Уроки литературы по произведениям зарубежных писателей РЕЙ БРЭДБЕРИ «Каникулы». «Зеленое утро» |
ЕГЭ - Преподавание | |
Уроки литературы по произведениям зарубежных писателей РЕЙ БРЭДБЕРИ «Каникулы». «Зеленое утро» Завершается изучение литературы в VI классе двумя научно-фантастическими рассказами выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро». Научно-фантастическая литература пользуется особой популярностью у юных читателей. Ее популярность увеличивается с возрастом учащихся. Так, если в пятых классах фантастика неразрывно связана со сказками, то в шестых-седьмых классах школьники отчетливо выделяют в своем чтении научно-фантастическую литературу. Читая произведения научной фантастики самостоятельно, ребята чаще всего увлекаются лишь занимательностью сюжета и необычностью ситуаций. Глубина изложения, научный поиск, художественность произведения, как правило, остаются за пределами внимания юных читателей. Включение научно-фантастической литературы в круг чтения подростков требует руководства этим чтением со стороны педагога. Вмешательство учителя поможет разобраться в произведении, выявить действительно ценное в нем, подлинно научное и художественное и в дальнейшем, при самостоятельном чтении, научит отличать настоящее художественное произведение от ремесленной поделки, которыми изобилует научно-фантастическая литература. Помещенные в учебнике рассказы Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро» как нельзя лучше отражают насущные проблемы современности. В учебнике-хрестоматии помещена небольшая вступительная статья о писателе, которая дает представление о том, когда и где родился писатель, рекомендует некоторые произведения писателя для чтения. Рей Дуглас Брэдбери (1920) писать начал очень рано. Еще совсем молодым человеком он заслужил славу одного из самых крупных писателей Соединенных Штатов Америки. В настоящее время его книги переведены во всех странах. Очень широк мир писателя-фантаста Рея Брэдбери. Но главное в нем — это космос. «Когда я был мальчишкой, — писал позднее Рей Брэдбери, — и жил на Среднем Западе, я любил ночью выйти из дома — посмотреть на звезды и подумать об их загадках. Наверно, каждый мальчишка так делал. …Я рос, все больше увлекаясь ракетами и космосом в свои двенадцать, тринадцать и четырнадцать лет». Он вырос в маленьком иллинойсском городке и увидел, как наступил Космический Век, как сбылись его мечты и надежды. «Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд», — писал Рей Брэдбери. «Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос — это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого», — говорит Рей Брэдбери. «Два года назад я впервые приехал на мыс Канаверал. Я под нялся на самый верх пусковой установки, все осмотрел. И до конца дня плакал от радости. Я был там, в мире, который ощущаю своим, в котором я родился и который — невероятный парадокс — не существовал в момент моего рождения… Не спрашивайте себя больше, глядя на ракету: „Зачем все это? Когда же это кончится?“ Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды»1. И вместе с тем учащимся будет интересно узнать, что Рея Брэдбери некоторые на Западе считают врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолета. Вот что ответил на это писатель: «Это слегка преувеличено. У нас дома телевизор — с 1954 года. До того времени мы не могли оплачивать его. Когда мы — я, моя жена и две старшие дочки — оказались дома на карантине из-за свинки и перечитали все книги из нашей библиотеки, я взял телевизор напрокат. Мы посмотрели фильм о Шерлоке Холмсе на маленьком экране и… оставили у себя телевизор! Я испытываю страх перед автомобилем, к тому же из меня вышел бы плохой водитель. Лучше избавить уж шоссе от одного убийцы. Что же касается самолета, то мне просто-напросто не очень нравится такая высота. В 1954 году я три дня не мог решиться подняться на Эйфелеву башню, несмотря на насмешки моих дочерей. Я находился там не более двух минут». Очень широк круг знаний, который питает неуемную фантазию писателя. «Я интересуюсь всеми областями знания, — говорит Рей Брэдбери. — Я