законностью дей¬ствий ча-стных правоохранительных органов (служб). Непосредственным объектом преступления является установ¬ленный госу-дарством порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности, под которой, согласно одноименному за¬кону, следует понимать оказание на воз-мездной договорной основе услуг предприятиями, имеющими специальное раз-решение (лицен¬зию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов (юридических и физических лиц). Дополнительным объектом могут выступать честь, достоин¬ство, телесная неприкосновенность, здоровье граждан. Объективную сторону преступления образует совокупность трех обязатель-ных признаков: превышение полномочий, предоставленных лицензией; противоречие действий задачам частной детективной или ох¬ранной дея-тельности; применение насилия или угрозы его применения. Согласно закону, частным детективам разрешается: сбор све¬дений по граж-данским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых перего¬воров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного ис-пользо¬вания в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наимено-ваний, недобросовестной конкуренции, а также разглаше¬ния сведений, состав-ляющих коммерческую тайну; выяснение био¬графических и других характери-зующих личность данных об от¬дельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших гра¬ждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреж¬дениями, ор-ганизациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной осно-ве с участниками процесса (существенное требование - в течение суток с момен-та заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан пись-менно уведо¬мить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокуро¬ра или суд, в чьем производстве находится уголовное дело). В функции лиц, занимающихся охранной деятельностью, вхо¬дят: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собст¬венников, в том числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка реко-мендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посяга-тельств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Под превышением полномочий, предоставленных лицензией на занятие ча-стной детективной или охранной деятельностью, сле¬дует понимать совершение действий, явно выходящих за пределы правомочий, очерченных законом о част-ной детективной и охран¬ной деятельности (осуществление действий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье граждан, использование технических и иных средств, способных причинить такой вред, и т. п.). К специальным средствам относятся резиновые палки, наруч¬ники, слезото-чивый газ и другие средства, предусмотренные Пе¬речнем видов специальных средств, используемых в частной де¬тективной и охранной деятельности. Приме-нение их разрешено в тех случаях, когда ненасильственные способы предупреди-тельного воздействия не дали желаемых результатов, и только тогда, когда это необходимо для отражения нападения, непосредственно угро¬жающего жизни и здоровью частного охранника или детектива либо при защите жизни и здоровья охраняемых граждан, а также для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивле-ние. Но и при подобных ситуациях необходимо проявлять сдержанность, сводя к минимуму возможность причинения вреда здоровью напа¬дающих либо иных лиц. В частности, запрещено: бить резиновой палкой по голове, шее и ключичной об-ласти, животу, половым ор¬ганам; прицельно стрелять слезоточивыми веществами по правона¬рушителям, а также применять их повторно в пределах зоны пора¬жения. Категорически запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инва-лидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частно-му детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротив-ления, совер¬шения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здо-ровью частного детектива (охранника) или охраняемой собст¬венности. Подобные же условия и пределы установлены законом для огнестрельного оружие с тем не-большим отличием, что охранники имеют право его применять: 1) для отражения нападения, когда их собственная жизнь под¬вергается не-посредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; 3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении при¬менить ору-жие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается при-менять огнестрельное оружие и при значи¬тельном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица. Применение частным детективом или охранником специаль¬ных средств или огнестрельного оружия с превышением своих пол¬номочий, крайней необходимо-сти или необходимой обороны влекут лишение лицензии, а при наличии призна-ков - уголовную ответственность. Другим обязательным признаком объективной стороны