Уроки литературы по произведениям зарубежных писателей ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН «Снап. История бультерье |
ЕГЭ - Преподавание | |
Уроки литературы по произведениям зарубежных писателей ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН «Снап. История бультерьера» Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) в самом конце XIX—XX в. создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила вся его работа по изучению диких животных в естественных условиях. Первый сборник своих рассказов под общим названием «Животные, которых я знал» был издан в самом конце XIX века (1898). Эта книга, принесшая автору известность, содержит восемь увлекательно написанных «биографий» разных зверей. Замечательны рисунки автора — легкие наброски на полях книги. Они поясняют текст и сливаются с ним в одно целое. Основная цель, которую поставил перед собой писатель, — «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных». Сетон-Томпсон утверждал, что все его рассказы основаны на невыдуманных фактах. Уже первой книгой писатель положил начало реалистическому направлению в литературе о животных. Затем он создает такие книги, как «Животные-герои», «Из жизни гонимых», «Нравы и психология диких животных», «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились». Эта книга, написанная в форме приключенческого романа, является художественной энциклопедией для юных натуралистов. В конце жизни Сетон-Томпсон издал интересную автобиографию «Путь художника-натуралиста» (1940). У нас эта книга вышла в сокращенном виде под заглавием «Моя жизнь» (1946). Книга показывает, как точны и достоверны были наблюдения писателя и с каким упорством он накапливает материал для своих произведений. В книге очень много выдержек из дневников, которые Сетон-Томпсон вел в течение всей своей жизни. У него накопилось около пятидесяти томов дневниковых записей, которые он частично использовал в своих произведениях. Эмоциональная напряженность, героическая патетика и острая сюжетность делают рассказы Сетона-Томпсона очень популярными среди детей и подростков. Сетон-Томпсон покоряет своим гуманизмом и художественным мастерством. Созданные им выразительные портреты и захватывающе интересные биографии животных живут в сознании юных читателей наряду с героями любимых книг. Произведения Сетона-Томпсона представляют для детей и юношества огромную познавательную и воспитательную ценность. Для чтения и обсуждения в классе предлагается рассказ Сетона-Томпсона «Снап. История бультерьера». Сама биография Сетона-Томпсона представляет большой интерес для школьников. Поэтому в классе читается вступительная статья В. В. Бианки и Н. И. Сладкова к теме — статья (в сокращении) последователей и продолжателей дела этого удивительного писателя. Статья написана просто, интересно, эмоционально и вполне доступна школьникам. Поэтому школьники могут прочитать ее дома, а в классе пересказать и ответить на вопросы хрестоматии. Если учитель располагает временем, статья читается в классе, а затем проводится небольшая беседа по вопросам: 1. В чем состоит заслуга Сетона-Томпсона как писателя? Чем можно объяснить быстрое распространение его книг во всех странах мира? 2. Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне-Томпсоне? 3. Прочитайте еще раз строки из автобиографии писателя о выборе своего жизненного пути. Как вы понимаете эти слова? 4. Какие произведения Сетона-Томпсона вы читали и что вам особенно в них понравилось? Рассказ читается в классе. В отдельных случаях он может быть прочитан учащимися дома самостоятельно. В классе предлагается провести беседу по следующим вопросам. 1. Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином? 2. Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик? 3. «В телеграмме он [Снап] не зря был назван замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму? 4. «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги — силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришел к такому выводу? 5. Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»? 6. Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом к этому произведению. 7. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались. Как они связаны с эпиграфом к теме? Завершающим моментом беседы по рассказу «Снап» явится обращение к рисункам самого писателя. Их показывают при помощи эпидиаскопа. Ребята рассматривают их, а затем отвечают на вопрос: «Как удалось Сетону-Томпсону передать в рисунках характер Снапа?» Учащиеся более обстоятельно останавливаются на этих рисунках. Задача урока состоит не только в том, чтобы познакомить детей с замечательным канадским писателем Сетоном-Томпсоном, прочитать рассказ «Снап», но и в том, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них желание читать произведения писателя. Поэтому в заключение можно рекомендовать шестиклассникам прочитать статью В. Пескова «В гостях у Сетона-Томпсона», помещенную в хрестоматии, в которой перечисляются книги писателя. Дома учащиеся пишут небольшое сочинение о каком-либо домашнем животном на тему «Случай из моей жизни». |
« Пред. | След. » |
---|