«Дневник писателя» Достоевского |
На страницах «Дневника писателя» Достоевский создал оригинальную художественно-публицистическую форму, которая позволила ему высказываться по всем волновавшим его вопросам. Благодаря его особым авторским приемам и принципам критические статьи «Дневника» органично вписались в эту форму. Одним из таких приемов было проникновение в глубокий философский смысл анализируемого произведения и изучение его внутренних законов. Благодаря нему автору «Дневника» удавалось переместить произведение в свою художественную систему координат и переосмыслить его. Не меняя сюжет произведения, ему удавалось сместить акценты таким образом, чтобы помочь читателю взглянуть на текст глазами истинного поэта. Отсюда вытекает другая особенность литературной критики Достоевского – изучение собственной писательской позиции через призму чужих художественных произведений. Критические статьи Достоевского в «Дневнике» являются оригинальными творениями, которые по своей литературной ценности не уступают анализируемым произведениям. Он редко принимает взгляды своих коллег по перу, но относится к ним с большим почтением. В этих статьях Федор Михайлович с пугающей откровенностью демонстрирует свою душу, внутренние переживания. У читателя складывается ощущение, что перед ним личный дневник писателя. Кроме того, в своих критических статьях Достоевский не столько изучал образы и характеры, сколько стремился поднять их на новый уровень обобщения, увидеть в герое народный тип. Ведь именно в народе автор «Дневника» видел источник большой литературы, цель которой – отражать суть «живой жизни» в ее развитии. Истинный поэт, по мнению Достоевского, должен подходить к изучению жизни народа изнутри, пытаться понять и передать то, как этот народ видит, чувствует и взаимодействует с окружающей действительностью. Таким поэтом для него был Пушкин, талант которого позволял видеть даже самые тонкие черты любого народа и перевоплощаться в него. В творчестве Достоевского литературная критика стала поистине художественной. Она входит во многие произведения писателя. Где-то в серьезном, а где-то в ироничном и пародийном осмыслении. |
« Пред. | След. » |
---|