пре¬ступления, пре-дусмотренного ст. 203 УК, является совершение дей¬ствий, составляющих превы-шение полномочий служащими част¬ных охранных или детективных служб вопре-ки задачам их дея¬тельности (защита законных прав и интересов граждан). Признаком объективной стороны преступления является так¬же совершение действий виновным с применением насилия или с угрозой его применения. Под насилием следует понимать в данном случае причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью. Угроза применения насилия означает угрозу убийством или причинением тяжкого вре¬да здоровью. По конструкции анализируемый состав преступления являет¬ся формаль-ным, а потому оконченным в момент совершения дей¬ствий, выходящих за рамки полномочий, предоставленных лицен¬зией, совершенных вопреки задачам детек-тивной либо охранной деятельности и соединенных с применением или угрозой примене¬ния насилия. Субъективная сторона преступления выражена прямым умыс¬лом. Цели и мотивы преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания. Субъект преступления - специальный. Им может быть руко¬водитель или служащий частной охранной или детективной службы. Частным детективом признается гражданин России, получив¬ший в установ-ленном законом порядке лицензию на частную сыск¬ную деятельность; частным охранником - на частную охранную деятельность. Часть 2 ст. 203 УК предусматривает квалифицированный со¬став превыше-ния полномочий служащими частных охранных или детективных служб. Квали-фицирующим признаком является на¬ступление тяжких последствий, выражаю-щихся в причинении тяж¬кого вреда здоровью, длительном заболевании и тому подобных последствий. Особенностью здесь является то, что причинение тяж¬кого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельст¬вах требует дополни-тельной квалификации по ч. 2 или 3 ст. 111 УК. Необходима она и в случае при-чинения смерти потерпевшему. Если деяние, предусмотренное ст. 203 УК, причи-нило вред ин¬тересам исключительно коммерческой организации, уголовное пре¬следование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Ес-ли же интересам других организаций, а также инте¬ресам граждан, общества или государства, то уголовное преследо¬вание осуществляется на общих основаниях. ГЛАВА 3. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ СОВЕРШЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ 3.1. Взаимодействие служб в процессе предварительного расследования хищений Эффективность работы по предупреждению, выявлению и рас¬следованию хищений во многом зависит как от системы действия служб органов внутренних дел, причастных к решению этих проб¬лем, так и от взаимодействия с теми орга-низациями и лицами, ко¬торые привлекаются для решения указанных проблем. Особую актуальность вопросы взаимодействия приобретают при расследо-вании объемных, многоэпизодных дел о хищениях, требующих создания следст-венно-оперативных групп, когда в рас¬следовании принимают участие несколько следователей и работни¬ков дознания. Большой объем следственного производства объек¬тивно не позволяет руководителю группы усвоить и проанализиро¬вать всю поступающую информацию. По таким делам возникает потребность о передаче ряда полномочий тем следователям, ко¬торые отвечают за расследование опреде-ленных участков. Взаимо¬действие следователей и органов дознания осуществля-ется как «по вертикали» - руководитель группы - члены бригад, так и «по го¬ризонтали» - следователь, расследующий конкретный эпизод, и работающий с ним оперуполномоченный ОБЭП. Взаимодействие с оперативными работниками ОБЭП строится в соответствии с нормативными актами и начинается, как прави-ло, до возбуждения уголовного дела в процессе консультаций по материалам ре-визий или поступивших заявлений и сообщений с целью решения вопро¬са о нали-чии повода и основания для возбуждения уголовного де¬ла, выработки тактиче-ских приемов проверки сведений и т. д. В следственной практике следователи по-лучают оперативную инфор¬мацию непосредственно из первоисточников, что спо-собствует объективности восприятия и исключает возможность искажения. Практика подтверждает, что собирание доказательств, эффек¬тивность от-дельных следственных действий, реализация заплани¬рованных тактических приемов обычно зависят от того, как скла¬дываются отношения между членами следственно-оперативной группы. Органы дознания на этапе предварительной проверки выпол¬няют все, что можно сделать до возбуждения уголовного дела. На данном этапе взаимодействие начинается с совместного изучения способов совершения и сокрытия хищения, структуры преступных групп, обсуждаются вопросы процессуального докумен-тирования противоправной деятельности и обеспечения возмещения матери¬ального ущерба. Следователь в необходимых случаях консультирует оперупол¬номоченных ОБЭП в подготовке материалов проверки, правиль¬ном оформлении актов кон-трольных закупок, обмеров и т.