изучал разные вещи, иногда довольно поверхностно, но спектр моих поисков широк, а некоторые области я знаю особенно хорошо: психиатрию, философию, поэзию, литературу. Постоянно читаю и перечитываю Бернарда Шоу, прочел всего Мольера. Среди романистов на меня особенно сильно повлияли Сомерсет Моэм, Киплинг, Стейнбек. С детства люблю детективы. Очень интересуюсь искусством Ренессанса, греческой и латинской цивилизациями, особенно Пиранези, страстный поклонник кино. Таким образом, у меня очень широкие культурные интересы… Мысли, которые мы черпаем из столь разных дисциплин, скапливаются и дают вспышку в мозгу, подобную ядерной реакции. В одну секунду из слона рождается муха! Или наоборот». Рей Брэдбери воспринял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы и достиг в этой области новых высот. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»2 После небольшого вступительного слова о Брэдбери и чтения о нем статьи в учебнике знакомимся с рассказом «Каникулы», который вместе с другим рассказом в хрестоматии — «Зеленое утро» — заключает в себе одну из основных гуманистических идей: надо уметь ценить жизнь и видеть в ней прежде всего хорошее. А еще делать добро даже тогда, когда, казалось бы, нет надежды получить отдачу. Хорошее в жизни не пропадает бесследно. Беседа в классе организуется следующими вопросами: 1. Прочитайте начало рассказа. Какое впечатление оно оставляет и почему? Уже первые строки рассказа вызывают чувство настороженности, ожидание чего-то непонятного, скорее всего страшного. Это создается такими художественными образами, как «свежесть», «тишина», «море было неспокойно», «море молчало», «безмолвие срасталось с безмолвием», «одинокий дрозд», «черный дрозд», «великое безмолвие». 2. Почему рассказ называется «Каникулы»? Кто произносит это слово и какой смысл он вкладывает в него? 3. Какой увидели герои землю в то утро, когда исполнилось их желание? Какие чувства испытывали они? 4. По каким признакам можно судить, что самым большим желанием всех героев рассказа была надежда на встречу с человеком? Следует обратить внимание на некоторые детали, например: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним: на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути». Или еще: когда отец строил планы на будущее, вдруг «он смолк… что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу». Это была слеза. Когда мальчик увидел след от слезы, то «он вздохнул. — Папа, тебе тоже не с кем играть?» 5. Почему мать боялась, что желание ее сына не совпадет с ее желанием? 6. Как вы думаете, что написал в записке мальчик? А что написали бы вы, будь на его месте? 7. В чем, по-вашему, смысл этого рассказа? Завершается беседа предложением попробовать свои силы и выполнить задание для самостоятельной работы по сценарию мультипликационного фильма современного писателя-фантаста Кира Булычева «Тайна третьей планеты». Школьники хорошо знают этого писателя по таким научно-фантастическим произведениям, как «Миллион приключений», «Девочка с планеты Земля», «Сто лет тому вперед». Работу выполняют не все учащиеся, а только те, кто желает. Учитель знакомится с содержанием сочинений, отбирает лучшие и прочитывает их в классе. Некоторые из них помещаются в классном рукописном журнале. Следующий урок посвящается чтению рассказа «Зеленое утро» и беседе о нем по следующим вопросам: 1. Что заставило Бенджамена Дрисколла остаться на опасной для него планете? 2. Почему в течение целого месяца он ни разу не поворачивался «лицом в ту сторону, откуда пришел»? 3. В чем смысл рассказа «Зеленое утро»? С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы его поставить рядом? Что у них общего? Спешите делать добро — таков смысл рассказа «Зеленое утро». Дети вспоминают другие произведения, например «Уроки французского» В. Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и т. д. 4. Что объединяет прочитанные вами рассказы Рея Брэдбери? Почему они называются фантастическими? 5. В чем, по-вашему, смысл эпиграфа: «Я выбираю звезды»? Как он связан с содержанием рассказов «Каникулы» и «Зеленое утро»? |
« Пред. | След. » |
---|