Индивидуальность личности и ее жизненный путь |
1. Индивидуальность личности и ее жизненный путь 2 2. Индивидные свойства человека как предпосылка развития личности 2 3. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений 5 4. Социализация и индивидуализация как формы развития личности 6 5. Саморазвитие и самореализация личности 8 6. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные действия 9 7. Смысл действия и борьба мотивов 10 8. Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации 11 9. Свобода и ответственность личности 13 10. Сравнительный анализ взглядов Олпорта, Кеттелла и Айзенка на понятие черта личности 14 11. Преимущества и слабые стороны теории личностных конструктов Дж. Келли 16 1. Индивидуальность личности и ее жизненный путь Личность - человек, взятый в системе таких его психологических ха-рактеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нрав-ственные поступки человека, имеющие существенное значение для него са-мого и окружающих. Индивидуальность личности - совокупность смысловых отношений и установок чело¬века в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии цен¬ностей и овладение поведением в ситуации борьбы мо¬тивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющего¬ся ценностью для данного человека. Жизненный путь личности - это путь становления ее индивидуально-сти (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Анань¬ев). Чтобы понять закономерности развития индивиду¬альности личности, необходимо проследить направление от лично-сти к деятельности и увидеть лич¬ность еще в одной проекции - «личность как субъект деятельности». А.Н. Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности - на рубеже ее превращения из «элемента», усваи-вающе¬го в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности той или иной общности (класса, социальной группы, культуры), в субъект соци-альной группы и класса, корен¬ным образом изменяется «механизм» форми-рования личности. Чем более зрелой становится личность, чем чаще сталки-вается она с проблемой выбора между различными, в т.ч. противоречивыми мотивами, тем в меньшей степени она остается лишь продуктом прошлого опыта. При превращении ее из объекта общественного развития в субъект этого процесса про¬шлые события и собственные действия субъекта становят-ся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в лич¬ность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превра-щается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся спо-собности, умения, сте¬реотипы поведения; другое открывается ему в новом свете и приобретает прежде не увиденное им зна¬чени е, а что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается в его памяти. Возника¬ющая переоценка прежнего при-водит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии. Асмолов отмечает, что, изучая личность как субъект деятельности, ис-сле¬дуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенци¬альным мотивам, к своему характеру, способностям и к про-дуктам своей деятельности. При анализе личности как субъекта деятельности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как пробле-мы воли, характера, способностей и одаренности, или, иными сло¬вами, про-блемы анализа индивидуальности личности, которые, несмотря на обилие попыток их изучения в ис¬тории психологии, до сих пор остаются мало изу-ченными вследствие того, что изучаемые вопросы выхваты¬ваются из контек-ста не только той или иной теории лич¬ности, но и из общепсихологической тео¬рии в целом. Вследствие этого часть принималась за целое, характер рас-творялся в личности, способности отрывались от воли, воля коррелировалась с типом телосложения, а затем из всего этого «конструировалась» индивиду-аль¬ность личности. Асмолов выделяет два плана анализа индивидуальности проявлений личности как субъекта деятельности: продуктивный и ин¬струментальный. Продуктивные проявления личности - те процессы активности лично-сти, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защит-ные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к от-клонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. Инструментальные проявления личности как субъекта деятельности включают характер и способно¬сти. 2. Индивидные свойства человека как предпосылка развития лич-ности Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным. Индивидом рождаются, а личностью становятся (Леонтьев, Рубинштейн). Биологические особенности человека состоят в том, что у него нет унаследованных инстинк-тивных форм деятельности и поведения. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как "элемента" в развивающейся системе общества к со-хранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции. Индивидные особенности делятся на возрастно-половые и индивиду-ально-типические свойства. Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки. Роль индивидных свойств: 1. они характеризуют формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов; 2. определяют диапазон возможностей выбора деятельности; 3. они приобретают особое значение, если становятся осознаваемыми, т.е. приобретают символ, означивание. Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчи-няются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей деятельности. Отдельные индивидные свойства и их роль: Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, чувствительности индивида в данном возрас-те к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития. 3. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений Изучая детерминацию развития личности в системе общественных от-ношений, Асмолов отмечал роль совместной деятельности. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в системе общест-венных отношений, который в ходе жизни личности превращается в ее ре-зультат. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность заявляет о себе как об индивидуальности, стано-вится все более активным творцом общественного процесса. Идея опосредованности всех общественных отношений личности дея-тельностью принадлежит А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности являют-ся не столько сами по себе "узлы" многообразных деятельностей человека или иерархия деятельностей, а то, что порождается в процессе этих деятель-ностей, то, ради чего и как субъект использует в своей деятельности соци-альные нормы, ценности, идеалы и в том числе индивидные свойства. На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изме-няются. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индиви-дуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, ко-торые определяют ее дальнейшее развитие. Движущая сила развития лично-сти - противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя дея-тельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более ак-тивным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит пере-ход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и твор-чества (от "времени жизни" к "времени жить"). 4. Социализация и индивидуализация как формы развития лично-сти Понятия личности и индивидуальности отно¬сятся к духовным измере-ниям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - два способа бытия че¬ловека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис¬торических обстоятельствах жизни че-ловека. Становление лич¬ности связано с принятием индивидом выработан-ных в обще¬стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру¬гими. Сфор-мированная личность есть субъект свободного, са¬мостоятельного и ответст-венного поведения в социальных со¬обществах. Индивидуальность - целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функциони-рования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей. Становление индивидуальности есть процесс ин-дивидуали¬зации субъективной реальности. Индивидуализация - это само¬определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не¬повторимости. Таким об-разом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индиви-дуальности, понимаемой как целостность. Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индиви-дуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию. Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют раз¬ные сторо-ны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее дея-тельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах са¬мостоятельной сущности. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре¬альности. Б.Г.Ананьев писал: «Если личность - «вер¬шина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль¬ность - это «глубина» личности и субъекта деятельности». Понятие личности фиксирует соци¬ально значимые качества человека, описывает включенность ин¬дивида в систему социальных связей и отноше-ний в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об¬щественных отношений. Индивидуальность - это не только и не столько включен¬ность индиви-да в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значи-мых, сколько его выделенность из этих отно¬шений. Понятие индивидуально-сти указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно¬сти связей и отношений с другими выделяет свое, собст-венное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я. Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им, и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности вхо¬дят во внутреннюю сущность конкретно-го человека, становятся его неотъемлемым достоянием. Про другие социаль-ные реально¬сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет. Без определенного ограниче-ния социальных связей и отно¬шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. Только выражая себя в ин¬дивидуальной форме, гений может создать истинно художественное творение (Гегель). 5. Саморазвитие и самореализация личности Социализация может рассматриваться как процесс саморазвития и са-мореализации личности, в ходе которого происходит актуализация усвоен-ной системы социальных связей и опыта и создание новых, в том числе лич-ного, индивидуального опыта. Саморазвитие личности - это процесс, направленный на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социаль-ной гармонии, это изменение себя в сторону совершенствования, улучшения. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обу-словленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях. Само-реализация - это реализация себя. Стремление к самореализации - это, по большому счету, стремление к реализации разного рода потребностей, вле-чений, инстинктов и других мотивационных сил, т.е. всего того в человеке, что требует реализации. Иными словами, человек реализует себя через реа-лизацию своих потребностей, целей, ценностей и т.д. Самореализация, как психологический термин, может использоваться в двух значениях - широком и узком. В широком смысле самореализация - это процесс реализации себя человеком во всех возможных направлениях, в этом значении когнитивное и морально-этическое развитие входят в понятие са-мореализации. В таком значении понятие самореализации достаточно под-робно описано различными авторами. В узком смысле самореализация - это поведенческий аспект развития, т.е. непосредственная реализация в поведе-нии имеющихся целей в соответствии с уровнем развития. Такое определе-ние самореализации смыкается с понятием уровня достижений, но не тожде-ственно ему. Самореализация в этом смысле - это, скорее, процесс достиже-ния человеком практических результатов за счет реализации целей, обеспе-чиваемых уровнем развития. В дальнейшем, во избежание понятийной пута-ницы, будем использовать для определения самореализации в узком смысле термин «реализация личности» или «реализация». 6. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Про-извольные и непроизвольные действия Все действия человека делятся на произвольные и непроизвольные. Отличие произвольных действий в том, что они осуществляются под контро-лем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направ-ленных на достижение сознательно поставленной пели. Эти усилия называют волевой регуляцией, или волей. Воля - это сознательное регулирование че-ловеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодоле-вать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевая регуляция - это процесс проявления активно-сти личности, направленной на изменение своей деятельности, поведения, психических качеств, на овладение собой, реализующийся в условиях пре-одоления субъективных и объективных трудностей и изменения побуждения к деятельности. Волевое действие - это действие осознанное и целенаправ-ленное, принятое по решению самого субъекта в ситуации преодоления трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированное дополни-тельными побуждениями, связанными с изменением смысла действий. При-знаки волевого действия: 1) осознанность, целенаправленность, намерен-ность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита по-буждения/торможения. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных. Простейшими из непроизвольных движений явля-ются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чиха-ние, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука, движения ми-мики при различных эмоциях и т.