п. В дальнейшем для реализации материалов пред-варительной провер¬ки составляется совместный план. Взаимодействие продолжа-ется практически до окончания следствия посредством обмена инфор¬мацией, со-вместного проведения следственных действий и оргмероприятий, а также выпол-нения отдельных поручений и ими не сто¬ит пренебрегать. Например, один из случаев «практики показал, как окончилась попытка следователя провести обыск и арестовать одного из со¬участников хищения. Сле-дователь не стал согласовывать свои дей¬ствия с сотрудниками органов дознания, а лишь известил их на¬кануне предстоящего обыска. В результате расхититель скрылся через дверь, которая соединяла обыскиваемую квартиру с сосед¬ней, и до самого окончания расследования не был задержан. Если бы указанное взаимодей-ствие было своевременным и добросове¬стным, то особенности планировки квар-тиры стали бы известны еще на подготовительном этапе обыска. Как уже отмечалось, расследование хищений предполагает так¬же широкое взаимодействие со специалистами в самых разнооб¬разных формах: при назначе-нии и производстве судебных экспер¬тиз; проведении ревизий; для консультаций и участия в подготов¬ке и проведении следственных и иных действий (обыск, ос-мотр, эксперимент, получении образцов для сравнительного исследования и т.д.) при предварительном исследовании вещест¬венных доказательств; выявлении и устранении причин и условий, способствующих хищениям и т.д. Специалисты при расследовании хищений оказывают помощь при проверке первичных материалов, данных инвентаризаций и ревизий; выявлении фиктивных и поддельных документов; выдви¬жении версий о способах совершения хищения и его сокрытия; оп¬ределении вопросов, подлежащих выяснению. Необходимо взаимодействие со специалистами и в период под¬готовки к производству отдельных следственные действий: - современная кино-, фото-, звуко- и видеозаписывающая ап¬паратура, оп-тическая и компьютерная техника, эффективные сред¬ства связи широко исполь-зуются при обыске, следственном экспе¬рименте, допросе, проверке показаний на месте и других следст¬венных действиях и могут быть выбраны и подготовлены с участи¬ем специалистов, которые выскажут свои соображения о том, ка¬кую аппа-ратуру лучше использовать; - специалисты окажут помощь в определении круга лиц, ко¬торых необхо-димо пригласить для участия в производстве конкрет¬ных следственных действий, например, следственного эксперимента. Организация четкого взаимодействия между экспертами-кри¬миналистами и следователями является гарантией своевременного и качественного проведения неотложных следственных действий по собиранию вещественных доказательств, их поиску, выявлению, за¬креплению, изъятию и исследованию. Это поможет бо-лее качест¬венно использовать материальные следы в раскрытии преступле¬ний, исключит факты необоснованных задержаний и арестов. Взаимодействие со специалистами, привлеченными к проведе¬нию ревизий и бухгалтерских экспертиз, целесообразно начинать до проведения этих действий, с тем, чтобы установить компетент¬ность ревизора, эксперта, а также их незаинте-ресованность в ис¬ходе дела. Эти сведения можно получить и с помощью органов дознания, или привлекая общественность. Совместно с работни¬ками дознания об-суждаются вопросы, которые необходимо поста¬вить перед ревизорами, здесь мо-гут быть использованы консульта¬ции с экономистами, товароведами, технолога-ми. Особый характер имеет участие общественности в расследова¬нии хищений. Главным условием ее привлечения является целесо¬образность и эффективность. Формами ее привлечения могут быть следующие: - получение сообщений о готовящихся и совершенных хище¬ниях; - участие в подготовке и проведении следственных действий; - помощь следственным органам в установлении потерпевших, свидете-лей, местонахождения похищенного или укрытого от описи имущества; собира-ния сведений о личности подозреваемого, обвиняемого, их образе жизни, связях; - участие в контрольных закупках; - участие в обследовании местности, помещений, а также про¬изводстве ро-зыскных мероприятий. Взаимодействие при расследовании хищений не всегда замыка¬ется в рамках следователь - оперативный работник. Зачастую, осо¬бенно при расследовании хищений, связанных с деятельностью ор¬ганизованных групп, подключаются ра-ботники уголовного розыска, при этом проводятся оперативно-розыскные меро-приятия: - обследование предприятия (организации), где совершено хищение с це-лью его изучения, выяснения данных об объекте, его расположении, работающих лицах, режиме и характере их рабо¬ты, путях подхода или подъезда, наличии транспорта (в том числе личного), охраны, сопровождения и т.