Воспитания воли и характера военнослужащих |
Курсовые работы - Педагогика | |
Глава 1. Боевая подготовка как «форма» воспитания воли и характера военнослужащих. Глава 2. Основы психологической подготовки военнослужащих. 2.1. Морально-психологическая подготовка военнослужащих. 2.2. Особенности социально-психологической работы. Глава 3. Деятельность офицеров по организации воспитания воли и характера военнослужащих. Глава 4. Физическая подготовка как средство воспитания воли и характера военнослужащих. 4.1. Организация и руководство физическим воспитанием. 4.2. Формы физического воспитания военнослужащих. Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздей-ствия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к про-изводственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с обра-зованием и обучением. Следует сразу отделить два различных понятия - воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо вос-питан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в воспитании ре-шающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения. Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изме-няется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс - педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее пред-принята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадиг-мы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достига-ется в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть. Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспита-ния является личность. Под личностью здесь понимается совокупность соци-ально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество. Воспитание воли и характера военнослужащих является для Вооруженных сил детерминантой выполнения ими своей социальной функции. Поэтому акту-альность темы данной работы обусловлена сами м выбором нашей будущей про-фессии - стать офицером ГЛАВА 1. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК «ФОРМА» ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Для воспитания воли и характера военнослужащих большое значение имеет боевая подготовка. Подготовка даже малой группы бойцов должна соответство-вать конкретным условиям работы, однако есть «классические» разделы боевой подготовки присутствующие, с некоторыми изменениями, в большинстве воин-ских подразделений. В содержание составляющих боевой подготовки, а значит, воспитание воли и характера военнослужащих входят (вариант): • Специальная подготовка 1) Теория специальной подготовки. В этот раздел специальной подготовки входит получение знаний, отвечающих специфике работы подразделения. 2) Специальная физиология и медицина. 3) Учебно-тренировочные и боевые упражнения. • Огневая подготовка 1) Материальная часть стрелкового оружия. 2) Основы стрельбы. Способы стрельбы. 3) Практические стрельбы из стрелкового оружия. 4) Материальная часть спец. оружия и его назначение. 5) Основы стрельбы из спец. оружия. Способы стрельбы из спец. оружия. 6) Практические стрельбы из спец. оружия. • Минно-подрывная подготовка 1) Теория минно-подрывного дела. 2) Сведения о ВВ и СВ. 3) Практика минно-подрывной работы. • Радиотехническая подготовка 1) Материальная часть радиосредств. 2) Правила и способы ведения связи. 3) Кодирование и расшифровка передач по специальным таблицам. • Разведывательная подготовка 1) Сведения о противнике его вооружении, тактике и способы действий, местах базирования. 2) Ориентирование на местности, топография и маскировка. • Общая подготовка 1) ОФП. 2) Рукопашный бой. 3) Особые виды борьбы с использованием различного колющего и режущего оружия. 4) Выживание в различных условиях. Перечисленные составляющие боевой подготовки являются, на наш взгляд, комплексом условий форм и методов воспитании воли и характера военнослужа-щих. ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИ 2.1. Морально-психологическая подготовка военнослужащих При воспитании воли и характера военнослужащих важно учитывать осо-бенности прово¬димой работы, которые проявляются следующим образом: формирование функциональной надежности психи¬ки воинов, ее адапта-ция и достижение устойчивости к воз¬действию факторов боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале. При этом эмоционально-психологичес¬кая ус-тойчивость, способность действовать в условиях опас¬ности, преодолевать страх и панику достигается в резуль¬тате систематической, научно обоснованной тре-нировки в условиях риска и опасности, которые позволяют добиться адаптации военнослужащих, снятия у них остроты стрессо¬вых состояний. Подготовка психики воинов во всех ее проявлениях: сознательном, моти-вационно-ценностном, подсознательном, функционально-деятельностном, эмо-ционально-чувственном, - которая обеспечивает формирование готовности и спо¬собности военнослужащего для преодоления трудностей перед действием факторов, обусловленных ха¬рактером подготовки и ведения боевых действий. Данные аспекты во многом определяются степенью закалки воли и характера военнослужащих. Осуществление при заблаговременной и непосред¬ственной подготовке к ведению боевых действий професси¬онального психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению функцио¬нальных обязанностей в напряженных условиях и приведе¬ние их сознания и психики в готовность к перестройке под воздействием экстремальных факторов - настройка