д. Поведение также может быть непроиз-вольным или произвольным. К непроизвольному типу относятся импульсив-ные действия и неосознанные реакции, не подчиненные общей цели, пове-денческие реакции человека в ситуациях аффекта. Волевое поведение - это целенаправленное поведение личности, проявляющееся в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенных целей и путем реализации специальных действий. 7. Смысл действия и борьба мотивов Волевая регуляция поведения связана с сознанием, способна усиливать или ослаблять первоначальную мотивацию человека. Это изменение мотива-ции происходит за счет изменения личностного смысла выполняемого дейст-вия. Формирование нового смысла действия связано с преданием ему более высокой ценности и цели. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов. Борьбой мотивов называют психическое состояние, которое характери-зуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побу-ждений к деятельности. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. За-ключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, за-ключающегося в выборе цели и способа действия. По мнению Иванникова, главной психологической функцией воли яв-ляется усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознатель-ной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительно-го побуждения к действию является сознательное изменение смысла дейст-вия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при оп-ределенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевой акт связан с преодолением препятствия на пути осуществления мотивированной деятель-ности. Предварительно, однако, необходимо осознать суть возникшей про-блемы. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознатель-ное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внут-ренних препятствий с помощью волевых усилий. 8. Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации Волевая регуляция - это процесс проявления активности личности, на-правленной на изменение своей деятельности, поведения, психических ка-честв, на овладение собой, реализующийся в условиях преодоления субъек-тивных и объективных трудностей и изменения побуждения к деятельности. Она связана с проявлением волевых усилий и осуществлением волевых дей-ствий. Волевое действие - это действие осознанное и целенаправленное, при-нятое по решению самого субъекта в ситуации преодоления трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированное дополнительными побужде-ниями, связанными с изменением смысла действий. Рубинштейн выде¬лил 4 стадии в волевом действии: 1) актуализация побуждения и постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) решение о действии; 4) исполнение дей-ствия. Волевое усилие - это механизм волевой регуляции, средство мобили-зации субъектом своих психических и физических возможностей. Необходи-мость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности си-туации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит пре-одоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с разными видами самостимуляции, с фрустрационной толерант-ностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием пре-пятствия. Смысл деятельности, по Леонтьеву, состоит в отношении мотива к це-ли. Формирование и развитие побуждения к действию возможно не только благодаря восполнению дефицита побуждения (с помощью подключения до-полнительных эмоциональных переживаний), но и благодаря изменению смысла деятельности. Намеренное изменение смысла действий возможно в силу того, что потребность жестко не связана с мотивом, а мотив не одно-значно связан с целями действия. Можно вспомнить эксперименты Аниты Карстен на пресыщение: испытуемые продолжали выполнять задание, не имея инструкции, когда его можно закончить, просто потому, что они изме-нили смысл деятельности, переформулировали задачу. Работа со смыслами была предметом логотерапии Франкла. Поиск такого смысла либо его пере-формулировка давали возможность, по его наблюдениям, узникам концлаге-рей справиться с нечеловеческими трудностями и выжить. Изменение смысла деятельности обычно происходит: 1) путем пере-оценки значимости мотива; 2) через изменение роли, позиции человека (вме-сто подчиненного стать лидером, вместо берущего дарующим, вместо отча-явшегося отчаянным); 3) с помощью переформулировки и реализации смыс-ла в области фантазии, воображения. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением не-скольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости дей-ствовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно дейст-вовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие ре-шения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая реше-ние, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Рассматривая процесс приня-тия решения, У. Джеме выделял несколько типов решительности: 1) разум-ная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начи-нают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринима-ется совершенно спокойно; 2) подчинение судьбе; 3) автоматические дейст-вия; 4) изменения шкалы ценностей, нравственное перерождение, пробужде-ния совести; 5) волевое усиление мотива. Волевая регуляция в своих наиболее развитых формах означает под-ключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия, к смысловой сфере личности. Волевое действие означает превра-щение прагматического действия в поступок вследствие его присоединения к моральным мотивам и ценностям. 9. Свобода и ответственность личности Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогене-тических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно является основой формирования социальных чувств человека: ответст-венности, совести, долга, собственного достоинства и т.д. Главным результи-рующим свойством личности является мировоззрение. Только самоопределя-ясь в жизни, выработав то или иное мировоззрение, личность получает воз-можность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятель-ности, средств для ее достижения. Свобода есть неотъемлемый атрибут лич-ности. Свобода претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый чело-век живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти. Вместе с тем, человек несет ответственность за свой выбор. Ответственность является обратной стороной свободно принято-го решения, как естественное следствие свободы выбора. Свобода и ответст-венность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются тем, перед чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: ответственность перед самим собой; от-ветственность за конкретные действия и поступки перед другими, людьми; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире. Мера ответственности у разных людей в разных ситуациях неодинако-ва и зависит от: самостоятельности совершаемого действия; значимости со-вершаемого деяния для судеб других людей; масштаба принимаемых реше-ний; влиятельности личности, принимающей решения. 