д.; - рекогносцировка по изучению объектов обыска, установле¬ния возмож-ных границ его проведения, условий, в которых его предстоит проводить; прове-дение заградительных мер при попыт¬ке скрыться; - сбор сведений из непроцессуальных источников (отдельные обстоятель-ства хищения, способы сбыта похищенного, источники получения неучтенного сырья и др.); - организация наблюдения за конкретными лицами, прича¬стными к хище-нию. На практике это взаимодействие реализуется посредством де¬лового сотруд-ничества и должно начинаться с ознакомления с имеющимися материалами перед возбуждением уголовного де¬ла и продолжаться до окончания расследования. Причем, после возбуждения уголовного дела оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться по поручению следователя или с его ве¬дома, но конкрет-ные действия, способы их осуществления, ис¬полнители определяются оператив-ным работником. Организация взаимодействия с работниками ОБЭП и отделов уголовного розыска (ОУР) с целью исследования материальной обстановки при расследова-нии хищения имеет важное значение для обнаружения и изъятия вещественных доказательств, выясне¬ния способа совершения и сокрытия хищения, отыскания укры¬тых материальных ценностей и документов, и решения других вопросов, по-ставленных перед органами предварительного след¬ствия. Под материальной обстановкой здесь имеется в виду помеще¬ние или участ-ки местности вместе с находящимися на них пред¬метами, оборудованием, обес-печивающим деятельность той орга¬низации (учреждения, предприятия), где про-изошло хищение, не¬зависимо от места их дислокации (в одном или различных ре-гиональных). Исследование материальной обстановки проводится как путем опе-ративно-розыскных мероприятий, так и в ходе проведения следственных дейст-вий (осмотр местности, помещений, обыск (кро¬ме личного), проверка показаний на месте, следственный экспери¬мент, допросы и др.) с участием работников опе-ративных служб. 3.2. Профилактика хищений по материалам предварительного расследования В настоящее время общепризнанно, что рост организованной преступности в стране имеет социальные корни. Увеличению хи¬щений государственного или общественного имущества, его ор¬ганизованных форм способствуют кризисные явления в экономи¬ке, острый дефицит товаров, ослабление дисциплины и ответ-ст¬венности. Преступники объединяются в организованные группы, повышается уровень их вооруженности и технической оснащенно¬сти, происходит сращивание преступных групп с коррумпирован¬ными должностными лицами. Причинами совершаемых хищений, наряду с разбалансированностью по-требительского рынка (позволяющего в кратчайшие сро¬ки сбывать похищенное), несовершенством хозяйственного меха¬низма (позволяющего длительное время скрывать хищения и по¬родившего теневую экономику) является и недостаточная эффек¬тивность работы правоохранительных органов в борьбе с хище¬ниями. Ма-териально-техническое обеспечение службы ОБЭП и следствия сегодня не отве-чает современным требованиям, а имею¬щиеся научно-технические достижения используются не в полной мере. Работа по выявлению причин и условий, способствующих хи¬щениям, начи-нается с момента первого ознакомления с материа¬лами и продолжается до на-правления дела в суд. А мероприятия по устранению выявленных недостатков, которые способствовали хищениям - после направления дела в суд. Профилактическую работу следует планировать и осуществ¬лять при произ-водстве следственных и других действий. Так, при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы должны учиты¬ваться ее возможности. Эксперт-бухгалтер в пределах своей ком¬петенции может помочь выявлению обстоя-тельств, способствовав¬ших совершению хищений, и указать меры по их устране-нию. Анализ практики расследования уголовных дел о хищениях дает возмож-ность назвать ряд причин и условий, способствовавших хищениям, характерных для данной категории уголовных дел: - нарушение периодичности инвентаризации, ревизий и низ¬кое их качест-во; - подчиненность ревизорских работников тому ведомству, деятельность которого они контролируют; - ненадлежащая организация учета и хранения ма-териальных ценностей; - недостатки в определении норм расхода сырья и материа¬лов, а также вы-пуска готовой продукции; - нарушение нормативных актов и правил бухгалтерского учета; - несоблюдение правил транспортировки материальных цен¬ностей; - нарушение принципов подбора и расстановки кадров; - неполнота расследования уголовных дел о хищениях, ког¬да не вскрыва-ются глубинные процессы хищений, не выявляются все преступные связи. Расследование дел в сфере экономики характерно тем, что у каждой отрасли производства имеются свои секреты, благодаря которым преступники