на бо¬евой режим ратного труда. Общая направленность воспитания воли и характера военнослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их во-енно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий. Воспитание воли и характера военнослужащих предполагают обеспечение подготовки воинов к выполнению задач непосредственного предназначения, ре-шаемых в ходе подготовки и ведения боевых действий, в конкретных боевых опасных ситуациях, требующих большого эмоционально-психологического на-пря¬жения и преодоления негативных психологических послед¬ствий влияния боевой обстановки. Здесь существенным фактором выступают особенности раз-личных военных спе¬циальностей, соответствие которым достигается специаль¬ными тренировками и закалкой психофизиологических фун¬кций воинов. Главной задачей здесь выступает формирование функ¬циональной надеж-ности психики военнослужащих, дости¬жение ее устойчивости. Это продиктова-но требованиями современного боя. Ярко выраженные особенности имеет воспитание воли и характера у офи-церского состава, особенно командиров подразделений, частей и соединений, при под¬готовке и ведении боевых действий. В поле тренировки и закалки у офи-церов должны находиться не только психо¬моторные навыки управления техни-кой и оружием, но и, в первую очередь, те психические процессы, свойства и обра¬зования, которые участвуют в принятии решения: речевая активность, мышление, внимание, способность держать в памяти весь комплекс проблем, отражающих динамику боя, операции, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Характерной особенностью этой работы является то, что требуется готовить не только сознание и психику отдельных воинов, но и одновременно осуществ-лять активное воздействие на психологию воинского коллектива - формировать активное коллективное мнение, боевое настроение, ус¬тановки на достижение победы и социально ценностные традиции. Для воспитания воли и характера военнослужащих важно предусматри-вать: оказание оперативной психологической помощи, осуществ¬ление психиче-ской реабилитации военнослужащих, полу¬чивших психические травмы, воз-вращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по сни¬жению боевых, психических потерь; поддержание высокой психической активности вои¬нов, устранение отри-цательных психологических последствий из-за потерь, неудач, происшествий, аварий и воздействия других факторов боевой обстановки, требующих восста-нов¬ления психического равновесия, устойчивости и ресурса лич¬ного состава; оперативную ликвидацию излишней психической на¬пряженности и пере-утомления военнослужащих, создание условий для рационального использова-ния кратковремен¬ного отдыха, нервно-эмоциональной и психической разгруз¬ки, проведения антистрессовых мероприятий; адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (фи¬зическая, психиче-ская, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать ре-альные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстанов-ке» снижение быстроты и точности реакций, ухудшение па¬мяти/внимания, мышления и т.д. Успешные действия в боевой обстановке зави¬сят от точности, быстроты реакций, координации, устой¬чивости движений и действий военнослужащих; от сохране¬ния ими способности правильно оценивать расстояние, вре¬мя, размеры объектов, скорость движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концент¬рировать его на основной деятельности; от продук-тив¬ности их мышления, памяти и других психических состоя¬ний, свойств и ка-честв военнослужащего. Все это должно быть не только сохранено в боевой об¬становке, но и моби-лизовано и применяться с наибольшей эффективностью. Стихией войны являет-ся опасность. Человек не может воспринимать опасность непосредственно, и здесь огромная роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасно¬сти воображение рисует, как прави-ло, преувеличенно страш¬ные картины. На его психику действует не столько ре-аль¬ная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут дей-ствовать намного сильнее реальных. Чув¬ство тревоги, неуверенности, неизвест-ности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в се-бе, панику. Потеря эмоционально-волевой устойчивости перед мни¬мой опасностью вполне может привести к реальному пора¬жению. Это психологическое состоя-ние - основная причина растерянности, и предотвратить его можно только сформи¬ровав у военнослужащих постоянную внутреннюю психологическую го-товность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, соединяются усилия всех компонентов, вхо¬дящих в социально-психоло-гическую составляющую МПО. Боевая деятельность, осуществляемая в крайне экстре¬мальной ситуации, связана с опасностью для жизни, воз¬можностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, естественно, сказывается на психическом со-стоянии, протекании и проявлении психиче¬ских процессов, состояний, свойств и качеств личности. В целом боевая обстановка может определить два ос¬новных психических состояния человека. Первое - актив¬ное стеническое психическое состояние воинов, сопровож¬дающееся боевым подъемом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее успешному выполнению бое-вых задач. Второе - отрицательное состоя¬ние, затрудняющее выполнение боевых задач, выражается в беспокойстве, тревоге, неуверенности, подавленности, апа¬тии и пр. Все это