Административно-правовй статус органов внутренних дел РФ |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 5 1.1. Понятие и принципы деятельности органов внутренних дел 5 1.2. Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности 7 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 11 2.1. Содержание и классификация основных форм деятельности органов внутренних дел 11 2.2. Акты управления органов внутренних дел 11 2.3. Общая характеристика методов деятельности ОВД 13 2.4. Виды мер административного принуждения, реализуемых в деятельности ОВД 14 3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МИЛИЦИЕЙ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ 15 3.1. Применение огнестрельного оружия 15 3.2. Применение специальных средств 16 3.3. Основания применения физической силы 20 4. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД-ГАИ 22 4.1. Задачи и основные функции ГИБДД-ГАИ 23 4.2. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД-ГАИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31 ВВЕДЕНИЕ Органы внутренних дел, являясь одной из основных силовых структур стоящих на защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации ОВД функционирует в системе государственных органов, имея свой административно-правовой статус. Вышеизложенное определяет актуальность данной работы, тем более что в литературе ведутся постоянные споры, касающиеся именно административно-правового статуса ОВД Российской Федерации. Следует отметить, что из всего многообразия споров наибольшее их число касается функций ОВД, их прав и обязанностей. Тем более, что проводимые у нас в стране административные исследования в области правового регулирования деятельности ОВД показали назревшую объективную необходимость качественного изменения концепции и нормативно-правовой базы в части административно-правового положения ОВД. Особенно ясно это стало после вступления в силу нового кодекса Россий-ской Федерации «Об административных правонарушениях». Именно поэтому была сделана попытка обобщить различные точки зрения на эти проблемы выдвинуть свои предложения по совершенствованию законода-тельства, регулирующего эти вопросы. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы определить административно-правовой статус ОВД Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть законодательство, регулирующее административно-правовой статус милиции в Российской феде рации; определить понятие, предмет и принципы административно-правового ста-туса органов внутренних дел; рассмотреть формы и методы деятельности органов внутренних дел; изучить правовую основу и порядок применения милицией огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы; рассмотреть правовые и организационные основы деятельности гибдд-гаи. Объектом исследования является деятельность ОВД и ее административно-правовой статус. Предметом исследования является система правовых норм. Теоретической базой курсовой работы послужили научные труды в области административного законодательства, относящиеся к тематике исследования. В частности работы таких авторов как Гуценко К.Ф., Капитонов Р.С., Ковалев М.А., Попов Л.Л., Четвириков В.С., Рыжаков А.П. и другие. Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Рос-сийской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные акты. Особенностью административно-правового статуса деятельности ОВД является то, что общественные отношения в данной сфере носят ярко выраженный организационный характер и направлены на обеспечение общественного спокойствия, охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, нормальное их функционирование, защиту чести и достоинства граждан, общественной нравственности. В работе изучаются вопросы, раскрывающие сущность общественного по-рядка, правовое положение центральных и местных органов внутренних дел, гос-ударственной службы и организационно-правовые вопросы работы с кадрами этих органов. Основное внимание уделяется теоретическим и правовым основам административной деятельности милиции, применения в этой сфере мер убежде-ния, принуждения и процессуального обеспечения. 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ1.1. Понятие и принципы деятельности органов внутренних делДеятельность органов внутрен-них дел - это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Деятельность по своему содержанию может охватывать как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности ОВД. Внутренняя деятельность имеет своим назначением обеспечение четкого функционирования всех подразделений и служб, слаженной работы всех сотруд-ников ОВД. Она включает в себя: определение структуры, штатов, функций аппа-ратов (служб), планирование, контроль, учет и отчетность, организацию взаимо-действия, подбор и расстановку кадров, поддержание дисциплины, обеспечение правовых и социальных гарантий сотрудников ОВД. [10, с.87] Внешняя деятельность представляет собой выполнение властных функций, которые выходят за пределы внутриорганизационных отношений, и распростра-няются на государственные и общественные организации, их должностных лиц, а также граждан. Внешний административно-правовой характер имеет почти вся деятельность, связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Основные черты деятельности ОВД: 1. Носит государственно-властный характер. Органы внутренних дел осу-ществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществ-лять надзор за соблюдением установленных правил поведения, давать юридиче-скую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также предъявлять в пределах своей компетенции обязательные требования [13, с.46]. 2. Деятельность ОВД является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответ-ствии с целями и в пределах действующего законодательства, а также на основе использования соответствующих законных средств. 