«Дом сумасшедших» |
«Дом сумасшедших» задумывался, как памятник гениальным безумцам, однако, завершить его автор так и не смог. Новеллы, предназначавшиеся этому произведению, плавно перешли в «Русские ночи», которые имели уже иную концепцию, и зазвучала совсем иначе. Одоевский создал целую энциклопедию безумия, раскрыв характеры и индивидуальность своих персонажей. Герои романа знакомятся с записками, в которых путешественники ищут ответы на вопросы, которые требуют истинного решения великих и безумных умов человека. Перед тем, как рассказать историю безумцев, автор долго размышляет о том, что же это такое на самом деле, откину назад все предрассудки и привычное понимание сумасшествия. «Состояние сумасшедшего не имеет ᴫᴎ сходства с состояние поэта, всякого гения - изобретателя?» – задается вопросом Одоевский, анализируя в подтверждение справедливости своего предположения механизм зарождения новой мысᴫᴎ, когда «все понятия, все чувства» творца «собираются в один фокус»[22]. Одоевский уверен, что безумие не есть, что иное, как своего рода двигатель человеческого развития. Когда писатель описывает безумия Бетховена, то он делает акцент на музыке, помешательство на которой и повлияло на героя. Романтическая идея в стиле «безумный гений» выигрышно послужила в романе автора. Таким же гением является и архиепископ Пиранези, одно лишь отличие, что он злой. Он бестолку тратил свой талант, не задумываясь о его истинном величии и могуществе, в результате чего и был наказан. Новелла «Город без имени» именно та частичка романа, которая содержит в себе проблему социального безумия, а не личного. Нелепые идеи, которые положены в основу идей, приводящие к социальному безумию, постепенно превращают общество в сумасшедших. Именно такое проявление безумства, по мнению автора романа, показывает на отклонения в человеческом развитии, такая ситуация наглядно показывает, что человек тянется не к прогрессу, а напротив, к противоположному процессу. |
« Пред. | След. » |
---|