ведет к психической напряженности, пе¬реутомлению, страху и панике, потере способности действо¬вать в боевой обстановке. Для устранения отрицательных последствий воздействия учебно-боевой и особенно боевой об-становки как в боевой учебе, так и в ходе боевых дей¬ствий должно осуществ-ляться воспитание воли и характера военнослужащих. Таким образом, воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и способности личного состава успешно вы-полнять задачи подготовки и ведения боевых действий. Для его осуществления важно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий. Особое место в структуре воспитания воли и характера военнослужащих занимают психологические элементы, которые включают в себя сложный ком-плекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздействие на их моральный дух в боевой обстановке. Значительные морально-психологические нагрузки вы¬падают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет сложные задачи боевого дежурства. При этом важно подчеркнуть, что чем лучше воины в психологическом отношении подго¬товлены к выполне-нию той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напря-жение они испытыва¬ют и тем быстрее их психика адаптируется к напряженным условиям. Иными словами, чтобы воин смело и решительно дей¬ствовал в боевой об-становке необходимо систематическое и це¬ленаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военнослужа-щих. Задачи воспитания воли и характера военнослужащих возлагаются на ко-мандный состав всех степеней, штабы и структуры иде¬ологического воспитания и морально-психологической под¬готовки. Морально-психологическое состояние как основной ре¬зультат МПО обу-словлено влиянием военно-социальных, материально-технических, природных и индивидуально-груп¬повых факторов, которое выступает относительно устойчи¬вой для определенных условий характеристикой мобилизо¬ванности и подготов-ленности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов к ре-шению поставленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и способность выполнять эти задачи. Оно отражает всесто¬роннюю готовность и способность военнослужащих и воин¬ских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влияни¬ем во-енно-политических, социально-психологических, мате¬риально-технических и природных факторов, действующих в этих условиях. Структурно оно включает в себя комплекс мероприятий по проведению информационно-воспитатель¬ной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологическо¬го противоборства с противником. При рассмотрении проблем воспитания воли и характера военнослужащих нас больше всего интересует характеристика социально-психологической рабо-ты. 2.2. Особенности социально-психологической работы Главная задача социально-психологической работы состоит в том, чтобы разви¬вать и укреплять у них психологическую готовность к вы¬полнению боевых задач в любой обстановке, способность к решительным действиям, вплоть до самопожертвования во имя разгрома врага. Основой социально-психологической работы является созна¬тельное отно-шение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется в бою, по-нимание характера современной войны, знание вероятного противника, его бое-вых возможностей и спосо¬бов вооруженной борьбы. Воин должен знать, что опасность может вызвать у него состояние внутренней напряженно¬сти, которое скажется на всей его деятельности. Оно может проявиться в виде угнетения или, наоборот, активизации психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, усиления его стремления к победе над врагом. Пси¬хологическая закал-ка обеспечивает ему власть над собой в ситуации нервно-психологического на-пряжения, умение ис¬пользовать это напряжение для повышения активности и целенаправленности действий. Социально-психологическая работа представляет собой комп¬лекс специ-альных мероприятий, органически включенных в систему боевой учебы и всей службы, по¬средством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами боевого мастерства и реальны-ми психологическими требовани¬ями современной войны и боя. Основные группы задач социально-психологической работы: 1. Закалка психики личного состава под углом зрения требований совре¬менной войны в целом. Большую роль играет всестороннее ознакомление воинов с характером и психологическими факторами современного боя, изучение противника, в том числе и его морально-пси¬хологического облика. Важным является вооружение лич¬ного состава необходимым минимумом военно-психологиче¬ских знаний, прежде всего по вопросам психологической за¬калки, с тем, чтобы обеспечить каждому воину условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, ко-торые со¬ставляют фундамент его боевой активности и устойчивости. 2. Выра¬ботка высокой боевой активности и психологической устой¬чивости у воинов применительно к тем или иным видам боевых действий, прак-тическое и теоретическое ознакомле¬ние с конкретными опасными ситуациями и другими фак¬торами боя, вызывающими эмоциональный стресс. Эти задачи ре-шаются в процессе стрельб, практического использования оружия и техники в условиях, максимально приближенных к обста¬новке боя. Большой объем задач связан с особенностями различных военных специальностей и вытекающих от-сюда психофизиологических функций, которые должны быть це¬ленаправленно закалены и действительно подготовлены для реальной боевой обстановки. 