3. В отличие от других видов государственно-властной деятельности (зако-нодательной, правосудия и прокурорского надзора) административная деятель-ность носит исполнительно-распорядительный характер. Ее главной целью явля-ется исполнение действующего законодательства по вопросам, входящим в ком-петенцию ОВД. Вместе с тем, для успешного осуществления своих исполнитель-ных функций она наделена распорядительными полномочиями. Принципы деятельности ОВД Под принципами деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в деятельности: - общие (конституционные); - специальные: а) организационные; б) тактические. Общие (конституционные) принципы: 1) законности; 2) гуманизма; 3) уважения прав человека и национального равноправия; 4) сочетания гласности и профессиональной тайны; 5) взаимодействия с государственными органами, общественными органи-зациями, трудовыми коллективами и гражданами. Организационные: 1) научность и комплексный подход к решению задач; 2) плановость; 3) сочетание территориального и линейного принципов; 4) единоначалие и коллегиальность; 5) сочетание убеждения и принуждения; 6) профилактическая направленность административной деятельности. Тактические принципы: 1) оперативность; 2) непрерывность и гибкость; 3) комплексность сил и средств; 4) маневренность; 5) наличие резерва сил и средств.[6, с.156]1.2. Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасностиДеятельность ОВД в области личной безопасности граждан направлена на предотвращение и устранение опасных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Она характеризуется специфическими источниками опасности, в качестве которых выступает деятельность, связанная с работой транспорта, использованием взрывчатых веществ, ядов, пожароопасных материалов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе их использования могут выйти из-под контроля человека и нанести вред гражданам и окружающей среде. Общественный порядок рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это установившаяся в результате соблюдения социальных норм система общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей властной системой государства. [8, с.203] В узком смысле - это совокупность регулируемых нормами права и другими социальными нормами волевых общественных отношений, складывающихся, главным образом, в общественных местах и имеющих своей целью поддержание личной безопасности граждан, общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан. Виды общественных мест - места постоянного, периодического и эпизоди-ческого присутствия. Места постоянного присутствия - улицы, площади, скверы, бульвары в населенных пунктах, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы. Общественные места периодического присутствия - учреждения, предприятия и организации, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли, бытового обслуживания, рынки, зрелищные мероприятия, спортивные сооружения). [9, с.127] Общественные места эпизодического присутствия - места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый характер (луг, лес, участок степи во время массового гулянья). Элементы общественного порядка: 1) цели установления и поддержания общественного порядка; 2) средства регулирования; 3) содержание общественных отношений (порядка); 4) реальные гарантии прочности. Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан. Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и социальные правила нравственного характера. Главенствующая роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц по охране общественного порядка. [14, с.268] Гарантии прочности общественного порядка: - соответствие правил общественного порядка интересам всего населения; - убежденность граждан в их справедливости и целесообразности; - правовая культура и сознательность граждан. Под общественной безопасностью понимается система отношений, осно-ванная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях: - охраны жизни и здоровья других людей; - недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанной с источниками повышенной опасности. Особенность регулирования общественной безопасности состоит, прежде всего, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов, правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах: правил противопожарной безопасности, правил пользования предметами, подпадающими под разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения сильнодействующих ядов, радиоактивных материалов и др.). 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ2.1. Содержание и классификация основных форм деятельности органов внутренних делМногообразие задач и функций деятельности мили-ции обусловливает существование различных форм этой деятельности, преду-смотренных правовыми нормами. Формы закреплены в законодательстве, которое определяет правовой статус милиции, в положениях, уставах, инструкциях и других актах, регламентирующих деятельность и ее субъектов. При этом для осуществления функций деятельности ее субъекты должны использовать только те формы, которые предусмотрены соответствующими правовыми актами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий субъектов. [17, с.94] Форма деятельности - это ее внешнее проявление, то есть те действия, в которых реализуются задачи и полномочия субъекта. Виды форм деятельности ОВД: правовые и неправовые (организационные). Правовые формы: издание актов управления; заключение договоров; совер-шение иных, юридически значимых, действий.2.2. Акты управления органов внутренних делАкт управления - это одностороннее властное предписание, кото-рое порождает, изменяет или прекращает какое-либо отношение между органом внутренних дел и гражданином, организацией, фирмой и т.