применяют разнообразные приемы и методы совершения и сокрытия хищений. Так, при расследовании дела о хищении золота выяснили, что условиям со-вершения хищения способствовали: - неупорядоченность или полная безупречность драгоценных металлов, находящихся в различных видах отходов; - умышленное занижение экономии драгоценного сырья (со¬крытие из-лишков). Например, при расследовании уголовного дела о хищениях на приемной ба-зе было установлено, что ее работники грубо нару¬шали порядок приема скота и положение о ведении кассовых опе¬раций: частично бирковали крупный рогатый скот и совсем не бирковали свиней, чем обезличивали скот и избегали контроля за правильностью определения его веса и упитанности; запуты¬вали учет, не про-ставляли номера учетных бирок в квитанциях и гуртовых ведомостях, чем прямо способствовали замене скота, переводе его в низкую категорию по упитанности и весу; не вел¬ся также и учет бланков строгой отчетности, которые затем ис¬пользовали для выписки бестоварных накладных и т.п. Хищению материальных ценностей в строительных организа¬циях способст-вует обычно слабый контроль строительных банков за фактическим исполнением объема работ, а также бесконтроль¬ность со стороны заказчиков за соответствием фактически полу¬чаемого строительного материала с данными, указанными в то¬варно-транспортных накладных. Так, при расследовании хищений, допущенных в строительном управлении «Гидромост», было установлено, что неучтенные из¬лишки стройматериалов соз-давались очень простым способом: не¬полной отгрузкой щебня, гравия, асфальта заказчикам и после¬дующего списания со складов до полной грузоподъемности ав¬томобилей. В какой бы отрасли экономики не совершалось хищение од¬ной из га-рантий выявления причин и условий, способствующих этому, является использо-вание органами расследования специаль¬ных познаний в ходе проведения доку-ментальных ревизий, бух¬галтерских экспертиз, о чем уже говорилось выше. Наиболее полные сведения о причинах и условиях, способст¬вовавших со-вершенным хищениям, имеют ревизоры. Для полу¬чения от них достоверной и полной информации, целесообразно допрашивать их с участием специалиста-бухгалтера, предварительно сформулировав с ним вопросы профилактического характера. Специалист-бухгалтер на основе анализа материалов рассле¬дования может помочь следователю выявить и дать объективную оценку причинам и условиям, способствовавшим совершению хи¬щений, определить перечень нормативных ак-тов, нарушение ко¬торых имело место, выявить какие должностные лица допусти-ли превышение полномочий или бездействие, указать на недостатки в контроль-но-ревизионной деятельности. Опираясь на познания специалиста, следователь разрабатыва¬ет рекоменда-ции по мероприятиям, направленным на предотвра¬щение подобных хищений в будущем. Результаты работы по выявлению причин и условий, способ¬ствовавших со-вершению хищений, могут быть реализованы в виде представлений руководите-лям предприятий (учреждений, организа¬ций) с изложением конкретных предло-жений по устранению недо¬статков. Большая часть дел может быть доложена в трудовых кол¬лективах, выступлениях по радио, телевидению и в печати. Вы¬ступления тщательно готовятся, аргументируются логичными, последовательны-ми, доступными для понимания той аудитории фак¬тами, для которой предназна-чены, а предложения об устранении недостатков формируются реальными и целе-сообразными . Эффективна подготовка обобщенных представлений и инфор¬мации, в кото-рых глубоко вскрыты обстоятельства, порождающие хищения, содержатся реко-мендации по их устранению. Важно на¬править представления именно тому, кто может и обязан в пол¬ной мере реализовать предложения и рекомендации, указан-ные в нем. Анализ информации, полученной при расследовании конкрет¬ных уголов-ных дел, дает возможность сделать вывод о типичных характеристиках преступ-ной деятельности в соответствующих от¬раслях хозяйства с тем, чтобы уметь вы-явить механизмы образо¬вания следов хищения в учетной, нормативной, плановой и дру¬гой информации и использовать это при расследовании других уголовных дел, а также в профилактических целях. Успешному решению проблем профилактики и расследования хищений на современном этапе способствуют применение авто¬матизированных поисковых систем, автоматизированных систем управления, содержащих детализированное представление (в про¬странстве и времени), логических процессов в определенной сфе¬ре деятельности. На практике даже их разовое применение для обследования интересующего объекта дает возможность выявле¬нию хищений и бесхозяйствен-ности. Использование компьютерной техники вызвано потребностью практики, так как дает возмож¬ность собирать, обрабатывать и анализировать большие мас-сивы