Антицерковная сатира («Калязинская челобитная», «Притча о бражнике») |
Антицерковная литература- 17в.«Калязинская челобитная» - яркий обличительный документ, изображающий быт и нравы монашества. Осмеивается сытая и разгульная жизнь монахов. Они удалились от мирской суеты, чтобы вести неправедный образ жизни. Калязинский мужской монастырь - объект сатирического обличения. Это позволяет автору указать на типичные черты жизни русского монашества 17 века. В форме слёзной челобитной жалуются монахи архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону на своего нового архимандрита. Норма жизни иноков - пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. Поэтому и возмущены монахи своим архимандритом, которые круто меняет заведённые ранее порядки и пытается внести устав правильного ведения монашеской жизни. Он блюдёт их нравственность, запрещает винокурение и пивоварение, которым занимаются монахи в целях добычи средств. Монахи недовольны, что их заставляют ходить в церковь и молиться. Жестокий, жадный и корыстолюбивый архимандрит является также объектом обличения повести. Он вводит в монастыре систему телесных наказаний, морит монахов голодом в наказание.Стиль: Основное средство сатиры - язвительная ирония, скрытая в слёзном плаче монахов. афористичность (насмешка часто выражена в форме народных рифмованных прибауток) «Притча о бражнике». Построена на антитезе: бражник и пребывающие в раю «святые».Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы над «праведниками».Райского блаженства удостоены: Трижды отрекавшийся от Христа апостол Пётрубийца первомученика Стефана апостол Павелпрелюбодей царь Давидгрешник из ада царь Соломонубийца-святитель Николай. Им противопоставляется «бражник», и он превосходит их в нравственном плане, он уличает их в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал. В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых |
« Пред. | След. » |
---|