д. По сфере применения акты управления подразделяются на внутренние (приказы, инструкции) и внешние (стандарты, нормы и правила, обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами). [19] По юридическим свойствам акты управления подразделяются на норматив-ные и индивидуальные. Нормативные акты органов внутренних дел рассчитаны на неопределенный круг сотрудников (или граждан) и на неопределенное время. Индивидуальный акт управления всегда обращен к одному человеку (сотруднику или гражданину). Заключение договоров (на охрану объекта, на сопровождение груза, кон-тракт на службу в ОВД). По гражданскому договору имущество чаще всего передается во владение или пользование, по договору на охрану или сопровождение имущество принимается под охрану без права его использования и возвращается собственнику в полной сохранности. Сама же охрана есть не что иное, как вид административной деятельности нарядов милиции. [15, с.64] Совершение действий, имеющих юридическое значение Эти действия не влекут последствий, как правовые акты, но их значение достаточно велико (составление протоколов о правонарушении, выдача паспор-тов, удостоверений на право управления автомототранспортными средствами, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, аттестование личного состава, принятие присяги, вручение оружия и др.). Неправовые формы деятельности: - организационные действия; - материально-технические действия. Организационные действия (проведение отчетов сотрудников перед населением, участие в собраниях трудовых коллективов, проведение общей и индивидуальной профилактики). Материально-технические действия (операции по сбору и обработке информации, использованию технических средств и созданию нормальных условий работы сотрудников). Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. К материально-техническим действиям, например, относятся: подготовка справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия и формы их выражения призваны обеспечить четкую работу субъектов деятельности. Они облегчают процесс деятельности, повышают ее производительность и культуру. [18, с.139]2.3. Общая характеристика методов деятельности ОВДПонятие методов Деятельность милиции осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта деятельности на объект деятельности, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воздействие субъекта деятельности на волю объекта осуществляется раз-личными приемами, средствами, способами, которые именуются методами дея-тельности. Следовательно, метод - это способ практического осуществления це-лей, задач и функций. [11, с.28] Метод деятельности органов внутренних дел - совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Убеждение в деятельности органов внутренних дел - это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемых в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения законов. [10, с.130] Виды убеждения, применяемые в административной деятельности органов внутренних дел (милиции): - агитационно-пропагандистская работа (ГИБДД-ГАИ, ПДН и т.п.); - разъяснение действующего законодательства; - индивидуальная работа с отдельными лицами; - критика антиобщественных поступков; - поощрение граждан, активно участвующих в охране обществен-ного порядка и борьбе с правонарушениями.2.4. Виды мер административного принуждения, реализуемых в деятельности ОВДПринуждение - это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении мер психологического, физического или материального характера в целях преду-преждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных к администра-тивной ответственности. Основные признаки правового принуждения: - является элементом исполнительно-распорядительной деятельности; - по своему содержанию заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в виде ограничений (лишений) личного, физического или имущественного характера; - возможно только в рамках действующего законодательства; - меры принуждения должны использоваться быстро, оперативно как реакция соответствующих органов и должностных лиц на возможные или явные правонарушения; - субъекты власти и лица, к которым оно применяется, не связаны отноше-ниями служебной подчиненности. 3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МИЛИЦИЕЙ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ3.1. Применение огнестрельного оружияСотруд-ники милиции имеют право применять оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях: 1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; 2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; 3) для освобождения заложников; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступле-ния против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; 5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений; 6) для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц. [8, с.182] Применением огнестрельного оружия является производство выстрела со-трудником милиции на поражение посягающего или задерживаемого лица, вплоть до лишения его жизни. Защита граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья Условия: - наличие реальной угрозы жизни или здоровью граждан; - возникновение такой ситуации, когда граждан защитить иначе, как применив оружие, нельзя; 1) при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать по-сторонние лица; 2) в отношении лиц, задерживаемых и доставляемых в милицию за наруше-ние, влекущее административную ответственность; 3) в отношении лиц, подвергнутых административному аресту; 4) в отношении лиц, имеющих при себе детей. [7, с.36]3.2. Применение спе-циальных средствСпециальные средства - предусмотренная соответствующими нормативно-правовыми актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия, предназначенных для пресечения противоправных действий и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Советом Министров РФ. При этом запрещается вооружение милиции специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. [16, с.59] По целевому назначению специальные средства подразделяются: 1) на средства