3. Формирова¬ние боевого психического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение конкретной задачи - подготовки к кон-кретному бою, заступлению на боевое де¬журство, к несению караульной служ-бы. Это достигается путем повышения функциональной активности психики, улучше¬ния работоспособности еще до начала активных действий, создания оп-тимистического настроения. Задачи социально-психологической работы решаются с помо¬щью опреде-ленных средств и способов. Основой их поиска и разработки является идея мак-симального приближения об¬становки учений и занятий к условиям современно-го боя, борьба с послаблениями и упрощениями, решение не услов¬ных, а близ-ких к реальным боевых задач. Нужны способы, которые могли бы привести вои-на в такое психическое со¬стояние, которое по тем или иным параметрам не от-лича¬лось бы от боевого состояния. Большое значение имеет умелая имитация огня противника, создание реальной внешней картины поля боя со всеми характерными сооруже¬ниями и элементами оборудованного боевого порядка и по¬следствиями напряженных боевых действий. Однако про¬стым копированием внешней картины боя основ-ные задачи психологической закалки не решаются. Бой, как известно, создает высокую психологическую напряженность. Значит, дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами. Прежде всего эта напряженность достигается внедрени¬ем в обстановку учений и полевых занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, метание боевых гранат, преодоление минных заграждений, форсиро-вание водных преград и т.п. Серьезным источником напряжения являются звуки разрывов на небольшом удалении, наступление танковых подразделений и дру-гие элементы боя. Создает напряже¬ние и имитация огня противника, но при ус-ловии, что лич¬ный состав находится на поле боя, а не наблюдает эту кар¬тину из-далека. Вызывает психическое напряжение и необходимость решать задачу в ог-раниченные сроки, при не¬достатке времени. Ограничение временных рамок дос-тига¬ется как прямыми требованиями начальника, установлен¬ными им сроками, так и увеличением объема подлежащей выполнению боевой работы. Так, неожиданное препятствие на маршруте выдвижения подразделения существен-но ог¬раничивает запасы времени, которыми располагает коман¬дир. Активность «противника» также способна поставить личный состав в обстановку дефицита времени. Усложнение задач, ограничение сил и средств, выделяемых на ре¬шение их, повышение самостоятельности - все это спосо¬бы создания существенного психологического напряжения в учебных целях. Важное место в психологической подготовке занимают специальные уп-ражнения, предназначенные для решения преимущественно психологических задач. Во мно¬гих соединениях и частях действуют специальные городки, поло-сы, участки психологической подготовки, тренажеры, занимаясь на которых воины учатся вести борьбу с огнем, привыкают к звукам боя, к высоте, пре- одолевают страх во¬ды, темноты, попадают в ситуации внезапного нападения «противника» и преодолевают ряд других психологических трудностей. Полосы психологической подготовки оборудуются на ос¬нове полосы пре-пятствий, но с дополнением их элементами обстановки боя (звуковые, световые, тепловые, дымовые и другие эффекты). Широко применяют горючие смеси, ды-мовые шашки, взрыв-пакеты, сигнальные ракеты, звукоза¬пись, стрельбу холо-стыми патронами. На полосе на фоне значительной физической нагрузки воины преодолевают препятствия, ведут огонь, выполняют некоторые другие дей¬ствия. Для достижения большей систематичности и целостно¬сти в психологиче-ской закалке полосы, участки и поля объ¬единяются в городки психологической закалки. Такой горо¬док может включать участок начального обучения борьбе с танками, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки вои¬нов в составе подразделений, участок пси-хологической за¬калки воинов-специалистов (разведчиков, саперов, зенитчи¬ков, связистов и др.). На каждом участке оборудуются учебные места, устанавлива-ются отдельные тренажеры. Вся эта работа планируется, организуется и проводится офицерским, сред-ним и младшим командным составом. Но главная роль в решении задач психо-логической подготовки армии, флота войск МВД к эффективному ведению бое-вых действий отводится именно офицерам. ГЛАВА III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Для нас, курсантов - будущих офицеров, важно не просто представлять, как осуществляется воспитание воли и характера военнослужащих, но и знать, как используются теоретические положения военной психологии на практике. В этой главе рассматриваются некоторые аспекты работы офицеров в войсках по рассматриваемой проблеме. Организационно воспитание воли и характера военнослужащих для под-готовки и ведения боевых действий про¬водится по следующим основным направлениям: выработка общей концепции и системы воспитания воли и характера во-еннослужащих в соответствии с научными рекомендациями, норма¬тивными требованиями и реальными условиями; определение всех должностных лиц как субъектов морально-психологического обеспечения, установление их роли и функций как организа-торов воспитания воли и характера военнослужащих и создание усло¬вий для его эффективного проведения; подготовка субъектов к организации воспитания воли и характера военно-служащих и вовле¬чение их в активную систему деятельности в рамках общей модели и алгоритма с использованием наиболее продук¬тивных технологий; непосредственное морально-психологическое обеспе¬чение решения задач по подготовке и ведению боевых дей¬ствий; Модель деятельности должностных лиц по органи¬зации воспитания воли и характера военнослужащих может быть представлена следующими мероприя-тиям: 1. Уяснение замысла старшего начальника на органи¬зацию воспитания во-ли и характера военнослужащих. 