Главная Сочинения Рефераты Краткое содержание ЕГЭ Русский язык и культура речи Курсовые работы Контрольные работы Рецензии Дипломные работы Карта
загрузка...
Главная arrow Рефераты arrow Медицина arrow Невроз в медицине

Невроз в медицине

Невроз в медицине
Введение 3
1. Понятие «невроз» в медицине и медицинской психологии 4
2. Этиология невротических расстройств 5
3. Классификация и клинические проявления неврозов 10
4. Возрастные особенности неврозов 13
Заключение 16
Литература 17
Введение
Последние десятилетия отмечены ростом пограничных нервно-психических расстройств во всем мире. Специального обсуждения заслужи-вает проблема распространенности психических расстройств непсихотиче-ского уровня, в частности невротических, что объясняется отмечаемым мно-гими исследователями беспрецедентным ростом их числа. Так, за последние 25 лет по 60 странам мира средний ежегодный показатель прироста уровня их распространенности составил 10.8%, в том числе в развивающихся стра-нах - 30.4%, в развитых странах - 8.4%, в странах Восточной Европы - 5.4%, в России - 20-33% среди городского и 33.3-40% среди сельского населения. Кроме того, у 718-868 из 1000 работающих выявлены лёгкие, быстро прохо-дящие пограничные расстройства в виде невротических реакций. Между тем, эти эпидемиологические данные отражают не истинную распространенность нервно-психических расстройств, а лишь показатели обращаемости.
По данным литературы, наиболее распространёнными являются невроз страха и фобии, которые составляют примерно 20% всех неврозов, ими стра-дает не менее 7.8-23.3% населения. Распространённость невроза навязчиво-сти среди населения стран Западной Европы и США составляет от 0.6 до 1.9-3.3%. В нашей стране наиболее распространенным невротическим расстрой-ством является неврастения, которой страдают 15.7-41.9% населения.
Таким образом, изучение сущности неврозов, их природы и особенно-стей клинических проявлений и возрастных особенностей представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым, поскольку способствует решению задач совершенствования системы профилактики невротических расстройств, разработки методов их своевременной диагностики и эффек-тивной терапии.
Это определило выбор темы настоящего теоретического исследования, посвященного изучению клинических особенностей и проявлений неврозов.
1. Понятие «невроз» в медицине и медицинской психологии
Невроз - собирательное название для группы функциональных психо-генных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Термину «невроз» более двухсот лет. Он был введен в медицину в 1776 г. шотландским врачом Уильямом Кулленом. С того времени этот термин пре-терпел многочисленные перерассмотрения, однако до сих пор не получил однозначного определения. Из первоначального определения этого заболева-ния сохранилось только представление о неврозе как о функциональном на-рушении [5]. Кроме того, в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности [3].
И.П. Павлов в рамках своего учения о неврозах определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызван-ное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий дейст-вием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.
В.А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «неврозы - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматиче-ской сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные пси-хическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации» [1, С. 34].
В медицинской психологии невроз определяют как психогенное (кон-фликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявля-ется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями пове-дения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов [10]. В легких случаях соматические и психические функции остаются в це-лом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности. Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотива-ционного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психо-логической защиты [5].
2. Этиология невротических расстройств
Происхождение и причины невротических расстройств не одно столе-тие приковывают внимание исследователей. Предпринято множество попы-ток объяснить природу этого явления.
Согласно традиционной психотерапевтической точке зрения, идущей от работ З. Фрейда, неврозы (или психоневрозы) порождаются неосознавае-мыми внутренними конфликтами. Это могут быть конфликты между двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными нормами поведения. Люди, не способные разрешить эти конфликты внутри себя, подавляют их, вытесняя из сферы сознания. В результате конфликты как бы «забываются». Но «забытое», состоящее из вытесненных психических процессов, болезненных и неприятных воспоминаний, сохраняет свой дина-мический потенциал и характер. Вытесненный в глубинные, неосознаваемые слои психики конфликт не затухает, он активно влияет «изнутри» на мышле-ние, чувства и поведение человека, проявляясь в сновидениях, «оговорках», «ошибочных» действиях и пр. Термин «невроз» иногда используют для обо-значения этого невротического процесса как психологического механизма, вызывающего соответствующие симптомы [3].
