Психологическая служба на предприятии |
При получении высшего профессионального образования важным является не только приобретение профессиональных теоретических знаний по изучаемым дис-циплинам, но представление о своей будущей профессии в прикладном аспекте. Это означает умение применять на практике профессиональные знания, умения и навы-ки, полученные в процессе обучения. Важным для приобретения навыков профес-сиональной деятельности является прохождение учебно-ознакомительной практики. Тема данной практики: «Психологическая служба на предприятии». Продолжительность учебно-ознакомительной практики - 2,5 учебных недели. Сроки прохождения учебно-ознакомительной практики - 1.07-18.07.11. База прохождения учебно-ознакомительной практики - Кунашакское район-ное медицинское объединение «Сураковский медицинский фельдшерский пункт п. Сураково» Челябинского Областного отдела здравоохранения. Цель учебно-ознакомительной практики - ознакомление со спецификой дея-тельности психолога предприятия, формирование профессиональной позиции, ос-воение профессиональной этики. Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи учебно-ознакомительной практики: 1. Изучение профессиональных обязанностей, видов деятельности психолога на данном предприятии, плана его работы, условий работы, документов, регламен-тирующих его профессиональную деятельность на данном предприятии. 2. Ознакомление с основными видами профессиональной деятельности и за-дачами психолога на данном предприятии (психодиагностической, консультатив-ной, психокоррекционной, реабилитационной, экспертной и пр.). 3. Закрепление навыков психодиагностического исследования населения. 4. Приобретение практических навыков психологического консультирования в клинико-психологической сфере. 5. Закрепление и отработка на практике теоретических знаний по изучаемым дисциплинам. Перечень основных работ и заданий, выполненных в ходе учебно-ознакомительной практики Этап Содержание практической работы I этап Организационно-ознакомительная работа: 1) Знакомство со спецификой деятельности предприятия и основны-ми направлениями его работы. 2) Знакомство со спецификой деятельности психолога в данной ор-ганизации. II этап Решение практических психологических задач: 1) Выполнение функций психолога организации с учетом специфики предприятия. 2) Проведение психодиагностического исследования населения, об-ращающегося за помощью в Сураковский медицинский фельд-шерский пункт. 3) Анализ результатов, полученных в ходе психодиагностического исследования. III этап Подведение итогов практики: 1) Анализ результатов проделанной работы в целом. 2) Оформление текстовой части отчета по практике. Психологические мероприятия в ходе учебно-ознакомительной практики про-водились согласно годовому плану работы психолога Сураковского медицинского фельдшерского пункта, утвержденному его руковод ителем. В соответствии с запла-нированными на июль мероприятиями основным видом практической деятельности в ходе учебно-ознакомительной практики была индивидуальная психодиагностика, направленная на изучение тревожности у старших дошкольников в рамках общей программы профилактики школьной деадаптации и пограничных нервно-психических расстройств у детского населения п. Сураково. Результаты практики 1 Специфика деятельности психолога предприятия «Сураковский меди-цинский фельдшерский пункт» Сураковский медицинский фельдшерский пункт основан в 1981 г. как лечеб-но-профилактическое учреждение, осуществляющее начальный (доврачебный) этап оказания плановой и неотложной медицинской помощи в сельской местности. Персонал Сураковского медицинского фельдшерского пункта состоит из заве-дующего - фельдшера, акушерки, патронажной сестры и санитарки. ФАП ведёт приём населения амбулаторно и на дому, может назначать лечение в пределах ком-петенции фельдшера и акушерки, осуществляет патронаж детей до 3 лет, обеспечи-вает консультации со специалистами и выполняет врачебные предписания. Выпол-няет медицинское обслуживание детских дошкольных учреждений, не имеющих в своём составе медработников. Введение должности психолога в Сураковском медицинском фельдшерском пункте способствует реализации принципа приближения психологической помощи к населению, принципа системности и принципа непрерывности оказания психоло-гической помощи населению. Системообразующим фактором участия психолога в деятельности лечебного профилактического учреждения «Сураковский медицинский фельдшерский пункт» является расположение его рабочего места в кабинете психологической разгрузки данного предприятия и участие в медико-реабилитационных мероприятиях на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Основными задачами психолога предприятия «Сураковский медицин-ский фельдшерский пункт» являются: 1. Психологическая диагностика психических процессов, психических состоя-ний и психических свойств личности пациентов. 2. Диагностика нормального и аномального детского развития и диагностика готовности к школе. 3. Психологическая коррекция деструктивных эмоциональных состояний, аномального развития, поведенческих девиаций и пр. 4. Семейное консультирование и психологическая коррекция супружеских и детско-родительских отношений. 5. Психологическая подготовка беременных к родам. 6. Обучение населения и персонала предприятия приемам психологической саморегуляции для профилактикой стрессовых состояний. 7. Дифференциальная диагностика психологических и психиатрических рас-стройств. Для решения указанных задач психолог предприятия «Сураковский медицин-ский фельдшерский пункт» должен соответствовать определенным требованиям: В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 психолог лечебного уч-реждения обязан иметь: 1. Высшее психологическое образование и дополнительное образование по специальностям «Психология развития» и «Медицинская психология»; 2. Следующие профессиональные знания, умения и навыки: А) Теоретические знания Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных. Основные медицинские понятия: этиология, патогенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз. Смежные знания по психиатрии, неврологии, учении о пограничных психиче-ских расстройствах, психофизиологии и психофармакологии. Психологические факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психиче-ских и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психи-ческой адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния. Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, поня-тие психологического контакта. Основные категории медицинской психологии: психическая активность, вос-приятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, темперамент, характер, лич-ность, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, само-оценка, конфликт, кризис, психологическая зашита, копинг, алекситимия. Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, аномальное развитие ре-бёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подро-стковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психиче-ского инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии. Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоот-ношения врач-больной, психолог-врач и др. Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плаце-бо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезиро-ванию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих. Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультиро-вание, профотбор, профориентация. Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реа-билитации. Базисные психотерапевтические теории. Психологическое консультирование при кризисных состояниях. Правовые аспекты деятельности медицинских психологов. Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога. Б) Практические навыки Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечи-вать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагно-стики (в т.ч. и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования. В области психодиагностики: - умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспер-тизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психоло-гическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биогра-фии, естественный эксперимент); - владение основными экспериментально-психологическими методиками, на-правленными на исследование психических функций, процессов и состояний: вос-приятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений; - владение основными приемами нейропсихологического исследования (мето-ды оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.); - владение основами компьютерной диагностики. В области психологического консультирования и психокоррекции: - использование основных методов психологической коррекции (индивиду-альной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консульти-рования с учетом нозологической и возрастной специфики; - владение методами индивидуального, группового и семейного консультиро-вания с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики; - владение основными приемами восстановительного обучения; - владение подходами организации психотерапевтической среды и психотера-певтического сообщества; - владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентиро-ванных тренингов. Таким образом, клинический психолог может оказывать помощь как больным, так и здоровым людям в решении психологических проблем. Особенности деятельности психолога предприятия «Сураковский меди-цинский фельдшерский пункт» Деятельность психолога в данной организации опирается на общепринятые профессиональные этические стандарты психолога: принцип конфиденциальности, принцип благополучия обращающегося к психологу человека и пр. Должностные обязанности психолога предприятия «Сураковский меди-цинский фельдшерский пункт» 1. Общие положения 1.1. Медицинский психолог относится к категории специалистов. 1.2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и дополнительное образование по медицинской психологии и имеющее II, I или высшую квалификационную категорию. 1.3. Назначение на должность медицинского психолога и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения. 1.4. Медицинский психолог должен знать: - Конституцию Российской Федерации; - законы Российской Федерации и нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психологической помощи и гарантии прав граждан; - декларацию прав и свобод человека; - медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), психоло-гию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологиче-ское консультирование; - методы активного обучения, социально-психологического тренинга; - методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития; - психологию труда; - законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; - правила внутреннего трудового распорядка); - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 1.5. Медицинский психолог в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами по вопросам здравоохранения и оказания психиатрической помощи, а также настоящей должностной инструкцией. 1.6. Медицинский психолог подчиняется непосредственно руководителю. 2. Должностные обязанности Медицинский психолог: 2.1. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоро-вья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. 2.2. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. 2.3. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психоло-гическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психоло-гических проблем. 2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагности-ческие наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факто-ры риска психических расстройств. 2.5. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррек-ционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. 2.6. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам меди-цинской, социальной психологии и деонтологии. 2.7. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. 2.8. Строго соблюдает принципы врачебной этики. 3. Права Медицинский психолог имеет право: 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей. 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества меди-ко-психологической помощи населению, улучшению организации труда. 3.3. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицин-ских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессио-нальной деятельности медицинского психолога. 4. Ответственность Медицинский психолог несет ответственность: 4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обя-занностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации. 4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей дея-тельности, - в пределах действующего административного, уголовного и граждан-ского законодательства Российской Федерации. 4.3. За причинение материального ущерба - в пределах действующего трудо-вого и гражданского законодательства Российской Федерации. 4.4. За ошибки, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни человека, - в пределах действующего административного, гражданского и уголовно-го законодательства Российской Федерации. Основные методы работы психолога предприятия «Сураковский меди-цинский фельдшерский пункт» Медицинский психолог в своей работе использует 3 основных метода: беседу, наблюдение и психологический эксперимент. Обычно они взаимодополняемы, чере-дуются и встраиваются друг в друга в процессе клинико-психологического исследо-вания, которое всегда есть общение с больным. 2 Проведение психодиагностического обследования Цель исследования - изучить уровень тревожности старших дошкольников. Психодиагностическая работа в ходе учебно-ознакомительной практики на данном предприятии включала несколько этапов: 1. Изучение запроса со стороны руководства организации и формулирование психодиагностических задач на основании запроса. 2. Выбор психодиагностических методов и их применение для решения по-ставленных задач. 3. Интерпретация полученных результатов. В исследовании приняли участие 17 детей в возрасте 5,5-6,5 лет, постоянно проживающих в п. Сураково. Среди обследованных было 7 мальчиков и 10 девочек. Для реализации задач исследования использовались методы психологической диагностики - наблюдение, беседа и тестирование. Исследование включало несколько этапов. На предварительном этапе иссле-дования проводилась беседа с родителями детей и получение от них добровольного информированного согласия на проведение исследований с их детьми, а также ин-дивидуальная беседа с каждым ребенком и формирование у него мотивации к уча-стию в исследовании. На основном этапе исследования проводилось тестирование с помощью пси-ходиагностических методик: детский тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена и рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука. На завершающем этапе исследования проводилась обработка полученных да-ны и их интерпретация, формулирование выводов и составление практических ре-комендаций для родителей детей с высоким уровнем тревожности. Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен Методика направлена на изучение и оценку тревож¬ности ребенка 4-7 лет в ти-пичных для него жизненных ситуациях. Стимульный материал к этой ме¬тодике представлен серией рисунков размером 8,5х11 см, каждый из которых представляет собой не¬кую типичную для жизни дошкольника ситуацию, которая может вызывать у него повышенную тревожность. Тест проводится индивидуально; результаты заносятся в протокол. В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребен¬ку последовательно. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука Проективная методика исследования личности, разработанная Дж. Буком. Ис-пытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Выбор предметов для рисования обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удоб-ны как объекты для рисования и стимулируют свободные словесные высказывания. Для оценки тревожности с помощью этого теста ряд специфических показате-лей рисунков оценивают в баллах. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от сте-пени выраженности и от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии тревожности. Выраженность тревожности показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса. Симптомокомплексы тревожности в тесте «Дом-Дерево-Человек»: Дом: толстая линия основания дома, земли (2 балла); не соответствующий ри-сунку жирный контур крыши дома (2 балла). Человек: эскизный контур (1 балл); маленькая фигура (0-3 балла); подчеркну-та линия основания, земли (2 балла); нечеткая голова, мелкие плечи, ненормально маленькое туловище, интенсивно затушеванные волосы (1 балл за каждый признак); голова в профиль, тело анфас (тревога, вызванная социальным окружением и по-требностью в общении; 1 балл); изображение больного человека (2 балла). Дерево: очень маленькое (0-3 балла); засохшее дерево (2 балла). Общие симптомокомплексы: изображение помещено на краю листа рисунка (0-3 балла); подчеркнутая линия основания (0-3 балла); наличие облаков (0-3 балла); выделение отдельных деталей (1 балл); ограничение пространства рисунка (0-3 бал-ла); зачернение, штриховка (0-3 балла); линии с сильным нажимом (0-3 балла); мно-го стираний (0-3 балла); неровный, неодинаковый нажим (0-3 балла); короткие, эс-кизные штрихи (0-3 балла). 3 Результаты психодиагностического исследования По результатам методики «Детский тест тревожности» Р. Тэммпла, М. Дорки и В. Амена установлено, что в исследуемой группе встречаются дети с низ-ким, средним и высоким уровнями тревожности. Распределение испытуемых с раз-ными уровнями тревожности в исследуемой выборке в начале и в конце старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1. Таблица 1 - Распределение испытуемых с разными уровнями тревожности в иссле-дуемой группе (по результатам методики «Детский тест тревожности») Низкий индекс тревожности Средний индекс тревожности Высокий индекс тревожности 11,8% 52,9% 35,3% Как видно из таблицы 1, большинство обследованных старших дошкольников имеют средний индекс тревожности. Их доля в общей выборке составляет 52,9%. Свыше трети обследованных детей (35,3%) выявили высокий уровень тревожности, тогда как низкий уровень встречается лишь у 11,9% обследованных детей. С помощью метода наблюдения установлено, что дети, имеющие высокий ин-декс тревожности, во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает психолог, правильно ли они отвечают. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали но-гой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, напри-мер у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревож-ные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос психолога «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама любит сестру, а не ее», «Потому что его все бросили и он один», «Потому что он плохой». По результатам рисуночного теста «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука еди-ничные признаки повышенной тревожности отмечались у значительного числа де-тей: расположение изображений на краю листа, интенсивная штриховка, очень ма-ленькие изображения дома, дерева и человека. Распределение испытуемых с разны-ми уровнями тревожности в исследуемой выборке отражены в таблице 2. Таблица 2 - Распределение испытуемых с разными уровнями тревожности в иссле-дуемой группе (по результатам методики «Дом-Дерево-Человек») Низкий индекс тревожности Средний индекс тревожности Высокий индекс тревожности 5,9% 64,7% 29,4% Как видно из таблицы 2, большинство обследованных старших дошкольников имеют средний уровень тревожности (64,7%). Около трети обследованных детей от-личаются повышенным уровнем тревожности (29,4%). Количество низкотревожных детей, по результатам данного теста, составляет всего 5,9%. В целом для большинства обследованных детей старшего дошкольного воз-раста характерен умеренный уровень тревожности. В начале старшего дошкольного возраста их доля в исследуемой выборке составляет 52,9 %. Однако к концу дошко-льного возраста у многих из них отмечается повышение уровня тревожности, и чис-ло умеренно-тревожных детей в группе снижается до 47,05%, что, вероятно, являет-ся отражением «возрастного пика тревожности» в связи с изменением социальной ситуации, сменой социальных ролей и ведущей деятельности в преддверии школь-ного периода. Принимая во внимание ту роль, которую самооценка и эмоции играют в про-цессе развития личности, для родителей и педагогов детей с заниженной самооцен-кой и высоким уровнем тревожности сформулирован ряд практических рекоменда-ций, представленных в Приложении. Заключение В период с 1.07.2011 года по 18.07.2011 года я проходила учебно-ознакомительную практику на базе Кунашакского районного медицинского объеди-нения «Сураковский медицинский фельдшерский пункт п. Сураково» Челябинского Областного отдела здравоохранения. В ходе учебно-ознакомительной практики мной была детально изучена спе-цифика деятельности психолога данного медицинского предприятия, его права, функциональные обязанности и сфера ответственности, изучены условия работы психолога организации, основные виды его профессиональной деятельности на дан-ном предприятии и регламентирующие ее документы. Прохождение учебно-ознакомительной практики позволило мне закрепить и углубить теоретические знания по общей и медицинской психологии, психодиагно-стике и психологическому консультированию, в частности, расширить представле-ния о методах психологической диагностики и первичной профилактики школьных неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств. Прохождение учебно-ознакомительной практики позволило мне приобрести и закрепить профессиональные знания, умения и навыки работы психолога с населе-нием. Во время учебно-ознакомительной практики мною были освоены навыки про-ведения психодиагностического исследования детской тревожности, обработки и интерпретации результатов исследования и составления практических рекоменда-ций для родителей тревожных детей на основе полученных результатов. Также мною был освоен навык составления итогового заключения по результатам психо-диагностического исследования, приобретены практические навыки психологиче-ского консультирования в клинико-психологической сфере. Прохождение учебно-ознакомительной практики на базе Кунашакского рай-онного медицинского объединения «Сураковский медицинский фельдшерский пункт» имеет высокую практическую значимость для меня, поскольку позволило мне получить знания, умения и навыки, необходимые в моей дальнейшей профес-сиональной деятельности в сфере практической психологии. Приложение Практические рекомендации по организации работы с тревожными детьми «Невротики». Работая с этим типом тревожных детей, нужно, прежде всего, дать им возможность почувствовать расположение к ним и интерес к их страхам. Задача родителей, педагогов и воспитателяей состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Необходимо также успокоить родителей, попросить их не заострять внимание на соматических проявлениях. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности. «Расторможенные». Им необходимо доброжелательное отношение и поддержка со стороны воспитателей, родителей и сверстников. Надо помочь им поверить в свои силы. На занятиях надо давать выход их активности. «Застенчивые». Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить. «Замкнутые». В работе с ними важно проявлять доброжелательность и участие. Им нужно дать возможность выговориться, а потом включить их в группу сверстников со схожими интересами. В целом в работе с дошкольниками с повышенной тревожностью необходимо помнить, что для них очень значима оценка родителя и педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. На-против, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми - обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы. |
« Пред. | След. » |
---|