2. Своевременное, качественное планирование и конт¬роль за всей систе-мой мероприятий воспитания воли и характера военнослужащих - информаци-он¬ной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой и другой ра-ботой. 3. Постановка задач подчиненным. 4. Организация взаимодействия в интересах воспитания воли и характера военнослужащих; механизм взаимодействия должностных лиц включает в себя: определение направлений скоординированной дея¬тельности, совместное планирование, обмен информацией и взаимодействие; сосредоточение усилий на наиболее важных участках; расстановка сил и средств, подбор, инструктирова¬ние исполнителей, оп-ределение зон ответственности; выбор форм и методов совместной работы; контроль, периодический анализ, корректировка де¬ятельности. 5. Обеспечение техническими средствами системы ин¬формации и воспи-тания. 6. Целесообразная расстановка офицеров воспитатель¬ных структур по пунктам управления, определяющим на¬правления подготовки и ведения боевых действий. 7. Анализ результатов деятельности должностных лиц по воспитанию во-ли и характера военнослужащих, оценка состояния дел. Своевременное инфор-ми¬рование о проводимой работе по воспитанию воли и характера военнослу-жащих, проблемным вопро¬сам и вопросам оптимизации. Оценка эффективности воспитания воли и характера военнослужащих в воинских коллективах должна осуществляться должност¬ными лицами не абстрактно, а по конкретным крите-риям с использованием целостной системы показателей. ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ И ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 4.1. Организация и руководство физическим воспитанием Физическая подготовка в Вооруженных Силах является важным средством воспитания воли и характера военнослужащих. В процессе службы по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у военнослужащих высоких моральных, волевых и физиче-ских качеств, готовности к ратному труду; сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, содействие правиль-ному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высо-кой работоспособности на протяжении всего периода службы; всесторонняя физическая подготовка военнослужащих; профессионально - прикладная физическая подготовка военнослужащих с учётом особенностей их деятельности; приобретение военнослужащими-офицерами необходимых знаний по ос-новам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; воспитание у военнослужащих убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. На за¬нятиях по физической подготовке воин учится выполнять упражне¬ния на снарядах, тренируется в беге, прыжках, в преодолении раз¬личных пре-пятствий, что, безусловно развивает волевые качества. Физическая подготовка имеет свою методику, учи¬тывающую особенности этого вида боевой подготовки. Большую роль на занятиях играет рассказ и показ того, что и как надо де¬лать. Но главное внимание уделяется тому, чтобы обу-чающийся сам по команде произвел те или иные движения и действия. В ре¬зультате у воина в общей сложности создаются нужные двигатель¬ные образы, которые в дальнейшем уже прямо воздействуют на выполнение определенной команды. Физическая подготовка оказывает на воинов моральное воздействие. Обычно в результате хорошо проведенного занятия воины чувствуют удовле-творение, бодрость, и у них появляется хорошее настроение. Важно, что в процессе физической подготовки воины узнают в каждый данный момент о своей физической выносливости и ловкости, о физической си-ле, о том, какую нагрузку они способны выдержать, учатся оценивать себя в на-стоящем и видеть перспективу дальнейшего развития. При этом большую роль играет то, что на занятиях по физической подготовке каждый воин имеет воз-можность сравнить себя со своими товарищами, помериться с ними своей силой, выносливостью, четкостью действий и т.д. Физическая подготовка тесно связана с процессом овладения боевой тех-никой и оружием. Известно, что для умелого использования сложной современ-ной техники и оружия необходимо обладать физической силой, выносливостью, ловкостью. В армии общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди военнослужащих, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на офицера, а конкретное их проведение осуществляется командирами подразделений. 4.2. Формы физического воспитания военнослужащих Физическое воспитание в Вооруженных силах проводится на протяжении всего периода службы военнослужащих и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания военнослужащих. Учебные занятия планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается командирами подразделений. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного ма-териала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнения-ми, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из пу-тей внедрения физической культуры и спорта в повседневную деятельность во-еннослужащих. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные само-стоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффектив-ность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться в свободное вре-мя по заданию офицеров или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоро-вья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление ус-ловий учебного труда, быта и отдыха военнослужащих, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. На занятиях по физической подготовке воин практически выполняет дей-ствия, требующие быстроты, напряжения мышц и подвижности, благодаря чему у него развивается физическая сила и ловкость, выносливость, способность вы-держивать длительную физическую нагрузку. Одновременно у воина воспиты-ваются решительность, смелость, выдержка, настойчивость в преодолении труд-ностей. В процессе физической подготовки у воинов вырабатываются отдельные произвольные (преднамеренные) движения, создается такое качество, как спо-собность управлять своими сложными действиями. К предметам деятельности в процессе физической подготовки воинов от-носятся спортивные снаряды: параллельные брусья, перекладина, «конь» и т.д. Это снаряды характеризуются тем, что все они подчинены единой цели - по-мочь выработать определенные физические качества, связанные с овладением воином своими действиями. Следует отметить, что личные качества, вырабатываемый при помощи спортивных колец, «коня», перекладины и других гимнастических снарядов, в сравнении с требованиями, которые предъявляются воину в условиях современ-ного боя, весьма ограничены. Спортивные снаряды стандартны и требуют по отношению к себе стандартных действий в весьма сходных или тождественных условиях. Это, естественно, ограничивает арсенал действий воина, приспосаб-ливающегося к тому или иному снаряду. Поэтому наряду с физической подго-товкой воинов в соответствии с требованиями учебной программы необходимо прививать им интерес и любовь к различным видам спорта, которые имеют во-енно-прикладное значение. Преимущество многих из таких видов спорта заклю-чается в том, что действия человека не связаны с неподвижными предметами и снарядами и в силу своего многообразия, кроме физической силы, ловкости, вы-носливости, сообразительности, находчивости, требуют от него планирования своих действий, понимания замыслов своих партнеров и противника, настойчи-вости, решительности, умения преодолевать внутреннюю растерянность, уста-лость, а иногда боль и даже теесные повреждения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опыт последних лет показывает, что в сочетании с мощ¬ной государствен-но-идеологической поддержкой, материаль¬ными факторами система идеологи-ческого и морально-пси¬хологического воздействия способствует превращению современных ар¬мий в надежный инструмент политики своих госу¬дарств. Этот опыт особенно армий стран НАТО интересен сегодня, когда мы можем судить об успешном выполнении боевых и иных за¬дач военными профессионалами этих стран в зоне Персид¬ского залива, в Югославии и других сферах «национальных интересов» ведущих государств Запада. Важное место в духовно-нравственном облике субъек¬тов воинского труда занимают морально-психологические эле¬менты, которые пронизывают всю ду-ховную жизнь каждого военнослужащего, воинских коллективов и являются не-пре¬менным условием их духовной сплоченности, готовности чес¬тно и добросо-вестно выполнить свой священный долг, как в мирных условиях, так и в боевой обстановке. Особое место в структуре морально-психологического состояния занима-ют психологические элементы, которые включают в себя сложный комплекс жизненных представ¬лений, впечатлений и переживаний, складывающихся у во¬инов в процессе их повседневной деятельности и оказываю¬щих сильное воздей-ствие на их моральный дух в боевой обстановке. Рассмотренные в данной работе аспекты воспитания воли и характера во-еннослужащих, которые включают эмоционально-психологичес¬кую устойчи-вость, способность действовать в условиях опас¬ности, преодолевать страх и па-нику, готовность и спо¬собность военнослужащего преодолевать трудности и т.п. является важной предпосылкой эффективности боевых действий. Воспитание и формирование всех перечисленных выше качеств, является не только важнейшей задачей командиров и воспитателей, но и полным ком-плексом психологических предпосылок эффективности подготовки и ведения боевых действий, которые «объединяются» в систему воспитания воли и харак-тера военнослужащих, готовности и способности солдата добыть победу в бою. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Военная психология и педагогика. Под ред. Барабанщикова А.В. - М., 1986. 2. Военная психология и педагогика. Под ред. Кулакова В.Ф. - М., 1998. 3. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М., 1983. 4. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М., 1986. 5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. 6. Психология и педагогика управленческой деятельно¬сти командира. - М., 1995. 7. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. - М., 1991. 8. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективно-сти воспитательной работы в части. - М., 1991. 9. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и по-иски. - М., 1989. |
« Пред. | След. » |
---|