Ряд психиатров оспаривает фрейдистскую концепцию неврозов, пыта-ясь доказать, что истоки невроза - поведенческие, сродни дурной привычке, которую можно преодолеть, прибегнув к методам поведенческой терапии. Предпринимаются и попытки объяснить развитие неврозов в терминах ког-нитивных (т.е. основанных на психологии познавательных процессов) или биологических моделей, а также моделей социального научения.
Сторонники теории привязанности и теории объектных отношений считают, что основную роль в патогенезе неврозов лежит дефицит родитель-ской любви. Так, по мнению К. Хорни, В. Байона, М. Кляйн и др., это вызы-вает у ребенка «базальную тревогу» и влияет на последующее формирование личности. Большое значение придается противоречиям между потребностя-ми отдельного человека и возможностями их удовлетворения. Истоки кон-фликтов, лежащих в основе неврозов, просматриваются в межличностных отношениях родителей и детей и могут породить такие невротические со-стояния и проявления, как агрессивность, страхи, боязливость и т.д.
Психоаналитическим позициям, поиску вытесненных инстинктивных влечений как основы конфликта противопоставляется его анализ с позиций значимых отношений личности. Согласно представлениям ряда исследовате-лей, отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на пси-хотравмирующие обстоятельства. Считается, что в основе неврозов лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью проти-воречия между ней и значимыми для нее сторонами действительности. Не-умение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психи-ческую и физиологическую дезорганизацию индивида. В этой связи пред-ставляет интерес мнение русского психиатра И.М. Балинского, который еще в конце XIX века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувст-вований, в которых преимущественно легко вызываются душевные волнения (цит. по [5]). В.М. Бехтерев также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие, и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом (цит. по [9]). Э. Кречмер относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к ключевым и отмечал, что характер и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку.
В работах учеников В.Н. Мясищева - Р.А. Зачепицкого, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарского, Ю.Я. Тупицина и др. - раскрывается диалектическое единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития невротического конфликта. Подчеркиваются хронический характер эмоцио-нального стресса у больных с неврозами и наличие у них низкой стрессовой толерантности вследствие нарушения общей реактивности [2].
Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в возникнове-нии неврозов всесторонне раскрыта В.К. Мягер [6]. Особое место среди стрессовых факторов занимает страх, обусловленный угрозой смерти для больного и близких ему лиц или опасениями утратить власть над своими мыслями и «потерять рассудок» [8]. Субклиническое реагирование при нев-розе представляет своеобразную «защитную» перестройку, направленную на нейтрализацию патогенного действия психической травмы. Сам невроз не-редко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно неприемлемым условиям микросреды [2].
С позиций патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева [7], основанной на понимании личности как системы отношений, основное место в ряду причин возникновения неврозов принадлежит невротическому кон-фликту и нарушениям значимых отношений личности. Для невроза как пси-хогенной болезни личности исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Поскольку патогенность внешних обстоя-тельств жизни проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней. Поэтому определяющую роль в патогенезе невроза, согласно данной концепции, играет внутренний психологический конфликт, представляющий собой несовместимость, столк-новение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту пере-живания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда за-нимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.
Сущность патогенетической концепции неврозов В.Н. Мясищева за-ключается в признании ею биопсихосоциальной природы невротических рас-стройств. Исследование специфических изменений, наступивших в клиниче-ской картине больного с учётом трёх плоскостей терапевтической динамики под влиянием лечения (соматической, психологической и социальной), рас-ширяет представления о механизмах лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и способность объек-тивной оценки её эффективности [7].
Итак, общим, объединяющим различные теории неврозов, началом яв-ляется представление о том, что причиной неврозов является действие пси-хотравмирующих раздражителей (вытесненных или актуальных). Чаще всего неврозы вызываются информацией о потере близких, крахе надежд, о семей-ных или любовных невзгодах, служебных неприятностях, наказании за со-вершенное деяние, угрозе жизни, здоровью.
В отличие от реактивных психозов, при неврозах имеется личностная переработка психотравмы, она болезненно переживается и проявляется ком-плексом эмоционально-поведенческих и соматовегетативных расстройств. При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающи-ми, и человек стремится к преодолению возникающих расстройств.