экономической, технической, производственно-хозяйственной и финансовой информации с минимальными затратами времени. Технические средства дают возможность устранить несоответст¬вие в потребности информации и обладают возможностью ее бы¬строго получения и обработки . Углубленная демократизация общественной жизни позволяет практиковать участие следственных и оперативных работников на встречах с представителями средств массовой информации, обра¬щаясь в процессе выступ-лений к материалам конкретных уголов¬ных дел, разъясняя действующее уголов-ное и уголовно-процессуальное законодательство, что дает возможность осущест-влять пра¬вовую пропаганду по вопросам борьбы с хищениями, вызывая ак¬тивную социальную реакцию против данного вида преступления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе анализа основных факторов исключения злоупотребления должно-стными полномочиями установлено, что предупредительная работа играет одну из ключевых ролей в обеспе¬чении жизненно важных интересов страны. Это, в первую очередь, обусловлено потребностью создания развитой и защищенной правовой среды общест¬ва, так как именно посредством должностных преступле-ний сегодня реально осуществля¬ются угрозы правовой безопасности в различных сферах деятельности госу¬дарства, в том числе, при осуществлении экономических преобразований в стра¬не. Злоупотребления должностными полномочиями являясь своеобразным сис-темообразующим фактором во всех сферах правовой защиты, активно влияют на состояние политической, экономической, военной и других составляющих право-вой деятельности государства. В то же время они представляет собой самостоя-тельную сферу правовых нарушений, в которой необходимо обеспечить защиту кадровых ресурсов, систем их формирования и использования. Работа над данной темой приводит к мысли, что принципиальной особен-ностью нынешней ситуации являет¬ся объективная необходимость перехода в сфере предупреждения злоупотребления должностными полномочиями от кон-цепции «защиты» к концепции «противоборства». При этом к основным задачам исследуемой проблематики должны, на наш взгляд, быть отнесены: выявле¬ние, оценка и прогнозирование злоупотреблений должностными полномочиями; раз-работка национальной политики обеспечения предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями, мероприятий и механизмов ее реализации; разви-тие форм, методов и средств предотвращения, парирования, нейтрализации и ли-квидации их последствий. Изучение литературы показало, что до настоящего времени многим аспек¬там предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями должного внимания не уделяется. Вместе с тем люди живут и действуют в конкретной ме-стности, работают в кон¬кретной сфере. Обеспечение их жизнедеятельности тре-бует усилий не только на уровне федерального центра, но и на региональном и местном уровнях. Полученные результаты исследований позволяют предложить некоторые меры по предупреждению злоупотреблений должностными полномочиями. Так, особое внимание в деятельности федеральных ор¬ганов власти сегодня должно быть уделено разработке нормативной базы и при¬нятию соответствую-щих правовых законов. Кроме того, требуется формирование новой концепции защиты государ¬ственных и военных должностных лиц, в основу которой должны быть положены новые подходы к защите персонала от должностных правонару-шений. Таким образом, реализация упомянутых выше мер в деятельности феде-ральных и региональных органов власти позволит РФ в новом тысячелетии орга-низовать действительно эффективное управление всеми сторо¬нами жизни обще-ства, решить целый ряд первоочередных задач предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями Список используемой литературы 1. Конституция РФ. - М., 1993. 2. Уголовный Кодекс РФ. - М., 2001. 3. Гаухман Л.Д. Уголовное право. - М., 1999. 4. Деревягин Ю.Т., Гаритовская Э.В., Толубекова Б.X. Участие специалиста-бухгалтера впроведении следственных и непроцессуальных действий по делам о хищениях социалистического имущества. М., 1985. 5. Здравомыслов Б.В. Уголовное право РФ. - М., 1996 . 6. Игнатьев А.А. Уголовный кодекс. Постатейный комментарий. - М, 1997. 7. Козаченко И.Я., Новоселова З.А. Уголовное право. Особенная часть. - М. 1998. 8. Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право. М., 1996. 9. Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., - 1984. 10. Наумов А.В. Комментарий к УК РФ. - М., 1996 . 11. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ. - М., 1999. 12. Черданцев а. Ф. Толкование советского права м.: Юридическая литература, 1979. 13. Швец Н. Я., Цымбалюк В. И. и др. Автоматизированные информа¬ционные системы выявления и предупреждения хищений в отраслях народ¬ного хо-зяйства. Киев, 1988. |