воздействия на человека и животных (наручники, резиновые палки, светозвуковые устройства отвлекающего действия, специальные окраши-вающие средства); 2) средства воздействия на материальные объекты (малогабаритные взрыв-ные устройства "Ключ", средства принудительной остановки транспортных средств). По способу воздействия на человека: 1) на раздражающие слезоточивые (ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", дистанционные газовые гранаты "Черемуха-4", "Че-ремуха-7", аэрозольные баллоны "Черемуха-10" и ЮМ); 2) светозвуковые ошеломляющего воздействия (ручная безосколочная гра-ната "Заря", стационарное безосколочное взрывное устройство со светозвуковым эффектом "Пламя"); 3) психофизиологические (служебные собаки); 4) ударно-болевого действия (резиновые палки, водометы, спирали, резиновые пули ударно-непроникающего воздействия). По способу воздействия на материальные объекты: 1) на взрывные устройства ("Ключ", "Импульс"); 2) механические средства (принудительной остановки транспортных средств "Еж", "Еж-M", "Диана"). По своим тактико-техническим данным: 1) на предназначенные для пресечения правонарушений, совершаемых от-дельными лицами (наручники, аэрозольные баллоны); 2) предназначенные для пресечения групповых нарушений (ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", "Черемуха-12", "Сирень-12", ранцевый распылитель АР-16 "Облако", оружейные комплексы "КС-12, Волна - Р", водометы). Разрешается применение специальных средств в следующих случаях: 1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; 2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления; 3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья, собственности и пытающегося скрыться; 4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; 5) при доставлении в милицию лиц, своим поведением дающих основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред себе или окружающим, оказывают противодействие работнику милиции; 6) для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транс-портных средств и земельных участков; 7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушаю-щих работу транспортных средств, связи, предприятий, учреждений, организаций; 8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования сотрудника милиции об остановке; 9) Для выявления лиц, совершивших преступления. Запрещается применение специальных средств: 1) против женщин с видимыми признаками беременности; лиц, с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооружен-ного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей; 2) при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и де-монстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. [14, с.265] Особенности применения отдельных видов специальных средств 1. Резиновые палки: запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключи-цам, животу, половым органам. 2. Наручники: требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков. 3. Слезоточивые вещества: запрещается прицельная стрельба по правонару-шителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ. "Черемуха-12", "Сирень-12" и "Облако" применяются только на открытой местности; "Черемуха-6", "Черемуха-7", ".Черемуха-10", "Сирень-6" и пистолеты газовые с боеприпасами на открытой местности и в помещениях. Запрещается забрасывать гранату "Черемуха-6" и "Сирень-6", в двойном исполнении, в помещение, объем которого менее 60 куб. метров. 4. Патроны с резиновой пулей "Волна-Р": отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног. 5. Светозвуковые средства отвлекающего воздействия "Заря" и "Пламя" применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей. 6. Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства): запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, на расстоянии ближе 2 метров от человека. 7. Устройства остановки транспорта: запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров); автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам; мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах и в туннелях. 8. Водометы: используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже нуля градусов по Цельсию. 9. Бронемашины: применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчин-ствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, до-ставки личного состава в труднодоступные районы. 10. Специальные окрашивающие средства: устанавливаются на объектах собственности с согласия собственника или уполномоченного им лица.3.3. Основания применения физической силыФизическая сила, 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) задержания лиц, их совершивших; 3) преодоления противодействия законным требованиям, если ненасиль-ственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обя-занностей. Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - (от 21 июня 1995 г). Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: - предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом доста-точно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; - стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонару-шения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным; - обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; - уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения. [12, с.141] Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного ору-жия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом. 4. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД-ГАИГИБДД-ГАИ - это государственный орган, осуществляющий специальные надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности до-рожного движения, являющийся составной частью милиции и входящий в систему органов внутренних дел Российской Федерации.4.1. Задачи и основные функции ГИБДД-ГАИ1) обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; 2) проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Основные функции ГИБДД-ГАИ: 1) надзор за соблюдением правил дорожного движения; 2) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача води-тельских удостоверений; 3) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные транспортные средства; 4) организация государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним; 5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов на местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; 6) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; 7) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автотранспортных средств, а также автотранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП; 8) осуществление производства по делам об административных правонару-шениях; 9) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе приня-тие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи; 10) проведение дознания по делам о преступлениях, посягающих на без-опасность дорожного движения, и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств; 11) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; 13) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов; 14) осуществление сопровождения транспортных средств; 15) участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электротранспорта; 16) разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения; 17) выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нару-шений правил дорожного движения; 19) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предприни-мателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции; 20) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специ-альными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными зна-ками, на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных, а также некоторых опас-ных грузов.4.2. Характеристика основных направлений деятельности ГИБДД-ГАИ1. Несение дорожно-патрульной службы. Формы несения службы: - Пешее патрулирование применяется для осуществления надзора и выпол-нения распорядительно-регулировочных действий на небольших по протяженно-сти, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. - Несение службы на стационарных постах ГИБДД-ГАИ, т.е. в служебных помещениях, оборудованных оперативно-техническими и специальными сред-ствами. Разновидностью стационарных постов являются контрольные посты, ко-торые включаются в межрегиональную специальную заградительную систему. - Патрулирование на автомобилях и мотоциклах может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. [9, с.80] Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомо-бильными дорогами, по которым осуществляется интенсивное движение, во взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкретных участках этих дорог. Приемы несения дорожно-патрульной службы: - Визуальное или с помощью специальных технических средств наблюдение за выполнением участниками правил и иных норм безопасности дорожного движения. - Регулирование движения в местах осложнения движения, связанного с ДТП, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной световой сигнализации. Личный состав дорожно-патрульной службы объединен в строевые подразделения: полки (свыше 500 чел.), отдельные батальоны (от 151 до 500 чел.), отдельные роты (от 51 до 150 чел.), отдельные взводы (от 25 до 50 чел.). 2. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств. Методы надзора: 1. Комплексное обследование автопредприятий, юридических лиц, трамвайных и троллейбусных парков. 2. Проведение государственного технического осмотра индивидуальных транспортных средств. Задачи осмотра: а) проверка соответствия технического состояния и оборудования транс-портных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения; б) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных право-нарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; г) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; д) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения. [17, с.214] 3. Регистрация и учет автотранспорта. Основанием для регистрации автотранспорта служит: а) для предприятий, учреждений и организаций: распоряжение о выделении им автотранспортных средств; справка автохо-зяйства о принятии на баланс прицепа, полуприцепа; приемно-сдаточный акт за-вода-изготовителя, заводской паспорт; копия счета о получении транспортного средства; акт технического осмотра транспортного средства; б) для индивидуальных владельцев: справка-счет магазина, продавшего автотранспортное средство; заводской технический паспорт; удостоверение таможни на ввоз в Россию транспортного средства; договор дарения или свидетельство о праве собственности и наследования; акт технического осмотра транспортного средства. На зарегистрированное транспортное средство выдаются: - номерной знак; - технический талон - организациям, предприятиям, учреждениям; - паспорт тех. средства - индивидуальным владельцам. Не подлежат регистрации транспортные средства в следующих случаях: - отсутствие документов, подтверждающих законность приобретения транспорта; - приобретение с нарушением установленных правил торговли; - транспортное средство изготовлено или собрано с нарушением техниче-ских условий или по техническим условиям, не согласованным с ГИБДД-ГАИ. 4. Контроль за подготовкой водительских кадров: - регистрация учебных организаций по подготовке водительских кадров и контроль за их деятельностью; - прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практиче-ского вождения транспортных средств; - выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий; - производство экспертизы (проверки знаний ПДД, навыков вождения). 