Психические травмы, лежащие в основе неврозов, обычно не отлича-ются такой остротой и интенсивностью, как при реактивных психозах. Одна-ко явно прослеживается их зависимость по степени патогенности от сложив-шихся в течение жизни особенностей личности, создающих различную сте-пень свободы реагирования человека на возникшую ситуацию. При этом важнейшим элементом личностного реагирования (с комплексом расстройств невротического уровня) на патогенные события являются особенности функ-ционирования системы «психологической защиты».
К развитию неврозов могут приводить также общеистощающие вред-ности, например, длительное недосыпание, умственное или физическое пе-ренапряжение и т.п. Однако и в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.
Значимость информации для данного индивидуума не зависит от каче-ственной, семантической стороны сообщения. Поэтому насмешка по поводу внешности или сообщение об измене мужа может явиться тяжелой физиче-ской травмой для одного человека и совсем «пустым звуком» для другого. Так, у частного предпринимателя может развиться клиника невроза при виде пожара, который уничтожает его имущество. Но невроз в этом случае вызван не самим пожаром, а информацией о наступающей нищете. Но если горящее имущество застраховано на значительную сумму, то невроз не разовьется.
Потребности человека, его возраст, воспитание, жизненный опыт, уро-вень духовного развития, взгляды, установки, идеалы, влияние социальной среды, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуа-ций определяют «значимость», а в связи с этим и «патогенность» для челове-ка той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информация подвергается. Для возникновения болезни огромное значение имеют не только врожденные типологические свойства нервной системы, но и состояние ее к моменту действия психической травмы.
Общим механизмом неврозов, как показали исследования последнего времени, является нарушение деятельности церебральных структур, обеспе-чивающих адаптацию к стрессовым событиям и ситуациям фрустрации, пре-пятствующим удовлетворению значимых потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, перенапряжение нервных процессов, стрессы с соответствующими эндокринными и вегетативными проявлениями.
Нервные и гуморальные механизмы регуляции тесным образом взаи-мосвязаны. Каждый условно-рефлекторный и безусловно-рефлекторный акт сопровождается соответствующими гуморальными изменениями, т.е. при ги-постенических эмоциональных состояниях (тревога, страх и т.д.) происходит выброс адреналина, а при гиперстенических (ярости и гневе) - норадренали-на. Увеличение адреналина или норадреналина в крови вызывает ряд сома-тических изменений в организме. В последние годы достигнуты большие ус-пехи в области генетики и изучения биохимических основ памяти - факто-ров, влияющих на процессы синтеза РНК в головном мозге, а также «стира-ние» следов воспринятого. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят понять и механизм формирования вызванных психическими трав-мами стойких и глубоких следов памяти и найти пути их стирания.
3. Классификация и клинические проявления неврозов

Невротические больные часто предъявляют различные жалобы вегето-соматического и психологического характера (тревога, головная боль, голо-вокружение, утомляемость, нарушение пищеварения, сердцебиение, боли, одышка, бессонница, патологическая утомляемость). Хотя эти симптомы не имеют в своей основе каких-либо органических повреждений, они - не плод воображения больных, а вполне реальны и обычно резко усиливаются при эмоциональных потрясениях или сильном нервном напряжении.
Ведущий симптом невроза - тревога. Невротических больных часто преследуют страхи сойти с ума, заразиться неизлечимым заболеванием, страх смерти, боязнь людей или животных и пр. Хотя у большинства из этих боль-ных страх не имеет очевидной причины, он постоянно изнуряет их. Присту-пы острой тревоги могут возникать внезапно и бывают столь интенсивны, что сопровождаются сильнейшей паникой и ощущением ужаса.
Трудно выделить одну какую-то черту, свойственную неврозу. Ни от-сутствие патологоанатомических изменений, ни признак обратимости, ни критерий легкости нарушений, ни определение невроза как психогенного на-рушения, ни социабельность этих больных, ни критическое отношение к сво-ему состоянию, ни установка на получение лечения не могут быть достовер-ными признаками невроза. В отечественной психиатрии одним из критериев позитивной диагностики неврозов служит наличие специфического внутри-личностного конфликта (Б.Д. Карвасарский, 1980). В.Н. Мясищев рассматри-вал три основных типа невротических конфликтов: истерический, обсессив-но-психастенический и неврастенический [7].