10. Сравнительный анализ взглядов Г. Олпорта, Р. Кеттелла и Г.Айзенка на понятие «черта личности» В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности), т.е. люди демонстрируют определенное постоянство в своих по-ступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жиз-ненного опыта; 2) нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Олпорт рассматривал личность как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. Он считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устой-чивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в за-висимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. По общим чертам можно сопоставить боль-шинство людей в пределах данной культуры, в то время как индивидуальные четы свойственны лишь какому-либо индивиду и не могут быть критерием для сравнения людей. Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название про-приума ("неотъемлемой собственности"). Он включает все аспекты индиви-да, участвующие в создании внутреннего чувства цельности. Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк исполь-зовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Факторный анализ представляет собой инстру-мент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей, и включает последовательный ряд дей-ствий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными, определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам. Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации. По мнению Кеттела, чер-ты личности представляют собой гипотетические конструкции, предраспола-гающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различ-ных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из при-мерно 16 факторов - исходных черт. Они делятся на конституциональные и сформированные окружающей средой, общие и уникальные черты. Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, чер-ты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представ-ляют собой континуумы, на которых между двумя крайними полюсами рас-полагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы лич-ности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории. В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчер-ты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и ста-бильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являю-щиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являю-щиеся одновременно интровертами и стабильными, склонны контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, так же, как и третий фактор, называе-мый психотизм - сила Сверх-Я, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел. 11. Преимущества и слабые стороны теории личностных конструк-тов Дж. Келли Когнитивизм подчеркивает влияние мыслительных процессов на пове-дение человека. Джордж Келли основал свой подход на идее конструктивно-го альтернативизма: любое событие для любого человека открыто для много-кратного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, что-бы можно было дать прогноз будущих событий. Он полагал, что люди вос-принимают свой мир при помощи четких моделей, называемых конструкта-ми. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую использует для интерпретации жизненного опыта. Келли описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констеляторный, предпола-гающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Он утверждал, что личность эквивалентна личностным конструк-там, используемым человеком для прогноза будущего, и полагал, что не тре-буется никаких специальных концепций (влечения, потребности) для объяс-нения мотивации человека. Вместо этого он высказал предположение, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и жела-нием прогнозировать события, которые они переживают. Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 выте-кающих из него выводах. Постулат утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. Келли рассматривал конструкты как биполярные и организованные в иерархическую систему, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то - подчи-ненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закре-плена жестко, так же как не постоянны и сами конструкты. Были рассмотре-ны другие многочисленные аспекты и приложения личностных конструктов. Теория личностных конструктов отражает: - сильную приверженность положениям рациональности, изменяемо-сти, субъективности, непознаваемости; - умеренную приверженность положению холизма-инвайроментализма; - промежуточную позицию по положению свобода-детерминизм; - положения проактивности-реактивности и гомеостаза-гетеростаза не-применимы к теории Келли, т.к. он мотивацию рассматривал как излишний конструкт. Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другими исследователями, он изобрел инструмент оценки личности - Реп-тест, кото-рый широко применялся в разнообразных исследованиях. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации роле-вых отношений и других аспектов своего опыта. Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать (определить) конструкты, которые они использу-ют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга, а в чем раз-личны. Однако, ограничения, свойственные нашему языку, предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализованы. Келли при-знавал, что точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят опи-сать их конструктные системы. Фактически он полагал, что иногда люди формулируют «превербальные конструкты», еще до того, как научатся гово-рить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точно выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпретированы исследователем так, что у него может сложиться неправильное впечатление о мировоззрении испытуемого. Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. Его теорию при-меняют к нуждам клинических психологов - эмоциональные состояния, пси-хологическое здоровье и расстройства и психотерапия. |
« Пред. | След. » |
---|