5. Надзор за содержанием автомобильных дорог: - соблюдение правил содержания автомобильных дорог, дорожных соору-жений и железнодорожных переездов в безопасном для движения состоянии; - оборудование улиц и дорог средствами регулирования дорожного движения (дорожными знаками, светофорами и иными средствами регулирования); - выполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонтно-строительных и других работах на улицах и дорогах, а также на железнодорожных переездах. 6. Учет, анализ и предупреждение дорожно-транспортных происшествий позволяет: - иметь достоверные и своевременные сведения о ДТП; - анализировать состояние безопасности на дорогах обслуживаемой терри-тории; выявлять причины и условия снижения уровня безопасности; - в пределах своей компетенции, осуществлять предупредительно-профилактические мероприятия. Виды профилактических мероприятий: 1. Организационно-надзорные мероприятия, направленные на улучшение дорожных условий, исключающие искусственные или естественные помехи в до-рожном движении. [11, с.101] 2. Мероприятия направленные непосредственно на участников дорожного движения. Общепрофилактические и индивидуально-профилактические мероприятия: - пропаганда, разъяснение и изучение Правил дорожного движения; - изучение условий дорожного движения; - разработка совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами предложений по повышению безопасности дорожного движения; - дача должностным лицам и гражданам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений правил, нормативов и стандартов, отно-сящихся к обеспечению дорожного движения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе мы попытались проанализировать дей-ствующее законодательство и существующие точки зрения, касающиеся админи-стративно-правового статуса ОВД в Российской Федерации. По итогам исследования, можно сделать следующие выводы: Несмотря на то, что система органов внутренних дел в настоящее время устоялась, бытует большое количество мнений и предложений по ее реконструи-рованию, при этом некоторые из них заслуживают, на наш взгляд, внимания. На протяжении всего существования ОВД в Российской Федерации выпол-няла и выполняет различные функции, иногда не совсем ей свойственные, что приводит к распылению сил и ненадлежащему выполнению основных функций. Административно-правовой статус ОВД определен в Российской Федера-ции, но в практической деятельности постоянно возникают сложности с использованием действующего законодательства. В процессе выполнения своих функций отдельными работниками милиции допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, что сказывается на отношении населения Российской Федерации к милиции в целом. В связи с этим, на наш взгляд, существует необходимость в реформировании законодательства и его стабилизации, что исключает постоянные изменения в работе ОВД, улучшает качество выполнения ОВД их функций. Кроме этого в процессе исследования, предлагается следующие меры по укреплению административно-правового статуса ОВД: 1. Необходимо изменить структуру милиции, исключив из нее органы предварительного следствия, оставить только дознание, что позволит милиции заниматься непосредственно охраной жизни, здоровья, интересов и прав граждан. 2. Исключить из функций милиции несвойственное ей, что позволит вы-свободить силы для выполнения основных функций. 3. В целях предотвращения нарушений работниками милиции, их функци-ональных обязанностей необходимо усилить контроль за их деятельностью и обеспечить достаточное правовое образование сотрудников милиции. Все изложенное позволит усовершенствовать деятельность милиции в Рос-сийской Федерации, стабилизировать ее административно-правовой статус, и упрочить положение милиции в глазах общественности российской Федерации. 1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Конституция Российской Федерации. - Москва, 2003. 2. Федеральный закон «О милиции» от 18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от 18.04.1993г. №16 с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.// Российская газета №68 от 05.04.2005г. 3. Положение «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 31.12.1992г.)// Российская милиция: законы, указы, постановления, положения (1991-1993гг.). - Москва, 1993. 4. Положение «О милиции общественной безопасности»// Российская мили-ция: законы, указы, постановления, положения (1991-1993 гг.). - Москва, 1993. 5. Приказ МВД Российской Федерации №84 от 02.03.1993г. «О мерах по реа-лизации Указа президента Российской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Фе-дерации»». 6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 2007. 7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная / Под ред. А.П. Коренева. М., 2008. 8. Административная деятельность органов внутренних дел: Альбом схем / Под ред. А.П. Коренева. М., 2009. 9. Безденежных В.М. Содержание и формы административной деятельности ОВД. М., 2005. 10. Бочаров С.П., Иванов В.В., Каплин Д.В. Организация деятельности частных охранных предприятий. М., 2007. 11. Буденко И.И., Ерилин Н.П. Организация работы дежурных частей и участ-ковых инспекторов милиции с заявлениями, предложениями и жалобами граждан. М., 2003. 12. Буденко Н.И., Бочаров С.Н. Лицензирование органами внутренних дел частной детективной и охранной деятельности и контроль за ее осуществлением. М., 2006. 13. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие (право-вые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции). М., 2007. 14. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о мили-ции. М., 2007. 15. Майдыков А.Ф., Ложкин И.Е. Оперативный штаб как основной орган управления силами и средствами МВД России в особых условиях. М., 2005. 16. Новиков B.C. Правовые основы применения физической силы сотрудниками милиции. М., 2006. 17. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сб. норм. правовых актов: В 3 т. М., 2008. 18. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 2009. Справочник участкового инспектора милиции / Под ред. И.И. Голубева. М., 2007. |
« Пред. | След. » |
---|