Истерический конфликт проявляется чрезмерно завышенными пре-тензиями, всегда сочетающимися с недооценкой или игнорированием объек-тивных реальных условий и требований окружающих, превышением требо-вательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствием критическою отношения к своему поведению. Характерными чертами боль-ных является выраженная демонстративность и театральность поведения, по-вышенная внушаемость, быстрая смена настроения. Больные недостаточно отличают главное от второстепенного, у них страдает способность сдержи-вать свои отрицательные эмоции, что приводит к частым конфликтам с ок-ружающими. В генезе конфликта этого типа существенную роль играют осо-бенности семейного воспитания, когда стимулируется стремление ребенка быть в центре внимания окружающих (воспитание по типу «кумира семьи»). Таких лиц отличает некоторое снижение способности тормозить свои жела-ния, противоречащие общественным требованиям и нормам.
Обсессивно-психастенический конфликт обусловлен противоречи-выми внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из тенденций становится доминирующей, но продолжа-ет встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза на-вязчивых состояний. Особое значение для формирования этого типа кон-фликта имеют усиленные личностные черты по типу неуверенности, нереши-тельности, которые формируются с детства в условиях воспитания, когда имеет место предъявление противоречивых требований к личности.
Неврастенический конфликт представляет собой противоречие меж-ду возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышен-ными требованиями к себе - с другой («хочу, но у меня не хватает сил»). Особенности конфликта этого типа чаще всего формируются в условиях, ко-гда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. В определенной степени воз-никновению данного типа конфликта способствуют и высокие требования к человеку, предъявляемые все возрастающим темпом современной жизни.
Неврозы классифицируют не только по типу внутриличностного кон-фликта, но также по течению и динамике заболевания. Так, В.Н. Мясищев отграничивал реактивную форму невроза от невроза развития:
- при реактивной форме невроза ведущее значение в возникновении заболевания имеет острая психическая травма, а в клинической картине дос-таточно отчетливо прослеживается триада симптомов К. Ясперса;
- при неврозе развития определяющее значение в течении заболевания имеют особенности личности больного (во многих случаях даже бывает так, что психическая травма в последующем не находит своего адекватного отра-жения в симптомах болезни, происходит своеобразное «самодвижение» сим-птомов и нарастают черты характера невротиков, свойственные психопати-ческим личностям).
Н.Д. Лакосина [4] отмечает этапность в течении неврозов и выделяет следующие этапы развития: невротическая реакция - острый невроз - затяж-ной невроз - невротическое развитие личности.
Термин «невротическое развитие личности» предложен К. Ясперсом (1910) для отграничения нажитых форм патологии характера от изменений личности при шизофрении. В структуру невротического развития личности входят те же синдромы, что и в структуру неврозов, но при невротическом развитии личности невротические симптомы постепенно утрачивают свою выраженность и происходит их «самодвижение» в сторону нарастания пато-характерологических расстройств. Такое течение заболевания с постепенной психопатизацией личности отмечают примерно у 30% больных неврозами.
По мере углубления невротических расстройств в динамике невроза наблюдается и усугубление сомато-биологических сдвигов, перестройка го-меостаза (психоэндокринных соотношений, вегетативной регуляции), однако грубой органической деструкции органов, как это происходит при психосо-матических заболеваниях, не происходит. П.И. Сидоров и А.В. Парняков [9] считают, что невроз - это не только своеобразная личностная адаптация к психотравмирующим воздействиям среды, но и своеобразная «защита» орга-низма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых, невротических механизмов пере-стройки гомеостаза.
4. Возрастные особенности неврозов
Депрессивный невроз возникает в позднем возрасте в связи со стойкой, трудноразрешимой травмирующей ситуацией, выходящей за рамки проблем личности стареющего человека. Депрессивный невроз в позднем возрасте обычно развивается медленно. Клиническая картина бывает аморфной, стер-той, характеризуется синдромальной незавершенностью и более выраженной тревожностью и слезливостью. Сам субдепрессивный аффект часто сопро-вождается ворчливостью или апатией, ипохондрическими и астеническими жалобами. В данном возрасте в таком состоянии достаточно часто возникают суицидальные мысли, недифференцированные и без тенденции к реализации. Для этого невроза характерны диффузные ипохондрические опасения за свою жизнь и суицидальные мысли.
