Жизненный планы старшеклассников |
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕКСИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5 1.1. Основные подходы к анализу социализации 5 1.2. Основные этапы и факторы социализации 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23 ВВЕДЕНИЕ Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Актуальность работы заключается в рассмотрении сущности социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В процессе социализации закладывается внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Цель работы состоит в изучении социологического анализа социализации. Достижение цели предполагает решение ряда задач: 1) Основные подходы к анализу социализации. Основные этапы и факторы социализации. Объектом исследования являются особенности социализации личности. Предметом исследования выступают различные точки зрения на процесс социализации, этапы и факторы социализации. Степень научной разработанности вопроса. Основой для написания нашей работы послужили труды в области теории социологии А.И. Кравченко, С.Э. Крапивенского, Д. Майерса. Проблемы анализа социализации, ее этапов и механизмов получили освещение в трудах Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, А.И. Ковалевой, С.И. Розина. Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение. Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, теоретической главы, заключения и списка литературы. ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕКСИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИ 1.1. Основные подходы к анализу социализации Социализация - общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, «включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества» . Смысл и содержание этого понятия исторически изменялось. Социальная философия XIX в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки просоциальных установок. Социологи-функционалисты XX в. (Т. Парсонс, Р. Мертон) видят в социализации не столько битву между индивидом и обществом, сколько постепенное и плавное приспособление индивида к требованиям социальной системы путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Символический интеракционизм (Д.Г. Мид, И. Гофман) ставит в центр внимания межличностное взаимодействие, в ходе которого «индивид не только воспринимает ожидания конкретных других и обобщенного другого (общество, социальная группа), но и конструирует свою собственную субъективную реальность» . Важный вклад в теорию социализации внесли психоанализ, когнитивная психология и лингвистика. Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. Для антропологов социализация есть прежде всего передача (трансмиссия) культуры от одного поколения к другому (иначе этот процесс называют «инкультурацией»). Для социологов это, с одной стороны, обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа «Я». В психологии, где на первый план выступает изучение процессов и механизмов, с помощью которых индивид усваивает соответствующие социальные нормы, роли и идентичности, социализация - элемент процесса формирования и развития личности. Социальная педагогика конкретизирует эти представления, оценивая эффективность тех или иных институтов и методов социализации и их скрытые, побочные, латентные, неосознаваемые воспитателем последствия. Слово «социализация» употребляется и в более узком, специальном смысле. Например, политическая социализация обозначает процесс формирования определенных политических установок и ориентаций, гендерная социализация - формирование гендерной идентичности и связанных с нею сексуальных установок, религиозная социализация - приобщение индивида к определенной религиозной идеологии и т.д. Дисциплинарные, предметные подходы не являются взаимоисключающими, это просто разные взгляды и контексты рассмотрения одних и тех же явлений. Кроме того, необходимо разграничивать автономные аспекты социализации: субъектный (от кого к кому передается культура); объектный (что именно - знания, навыки, установки, ценности - при этом передается); процессуальный (пути и способы передачи); институциональный (посредством каких специализированных социальных институтов это осуществляется). Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества. В древнейших человеческих обществах социализация детей осуществлялась совместными усилиями всей общины, главным образом путем последовательного включения детей по мере их роста в различные формы игровой, общественно-производственной и ритуальной деятельности, которые еще недостаточно отделены друг от друга, так что все древнейшие институты социализации, например возрастные группы, полифункциональны и выполняют одновременно трудовые, социально-организационные и ритуальные функции. Усложнение содержания социализации в современную эпоху усугубляется тем, что ее традиционные институты исторически складывались стихийно, их функции многократно изменялись и накладывались друг на друга, а предъявляемые к ним обществом нормативные требования не всегда соответствуют их реальным возможностям. Тем более, что каждый из этих институтов находится в процессе сложной и противоречивой эволюции. Социализация в социологии - становление личности - «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» . Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Понятие о социализации как «процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии» (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является «адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам» . С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации. Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Итак, в настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии. Первоначально социализация определялась узко - как усвоение социального опыта (Смелзер). Затем были вычленены две функции - усвоение и воспроизводство социального опыта (Г.М. Андреева). Третья функция - социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество . Первоначально в социальных науках социализация была позиционирована как проблема детства, поэтому анализ этапов социализации, как правило, ограничивался детским возрастом. Имплицитно эта идея содержится в большинстве «классических» возрастных периодизаций (от психоанализа до возрастной периодизации Б.Д. Эльконина). Кроме того, некоторые авторы непосредственно рассматривают социализацию как процесс, ограниченный во времени. Так, Н.В. Андреенкова выделяет 3 основных этапа: первичную социализацию ребенка, маргинальную (промежуточную или псевдоустойчивую) подростка, устойчивую, т.е. концептуальную, знаменующую собой переход от юношества к зрелости (период от 17-18 до 23-25 лет). Возрастная периодизация и возрастная социализация, охватывающая фактически всю жизнь человека от рождения до смерти, представлены в целом ряде исследований. Центральной категорией данных возрастных периодизаций, как правило, является психосоциальное развитие, которое выражается в необходимости решения целого круга нормативных личностных и социальных задач субъекта развития. Эти задачи описывают динамику новых социальных ролей или изменения в исполнении старых ролей, описывают новые требования в достижении состояния «успешной социализированности» (например, определяют время для оптимального заключения брака, рождения ребенка и т.п.), показывают возможные проблемы личностного роста. Иногда периодизация представляется исследователями как совокупность определенных этапов. Так, А. Шюц рассматривает первичную и вторичную социализации, разделяя период детства и взрослости. К механизмам социализации относят способы и средства, которые позволяют человеку усваивать социальный опыт: подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптацию, заимствование, руководство и т.д. Поиски наиболее адекватного представления механизмов социализации приводят исследователей к гибкому использованию идеи механизма в социальном развитии личности. Так Б.