Архитектоника |
АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) — общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе. Архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Философия композиции комедии опирается на два принципа: Соразмерность и вертикальность. Основа гармонии – соразмерность (числовая, геометрическая и этическая). Наказания соразмерны греху, скорбь и радость – делам человека. Кристалл – форма поэмы, по Мандельштаму: «вся поэма есть единая и не дробимая строфа, точнее кристаллографическое тело», «чудовищный по своей правильности 13 тысячный гранник». Числовая структура поэма основана на цифрах 3 (Троица) и 9 (число Беатриче). Божественная комедия – это триптих (три кантики, три этапа пути Данте – АД – ЧИСТИЛИЩЕ - РАЙ). По 33 песни в каждой граннике + 1 вступительная (пролог к Аду – так как ад – неправильный элемент целого). Итого: 100 песен. Стих – самый длинный и самый просторный стих в Итальянской поэзии. Помимо числового каркаса в поэме есть Образный каркас, идейный, символический, теологический. В странствии Данте отображается Путь человечества в прошлом настоящем и будущем: речь идёт об индивидуальной жизни, об общественной жизни и об строении природы. Натурфилософские знания распределены очень чётко: Ад – рассказ о мертвой, неорганической материи, Чистилище – образы живой природы, Рай – небесная природа. Геологический Ад, биологическое Чистилище, астрономический Рай. АД. (ИНФЕРНО). Наиболее скульптурная часть комедии и наиболее собственно комедийная, не только в смысле изображения человеческих пороков и недостатков и не только по причине создания карикатуры, непристойно исковерканные тела, но и в смысле последовательного приближения к абсолютному комизму, исключающему всякий юмор: движение человека прочь от человеческого облика, растворения в животной стихии, неорганике. Ад, с точки зрения Данте, - царство торжества справедливости. В нем царствует равномерное воздаяние. Ад создан Троицей (надпись при входе в ад). Ад – совершенное творение, это механизм соразмерного наказания преступления: «скорбь да соразмерится делам». Строгая архитектоника ада исполнена глубокого смысла, этот смысл герой воздает в процессе своего пути, а также благодаря рассказу проводника. В преддверии ада – ничтожные. Следом 9 кругов, сужающиеся к воронке. 1 круг – ЛИМБ – некрещеные младенцы и язычники (не мучаются; просто не в раю) 2 круг – похотливые и развратные души, сладострастники (кручение и истязание ураганом, удары душ о скалы преисподней) 3 круг – чревоугодники и обжоры (гниение под дождем и градом) 4 круг – скупость и расточительство (перетаскивают с места на место огромные тяжести) 5 круг – гнев, лень и уныние (вечная драка в грязном болоте Стикс) СТЕНЫ ГОРОДА ДИТА 6 круг – еретики и лжеучители (лежат в раскаленных могилах, объятые пламенем гробницы) 7 круг – ГОРОД ДИТ · Тираны и разбойники (кипеть во рву из раскаленной крови) · Самоубийцы (в виде деревьев их терзают гарпии) · Игроки и моты (гончие псы гоняются за ними) · Содомиты, лихоимцы и богохульники (изнывают в бесплодной пустыни) 8 круг – ЗЛЫЕ ЩЕЛИ (8 и 9 круги – бездна) · Сводники и обольстители (идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами) · Льстецы (влипшие в кал зловонный) · Святокупцы (закованы в скалы вниз головой, по ступням струится огонь) · Прорицатели и звездочеты (голова повернута на пол-оборота назад) · Мздоимцы и взяточники (кипеть в смоле) · Лукавые советчики (души горят внутри огоньков) · Лжесвидетели (страдают лихорадкой и головной болью) · Фальшивомонетчики (обезображены водянкой и изнемогают от жажды) · Алхимики (расслаблены, больны чесоткой) · Выдающие себя за других (в ярости бегают и кусают встречных) · Зачинщики раздора (потрошение) · Воры (мучение гадами) · Лицемеры (закованы в свинцовые мантии) 9 круг – предатели родных, родины, друзей, величества божеского и человеческого (вмерзли в лед по шею и лица их обращены книзу) Свойство ада – «оставь надежду всяк сюда входящий» Время для населения ада сворачивается безнадежно. Обратный отсчет времени. |
« Пред. | След. » |
---|