У лиц позднего возраста депрессивному неврозу сопутствуют близкие к сверхценным идеи ущемленности, невезения, непоправимости случившего-ся. Сравнительно редко наблюдается тенденция обвинять окружающих в своих неудачах. В инволюционном и старческом возрасте наблюдается воз-растной исход депрессивного невроза - постепенное поглощение его сим-птоматики нарастающими изменениями психики, так называемого сосуди-сто возрастного генеза.
Клиническая картина депрессивного невроза у детей различна в разные возрастные периоды. В дошкольном возрасте она атипична, так как из-за не-зрелости психики депрессивный аффект не может быть дифференцирован-ным: у них преобладают вегетативные расстройства, тревога, страхи, нару-шения поведения. Как правило, нарушен сон, аппетит, уменьшена масса тела. В младшем школьном возрасте у одних детей наблюдаются вялость, затор-моженность, грусть с оттенком раздражительности, у других преобладают грубость, упрямство, озлобленность по отношению к окружающим. Детей в среднем школьном возрасте характеризуют тревожность, боязливость, нару-шения сна, страхи темноты и одиночества, плаксивость. Течение депрессив-ного невроза у детей кратковременное, но известны случаи затяжного тече-ния с переходом в невротическое развитие личности.
К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, относятся потеря родителей, длительная разлука с ними. В младшем и сред-нем школьном возрасте травмирующей ситуацией являются школьная неус-певаемость, особенно если интеллектуальные возможности ребенка невысо-кие, а родители предъявляют к нему чрезмерные требования, или пережива-ние ребенком собственного физического дефекта.
Истерические невротические расстройства у детей представлены веге-тативными и сенсомоторными расстройствами: истерической рвотой, за-держкой мочи, нарушениями сна, головокружениями, обмороками, сердце-биениями, одышкой, редко сейчас наблюдающимися типичными для истери-ческого невроза нарушениями чувствительности или парезами и параличами. Иногда отмечаются расстройства типа астазии абазии: ребенок не может ни стоять, ни ходить, при попытке поставить валится на пол, однако в постели свободно двигает ногами. Чаще встречаются припадки с хаотичным двига-тельным возбуждением. Они наблюдаются в основном в младшем дошколь-ном возрасте. В ответ на запрет или какую-то другую неприятность ребенок падает на пол, громко кричит, машет руками и ногами, отбивается от пы-тающихся его поднять. Это состояние может пройти, если удастся отвлечь внимание ребенка или оставить его в покое. После моторного приступа мо-жет развиться аффект - респираторный приступ, который характеризуется остановкой дыхания на несколько секунд (до 30 с) и сопровождается циано-зом. Иногда на фоне задержки дыхания возникают генерализованные судоро-ги. Выход из приступа не сопровождается сонливостью и оглушенностью, что отличает его от эпилептиформных припадков.
У подростков клиническая картина истерического невроза идентична его клинике у взрослых.
Астенический невроз у детей характеризуется типичной для взрослых раздражительной слабостью, наиболее отчетливо проявляющейся в вегета-тивной и моторной симптоматике. У детей, кроме вегетативных расстройств, отмечаются неусидчивость, двигательная расторможенность, невозможность длительно сохранять одно положение, находиться без движения.
У детей выделяют невроз страхов и невроз навязчивых состояний. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей си-туацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка, в страхах часто фигурируют отрицательные персонажи сказок (ведьма, Баба яга и др.). У младших школьников наблюда-ется страх перед школой, особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал его или наказывал. Такие дети по утрам уходят из дома, бро-дят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают из дома. У некоторых де-тей могут утрачиваться навыки опрятности, появляется дневной энурез, эн-копрез. У подростков страхи связаны с опасениями за жизнь, со смертью.
Невроз навязчивых состояний имеет два варианта: обсессивный и фо-бический.