Д. Парыгин, анализируя механизмы социализации, рассмотрел взгляды Г. Хибша и М. Форверга, которые описали три основных механизма формирования установки в процессе усвоения социального опыта: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление, инструктирование. Ведущим механизмом, обеспечивающим нормативное поведение, в зарубежной социальной психологии называют конформизм. В отличие от конформизма как механизма, конформность - характеристика податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшей им позицией большинства. В процессе исследований было предложено три основные теории конформности: теория неформального социального общения Л. Фестингера, теория социального сравнения Л. Фесингера и теория М. Дойча и Г. Джерарда о различиях между неформальным и нормативным социальным влиянием. В рамках исследования конформности Г. Келман описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация - представленные в других исследованиях в качестве механизмов социализации. В случае подчинения позиция другого лица или группы носит внешний характер и неустойчива. Идентификацию Г. Келман рассматривает как следующий по значимости уровень конформности, различая «классическую идентификацию (субъект стремиться частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу симпатии и наличия у агента желаемых черт) и в форме реципрокно-ролевого отношения (каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера)» . При интернализации элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А.Н. Славская, М.И. Воловикова и др.). Поскольку основным условием интерпретации оказалась способность к обобщению, на основе которой возможно сделать интерпретационный вывод, данный механизм социализации более активно действует при развитом теоретическом мышлении (начиная с подросткового озраста). Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. 12. Основные этапы и факторы социализации Социализация личности «начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь» . Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т.е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т.д. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими «осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование» . При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: 1) интернализации социальных норм; 2) усвоения социальных функций; 3) вхождения в социальную группу (социальной мобильности). В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. О. Г. Брим, автор данной идеи, следующим образом представлял различия между социализацией детей и взрослых: 1) социализация взрослых преимущественно изменяет их внешнее поведение, в то время как социализация детей корректирует базовые ценностные ориентации; 2) взрослые могут оценивать нормы, которые им предлагаются, а дети некритично усваивают их; 3) социализация взрослых требует понимания социальных иерархий; 4) социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками, а социализация детей формирует преимущественно мотивацию их поведения . Попытки создать стадиальную систему социализации строились не только на логике возрастных изменений и решения психосоциальных задач индивида, но и, например, на включении его в трудовую деятельность. Согласно этому взгляду, следует различать дотрудовую, трудовую, и послетрудовую социализацию. Дотрудовая социализация включает в себя раннюю социализацию в дошкольном детстве, стадия обучения захватывает юность, непосредственно трудовая стадия - для зрелых взрослых, а послетрудовая стадия объединяет тех, кто вышел на пенсию. Существует также представление характеристик содержания социализации как предмета исследования в контексте той или иной научной дисциплины. В социальной психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание. Е.П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности: 1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом; 2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности . Выделение Е.П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения . Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Агентами могут быть не только люди, но и различные учреждения, организации (армия, школа). На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации, уровень вторичной социализации. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию, т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации. Вторичная социализация - интериоризация, что означает «процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека» . В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Механизмы социализации подразделяются на: социально-психологические механизмы, социально-педагогические механизмы. К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: 1) Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. 2) Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 3) Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. 4) Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: 1. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой» . Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах. 2. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать» . Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д. 3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него. 4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что «значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация» . Таким образом, социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. Социализация - это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества. Разные науки подходят к изучению процессов социализации с разных сторон. Для социологов это, с одной стороны, обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа «Я». Понятие о социализации как «процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии» (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация ра скрывается через понятие «адаптация». Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Первоначально социализация определялась узко - как усвоение социального опыта (Смелзер). Затем были вычленены две функции - усвоение и воспроизводство социального опыта (Г.М. Андреева). Третья функция - социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество. В настоящее время все чаще появляются исследования, описывающие действие такого механизма социализации как интерпретация (А.Н. Славская, М.И. Воловикова и др.). Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. В настоящее время уже не вызывает сомнения позиция, согласно которой социализация человека происходит в течение всей жизни, различаясь качественно на каждом возрастном этапе. В социальной психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации, уровень вторичной социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Механизмы социализации подразделяются на: социально-психологические механизмы, социально-педагогические механизмы. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алексеев, П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2004. - 256 с. 2. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / под ред. Т. Парсонса. - М., 2002. - 165 с. 3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 301 с. 4. Вишневский, М.И. Философия / М.И. Вишневский. - Минск: Высшая школа, 2008. - 480 с. 5. Келман, Г. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. -384 с. 6. Ковалева, А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. 7. Кравченко, А.И. История социологии / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2006. - 408 с. 8. Крапивенский, С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - М.: Владос, 2004. - 416 с. 9. Култыгин, В.П. Современные зарубежные социологические концепции / под ред. Т.Н. Юдиной. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 158 с. 10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2006. - 684 с. 11. Миглрам, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Миглрам. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с. 12. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. А.А. Гвоздевой, примеч. и статья И.И. Соллертинского. - СПб.: Academia, 2007. - 316 с. 13. Розин, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розин. - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
|
« Пред. | След. » |
---|