Обсессивный невроз характеризуется различными навязчивыми дейст-виями - тикообразными подергиваниями, которые воспринимаются как чуж-дые и болезненные. У школьников навязчивые действия приобретают харак-тер ритуалов, играющих защитную роль от навязчивых страхов и опасений. Например, ребенок моет руки при страхе заражения. Ритуалы могут носить и символический характер, когда больной, чтобы избежать предполагаемой опасности, совершает сложные действия, дотрагивается или не дотрагивается до определенных предметов и т.д.
При фобическом неврозе у школьников возникает страх загрязнения, острых предметов, страх и тревога за здоровье родителей. В более старшем возрасте появляются ипохондрические страхи, кардио- и канцерофобии.
К системным неврозам относят заикание, тики, энурез, энкопрез.
К патологическим привычным действиям относятся зафиксировавшие-ся произвольные действия, характерные для детей раннего возраста: сосание пальца, языка, раздражение половых органов, обкусывание ногтей, яктации.
Заключение
Как показал анализ доступных нам источников, термином «невроз» в настоящее время обозначают психогенное (конфликтогенное) функциональ-ное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмо-циональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейро-вегетативной регуляции внутренних органов. В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приво-дить к потере трудоспособности.
Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличност-ного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности меха-низмов психологической защиты. Отправной точкой патогенеза невроза яв-ляется реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В норме человек обычно не имеет глубоких психических конфликтов, отрица-тельно влияющих на его работоспособность и способность любить кого-то кроме себя. Невротическая личность отклоняется по этим характеристикам от нормы и часто не способна справиться с возникающими проблемами.
Некоторые авторы считают, что высокие цифры распространенности психических заболеваний связаны с неблагоприятными условиями жизни, и полагают, что при создании хороших условий частота психических рас-стройств среди этого контингента будет не выше, чем в других социальных группах. Однако не следует забывать и предположение о том, что, наоборот, возникшее расстройство может быть причиной неудовлетворительного соци-ального положения («теория социального дрейфа»).
Совершенствование системы профилактики невротических рас-стройств, разработка методов их своевременной диагностики и эффективной терапии требуют дальнейшего всестороннего изучения сущности неврозов, их природы и особенностей клинических проявлений с позиций биопсихосо-циальной модели.
Литература
1 Гиляровский, В.А. Избранные труды [текст] / В.А. Гиляровский. - М.: Медицина, 1973. - 328 с.
2. Губачев, Ю.М. Основы психосоматических отношений в клинике внут-ренних болезней. Психотерапия при соматических заболеваниях [текст] / Ю.М. Губачев, С. Либих. - Л.: ГИДУВ, 1977. - 160 с.
3. Каменецкий, Д.А. Неврозология и психотерапия [текст] / Д.А. Каме-нецкий. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 384 с.
4. Лакосина, Н.Д. Клинические варианты невротического развития [текст] / Н.Д. Лакосина. - М.: Медицина, 1970. - 222 с.
5. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.
6. Мягер, В.К. Диэнцефальные нарушения и неврозы [текст] / В.К. Мягер. - Л.: Медицина, 1976. - 166 с.
7. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [текст] / В.Н. Мясищев. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. - 428 с.
8. Немчин, Т.А. Клинические особенности страха при неврозах [текст] / Т.А. Немчин / В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л.: Ме-дицина, 1965. - С. 209-217.
9. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Учебник для сту-дентов медицинских вузов: 3-е изд. [текст] / П.И. Сидоров, А.В. Парня-ков. - М.: Академический Проект, 2010. - 880 с.
10. Соловьева С.Л. Медицинская психология: Новейший справочник прак-тического психолога [текст] / С.Л. Соловьева. - М.: АСТ, 2007. - 575 с.
11. Соловьева С.Л. Кризисная психология. Справочник практического пси-холога [текст] / С.Л. Соловьева. - М.: АСТ, 2008. - 288 с.
12. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [текст] / К. Хорни. - М.: Ака-демический проект, 2007. - 224 с.

 
« Пред.   След. »
Понравилось? тогда жми кнопку!

Заказать работу

Заказать работу

Кто на сайте?


На сайте партнёров aurus-diploms.com вам помогут купить аттестат за 11 класс

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
загрузка...
Проверить тИЦ и PR